Технологическая карта урока по теме Алюминий
Оценка 5

Технологическая карта урока по теме Алюминий

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
02.03.2023
Технологическая карта урока по теме Алюминий
Мой урок Алюминий.docx

Технологическая карта урока «Алюминий»

 

Предмет

Химия

Класс

9

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели деятельности учителя

Создание условий для формирования представлений об алюминии, особенностях его строения и свойствах; воспитывать интерес к научным представлениям о веществах и их применении

Образовательные ресурсы

Учебник О.С.Габриелян «Химия» 9 класс; электронные образовательные ресурсы: видеофрагменты, презентация «Алюминий»; оборудование  и реактивы: гранулы алюминия, алюминиевые пластинки, растворы  соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата  меди (II), стакан с водой, штативы с пробирками; коллекция «Алюминий и его соединения»

Методы и формы обучения

Методы: словесно-наглядные, лабораторная работа

Формы: работа в группах, работа с текстовой информацией

Формы контроля

Устный, письменный – заполнение рабочих  листов с заданиями

Основные понятия

Физические, химические свойства алюминия: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами , щелочами, растворами солей; получение и применение алюминия.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Обучающиеся научатся:

Составлять уравнения реакций, отражающие химические свойства алюминия.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Систематизировать знания о химических свойствах и областях применения алюминия

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока, цель урока и задачи по её реализации.

Познавательные: самостоятельно формулировать определения понятий.

Коммуникативные: демонстрировать способность работать в группе для реализации  учебных задач

Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению, коммуникативную компетентность в образовательной деятельности.

 

 

Цели урока: создать условия для:

1)      формирования у учащихся знаний  об алюминии как химическом  элементе и простом веществе, о строении его атома, физических и химических свойствах, применении;

2)      формирования у учащихся умений  анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать соответствие между понятиями и их характеристиками,  экспериментально решать задачи и делать выводы;

3)      совершенствования навыков работы с текстом, навыков анализа и синтеза, структурирования информации; формирования основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией;

4)      формирование личностных результатов: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

 

Задачи урока:

Личностные:  создать  условия  для  проведения исследования, совершенствования умений работать в команде, участвовать  в обсуждении содержания материала, учиться формулировать собственное  мнение.

Предметные:  соблюдая  правила техники безопасности при работе в кабинете химии, изучить химические свойства алюминия; использовать знания в повседневной жизни.

Метапредметные: способствовать овладению  приёмами  анализа, синтеза; умению аргументированно доказывать свою точку зрения; проводить коллективное исследование.

 

Этапы урока:

1.      Организационный этап.

            Цель: подготовка  к  включению  в  учебную деятельность.

2.      Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для самостоятельного формулирования учащимися темы урока, его целей и задач.

3.      Открытие новых знаний с использованием текстовой информации и проведения химического эксперимента.

      Цель: организация  усвоения  новых  знаний  на  основе актуализации  ранее  изученного  и  самостоятельной  работы  в  группах  по предложенной программе для каждой группы.

4.      Отчёт групп о результатах работы.

      Цель: организация совместной  работы  учащихся  разных  групп, представление и обсуждение результатов.

5.      Первичная проверка понимания  полученных знаний после отчёта каждой группы.

      Цель: установление  правильности  и  осознанности усвоения новых знаний, выявление ошибок и их исправление.

6.      Первичное закрепление.

      Цель: организация усвоения новых знаний на основе  применения  в  изменённой  ситуации

7.      Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

      Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

8.      Рефлексия.

      Цель: подведение  итогов  урока, оценка  результатов  деятельности.

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организацион-ный этап.

Приветствует   учащихся, определяет готовность к уроку

 

 

Приветствуют учителя.

Умение общаться с учителем и учащимися

 

 

2.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

 

 

Создаёт условия для формулирования темы урока.

Сегодня мы продолжим изучать металлы. А чтобы понять, о каком  металле пойдёт речь, предлагаю посмотреть видеофрагмент.

https://dzen.ru/video/watch/63e50db32f2f457d3afd62e7?share_to=link

Вопрос к учащимся: «О каком металле сегодня пойдёт речь?»

 Где сегодня  применяется алюминий? На чём основано применение? От чего зависят свойства?

Чтобы понять, почему алюминий нашёл широкое применение в технике  и жизни человека, нужно изучить его строение и свойства.

Какие же цели сегодняшнего урока? Запишем  тему урока в рабочих программах. Работать будем в группах по заданиям  с последующим отчётом. На подготовку ответов выделяется  5  минут. Во время работы каждая группа готовит ответы на поставленные вопросы.  Затем слушаем отчёты  каждой  группы. Каждый ученик заполняет рабочий лист, который сдаёт в конце урока на проверку.

Учащиеся формулирую тему,   цели  и задачи  урока

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположений и их обоснование

Мыслительные операции.

Поиск и выделение необходимой информации.

Учащиеся выдвигают предложения  о видах деятельности

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими учащимися

 

Выделение проблемы и способов её решения, планирование последовательности действий, прогнозирование результатов

Целеполагание

 

3. Открытие  новых знаний

Для  ответа на вопросы вам потребуется выполнить эксперимент.  При проведении опытов необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами. Напоминаю, что кислоты и щёлочи являются едкими веществами, поэтому работать с ними надо предельно аккуратно. В случае попадания на кожу необходимо сообщить учителю и промыть проточной водой.

Поставьте подпись в рабочем листе  о том, что вы ознакомлены с правилами техники безопасности.

 

А теперь предлагаю выбрать задания (метод случайного выбора)

 

1 группа. Положение элемента в ПСХЭ. Строение атома.

 

2 группа. Алюминий – типичный металл. Физические свойства.

 

3 группа. Химические свойства алюминия. Взаимодействие с простыми веществами и водой.

 

4 группа. Химические свойства алюминия. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями.

 

Учитель организует  самостоятельную работу обучающихся  по заданиям для каждой группы,  координирует работу учащихся

 

Изучают предложенную информацию (учебник, дополнительные источники информации)

Мыслительные операции.

Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно – следственных связей.

Общение в группе, обсуждение новой информации, поиск ответов на поставленное задание.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникатив-ных задач.

Аргументирование своего мнения и позиции.

Выбор нужных сведений из общего информационно-го потока.

Контроль, коррекция.

4.

Отчёт о результатах работы в группах.

 

Слушает, поощряет, задаёт наводящие вопросы, координирует действия обучающихся.

Изложение найденной информации по заданиям. Изучение информации, найденной учащимися других групп.

Извлечение из предметного текста необходимой информации.

Осознанное и произвольное речевые высказывания

Выступление отдельных учеников или всей группы с отчётом.

Построение логической цепи рассуждений и доказательств.

Выбор нужных сведений из отчетов своей группы и отчётов, составленных другими группами.

Контроль, оценка, коррекция.

5.  Первичная проверка понимания

Предлагает выполнить задания, демонстрирует на слайдах вопросы.

Определяют правильные ответы

Cтроят логические рассуждения, делают выводы. Осознанное и произвольное речевые высказывания

 

 

 

Осуществляют самоконтроль для регуляции своей деятельности.

 

6.  Первичное закрепление

А теперь закрепим полученные знания и ответим на вопросы в новой ситуации. На слайде презентации высвечиваются задания теста.

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы теста, проверяют правильность ответа.

Осуществляют самоконтроль для регуляции своей деятельности.

 

7.  Информация о домашнем задании

Формулирует домашнее задание по учебнику, комментируя его по необходимости (параграф 33: № 4, 5  – письменно).

 

 

 

Учащиеся фиксируют задание

Восприятие и интерпретация информации

 

 

9.       Рефлексия

Подводит итоги. Организует самооценку  учебной деятельности.

Подведём итоги.

Чему вы сегодня научились?

Что вы узнали об алюминии?

Что явилось неожиданностью?

Предлагаю оценить результаты своей работы на уроке по 5 –балльной системе:

5 баллов – всё понятно, могу применять знания

4 – всё понятно, но требуется закрепление

3 – частично понятно, нужно дополнительно изучить

2 – многое не понятно

1 – ничего не понятно

 

Учащиеся

отвечают на вопросы.

 

 

Рефлексия способов и условий действий

Обсуждение прошедшего занятия в группах и всем классом.

Адекватное понимание успешности или не успешности;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Анализ  объёма проделанной работы в своей группе и в других группах.

 

Контроль и оценка способов своей деятельности

 

Приложение 1

Инструктивная карточка

Цель: изучить  положение элемента в ПСХЭ. Строение атома.

1) Охарактеризуйте  положение элемента алюминия в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, определите строение атома.

План характеристики:

а) порядковый номер;

б) период;

в) группа, подгруппа;

г) относительная атомная масса;

д) строение атома:

- заряд ядра,

- число протонов и нейтронов в ядре,

- общее число электронов,

- число энергетических  уровней

- число валентных электронов на внешнем уровне

- электронная формула атома.

 

2) Сравните  строение  атомов и  восстановительные свойства алюминия,  магния  и бора.

 

3) Определите  массовую  долю  алюминия в хлориде алюминия  и оксиде  алюминия. Сделайте  вывод  о  том, какое  сырьё  целесообразнее  использовать  для  получения алюминия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карточка

Цель: изучить физические свойства алюминия

1. Рассмотрите образцы алюминия. Охарактеризуйте вещество по плану:

а) тип кристаллической решётки

б) вид химической связи

в) охарактеризуйте  физические свойства алюминия:

- цвет,

- металлический блеск,

- твёрдость,

- теплопроводность,

- электропроводность, сравнив с другими технически важными металлами (магний, железо, серебро)

- температура плавления, (магний, железо, серебро)

- плотность (магний, железо, серебро)

 

2. Какие физические свойства являются общими для всех металлов?

 

3. Сравните пластичность  алюминия и железа; алюминия и  его сплава – дюралюминия. Какие добавки повлияли на пластичность?

 

4. Исследуйте с помощью магнита, обладает ли алюминий магнитными свойствами. Сравните с железом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карточка

Цель: изучить химические свойства алюминия - взаимодействие с простыми веществами и водой.

 

1.     Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия  с простыми веществами:

а) с кислородом;

б) с хлором;

в) с серой;

г) с углеродом;

д) с йодом.

 

2. Почему порошкообразный алюминий горит на воздухе (в кислороде), а проволока плавится, но не капает.

 

3. Какая роль воды при взаимодействии алюминия с йодом?

 

4. Опыт. Взаимодействие алюминий с водой.

Опустите алюминиевую пластинку в стакан с водой. Что наблюдаете? Прилейте в чистый стакан раствор гидроксида натрия, поместите в него пластинку на 2-3 минуты, затем снова немедленно опустите в стакан с водой. Что происходит? Составьте уравнение реакции взаимодействия алюминия с водой. Почему вначале реакция не происходила?

Составьте уравнение реакции:

Al +   H2O =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карточка

Цель: изучить химические свойства алюминия -  взаимодействие с кислотами, щелочами и солями.

 

Правила работы с кислотами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой.

Опыт 1. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 2 - 3 мл раствора соляной кислоты.

·        Что наблюдаете?

·        Запишите уравнение реакции: Al + HCl =

·        Назовите продукты реакции.

 

Опыт 2. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия.

·        Что наблюдаете?

·        Запишите уравнение реакции: AlNaOH  + H2O  =

·        Назовите продукты реакции.

 

Опыт 3. В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 2-3 мл раствора сульфата меди (II).

·        Что наблюдаете?

·        Запишите уравнение реакции: AlCuSО4 =

·        Назовите продукты реакции.

 

Сделайте вывод о свойствах алюминия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Рабочий лист 

 

Тема урока:  ________________________________________________

 

Фамилия, имя _______________________________________________

 

С правилами техники безопасности  ознакомлен (а) _______________

                                                                                                              Подпись

 

1.     Положение элемента в ПСХЭ. Строение атома.

Химический

символ

Порядковый номер

Группа

Период

Число протонов

Число нейтронов

Число электронов

Число валентных электронов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронная формула атома: _________________________________________

 

2.     Физические свойства.

Перечислите характерные физические свойства: _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

3.         Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия  с простыми веществами:

а) с кислородом;     ________________________________________

б) с хлором;           _________________________________________

в) с серой;              _________________________________________

г) с углеродом;      _________________________________________

д) с йодом.                _________________________________________

 

4.         Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия  с сложными веществами:

а) с водой;____________________________________________

б) с соляной кислотой;____________________________________________

в) с гидроксидом натрия (р-р) ___ _________________________________________

г) с сульфатом меди         ________________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока «Алюминий»

Технологическая карта урока «Алюминий»

Цели урока: создать условия для: 1) формирования у учащихся знаний об алюминии как химическом элементе и простом веществе, о строении его атома, физических и химических…

Цели урока: создать условия для: 1) формирования у учащихся знаний об алюминии как химическом элементе и простом веществе, о строении его атома, физических и химических…

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Открытие новых знаний

Открытие новых знаний

Отчёт о результатах работы в группах

Отчёт о результатах работы в группах

Приложение 1 Инструктивная карточка

Приложение 1 Инструктивная карточка

Инструктивная карточка Цель: изучить физические свойства алюминия 1

Инструктивная карточка Цель: изучить физические свойства алюминия 1

Инструктивная карточка Цель: изучить химические свойства алюминия - взаимодействие с простыми веществами и водой

Инструктивная карточка Цель: изучить химические свойства алюминия - взаимодействие с простыми веществами и водой

Инструктивная карточка Цель: изучить химические свойства алюминия - взаимодействие с кислотами, щелочами и солями

Инструктивная карточка Цель: изучить химические свойства алюминия - взаимодействие с кислотами, щелочами и солями

Приложение 2 Рабочий лист

Приложение 2 Рабочий лист
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2023