Технологическая карта урока
Ф.И.О. Панкова Елена Юрьевна
Предмет: история
России
Класс: 9
УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
Тема урока: Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1812-1825 гг.
Цель урока: Охарактеризовать цели и последствия заграничных походов русской армии, основные направления внешней политики России после Отечественной войны 1812 года
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся умения отбирать нужный материал, выделять главное, определять признаки, работать по плану.
Развивающие: развивать критическое мышление, способность правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; уметь вести диалог, отстаивая свою точку зрения; воспринимать историческую эпоху, представленную докладчиками; сопереживать людям, прошедшим испытания судьбы, формировать читательскую культуру, эстетический вкус.
Воспитательные: способствовать духовно – нравственному развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма, приобщению к культурным ценностям, развитию коммуникативных способностей во время работы на уроке; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы
Планируемые результаты
Предметные:
Знать историю Заграничных походов 1813-1814 гг., причины и итоги, историческую роль Александра I и других политических деятелей, способствующих выполнению задач, которые необходимо было решить в ходе Заграничных походов; характеризовать основные направления и события внешней политики России 1812-1825 гг.
Уметь анализировать текст; определять важность информации, раскрывающей особенность данного исторического события; устанавливать
причинно- следственные связи.
Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны, стремления сделать что-то полезное для Родины.
Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Технология: ИКТ, проблемно - поисковое обучение, проблемно- диалогическое обучение.
Межпредметные связи: география, экономика, литература.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
· Мультимедийный проектор.
· Экран для просмотра презентации.
· Компьютер.
· Диск с материалами урока. (Презентация)
· Планшеты для выполнения заданий с программой QR- Code.
· Индивидуальный раздаточный материал.
.
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Форма организации взаимодействия |
Промежуточный контроль |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||||
1.Организаци-онный
момент |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
|
|
|
Коммуникативные:
умение
слушать учителя. Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания. |
2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала |
Организует проведение самостоятельной работы (Приложение №1)
Подготовка к изучению нового материала. - Ребята, посмотрите на изображение медали и ответьте на вопросы.
Какому событию она посвящена?
Кто на ней изображён?
Какую информацию мы можем извлечь из этого исторического источника?
|
Отвечают на поставленные вопросы:
Медаль посвящена взятию Парижа в 1814 году На медали изображён император Александр I Надпись сделана на русском языке, на медали портрет русского императоа, значит в 1814 году русские войска взяли Париж, победили Францию Заполняют маршрутный лист, комментируют свои записи, и ответы других ребят, оценивает свою работу.
+ правильно ответил на поставленный вопрос. - неправильно ответил на поставленный вопрос. |
На доске представлена медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 года»
На слайде представлены вопросы, на которые ученик должен ответить.
|
Фронта-льная
Индиви-дуальная |
Письменные ответы
Самопроверка |
Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, формулировать цели внешней политики России изучаемого периода. |
Коммуникативные: умение слушать, излагать свое мнение в монологе корректировать свое мнение под воздействием контраргументов. Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, контролировать и корректировать выполненное задание. Познавательные: сравнивать объекты исследования, выделять главное, анализировать, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование духовно -нравственных и эстетических чувств, адекватной самооценки. |
Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока |
Подводит к формулировке темы и цели урока. - С изгнанием армии Наполеона из России война не окончилась. Кутузов выступал против продолжения войны, а Александр I - за. - Подумайте, какие аргументы в пользу своей точке зрения могли выдвигать полководец и император?
Чья точка зрения вам ближе? - В Манифесте 25 декабря 1812 г. Александр I заявил о Заграничном походе русской армии, чтобы освободить Европу и не позволить Наполеону, восстановив силы, начать новую войну. О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
|
Ученики рассуждают, высказывают предположения: Кутузов: Нет смысла в том, чтобы кровью русских солдат освобождать Европу. Русская армия понесла большие потери в Отечественной войне, она истощена. Поэтому в новой войне она столкнется с огромными трудностями. Александр I: Если дать Наполеону передышку, то Европа по-прежнему останется в его власти и сохранится угроза русской границе на Немане. При продолжении войны можно рассчитывать на поддержку Пруссии. Высказывают своё мнение
Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь. |
На презентации появляется тема урока: «Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.» |
Фронтальная |
Устные ответы |
Уметь по ключевым словам правильно формулировать тему урока, ставить цель. |
Коммуникативные: умение вести диалог. Регулятивные: планирование деятельности на уроке. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели
|
Мотивация учебной деятельности для решения поставленной проблемы.
|
Какие задачи нам предстоит решить, что необходимо узнать?
- Давайте обратимся к учебнику. Работая с текстом пункта 1 сформулируйте цели Заграничных походов.
|
Необходимо
выяснить цели Заграничных походов, узнать, кто мог стать союзником России,
каковы были основные события похода, как
изменилось внешнеполитическое положение России после победы над Наполеоном Участвуют в
обсуждении, составляют план работы.
Ученики работают с учебником, формулируют цели походов: 1. Ликвидация армии Наполеона Бонапарта 2. Усиление влияния России в Европе
|
Определяют круг задач и намечают план работы
Обращаются к учебнику, выполняют задание, фиксируют ответы |
Фронта-льная
Индивидуальная |
Устные ответы
Письмен-ные и устные ответы |
Умение осуществлять целеполагание, планировать свою деятельность
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать цели Заграничных походов
|
Коммуникативные: уметь слушать мнение других, излагать свое в диалоге, аргументировать ,подтверждая текстом. Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением: вычитывать фактуальную информацию в тексте, представлять информацию в разных формах. Личностные: воспитывать патриотическое отношение, осознавать целостность мира и многообразия взглядов, формировать духовно-нравственное отношение к людям.
|
Усвоение новых знаний |
- Сейчас, работая в парах, используя текст учебника, составьте хронологию событий по подготовке разгрома Наполеона I
-
Теперь давайте обратимся к тексту исторического источника ст. 39 «Из рапорта
генерала П.Х. Витгенштейна о вступлении русских войск в Берлин», изучите его
и ответьте на вопросы: -
Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: «Когда народной веры глас
воззвал -Пояснить
высказывания М.И. Кутузова - Для изучения одного из ключевых событий Заграничных походов – битвы при Лейпциге, обратимся к исторической карте. Возьмите свои планшеты и отсканируйте QR-код с экрана. На основе изучения карты сформулируйте в паре вопросы по теме битвы. |
Работают
в парах, составляют хронологию событий: Освобождение Берлина от французских войск
Изучают документ, анализируют, отмечают восторженную встречу русской армии, которая воспринималась, как освободительница
Участвуют в обсуждении,
объясняют высказывания А.С. Пушкина.
Участвуют в обсуждении афоризмов М.И. Кутузова, аргументируют мнение историческими фактами Ученики изучают
карту, обсуждают в паре полученные задания Формулируют вопросы к карте
битвы: |
Обращаются к учебнику, обсуждают материал, выполняют задание, фиксируют ответы
На слайде портрет Кутузова
На экране QR-код
|
Парная
Индивидуальная
Парная
|
Письмен-ные ответы
Устные ответы
Устные и письменные ответы
|
Уметь воссоздавать хронологию событий Заграничных походов
Уметь анализировать исторический источник
Умение характеризовать историческую личность, её вклад в историю государства
Умение работать с картой, характеризовать историческое событие |
Коммуникативные: организовывать работу в паре, вырабатывать совместеные решения, излагать свое мнение в диалоге, понимать позицию собеседника. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением, определять понятия, представлять информацию в разных формах. Регулятивные: определять проблему, выдвигать версии, работать по плану, сверяясь с целью. Личностные: аргументированно оценивать поступки исторического лица, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, учиться осмысливать чужие поступки, патриотически относиться к истории своей страны.
Коммуникативные: уметь слушать мнение других, излагать свое в диалоге, аргументировать ,подтверждая текстом. Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением: вычитывать фактуальную информацию в тексте, представлять информацию в разных формах. Личностные: воспитывать патриотическое отношение, осознавать целостность мира и многообразия взглядов, формировать духовно-нравственное отношение к людям. |
Физкультминутка
|
Пришло время провести нашу традиционную физкультминутку.
|
Ученики выполняют гимнастику для глаз.
|
Слайд с упражнениями для глаз. |
Групповая
. |
Устные ответы, движения учащихся |
|
Коммуникативные: умение использовать икт для достижения своих целей, использовать речевые средства. Познавательные: логически мыслить, находить пути решения. Личностные: стремление к здоровому образу жизни. |
Самостоятель-ное усвоение новых знаний и создание мини-проекта. |
После поражения армии Наполеона, изменилась политическая ситуация и расстановка сил на международной арене. Сейчас вам предстоит разобраться в этих изменениях, охарактеризовать их и дать оценку. Каждой группе раздаются задания, можно использовать учебник, интернет ресурсы, для ответов на вопросы и составления небольшого сообщения для класса. Учитель смотрит, как проходит работа в группах, отвечает на отдельные вопросы ребят, если они появляются.
|
Ученики обсуждают в группах поставленные задания, находят в тексте учебника и в интернете ответы. Вписывают в ответы в маршрутный лист
|
Задание для группы №1. Когда и зачем был созван Венский конгресс? Сформулируйте общую оценку итогов Венского конгресса (для России; для прочих стран). Приготовьте сообщение для класса. Задание для группы №2. Какие цели преследовались создателями Священного Союза? Подумайте, почему не все европейские государства стали его участниками, объясните их позицию. Охарактеризуйте противоречия, существовавшие внутри союза. Приготовьте сообщение для класса. Задание для группы №3. В чём была суть Восточного вопроса? Какую роль он играл во внешней политике Российской империи? Объясните позицию России в греческом кризисе. Приготовьте сообщение для класса. Задание для группы №4. Расскажите об освоении первопроходцами Русской Америки. Как складывались отношения между Россией и США? Какие противоречия обозначились между державами? Приготовьте сообщение для класса. |
|
|
Умение характеризовать политическую ситуацию, давать оценку роли России в системе международных отношений, оценивать позиции европейских держав, событие, владеть историческими терминами. |
Коммуникативные: организовывать работу в группе, вырабатывать с ней решения, излагать свое мнение в диалоге, понимать позицию участников, так и автора, преодолевать конфликты, различать в речи другого мнения. Познавательные: находить информацию, владеть смысловым чтением, определять понятия, представлять информацию в разных формах. Регулятивные: определять проблему, выдвигать версии, работать по плану, сверяясь с целью. Личностные: аргументированно оценивать поступки исторического лица, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, учиться осмысливать чужие поступки, патриотически относиться к истории своей страны. |
Защита мини-проектов. |
Организуется работа по подведению итогов работы в группах, отмечаются наиболее активных учащихся. Заслушивают выводы. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают выводы об изменении расстановки сил на международной арене, указывают на возникновение новых противоречий между ведущими державами.
Остальные группы вписывают информацию в рабочие тетради, создают кластер.
|
Работа с маршрутным листом и с текстом учебника |
Групповая и индивидуальная |
Определение группы, которая наиболее полно справилась с заданием |
Умение применять теоретические знания на практике. |
Коммуникативные: умение комментировать свои записи, использовать речевые средства в зависимости от поставленной задачи. Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы. Регулятивные: осуществлять контроль; редактирование, оценивание качества и уровня усвоения поставленной цели. Личностные: стремление к трудолюбию, взаимопомощи. |
Закрепление нового материала |
Для закрепления изученного материала учитель предлагает для выполнения ряд заданий.
Вспомним, какую цель мы сегодня с вами поставили. Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы?
|
Выполняют задания, самопроверка
Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении поставленной цели урока. 2. Оценивают своё участие на уроке.
|
На экране
задания: |
Индивидуальная
Фронта-льная
|
Письменные ответы
Устные ответы |
Умение видеть причинно-следственные связи, помнить основные исторические даты, термины, факты |
Познавательные: вычитывать подтекстовую и концептуальную информацию. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем. Личностные: стремление к соблюдению норм литературного языка, формирование уважительного отношения к религиозной символике. |
Подведение итогов |
Организует работу по подведению итогов, отмечает наиболее активных учащихся.
|
Анализируют, подводят итоги, вспоминают, какое новое знание открыли на уроке. |
|
Фронта-льная |
Устные ответы |
|
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей. Познавательные: анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Рефлексия |
Как вы считаете, появились ли у России в этот период надёжные союзники? Почему? Предлагает каждому оценить своё участие на уроке и удовлетворенность своей деятельностью
|
Обсуждение и заполнение листов самооценки. |
Представляются синквейны
Листы самооценки. |
Индивидуальная |
Устные ответы
Листы обратной связи |
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения. Личностные: аргументированная оценка своей деятельности.
|
Домашнее задание |
Объясняет, как необходимо выполнить домашнее задание.
|
Слушают объяснение учителя. |
Базовый уровень. 1.Базовый уровень. Решить кроссворд (Приложение 2) Повышенный уровень. Подготовьте электронную презентацию о Казанском соборе Петербурга. Особо выделите места, связанные с именем М. И. Кутузова. |
|
|
|
|
Приложение 1.
Вариант 1
1. Рассмотрите карту и выполните задание
|
1.Укажите
имя полководца, осуществившего вторжение войск в пределы России |
Вариант 2
1. Рассмотрите карту и выполните задание
|
1. Укажите фамилию главнокомандующего русской армии с осени 1812 года 2. Укажите наименование сражения, обозначенного на схеме цифрой 2 3. Укажите наименование деревни, где было принято решение об оставлении Москвы 4. Укажите наименование города, обозначенного на схеме, в котором императоры России и Франции заключили договор до начала войны 1812 года |
Приложение 2.
|
По горизонтали По
вертикали |
Раздаточный материал.
Маршрутный лист
Задания маршрутного листа
№ |
Вопрос |
Ответ ученика |
Самооценка + +/ - +/ - |
1 |
Какому событию посвящена медаль?
|
|
|
2 |
Кто на ней изображён?
|
|
|
3 |
Какую информацию мы можем извлечь из этого исторического источника?
|
|
|
Условные обозначения.
Оцениваю сам себя |
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился - у меня не получилось |
Лист самооценки.
Ф. И. ________________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________
Этап |
Учебная деятельность |
Моё участие на данном этапе (Отметьте верные для вас утверждения галочкой) |
Начало урока |
Настрой на урок |
включился с желанием узнать новое включился с интересом включился, так как надо |
1 шаг |
Повторение пройденного материала |
получил правильный результат, работая индивидуально передал инициативу партнеру |
2 шаг |
Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока |
быстро справился с поставленными задачами попробовал выполнить задание, но допустил ошибки попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением не смог выполнить задание |
3-4 шаг |
Самостоятельное усвоение новых знаний и работа в паре |
принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе |
5 шаг |
Создание мини-проекта |
принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе |
6 шаг |
Защита мини-проектов |
принял активное участие в работе участвовал в работе по мере своих возможностей созерцал происходящее на данном этапе |
7 шаг |
Самостоятельная работа заполнение маршрутных листов, создание кластера. |
выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог выполнить задание, так как не успел |
|
Применение нового материала в системе знаний |
выполнил самостоятельно задание без ошибок выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил не смог выполнить задание, так как не успел |
9 шаг |
Инструктаж по домашнему заданию и итог урока |
мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника. |
Лист самооценки и взаимооценки в работе над мини-проектом
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) |
Моя оценка |
Оценка группы |
Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы |
|
|
|
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения |
|
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать |
|
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.