Технологическая карта урока
Тема: Деепричастие как часть речи Дата урока: 05.04.2024
Учитель: Андриенко А.Ю., учитель русского языка и литературы МАОУ «Ангарский лицей №1»
УМК: Русский язык: учебник 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л. Кибирева,; под ред. Е. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология построения урока: проблемно-диалоговая, проектная, ИКТ
Методы и формы урока: метод проблемного обучения, мини-проекта; наблюдение, индивидуальная, фронтальная, групповая формы работы
Цели как деятельность учеников
Образовательные:
формирование понятия о деепричастии как части речи;
умение определять грамматические признаки деепричастия и его синтаксической роли в предложении;
Развивающие:
выявлять грамматические признаки деепричастия;
определять грамматические признаки деепричастия и его синтаксическую роль в предложении;
правильно ставить знаки препинания;
обогащать словарный запас обучающихся, развивать связную речь о, развивать умение проводить замену глаголов деепричастием.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные: способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Познавательные:
систематизировать материал, полученный на уроке;
ориентироваться в учебнике;
владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), находить нужную информацию;
работать с разными по уровню заданиями;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему);
создавать модели объектов в знаково-символической форме (уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы)
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с обучающимися или учителем;
искать пути решения проблемы, анализировать и систематизировать накопленный материал;
у оценивать результаты деятельности (своей
— чужой);
планировать, ставить учебную задачу;
оценивать речевое высказывание.
Коммуникативные:
определять цель учебной деятельности, слушать собеседника обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, взаимодействовать в группе.
Планируемый результат:
Предметные:
знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии;
уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия на письме, конструировать предложения с деепричастием.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные:
уметь оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве (Регулятивные УУД);
уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД).
Основные ресурсы: Русский язык: учебник 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л. Кибирева, Т.М. Воителева; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
Дополнительные: презентации, раздаточный материал, лист самоконтроля.
Ход урока
Основные этапы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Результат |
Методы, приёмы, техники, формы |
Развитие УУД |
|||
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) |
Приветствие. Учитель создает атмосферу сотрудничества, уточняет тип урока, и тематические рамки, обращает внимание на ценность любого развивающего задания |
Проверка готовности к уроку. Готовятся к восприятию информации, слушают учителя, перерабатывают информацию, |
Готовность к уроку
|
фронтальная |
Коммуникативные УУД 1. Уметь слушать собеседника |
|||
2. Актуализация знаний и проблемное учебное действие |
Инструкция по работе с текстом М. Пришвина «Кладовая солнца», упр. 230. Постановка проблемы: есть ли в тексте слова, похожие на глаголы, также обозначающие действия? Какое это действие - основное или дополнительное. С какими частями речи есть общее? |
находят и выписывают глаголы, определяют их грамматическое значение Какое общее грамматическое значение выражает глагол? Читают отрывок, |
Нахождение части речи, которая похожа на глагол и наречие, т.е деепричастия; через задание повторяют материал о глаголе и наречие, ранее изученный, сопоставляют и сравнивают деепричастие с другими частями речи |
Создание проблемной ситуации |
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные УУД 1 .Уметь слушать собеседника |
|||
3. Выявление места затруднения |
Предлагает работу с предложениями, выявляет причины затруднения определения деепричастия Сравните два предложения Ученик рассказывает о книге и улыбается. Ученик, улыбаясь, рассказывает о книге. Организует фронтальную работу |
Сравнивают два предложения, анализируют, формируют навыка выделять деепричастие, усваивают нормы употребления деепричастия |
Определение причин затруднения определения деепричастия |
Создание проблемной ситуации |
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Осуществлять познавательную рефлексию. |
|||
4. Постановка учебной задачи (целеполагания и построение проекта выхода из затруднения) |
Организует фронтальный опрос обучающихся; проводит эвристическую беседу: ? Попробуйте сформулировать тему урока, цель, что мы должны вспомнить, узнать, научиться? Для облегчения усвоения семантики деепричастия и обогащения речи обучающихся разнообразными языковыми средствами учитель предлагает задание: заменить, где возможно, глагол на ’ деепричастие и объяснить, почему возможна или невозможна замена (работа с карточками, самопроверка (ориентир на эталон), Карточка: 1. Он рассказывает эту необычную историю и волнуется. 2. Море бушевало, и корабль трепало, как щепку. 3. Ребенок хлопал в ладоши и притопывал ножкой. 4. Ястреб схватил добычу и резко взмыл вверх. 5. Мама напевала веселую песенку и улыбалась. 6. Я лишь скользил глазами по строчкам и думал о своем. 7. Он закрыл глаза, и книга выпала из его рук. 8. Мальчик постучал в окно и что-то быстро начал говорить.
|
Высказывают свою точку зрения, доказывают её; вспоминают ранее изученный материал, формулируют тему урока, цель и что необходимо сделать, чтобы научиться определять деепричастие (выбирают |
Определение темы урока, формулировка цели и основных понятий, действий Применение на практике первоначальных знаний и умений: заменяют глаголы деепричастием, обращая внимание на способ образования деепричастия |
Работа с предложениями, Наблюдение, сравнение |
Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; 1. адекватно использовать 'речевые средства для решения коммуникативных задач Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока. |
|||
5. Открытие нового знания: практическая деятельность по реализации проекта |
1. Предлагает заботу по группам (мини – проект: обучающиеся не просто знакомятся с информацией, а создают короткую презентацию по заданию) Первая группа: работа со словарем - ознакомиться со словарной статьей и рассказать об образовании слова деепричастие. Вторая группа: работа с учебником стр. 166 «Знаете ли вы, что...» - познакомиться информацией, ответить на вопрос, какая занимательная информация содержится в материале. Третья группа: знакомятся с информацией на стр. 167 учебника и с дополнительной информацией, которую они находят на страницах Интернета - отвечают на вопрос «Деепричастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола...... 2. После ответов, обучающихся учитель предлагает остановиться на грамматических признаках деепричастия: работа с учебником стр. 166-167
|
На основе ранее полученных знаний выполняют работу, анализируют, выясняют условия образования деепричастия и употребления его в речи формулируют правило, которым должны руководствоваться все обучающиеся, чтобы правильно это сделать. Составляют схемы. Оценивают результат Слушают, наблюдают, выписывают ключевые слова, формулировки, отвечают на вопрос. |
Выяснение грамматически х признаков деепричастия, умение конкретизировать ответ. Умение самостоятельно найти деепричастие и определить его грамматически е признаки |
Выяснение того, что такое деепричастие, каковы условия его употребления и способ образования. Наблюдение, анализ, Фронтальная работа, работа по вариантам обобщение
|
Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Познавательные УУД 1. Пользоваться словарями разных типов. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах).
|
|||
6. Первичное сравнение полученных знаний. Работа по эталону (развитие учебно-языковых и пунктуационных умений). |
Предлагает работу по эталону (два предложения разбираются у доски в качестве примера, затем 1 вариант выполняет 3,4,5 предложение, 2 вариант — 6,7,8: упр. 231; необходимо доказать, что выписанные деепричастия имеют признаки глагола |
Работают по эталону и самостоятельно с предложениями, выполняют графическую работу, делают выводы. В случае затруднения обращаются к учебнику, сравнивают свою работу с выводами, сделанными в процессе групповой работы, делают выводы. |
Сравнить знание, открытое в процессе совместной работы с правилом в учебнике. Умение самостоятельно работать |
Работа с текстом правила, самостоятельная работа |
Познавательные УУД Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
|||
8.Тематическая физ. минутка |
Учитель предлагает Игру-задание: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца. |
Отдыхают, при этом хлопают, если слышат |
Умение отличить на слух деепричастие от других частей речи
|
Снятие эмоционального и физического напряжения
|
Коммуникативные УУД 1 .Слушать и слышать других |
|||
9. Включение в систему знаний и повторение
10. Развитие речи
|
Учитель предлагает обобщить полученные на уроке сведения о деепричастии и оформить эти сведения в конспект - схему или составить план ответа по теме «Деепричастие как часть речи». Учитель предлагает отработать важный признак деепричастия, как |
Обобщают полученные знания, оформляют в схемы, делают выводы Выполняют творческую работу: отрабатывают нарушаемые способность к управлению: исправить ошибки в примерах. Указывая о том, отмечая о достижениях, останавливаясь о недостатках, объясняя об ошибках, описывая о жизни, подчеркивая о важности проблемы, оплатив за билет, касаясь о вопросах, заметив об этом, пересказывая о том случае |
Обобщение материала
Творческая работа: обучающиеся получают сведения из другой области знаний, что способствует расширению кругозора практике речи нормы управления |
Индивидуальная работа Проектная деятельность |
Коммуникативные УУД. 1.Уметь анализировать и исправлять предложения. Познавательные УУД 1. Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор. Регулятивные УУД 1 .Искать пути решения проблемы. |
|||
11. Домашняя работа
|
Дает краткий инструктаж |
Работают с учебником, & 22, упражнение 234 (стр. 169, 3.1, 2 - устно, опора на собранный во время урока материал, презентации) |
|
Индивидуальная работа |
Познавательные УУД 1. Уметь выбирать решение, обосновывать выбор Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
|||
12. Рефлексия учебной деятельности |
Эвристическая беседа по итогам урока 1. Что значит основное и добавочное действие глагола? Приведите примеры, используя материал учебника 2. Проанализируйте признаки деепричастия, общие с глаголом и наречием, и сформулируйте, что же такое деепричастие. 3. Составьте предложение, используя глаголы, написанные на доске, так, чтобы один глагол имел основное значение, а другой добавочное, укажите их грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении (работа по вариантам) Висетъ-отражатъся Дрематъ-затаитъся шлепать — подыматься 4. Итоговый тест (5 вопросов с единичным ответом: уровень знаю, не знаю, затрудняюсь ответить |
Подводят итог урока, соотносят цели и результаты своей деятельности выполняют итоговые упражнения и тесты, записывают домашнее задание. |
Подведение итогов урока, соотнесение цели, поставленной в начале урока с результатом своей деятельности. Проверка усвоения материала |
Фронтальная форма работы. Индивидуальная форма работы Анализ Систематизация знаний |
Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Личностные УУД1. 1. Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД 1.Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.