Технологическая карта урока
Предмет: |
Мировая художественная культура |
|||||
Тема урока: |
«Романтические образы в творчестве Ф. Шопена». |
|||||
Тип урока: |
Комбинированный урок по сообщению нового учебного материала |
|||||
Цель: |
Продолжить знакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции учащихся через восприятие музыки Ф. Шопена |
|||||
Задачи: |
1. Обучающие расширить представления о романтизме как музыкальном направлении; углубить знания о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена; определить образное содержание произведений композитора; знакомство с музыкальными жанрами. 2. Развивающие выработать самостоятельное творческое мышление учащихся; развитие эмоционально-осознанного восприятия, умения определять музыкальный образ произведения; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных способностей 3. Воспитательные воспитание патриотизма, любви к родине; воспитание эстетических чувств; расширению кругозора; повышение уровня музыкальной культуры учащихся; обогащению духовного мира учащихся. |
|||||
Образовательные ресурсы: Используемая литература:
Интернет – ресурсы: |
Компьютер, телевизор, наглядности, инструмент Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: уч. пособие для СПО / Л.Г.Емохонова. – М., 2007. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. - М., 1965. – Вып.1. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. - М., 1965. – Вып.3. http://classic-music.ru/zm4.html, http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post351791068/
Ход урока |
|||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации обучения |
Методы и приёмы обучения |
Виды педагогического контроля |
|
I. Организационно-мотивационный Цель: создание положительной установки на ход и результаты занятия. |
Приветствие учащихся. Пожелание доброго дня. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
|
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. |
фронтальная |
Словесный. Слово учителя. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
|
II. Постановка учебной задачи. Цель: определение темы урока, посредством составления кластера, наводящих вопросов. Задачи: Выявления уровня знаний по предыдущей теме |
-Соблюдая нашу традицию, урок начнем со слушания музыки .(Шуман «Грезы») -Кто узнал это произведение? Правильно, молодцы. -Прежде чем перейти к следующей теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Нарисуем у себя в тетрадях кластер, в середине напишем РОМАНТИЗМ. В течение урока будем добавлять информацию. -Поскольку романтизм берет свое начало в литературе, уместным было бы прочесть стихотворение Р. Рождественского об одном знаменитом музыканте. -О ком шла речь? Правильно о Шопене, польском композиторе – виртуозе. Следовательно тема нашего урока: «Романтические образы в творчестве Ф.Шопена». |
Проговаривают предположения.
Рисуют кластер, вписывают в его гроздья все, что знают про романтизм. Слушают, определяют тему урока и цели. |
Фронтальная |
Словесный, практический. |
Фронтальный. Устные ответы. |
|
III. Усвоение новых знаний.
Цель: Продолжить знакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции учащихся через восприятие музыки Ф. Шопена. Задачи: Познакомить с биографическими сведениями композитора, его произведениями, воспитание патриотизма, любви к родине. |
-Шопен - классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, таких как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Его современник - Р. Шуман сказал: «Шапки долой, господа, перед вами гений» В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял исключительно для фортепиано. (Если не считать двух концертов для ф-но с оркестром). Он во всем многообразии раскрыл возможности этого нового для того времени инструмента, что Шопена назвали «поэтом фортепиано» -А согласитесь ли вы с этим званием? Слушаем музыку (Вальс Си бемоль минор) -Что вы почувствовали, слушая эту музыку? -Почему ее можно назвать романтичной? Будучи семилетним ребенком Фридерик начал свою концертную деятельность и к 12 годам не уступал лучшим польским пианистам. В 20 лет Шопен отправляется в концертное турне с чувством, что покидает Родину навсегда, так оно и случилось. Зная, как Шопен переживает разлуку с Родиной, друзья подарили ему на прощание кубок с польской землей По пути в Париж он узнает, что польское восстание против русского самодержавия, где среди восставших его друзья, может и отец, подавлено. С мыслями о трагических судьбах родины был создан самый знаменитый этюд Шопена - «Революционный». Слушаем. -Музыка оправдывает название произведения? -Какие чувства она вызывает? (ярость, возмущение, боль, переживание, негодование) О любви к Родине говорят мазурки Шопена, в которых нашли свое отражение песни и танцевальные мелодии польского народа -Мазурка это - польский народный танец с характерным ритмом. Слушаем Мазурку си бемоль мажор -Каков характер этой музыки? Шопен писал мазурки всю жизнь. Их 56. В них – жизнь композитора, жизнь как дневник. Свою первую мазурку он сочинил, когда ему едва исполнилось 14 лет, последнюю – за две недели до смерти. - Жизнь Шопена в Париже сложилась благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины, его произведения издаются, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру редким счастьем. Но как он тосковал по родине, рассказывают его произведения. - Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист. − В Варшаве, в костеле Св. Креста есть каменная колонна – в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Слушаем прелюдию №20. |
Слушают, размышляют, ведут беседу, записывают, дополняет кластер. |
Фронтальная
|
Словесный, наглядно-слуховой. Метод сравнения. |
Фронтальный. Устные ответы, диалог. |
|
IV.Закрепление новых знаний Цель: закреплять информацию, полученную на уроке Задачи: активизировать умственную деятельность студентов, организовать индивидуальную работу. |
Раздаются листки с утверждениями, надо написать на конкретное предложение «да» или «нет», затем поменяться с соседом, проверить его работу и поставить оценку.
Критерии оценивания: 8,7 правильных ответов –«5», 6,5 – «4»,4,3 – «3», 2,1,0 –«2». Домашнее задание: принести цветную бумагу, ножницы и клей для создания лепбуков. |
Заполняют листовки, оценивают |
Фронтальная, индивидуальная |
Практический.
|
Индивидуальный. Фронтальный. Оценка деятельности. |
|
V. Рефлексивно-оценочный Цель: оценить степень активности работы на уроке |
Оцените свою работу на уроке, выберите нужный цвет: 1.Красный цвет – активно 2.Желтый цвет – не очень активно 3. Синий - пассивно |
Прикрепляют карточки на контуры карты Польши. |
Фронтальная
|
Практический. |
Индивидуальный. Фронтальный. Оценка деятельности. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.