Урок русского языка в 6 классе
Тема «Понятие об этимологии»
Тип урока: комбинированный.
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Цели:
1.Познавательные.Сформировать представление о способах пополнения словарного запаса языка. Дать понятие об этимологии.Ознакомить учащихся с этимологическими словарями.
2.Практические.Научить определять происхождение слов.
3.Общепредметные.Воспитывать любовь к слову. Обогащать лексикон учеников .
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Универсальные учебные действия (УУД).Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного». Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. |
1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
|
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) |
2. Постановка учебной задачи Цель этапа:сформулировать тему урока.
|
1. Мозговой штурм. Ребята, почему сегодня на доске портрет И.С. Тургенева? Действительно,в ноябре мы празднуем 200-летие со дня рождения писателя. - Какие произведения автора вы можете назвать? Стихотворение в прозе, которое сейчас прочитает …., называется «Русский язык».( чтение текста) Какие определения являются эпитетами? Как автор относится к русскому языку? Можете рассказать о происхождении слова « русский»? ( показ слайда) Выполните морфемный и словообразовательный разбор. Ситуация – проблема У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и наоборот, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своем происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука …Догадайтесь, какая.( слайд) – этимология.( слайд) Специальная наука – этимология изучает происхождение слов, определяет их первоначальное значение и строение. Сведения, полученные этой наукой, отображаются в этимологическом словаре. Итак, тему мы определи. Какие цели мы поставим? Чему мы будем учиться? Зачем необходимо знать эту тему? -познакомиться с происхождением слов, -научиться пользоваться этимологическим словарем; - понять, почему слово пишется так, а не иначе. |
Отвечают на вопросы.
Самостоятельное формулирование цели, формулирование проблемы
|
Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. |
1. Изучение нового материала. Учащиеся читают теоретический материал § 25 на стр.160 , затем обсуждают прочитанное с учителем. -Из какого языка пришло слово «этимология»? -Зачем нужно выполнять этимологический анализ? ( чтобы увидеть первоначальный морфемный состав слова) : бел-к а – белк-а; мал-ин-а- малин-а. - Назовите составителей этимологических словарей. 2. Чтение стихотворения «Близнецы» - Как вы думаете ,каково происхождение слов близнецы, бранные, жутко и тягостный? Чтобы узнать , обратимся к этимологическому словарю( раздаточный материал) 3. Составление предложений с этими словами . 4. Тренировочное упражнения. Учитель: Часто этимологические словари помогают выяснить, что иногда очень разные по значению слова являются родственными по происхождению. Определим с помощью этимологического словаря общее в значении слов: внушать – ухо, врач – врун, обаяние – басня. Для этого найдём источник происхождения первого слова и толкование его первоначального значения. Учитель: В слове коварный и печальный мы видим орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Для того чтобы узнать, какой гласный мы напишем в корнях этих слов, обратимся к их происхождению. С помощью этимологического словаря подберём к слову коварный и печальный исторически родственные слова, которые помогут нам узнать их правописание. Таким образом, этимология и этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять его написание. |
Работают с теорией учебника в парах.
Отвечают на вопросы учителя. Записывают основные положения теории .
Выполняют задание, работают с этимологическими словарями. Расширяют знания об этимологии, этимологическом анализе слова
|
Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)
|
Динамическая пауза Цель: сменить вид деятельности. |
Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять.
|
Выполняют упражнения. |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Включение изученного в систему знаний. Цель:мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий |
1.Чтение отрывка из книги «Секреты орфографии» и выполнение заданий к упр. 203 Прием «Инсерт» V — «Эта информация мне уже известна»; + — «Новые факты для меня»; — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»; ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения». 2.Выполнение 3 задания упр.203
|
Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя.
|
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|
5.Рефлексия. Цель:оценить результаты собственной деятельности;повторить способ нового знания
|
Рефлексия - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Зачем нужно знать о происхождении слов? Это помогает в правописании слов, облегчает понимание текстов, развивает логику; это увлекательно, интересно, познавательно, а потребность познавать – это такое же природное свойство человека, как потребность пить, есть, дышать, работать. Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места. Домашнее задание: § 25, словарный диктант. |
Высказывают свое мнение. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
|
Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.