Технологическая карта урока по творчеству Ф. Шопена

  • docx
  • 13.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока по Шопену.docx

Технологическая карта урока

Предмет:

Мировая художественная культура

Тема урока:

«Романтические образы в творчестве Ф. Шопена».

Тип урока:

Комбинированный  урок по сообщению нового учебного материала

Цель:

Продолжить знакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции учащихся через восприятие  музыки  Ф. Шопена

Задачи:

1.      Обучающие

расширить представления о романтизме как музыкальном направлении;

углубить знания о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена;

определить образное содержание произведений композитора;

знакомство с музыкальными жанрами.

2.      Развивающие

выработать самостоятельное творческое мышление учащихся;

развитие эмоционально-осознанного восприятия, умения определять музыкальный образ произведения;

развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие интеллектуальных способностей

3.      Воспитательные

воспитание  патриотизма, любви к родине;

 воспитание эстетических  чувств;

 расширению кругозора;

повышение уровня музыкальной культуры учащихся;

обогащению духовного мира учащихся.

Образовательные ресурсы:

Используемая литература:

 

 

 

 

Интернет – ресурсы:

 Компьютер, телевизор, наглядности, инструмент

   Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: уч. пособие для СПО / Л.Г.Емохонова. – М., 2007.

     Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. - М., 1965. – Вып.1.

    Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. - М., 1965. – Вып.3.

    http://classic-music.ru/zm4.html, http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post351791068/

 

     Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации обучения

Методы и приёмы обучения

Виды педагогического контроля

I.               Организационно-мотивационный

Цель: создание положительной установки на ход и результаты занятия.

Приветствие учащихся.

Пожелание доброго дня.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

 

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

фронтальная

Словесный. Слово учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

II.            Постановка учебной задачи.

Цель: определение темы урока, посредством составления кластера, наводящих вопросов.

Задачи:

Выявления уровня знаний по предыдущей теме

 -Соблюдая нашу традицию, урок начнем со слушания музыки .(Шуман «Грезы»)

-Кто узнал это произведение? Правильно, молодцы.

-Прежде чем перейти к следующей теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Нарисуем у себя в тетрадях кластер, в середине напишем РОМАНТИЗМ.

В течение урока будем добавлять информацию.

-Поскольку романтизм берет свое начало в литературе, уместным было бы прочесть стихотворение Р. Рождественского об одном знаменитом музыканте.

-О ком шла речь? Правильно о Шопене, польском композиторе – виртуозе. Следовательно тема нашего урока: «Романтические образы в творчестве Ф.Шопена».

Проговаривают предположения.

 

Рисуют кластер, вписывают в его гроздья все, что знают про романтизм.

Слушают, определяют тему урока и цели.

Фронтальная

Словесный, практический.

Фронтальный. Устные ответы.

III.         Усвоение новых знаний.

     

Цель: Продолжить знакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции учащихся через восприятие  музыки  Ф. Шопена.

Задачи:

Познакомить с биографическими сведениями композитора, его произведениями, воспитание  патриотизма, любви к родине.

-Шопен -  классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, таких как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.  Его современник -

 Р. Шуман сказал: «Шапки долой, господа, перед вами гений»

В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял исключительно для фортепиано. (Если не считать двух концертов для ф-но с оркестром). Он  во всем многообразии раскрыл возможности этого нового для того времени инструмента,  что Шопена назвали «поэтом фортепиано»

-А согласитесь ли вы с этим званием? Слушаем музыку (Вальс Си бемоль минор)

-Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

-Почему ее можно назвать романтичной?

Будучи семилетним ребенком Фридерик начал свою концертную деятельность и к 12 годам не уступал лучшим польским пианистам.

 В 20 лет Шопен отправляется в концертное турне с чувством, что  покидает Родину навсегда, так оно и случилось. Зная, как Шопен переживает разлуку с Родиной, друзья подарили ему на прощание кубок с польской землей

По пути в Париж он узнает, что польское восстание против русского самодержавия, где среди восставших его друзья, может и отец, подавлено. С мыслями о трагических судьбах родины был создан самый знаменитый этюд Шопена  - «Революционный».

Слушаем.

-Музыка оправдывает название произведения?

-Какие чувства она вызывает? (ярость, возмущение, боль, переживание, негодование)

О любви к Родине говорят мазурки Шопена, в которых нашли свое отражение песни и танцевальные мелодии польского народа  

-Мазурка это - польский  народный танец с характерным ритмом. Слушаем Мазурку си бемоль мажор

-Каков характер этой музыки?

Шопен писал мазурки всю жизнь. Их 56. В них – жизнь композитора, жизнь как дневник. Свою первую мазурку он сочинил, когда ему едва исполнилось 14 лет, последнюю – за две недели до смерти.

- Жизнь Шопена в Париже сложилась благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины, его произведения издаются, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру редким счастьем. Но как он тосковал по родине, рассказывают его произведения.

- Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист.

− В Варшаве, в костеле Св. Креста есть каменная колонна – в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Слушаем прелюдию №20.

 

Слушают, размышляют, ведут беседу, записывают, дополняет кластер.

Фронтальная

 

Словесный, наглядно-слуховой.

Метод сравнения.

Фронтальный. Устные ответы, диалог.

      IV.Закрепление новых знаний

Цель: закреплять информацию, полученную на уроке

Задачи:

активизировать умственную деятельность студентов, организовать индивидуальную работу.

Раздаются листки с утверждениями, надо написать на конкретное предложение «да» или «нет», затем поменяться с соседом, проверить его работу и поставить оценку.

  1. Шопен родился в Австрии________
  2. Шопен сочинил 10 опер_________
  3. Он принимал активное участие в польском восстании_________
  4. «Шапки долой, господа, перед вами гений» эти слова принадлежат Р. Шуману____
  5. Большую часть своей жизни Шопен прожил во Франции__________
  6. В день отъезда в Париж друзья подарили композитору сборник нот Моцарта________
  7. В основе творчества Шопена лежит танцевальная музыка, написанная для фортепиано________
  8. Мазурка -  это польский  народный танец с характерным ритмом_______________

Критерии оценивания: 8,7 правильных ответов –«5»,

6,5 – «4»,4,3 – «3», 2,1,0 –«2».

Домашнее задание: принести цветную бумагу, ножницы и клей для создания лепбуков.

Заполняют листовки, оценивают

Фронтальная, индивидуальная

Практический.

 

Индивидуальный. Фронтальный. Оценка деятельности.

      V. Рефлексивно-оценочный

Цель: оценить степень активности работы на уроке

Оцените свою работу на уроке, выберите нужный  цвет:

1.Красный цвет – активно

2.Желтый цвет – не очень активно

3. Синий -  пассивно

Прикрепляют карточки на контуры карты Польши.

Фронтальная

 

 

Практический.

Индивидуальный. Фронтальный. Оценка деятельности.