Технологическая карта урока по теме"Деепричастие как часть речи" с использованием методов проблемного обучения
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по теме"Деепричастие как часть речи" с использованием методов проблемного обучения

Оценка 4.6
doc
08.04.2024
Технологическая карта урока по теме"Деепричастие как часть речи" с использованием методов проблемного обучения
Технологическая карта урока метод проблемного обучения.doc

Технологическая карта урока

 

Тема: Деепричастие как часть речи Дата урока: 05.04.2024

Учитель: Андриенко А.Ю., учитель русского языка и литературы МАОУ «Ангарский лицей №1»

УМК: Русский язык: учебник 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л. Кибирева,; под ред. Е. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018.

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология построения урока: проблемно-диалоговая, проектная, ИКТ

Методы и формы урока: метод проблемного обучения, мини-проекта; наблюдение, индивидуальная, фронтальная, групповая формы работы

Цели как деятельность учеников

Образовательные:

формирование понятия о деепричастии как части речи;

умение определять грамматические признаки деепричастия и его синтаксической роли в предложении;

Развивающие:

выявлять грамматические признаки деепричастия;

определять грамматические признаки деепричастия и его синтаксическую роль в предложении;

правильно ставить знаки препинания;

обогащать словарный запас обучающихся, развивать связную речь о, развивать умение проводить замену глаголов деепричастием.

 Воспитательные:

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Познавательные:

систематизировать материал, полученный на уроке;

ориентироваться в учебнике;

владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), находить нужную информацию;

работать с разными по уровню заданиями;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему);

создавать модели объектов в знаково-символической форме (уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы)

Регулятивные:

определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с обучающимися или учителем;

искать пути решения проблемы, анализировать и систематизировать накопленный материал;

у оценивать результаты деятельности (своей — чужой);
планировать, ставить учебную задачу;

оценивать речевое высказывание.

Коммуникативные:

определять цель учебной деятельности, слушать собеседника обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, взаимодействовать в группе.

Планируемый результат:

Предметные:

знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии;

уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия на письме, конструировать предложения с деепричастием.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные:

уметь оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве (Регулятивные УУД);

уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД).

Основные ресурсы: Русский язык: учебник 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л. Кибирева, Т.М. Воителева; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

Дополнительные: презентации, раздаточный материал, лист самоконтроля.

 

Ход урока

 

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Результат

Методы,

приёмы,

техники,

формы

Развитие УУД

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Приветствие.

Учитель создает атмосферу сотрудничества, уточняет тип урока, и тематические рамки, обращает внимание на ценность любого развивающего задания

Проверка готовности к уроку. Готовятся к восприятию информации, слушают учителя, перерабатывают информацию,

 Готовность к уроку

 

фронтальная

Коммуникативные

УУД

1. Уметь слушать собеседника

2. Актуализация знаний и проблемное учебное действие

Инструкция по работе с текстом М. Пришвина «Кладовая солнца», упр. 230.

Постановка проблемы: есть ли в тексте слова, похожие на глаголы, также обозначающие действия? Какое это действие - основное или дополнительное.

С какими частями речи есть общее?

находят и выписывают глаголы, определяют их грамматическое значение Какое общее грамматическое значение выражает глагол? Читают отрывок,

Нахождение части речи, которая похожа на глагол и наречие, т.е деепричастия; через задание повторяют материал о глаголе и наречие, ранее изученный, сопоставляют и сравнивают деепричастие с другими частями речи

Создание проблемной

ситуации

Познавательные УУД

1.             Анализировать, сравнивать, обобщать.

2.                  Осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные

УУД

1 .Уметь слушать собеседника

3. Выявление места затруднения

Предлагает работу с

предложениями, выявляет

причины затруднения определения

деепричастия

Сравните два предложения

Ученик рассказывает о книге и

улыбается.

Ученик, улыбаясь, рассказывает о

книге.

Организует фронтальную работу

Сравнивают два предложения, анализируют, формируют навыка выделять деепричастие, усваивают нормы употребления деепричастия

Определение

причин

затруднения

определения

деепричастия

Создание

проблемной

ситуации

Познавательные

УУД

1.             Анализировать, сравнивать, обобщать.

2.                  Осуществлять познавательную рефлексию.

4. Постановка учебной задачи (целеполагания и построение проекта выхода из затруднения)

Организует фронтальный опрос обучающихся; проводит эвристическую беседу:

? Попробуйте сформулировать

 тему урока, цель, что мы должны вспомнить, узнать, научиться?

Для облегчения усвоения семантики деепричастия и обогащения речи обучающихся разнообразными языковыми средствами учитель предлагает задание: заменить, где возможно, глагол на ’ деепричастие и объяснить, почему возможна или невозможна замена (работа с карточками, самопроверка (ориентир на эталон),

Карточка: 1. Он рассказывает эту необычную историю и волнуется. 2. Море бушевало, и корабль трепало, как щепку. 3. Ребенок хлопал в ладоши и притопывал ножкой. 4. Ястреб схватил добычу и резко взмыл вверх. 5. Мама напевала веселую песенку и улыбалась. 6. Я лишь скользил глазами по строчкам и думал о своем. 7. Он закрыл глаза, и книга выпала из его рук. 8. Мальчик постучал в окно и что-то быстро начал говорить.

 

Высказывают свою точку зрения, доказывают её; вспоминают ранее изученный материал, формулируют тему урока, цель и что необходимо сделать, чтобы научиться определять деепричастие (выбирают

Определение темы урока, формулировка цели и основных понятий, действий

Применение на

практике

первоначальных знаний и

умений:

заменяют

глаголы

деепричастием,

обращая

внимание на

способ

образования

деепричастия

Работа с предложениями, Наблюдение, сравнение

Коммуникативные

УУД

Владеть

монологической

речью;

1. адекватно использовать 'речевые средства для решения коммуникативных задач

Регулятивные УУД

1.                      Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему урока.

5. Открытие нового знания: практическая деятельность по   реализации проекта

1. Предлагает заботу по группам (мини – проект: обучающиеся не просто знакомятся с информацией, а создают короткую презентацию по заданию)

Первая группа: работа со словарем - ознакомиться со словарной статьей и рассказать об образовании слова деепричастие.

Вторая группа: работа с учебником стр. 166 «Знаете ли вы, что...» - познакомиться информацией, ответить на вопрос, какая занимательная информация содержится в материале.

Третья группа: знакомятся с информацией на стр. 167 учебника и с дополнительной информацией, которую они находят на страницах Интернета - отвечают на вопрос «Деепричастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола......

2. После ответов, обучающихся учитель предлагает остановиться на грамматических признаках деепричастия: работа с учебником стр. 166-167

 

На основе ранее полученных знаний выполняют работу, анализируют, выясняют условия образования деепричастия и употребления его в речи формулируют правило, которым должны руководствоваться все обучающиеся, чтобы правильно это сделать.

Составляют схемы.

Оценивают результат

Слушают, наблюдают, выписывают ключевые слова, формулировки, отвечают на

вопрос.

Выяснение грамматически х признаков деепричастия, умение

конкретизировать ответ.

Умение

самостоятельно

найти

деепричастие и определить его грамматически е признаки

Выяснение того, что такое деепричастие, каковы условия его

употребления и способ

образования.

Наблюдение,

анализ,

Фронтальная работа, работа по вариантам

обобщение

 

 

Регулятивные УУД

1.              Искать пути решения проблемы.

2.               Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3.                     Осуществлять познавательную и

личностную

рефлексию.

Познавательные

УУД

1.     Владеть разными видами чтения (ознакомительным,

изучающим).

2.        Преобразовывать

информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Познавательные

УУД

1. Пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные

УУД

1.                                 Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2.                 Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа в группах).

 

 

 

6. Первичное сравнение полученных знаний. Работа по эталону (развитие учебно-языковых и пунктуационных умений).

Предлагает работу по эталону (два предложения разбираются у доски в качестве примера, затем 1 вариант выполняет 3,4,5 предложение, 2 вариант — 6,7,8: упр. 231; необходимо доказать, что выписанные деепричастия имеют признаки глагола

Работают по эталону и самостоятельно с предложениями, выполняют графическую работу, делают выводы.

В случае затруднения обращаются к учебнику, сравнивают свою работу с выводами, сделанными в процессе групповой работы, делают выводы.

Сравнить

знание,

открытое в процессе совместной работы с правилом в учебнике.

Умение

самостоятельно

работать

Работа с текстом правила, самостоятельная работа

Познавательные

УУД

Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

8.Тематическая физ. минутка

Учитель предлагает Игру-задание: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие

Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца.

Отдыхают, при этом хлопают, если слышат

Умение

отличить на слух

деепричастие от других частей речи

 

Снятие эмоционального и физического напряжения

 

 

Коммуникативные

УУД

1 .Слушать и слышать других

9. Включение в систему знаний и повторение

 

10.  Развитие речи

 

Учитель предлагает обобщить полученные на уроке сведения о деепричастии и оформить эти сведения в конспект - схему или составить план ответа по теме «Деепричастие как часть речи».

Учитель предлагает отработать важный признак деепричастия, как

Обобщают полученные знания, оформляют в схемы, делают выводы

Выполняют творческую работу: отрабатывают нарушаемые способность к управлению: исправить ошибки в примерах.

Указывая о том, отмечая о достижениях, останавливаясь о недостатках, объясняя об ошибках, описывая о жизни, подчеркивая о важности проблемы, оплатив за билет, касаясь о вопросах, заметив об этом, пересказывая о том случае

Обобщение материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая

работа:

обучающиеся получают сведения из другой области знаний, что способствует расширению кругозора практике речи нормы управления

Индивидуальная работа

Проектная деятельность

Коммуникативные

УУД.

1.Уметь

анализировать и

исправлять

предложения.

Познавательные

УУД

1. Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.

Регулятивные УУД

1 .Искать пути решения проблемы.

11. Домашняя работа

 

Дает краткий инструктаж

Работают с учебником, & 22, упражнение 234 (стр. 169, 3.1, 2 - устно, опора на собранный во время урока материал, презентации)

 

Индивидуальная работа

Познавательные

УУД

1. Уметь выбирать решение,

обосновывать выбор Регулятивные УУД

1.              Искать пути решения проблемы.

2.               Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3.                  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

12. Рефлексия учебной деятельности

Эвристическая беседа по итогам урока

1. Что значит основное и добавочное действие глагола? Приведите примеры, используя материал учебника

2. Проанализируйте признаки деепричастия, общие с глаголом и наречием, и сформулируйте, что же такое деепричастие.

 3. Составьте предложение, используя глаголы, написанные на доске, так, чтобы один глагол имел основное значение, а другой добавочное, укажите их грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении (работа по вариантам)

Висетъ-отражатъся Дрематъ-затаитъся шлепатьподыматься

4. Итоговый тест (5 вопросов с единичным ответом: уровень знаю, не знаю, затрудняюсь ответить

Подводят итог урока, соотносят цели и результаты своей деятельности

выполняют итоговые упражнения и тесты, записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока, соотнесение цели, поставленной в начале урока с результатом своей деятельности. Проверка усвоения материала

Фронтальная форма работы. Индивидуальная форма работы

Анализ

Систематизация знаний

Регулятивные

УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Личностные УУД1.

1. Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

1.Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, взаимодействовать в группе

Коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, взаимодействовать в группе

Проверка готовности к уроку. Готовятся к восприятию информации, слушают учителя, перерабатывают информацию,

Проверка готовности к уроку. Готовятся к восприятию информации, слушают учителя, перерабатывают информацию,

Ученик рассказывает о книге и улыбается

Ученик рассказывает о книге и улыбается

Карточка: 1. Он рассказывает эту необычную историю и волнуется

Карточка: 1. Он рассказывает эту необычную историю и волнуется

Он закрыл глаза, и книга выпала из его рук

Он закрыл глаза, и книга выпала из его рук

Третья группа: знакомятся с информацией на стр

Третья группа: знакомятся с информацией на стр

На основе ранее полученных знаний выполняют работу, анализируют, выясняют условия образования деепричастия и употребления его в речи формулируют правило, которым должны руководствоваться все обучающиеся, чтобы…

На основе ранее полученных знаний выполняют работу, анализируют, выясняют условия образования деепричастия и употребления его в речи формулируют правило, которым должны руководствоваться все обучающиеся, чтобы…

Отдыхают, при этом хлопают, если слышат

Отдыхают, при этом хлопают, если слышат

Индивидуальная работа Проектная деятельность

Индивидуальная работа Проектная деятельность

Проанализируйте признаки деепричастия, общие с глаголом и наречием, и сформулируйте, что же такое деепричастие

Проанализируйте признаки деепричастия, общие с глаголом и наречием, и сформулируйте, что же такое деепричастие

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024