Технологическая карта урока по теме "Понятие об этимологии" в 6 -ом классе
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по теме "Понятие об этимологии" в 6 -ом классе

Оценка 4.6
docx
08.12.2023
Технологическая карта  урока по теме "Понятие об этимологии" в 6 -ом классе
ТК урока.docx

Урок русского языка в 6 классе

Тема «Понятие об этимологии»

Тип  урока: комбинированный.

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред.  Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Цели:

1.Познавательные.Сформировать представление о способах пополнения словарного запаса языка. Дать понятие об этимологии.Ознакомить учащихся с этимологическими словарями.

2.Практические.Научить  определять происхождение слов.

3.Общепредметные.Воспитывать любовь к слову. Обогащать лексикон учеников .

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Универсальные учебные действия (УУД).Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «пре­красном» и отрицания «безобразного». Регулятивные: соотносят результат своей дея­тельности с целью и оценивают его. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.

 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2. Постановка учебной задачи

Цель этапа:сформулировать тему урока.

 

1. Мозговой штурм.

Ребята, почему сегодня на доске портрет И.С. Тургенева?

Действительно,в ноябре мы празднуем 200-летие со дня рождения писателя.

- Какие произведения автора вы можете назвать?

Стихотворение в прозе, которое сейчас прочитает …., называется «Русский язык».( чтение текста)

Какие определения являются эпитетами?

Как автор относится к русскому языку?

Можете рассказать о происхождении слова « русский»?

( показ слайда)

Выполните  морфемный и словообразовательный разбор.

Ситуация – проблема

 У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и наоборот, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своем происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука …Догадайтесь, какая.( слайд)

этимология.( слайд) Специальная наука – этимология изучает происхождение слов, определяет их первоначальное значение и строение. Сведения, полученные этой наукой, отображаются в этимологическом словаре.

Итак, тему мы определи.

Какие цели мы поставим? Чему мы будем учиться?

Зачем необходимо знать эту тему?

-познакомиться с происхождением слов,

-научиться пользоваться этимологическим словарем;

- понять, почему слово пишется так, а не иначе.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное формулирование цели, формулирование проблемы

 

 

 

 

 

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                          

1. Изучение нового материала.

Учащиеся читают теоретический материал § 25 на стр.160 , затем обсуждают прочитанное с учителем.

-Из какого языка пришло  слово «этимология»?

-Зачем нужно выполнять этимологический анализ?

( чтобы увидеть первоначальный морфемный состав слова) : бел-к а – белк-а; мал-ин-а- малин-а.

- Назовите составителей этимологических словарей.

2. Чтение стихотворения «Близнецы»

- Как вы думаете ,каково происхождение слов близнецы, бранные, жутко и тягостный?

Чтобы узнать , обратимся к этимологическому словарю( раздаточный материал)

3. Составление предложений с этими словами .

4. Тренировочное упражнения.

Учитель: Часто этимологические словари помогают выяснить, что иногда очень разные по значению слова являются родственными по происхождению.

Определим с помощью этимологического словаря общее в значении слов: внушать – ухо, врач – врун, обаяние – басня.  Для этого найдём источник происхождения первого слова и толкование его первоначального значения.

Учитель: В слове коварный и печальный мы видим орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Для того чтобы узнать, какой гласный мы напишем в корнях этих слов, обратимся к их происхождению. С помощью этимологического словаря  подберём к слову коварный и печальный исторически родственные слова, которые помогут нам узнать их правописание.

Таким образом, этимология и этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять  его написание.

 

Работают с теорией учебника в парах.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают основные положения теории .

 

 

 

Выполняют задание, работают с этимологическими словарями.

Расширяют знания об этимологии, этимологическом анализе слова

 

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция  (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

 

Динамическая пауза

Цель: сменить вид деятельности.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

 

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.

Цель:мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся;

контролировать выполнения заданий

1.Чтение отрывка из книги «Секреты орфографии»  и выполнение заданий к упр. 203

 Прием «Инсерт»

V — «Эта информация мне уже известна»;

+ — «Новые факты для меня»;

— — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

2.Выполнение   3 задания упр.203

 

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.

 

 

 

 

 

 

 

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

 

5.Рефлексия.

Цель:оценить результаты собственной деятельности;повторить способ нового знания

 

Рефлексия

 - Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Зачем нужно знать о происхождении слов?  Это помогает в правописании слов, облегчает понимание текстов, развивает логику; это увлекательно, интересно, познавательно, а потребность познавать – это такое же природное свойство человека, как потребность пить, есть, дышать, работать.

Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.

Домашнее задание: § 25, словарный диктант.

Высказывают свое мнение. Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

 

 

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

 

                  

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Какие произведения автора вы можете назвать?

Какие произведения автора вы можете назвать?

Изучение нового материала. Учащиеся читают теоретический материал § 25 на стр

Изучение нового материала. Учащиеся читают теоретический материал § 25 на стр

Включение изученного в систему знаний

Включение изученного в систему знаний

Технологическая карта урока по теме "Понятие об этимологии" в 6 -ом классе

Технологическая карта  урока по теме "Понятие об этимологии" в 6 -ом классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2023