Технологическая карта урока «Алюминий»
Предмет |
Химия |
|
Класс |
9 |
|
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
|
Цели деятельности учителя |
Создание условий для формирования представлений об алюминии, особенностях его строения и свойствах; воспитывать интерес к научным представлениям о веществах и их применении |
|
Образовательные ресурсы |
Учебник О.С.Габриелян «Химия» 9 класс; электронные образовательные ресурсы: видеофрагменты, презентация «Алюминий»; оборудование и реактивы: гранулы алюминия, алюминиевые пластинки, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди (II), стакан с водой, штативы с пробирками; коллекция «Алюминий и его соединения» |
|
Методы и формы обучения |
Методы: словесно-наглядные, лабораторная работа Формы: работа в группах, работа с текстовой информацией |
|
Формы контроля |
Устный, письменный – заполнение рабочих листов с заданиями |
|
Основные понятия |
Физические, химические свойства алюминия: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами , щелочами, растворами солей; получение и применение алюминия. |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
Обучающиеся научатся: Составлять уравнения реакций, отражающие химические свойства алюминия. Обучающиеся получат возможность научиться: Систематизировать знания о химических свойствах и областях применения алюминия |
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока, цель урока и задачи по её реализации. Познавательные: самостоятельно формулировать определения понятий. Коммуникативные: демонстрировать способность работать в группе для реализации учебных задач |
Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению, коммуникативную компетентность в образовательной деятельности.
|
Цели урока: создать условия для:
1) формирования у учащихся знаний об алюминии как химическом элементе и простом веществе, о строении его атома, физических и химических свойствах, применении;
2) формирования у учащихся умений анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать соответствие между понятиями и их характеристиками, экспериментально решать задачи и делать выводы;
3) совершенствования навыков работы с текстом, навыков анализа и синтеза, структурирования информации; формирования основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией;
4) формирование личностных результатов: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Задачи урока:
Личностные: создать условия для проведения исследования, совершенствования умений работать в команде, участвовать в обсуждении содержания материала, учиться формулировать собственное мнение.
Предметные: соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии, изучить химические свойства алюминия; использовать знания в повседневной жизни.
Метапредметные: способствовать овладению приёмами анализа, синтеза; умению аргументированно доказывать свою точку зрения; проводить коллективное исследование.
Этапы урока:
1. Организационный этап.
Цель: подготовка к включению в учебную деятельность.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условий для самостоятельного формулирования учащимися темы урока, его целей и задач.
3. Открытие новых знаний с использованием текстовой информации и проведения химического эксперимента.
Цель: организация усвоения новых знаний на основе актуализации ранее изученного и самостоятельной работы в группах по предложенной программе для каждой группы.
4. Отчёт групп о результатах работы.
Цель: организация совместной работы учащихся разных групп, представление и обсуждение результатов.
5. Первичная проверка понимания полученных знаний после отчёта каждой группы.
Цель: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний, выявление ошибок и их исправление.
6. Первичное закрепление.
Цель: организация усвоения новых знаний на основе применения в изменённой ситуации
7. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.
8. Рефлексия.
Цель: подведение итогов урока, оценка результатов деятельности.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося
|
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1. Организацион-ный этап. |
Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку |
|
|
Приветствуют учителя. |
Умение общаться с учителем и учащимися |
|
|
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Создаёт условия для формулирования темы урока. Сегодня мы продолжим изучать металлы. А чтобы понять, о каком металле пойдёт речь, предлагаю посмотреть видеофрагмент. https://dzen.ru/video/watch/63e50db32f2f457d3afd62e7?share_to=link Вопрос к учащимся: «О каком металле сегодня пойдёт речь?» Где сегодня применяется алюминий? На чём основано применение? От чего зависят свойства? Чтобы понять, почему алюминий нашёл широкое применение в технике и жизни человека, нужно изучить его строение и свойства. Какие же цели сегодняшнего урока? Запишем тему урока в рабочих программах. Работать будем в группах по заданиям с последующим отчётом. На подготовку ответов выделяется 5 минут. Во время работы каждая группа готовит ответы на поставленные вопросы. Затем слушаем отчёты каждой группы. Каждый ученик заполняет рабочий лист, который сдаёт в конце урока на проверку. |
Учащиеся формулирую тему, цели и задачи урока |
Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположений и их обоснование Мыслительные операции. Поиск и выделение необходимой информации. |
Учащиеся выдвигают предложения о видах деятельности
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими учащимися
|
Выделение проблемы и способов её решения, планирование последовательности действий, прогнозирование результатов |
Целеполагание
|
3. Открытие новых знаний |
Для ответа на вопросы вам потребуется выполнить эксперимент. При проведении опытов необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами. Напоминаю, что кислоты и щёлочи являются едкими веществами, поэтому работать с ними надо предельно аккуратно. В случае попадания на кожу необходимо сообщить учителю и промыть проточной водой. Поставьте подпись в рабочем листе о том, что вы ознакомлены с правилами техники безопасности.
А теперь предлагаю выбрать задания (метод случайного выбора)
1 группа. Положение элемента в ПСХЭ. Строение атома.
2 группа. Алюминий – типичный металл. Физические свойства.
3 группа. Химические свойства алюминия. Взаимодействие с простыми веществами и водой.
4 группа. Химические свойства алюминия. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями.
Учитель организует самостоятельную работу обучающихся по заданиям для каждой группы, координирует работу учащихся
|
Изучают предложенную информацию (учебник, дополнительные источники информации) |
Мыслительные операции. Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно – следственных связей. |
Общение в группе, обсуждение новой информации, поиск ответов на поставленное задание. |
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникатив-ных задач. Аргументирование своего мнения и позиции. |
Выбор нужных сведений из общего информационно-го потока. |
Контроль, коррекция. |
4. Отчёт о результатах работы в группах.
|
Слушает, поощряет, задаёт наводящие вопросы, координирует действия обучающихся. |
Изложение найденной информации по заданиям. Изучение информации, найденной учащимися других групп. |
Извлечение из предметного текста необходимой информации. Осознанное и произвольное речевые высказывания |
Выступление отдельных учеников или всей группы с отчётом. |
Построение логической цепи рассуждений и доказательств. |
Выбор нужных сведений из отчетов своей группы и отчётов, составленных другими группами. |
Контроль, оценка, коррекция. |
5. Первичная проверка понимания |
Предлагает выполнить задания, демонстрирует на слайдах вопросы. |
Определяют правильные ответы |
Cтроят логические рассуждения, делают выводы. Осознанное и произвольное речевые высказывания |
|
|
|
Осуществляют самоконтроль для регуляции своей деятельности.
|
6. Первичное закрепление |
А теперь закрепим полученные знания и ответим на вопросы в новой ситуации. На слайде презентации высвечиваются задания теста. |
|
|
|
|
Учащиеся отвечают на вопросы теста, проверяют правильность ответа. |
Осуществляют самоконтроль для регуляции своей деятельности.
|
7. Информация о домашнем задании |
Формулирует домашнее задание по учебнику, комментируя его по необходимости (параграф 33: № 4, 5 – письменно).
|
|
|
Учащиеся фиксируют задание |
Восприятие и интерпретация информации |
|
|
9. Рефлексия |
Подводит итоги. Организует самооценку учебной деятельности. Подведём итоги. Чему вы сегодня научились? Что вы узнали об алюминии? Что явилось неожиданностью? Предлагаю оценить результаты своей работы на уроке по 5 –балльной системе: 5 баллов – всё понятно, могу применять знания 4 – всё понятно, но требуется закрепление 3 – частично понятно, нужно дополнительно изучить 2 – многое не понятно 1 – ничего не понятно
|
Учащиеся отвечают на вопросы.
|
Рефлексия способов и условий действий |
Обсуждение прошедшего занятия в группах и всем классом. |
Адекватное понимание успешности или не успешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Анализ объёма проделанной работы в своей группе и в других группах.
|
Контроль и оценка способов своей деятельности |
Приложение 1
Инструктивная карточка
Цель: изучить положение элемента в ПСХЭ. Строение атома.
1) Охарактеризуйте положение элемента алюминия в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, определите строение атома.
План характеристики:
а) порядковый номер;
б) период;
в) группа, подгруппа;
г) относительная атомная масса;
д) строение атома:
- заряд ядра,
- число протонов и нейтронов в ядре,
- общее число электронов,
- число энергетических уровней
- число валентных электронов на внешнем уровне
- электронная формула атома.
2) Сравните строение атомов и восстановительные свойства алюминия, магния и бора.
3) Определите массовую долю алюминия в хлориде алюминия и оксиде алюминия. Сделайте вывод о том, какое сырьё целесообразнее использовать для получения алюминия?
Инструктивная карточка
Цель: изучить физические свойства алюминия
1. Рассмотрите образцы алюминия. Охарактеризуйте вещество по плану:
а) тип кристаллической решётки
б) вид химической связи
в) охарактеризуйте физические свойства алюминия:
- цвет,
- металлический блеск,
- твёрдость,
- теплопроводность,
- электропроводность, сравнив с другими технически важными металлами (магний, железо, серебро)
- температура плавления, (магний, железо, серебро)
- плотность (магний, железо, серебро)
2. Какие физические свойства являются общими для всех металлов?
3. Сравните пластичность алюминия и железа; алюминия и его сплава – дюралюминия. Какие добавки повлияли на пластичность?
4. Исследуйте с помощью магнита, обладает ли алюминий магнитными свойствами. Сравните с железом.
Инструктивная карточка
Цель: изучить химические свойства алюминия - взаимодействие с простыми веществами и водой.
1. Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия с простыми веществами:
а) с кислородом;
б) с хлором;
в) с серой;
г) с углеродом;
д) с йодом.
2. Почему порошкообразный алюминий горит на воздухе (в кислороде), а проволока плавится, но не капает.
3. Какая роль воды при взаимодействии алюминия с йодом?
4. Опыт. Взаимодействие алюминий с водой.
Опустите алюминиевую пластинку в стакан с водой. Что наблюдаете? Прилейте в чистый стакан раствор гидроксида натрия, поместите в него пластинку на 2-3 минуты, затем снова немедленно опустите в стакан с водой. Что происходит? Составьте уравнение реакции взаимодействия алюминия с водой. Почему вначале реакция не происходила?
Составьте уравнение реакции:
Al + H2O =
Инструктивная карточка
Цель: изучить химические свойства алюминия - взаимодействие с кислотами, щелочами и солями.
Правила работы с кислотами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой.
Опыт 1. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 2 - 3 мл раствора соляной кислоты.
· Что наблюдаете?
· Запишите уравнение реакции: Al + HCl =
· Назовите продукты реакции.
Опыт 2. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия.
· Что наблюдаете?
· Запишите уравнение реакции: Al + NaOH + H2O =
· Назовите продукты реакции.
Опыт 3. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 2-3 мл раствора сульфата меди (II).
· Что наблюдаете?
· Запишите уравнение реакции: Al + CuSО4 =
· Назовите продукты реакции.
Сделайте вывод о свойствах алюминия.
Приложение 2
Рабочий лист
Тема урока: ________________________________________________
Фамилия, имя _______________________________________________
С правилами техники безопасности ознакомлен (а) _______________
Подпись
1. Положение элемента в ПСХЭ. Строение атома.
Химический символ |
Порядковый номер |
Группа |
Период |
Число протонов |
Число нейтронов |
Число электронов |
Число валентных электронов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Электронная формула атома: _________________________________________
2. Физические свойства.
Перечислите характерные физические свойства: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
3. Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия с простыми веществами:
а) с кислородом; ________________________________________
б) с хлором; _________________________________________
в) с серой; _________________________________________
г) с углеродом; _________________________________________
д) с йодом. _________________________________________
4. Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия с сложными веществами:
а) с водой;____________________________________________
б) с соляной кислотой;____________________________________________
в) с гидроксидом натрия (р-р) ___ _________________________________________
г) с сульфатом меди ________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.