Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе МБОУ СОШ п. Берёзовый
УМК: Система развивающего обучения Л. В. Занкова.
Тема урока: Словосочетание. Главное и зависимое слово. Оформление словосочетания.
Используемая технология: ИКТ
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово; определять части речи главных и зависимых слов; строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
Планируемые результаты:
Предметные: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово; определять части речи главных и зависимых слов; строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– осуществлять пошаговый контроль;
– формулировать собственное мнение ;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
– Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей
этнической принадлежности;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
Основные понятия: словосочетание, главное и зависимое слово.
Межпредметные связи: русский язык – развитие речи – литературное чтение- окружающий мир
Организация пространства: Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Ресурсы: Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3-го класса :в 2 часть - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Яковлева С.Г. Тетрадь по русскому языку для 3-х классов: в 3 часть (под редакцией Н.В. Нечаевой) Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»; мультимедийная презентация; ноутбуки, карточки.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности, (организационный момент). Задачи этапа. 1.Обеспечение мотивации учения детьми и принятие ими урока. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности , включения в учебную деятельность.
|
1.Организационный момент. Игра « Прикоснись». -Прикоснитесь к трём партам. Спасибо. -Найдите Диму и передайте ему привет. (-Дима, привет! ответ – Привет, ребята!) Спасибо. -Посмотрите на правую стену. Спасибо. - Найдите, что ни будь зелёное и прикоснитесь к нему. Спасибо. - Найдите, что ни будь красное, и не прикасайтесь к этому. Спасибо. -Прикоснитесь друг другу ладошками и передайте уверенность , что всё у нас на уроке получится. - Вы готовы начать занятия? Тогда начали ! «Урок – исследования». -Кто такой исследователь? -Что значить исследовать? «Исследователь- Запишите в тетради дату исследования и место исследования. -В классе сегодня работает журналист. Он напишет заметку в газету «Солнечный меридиан»- «На уроке русского языка». |
Дети выполняют команды учителя. -Что у нас всё получится. Эти несколько секунд на вид нехитрых команд поднимают ребёнка по эмоциональному тону, дают ему энергию и силу на весь день. Дети прикасаются друг к другу ладошками и говорят пожелания.
-Мы будем внимательны, сосредоточены и дружные. -Что мы способные мы справимся. Слайд №1. -Это тот, кто занимается научными исследованиями. -Изучить что-либо. Ученик на уроке работает на компьютере, составляет документ в программе Microsoft Word. |
Личностные: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; - интерес к учебному материалу.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Задачи этапа Подготовить мышление учащихся построению учебных действий. ( технология креативного мышления)
|
Выбор темы. -Определим тему урока по страницам 30-31 учебника. -Какие группы тем исследования вы знаете? -К какой группе относится наша тема? -Обменяемся мнениями в парах. Тема: Словосочетание. Главное и зависимое слово. (Учитель открывает тему урока.) - Поставим цель проекта. -Какие слова- помощники? -Предлагайте своё мнение. (Учитель открывает цель урока.) - Выяснить , как выделять словосочетания из предложений, находить в словосочетании главное и зависимое слово; определять части речи главных и зависимых слов; строить словосочетания. -Кто хотел бы достичь цели урока. Выполнить учебную задачу? -Выдвинем гипотезу. -Что такое гипотеза? -Какими слова начинается гипотеза? -Что обязательно должно быть в проекте? -Давайте определим, какие твои действия будут на уроке? Проблема проекта – почему? (это важно лично для меня). Цель проекта – зачем ? (мы делаем проект) Задачи проекта – что ? для чего? (мы это делаем) Методы и способы – как ? ( мы сможем это сделать ) Результат – что получится ? (решение проблемы ) Деятельность ученика: *работа со словосочетаниями; *чтение правила; *тренировочные упражнения; *продукт проекта- памятка. |
Дети предлагают тему урока.
-фантастические -экспериментальные -теоретические - К теоретической.
Слайд №2 (тема и цель закрыта шторкой) -выяснить -узнать -расследовать
Гипотеза - это предположение, догадка, рассуждение, которая требует проверки. -предположим,… -допустим,… -возможно,... Гипотеза: предположим, что словосочетание- это два слова, связанные между собой по смыслу. -Продукт проекта. Слайд №3-4. (Деятельность ученика). |
Познавательные УУД: - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать объекты с выделением их отличительных признаков; Регулятивные: целеполагание.
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Организация исследования. Работа по учебнику. Стр. 30 упр.327. -Читает задание Почемучка. -Назовите нарисованные предметы одним словом. -Теперь дайте предмету более точную характеристику, составив словосочетание. -Исследуем, что заметили? -Как оформить словосочетание? - Из чего состоит словосочетание? (из двух слов) - От какого слова ставится вопрос? - Как обозначается главное слово в словосочетании? - Как обозначается связь главного слова с зависимым? |
Знак – наблюдаем. дом изба здание каменный дом (какой?) деревянная избушка(какая?) высокое здание ( какое?) -В словосочетании одно слово-главное, другое зависимое. -Одно слово командует, другое подчиняется. -От главного к зависимому. -Крестиком. -Стрелочкой. |
Коммуникативные УУД сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4. Построение проекта выхода Задачи этапа: Организовать построение проекта Изучения нового материала.
|
4. Проведение эксперимента. Стр.30, упр.328 Работа в парах. -Допишите первые три словосочетания. -Обсудите в паре. Кот ( какой?) шустрый, -Можно вставить слово бородатый? Почему? мышка ( какая?) маленькая, молоко(какое?) тёплое -Проверьте свои мнения. -Обсудим ваши варианты. - Кто похвалит своего соседа, скрепите ладошки домиком. |
Знак-символ наблюдаем!
-Дети записывают три словосочетания, обсуждают варианты в прах.
-Нет.
Кот бородатый–это не словосочетание, так как не слова не связаны по смыслу. Дети строят «домик» ( держат вверх руки). |
Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5.Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий. |
Работа с правилом на стр.31. -Прочитайте правило, правильно ли мы высказывали гипотезу относительно словосочетания.
|
Знак-посмотрим в книгу !
-Да , гипотеза наша подтвердилась.
|
Коммуникативные УУД: - принимать участие в работе парами; - допускать существование различных точек зрения; |
Физпауза |
- Упражнения буддийских монахов: -Берёзка. -Журавль. -Хоп. -Дыхательные упр. Вдох. |
|
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешнем речи.
|
Тренировочные упражнения. А)-Включите словосочетания в предложение. Выбирайте, как лучше расставить слова, чтобы яснее выразить мысль. Составьте предложение. ручей быстрый лёд толстый сковал ручей -Выделите грамматическую основу предложения. -Что заметили? -Запишите предложение в журнал исследований. |
Слайд №5 Толстый лёд сковал быстрый ручей. -Сковал? Лексическое значение слова. Лёд сковал. -Главные члены предложения не являются словосочетанием. На доске работает ученица.
|
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -принимать роль в учебном сотрудничестве; Коммуникативные УУД: - допускать существование различных точек зрения |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задачи этапа: 1.Организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 3.По результатам выполнения работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.
|
Б). Выпишите из предложения словосочетания. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. -Составим алгоритм действия: 1). Сначала найдём и подчеркнём главные члены предложения. 2).Покажем связь с подлежащим. шарф пушистый 3).Связь со сказуемым. лежит на ветках 4).Связь с второстепенным членом предложения. на ветках кедра -Как связаны слова в словосочетании? А ещё? В).Работа в группах. Правила работы в группе: 1).В группе должен быть ответственный. 2).Работать должен каждый на результат. 3).Один говорит. Другие слушают. 4).Своё несогласие высказывай вежливо. 5).Если не понял переспроси. Составление памятки. (Продукта проекта) -Выполнив работу строим «дворец». ПАМЯТКА Как выписать словосочетание из предложения? Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием! ПЛАН 1. Найти главные члены предложения. 2.Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее 3.Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое 4.Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения. -Проверим ваши памятки. -Где мы будем использовать памятку? |
Слайд№6 -Символ-наблюдаем! Шарф лежит. Это основа предложения. -Основа предложения не является словосочетанием. шарф (м.р.ед.ч.) какой? пушистый(м.р.ед.ч.) лежит (на чём?) на ветках -По смыслу. -Грамматически. на ветках (чего?) кедра
Слайд№9 (правила работы в группе). Дима работает на ноутбуке в программе «Отличник» -словарные слова.(Дифференцированная работа.) Дети работают в трёх группах: Знайки. Слайд№10 Дети составляют памятку «Как выписать словосочетание из предложения?» Дети предлагают свои варианты. Дети зачитывают памятки. Дима на ноутбуке называет отметку работы с на компьютере. -Памятку мы распечатаем и вставим в нашу «папку «Знаний».
|
Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные –выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
|
8. Итог урока. |
-Какие цели ставили для себя? -Достигли поставленных целей? |
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание. Задачи этапа: 1.Организовать рефлексия учащихся по поводу своего психоэмоцианального состояния. Мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
Илья-журналист прочитает нам свою заметку в газету. -Чьи ответы понравились? -У каждого ученика лист с двумя шкалами. - Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. –Кто оказался у подножия горы? -А на вершине горы? -А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу. - Кто стоит у подножия? -На склоне? - На вершине горы? Обсуждение результатов рефлексии. –Домашнее задание: стр.30, упр.34 Творческое задание (по желанию): сочинить сказку «Словосочетание в предложении». -Спасибо за урок! |
Слайд№ 11 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Слайд №12. Слайд №13 |
У обучающегося будут сформированы: - понимание причин успехов в учебе Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные УУД: - положительное отношение к школе и учебной деятельности; |
Приложение – индивидуальные задания.
1.Найди и запиши со страницы 188 учебника « Справочника правописания»: 1).Двусоставное слово. 2). Слово, в котором букв больше, чем звуков. 3). Слово, где ь – показатель мягкости. 4). Слово, в котором звуков больше, чем букв. 5). Слово с разделительным мягким знаком. 6). Глагол , несовершенного вида. 7) По грамматическому значению: это сущ, нарицательное ,одуш. 8).По лексическому значению узнайте слово: -это жёлтый цветок. |
2).Дорогой друг! -Ты - сейчас журналист, напиши заметку ( на компьютере) на тему «На уроке русского языка». Пользуйся орфографическим словарём. Спасибо за работу! Успехов тебе! |
3). Дорогой друг! Просклоняй слово «зима». |
4). На глобусе , найди слова имена собственные .Запиши в тетрадь 5 слов. |
5). Дорогой друг! Просклоняй слово « сугроб». |
6).Выполни разбор, как часть речи слова «ветры». Задули холодные ветры. |
7). Разбери предложение по членам . Слово «орешки» разбери как част речи. Белочки грызут орешки. |
ПАМЯТКА «КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?»
1. Найти главные члены предложения.
2.Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее.
3.Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое.
4.Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения.
ОБРАЗЕЦ:
Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.
ребята (какие?) задорные
побежали (как?) быстро
побежали (куда?) в рощу
в рощу (какую?) березовую
1. Словосочетание – это ….., связанные ….. .
2. Словосочетание состоит из ….. слова и …. слова.
3. Вопрос ставится от …. слова к …. слову.
4. Главное слово обозначается … .
5. Связь главного слова с зависимым обозначается …. .
6. Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова ……. …….. к зависимому.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.