Битюцкая Ирина Викторовна
Коррекционный педагог в начальном образовании
Тугулымская СОШ № 26
Технологическая карта урока по учебному предмету «Ручной труд» в 3-м классе на тему «Изготовление объемной аппликации из бумаги». Раздел - Работа с бумагой и картоном 3 часа.
УМК - Л.А. Кузнецова
Тип урока: комбинированный
Цель: Закреплять навыки работы с бумагой и картоном, развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Задачи:
Развивающая:
-развивать умение работать по плану, навыки работы с бумагой, картоном, ножницами, клеем.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, внимательность, воображение, самостоятельность, самоконтроль. Обогащать словарный запас: Аппликация.
Образовательная
- Познакомить детей с нетрадиционным способом изготовления поделки. Учить передавать композицию по образцу.
Воспитывающая
– Воспитывать стремление работать аккуратно с картоном, бумагой, клеем, ножницами и стремление к достижению результата, воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- формировать умения изготавливать аппликацию из цветной бумаги, на картонном основании;
- планировать и выполнять технологические операции с опорой на инструкционную карту;
Регулятивные УУД:
- планировать собственную деятельность, уметь организовывать своё
рабочее место под руководством учителя;
- осуществлять контроль, адекватно воспринимать предложения учителя по исправлению ошибок;
- развивать художественно-технологические способности, творческое воображение, умение работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других, проявлять уважение и готовность
выполнять совместно установленные договоренности и правила.
Личностные УУД:
- формирование эстетического вкуса, развивать фантазию, творческое воображение,
логическое и образное мышление, формирование мотивации к учению, базовых
ценностей: доброжелательность, терпение, усидчивость.
Предметные: научатся понимать правила создания рукотворных предметов, использовать эти правила в своей деятельности; изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, получать возможность для формирования умения изготавливать изделия по простейшим шаблонам.
Оборудование:
1. Демонстрационное: доска, проектор, инструкция, шаблоны-фигуры из белого картона, готовое изделие-образец (см приложение 1, 2).
2. Для каждого ученика: цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетка.
Технологическая карта урока «Ручной труд» для 3 класса
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности |
Психологический настрой детей на урок
|
Оценивание своей готовности к уроку. Эмоциональный настрой учащихся.
|
- Проверьте свою готовность к уроку, наличие всего необходимого. ***** - А теперь посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке. ***** - Улыбнись тому, кто находится рядом. |
Уметь организовывать свое рабочее место |
Личностные: Самоопределение; повышение интереса, чувства необходимости учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: Саморегуляция |
Актуализация знаний, подведение учащихся к теме урока. Цель: актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания. |
Учитель создаёт эмоциональный фон, подводит учащихся к теме урока, готовит их к эффективному и осмысленному освоению материала. |
Складывают буквы на доске, отгадывают слово – Аппликация.
|
Попробуйте из данных букв выложить слово. Какое слово получилось? ПЛИАПКАЯИЦ (аппликация)
|
Находить ответы предложенных заданий ***** Уметь строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы
|
Личностные: логическое и образное мышление |
Постановка учебной задачи |
Организует работу со словарями
****
Опрашивает 2-х – 3-х учащихся
|
Работают в парах -находят варианты ответа в словаре - Аппликация
|
А кто-то из вас уже знает значение слова Аппликация?
**** - Найдите ответ в словаре: С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка
|
Находить ответы предложенных заданий
**** Умение находить необходимую информацию в учебном материале. |
Познавательные: Ориентируются в задании.
Регулятивные: Умение следовать инструкции учителя Саморегуляция
Коммуникативные: умение работать в парах.
|
Постановка творческой задачи |
Озвучивает загадку.
****
Опрашивает 2-х – 3-х учащихся
Проблемный вопрос. Демонстрирует образец картины-аппликации |
Отгадывают загадку
Дети предполагают, что им предстоит изобразить на картине. Рассматривают образец картины |
Из чего будет состоять наша картина – аппликация узнаете, если отгадаете загадку. На тарелке колобок - Золотой горячий бок. А тарелка голубая - Не видать конца и края. (Солнце и небо) - Предположите, что мы будем изображать на картине. Верно - Рассмотрите образец. |
Находить ответы предложенных заданий
|
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: Саморегуляция
|
Теоретическая часть: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. **** Анализ готового образца. Организация рабочего места **** Правила техники безопасности
|
Организует поэтапную самостоятельную учебную, интеллектуально-познавательную деятельность школьников.
****
Формирует у обучающихся умение проговаривать последовательность действий на уроке.
|
Перечисляют необходимые материалы
****
Ответы учащихся –бумага тонкая, мягкая, легко мнется, рвется. Картон твердый, гладкий, плотный.
****
Учащиеся рассказывают правила работы с ножницами, картоном, бумагой, клеем..
|
Назовите материалы, которые нужны для работы? - Проверьте, всё ли у вас есть для работы? - Какими свойствами обладает бумага? - А картон? Для окрашивания цветной бумаги в производстве используют специальные стойкие красители с богатой палитрой цветов и оттенков. - Вспоминаем, как уже работал с бумагой и картоном на предыдущих уроках. -Расскажите по своему опыту, какие правила работы с этими материалами и инструментами нужно соблюдать. |
Знать: инструменты, их применение, устройство и назначение. Применяемые виды бумаги и их свойства. Основные цвета бумаги.
**** Знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке
Регулятивные: Саморегуляция
****
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, выражать свои мысли.
|
Планирование предстоящей деятельности Цель: научить детей структуризации полученного знания |
Учитель обращает внимание детей на план урока |
Дети с помощью учителя формулируют и составляют план деятельности, определяют последовательность действий. |
- Составьте план изготовления картины.
|
Уметь: Работать с демонстрационным материалом; Составлять стандартный план работы по пунктам. |
Регулятивные: при помощи учителя определяют, формулируют и составляют план деятельности Саморегуляция
|
Физминутка Цель: обеспечить кратковременный активный отдых |
Демонстрация видеофрагмента. Повторяем движения
|
Ходьба на месте Взмахи руками Взмахи руками, покружиться
|
Мы
шагаем друг за другом |
Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности |
Личностные: -положительные эмоции -удовлетворение от процесса познания и трудовой деятельности Регулятивные: Саморегуляция |
Реализация плана. Цель: выявить границы применения знаний, повторить учебное содержание, необходимое для выполнения работы.
|
– Посмотрим, как же, имея в руках картон, бумагу, клей, инструменты для работы с ними, можно сделать такую замечательную картину-аппликацию. **** - Учитель выводит на экран план работы: **** – Думаю, что у вас получатся замечательные аппликации! А теперь, пришло время нам становиться добрыми волшебниками-художниками, и сотворить чудо своими руками. Пусть у каждого из вас появится своя волшебная картина. Но если у вас будут трудности, вы всегда можете обратиться за помощью. Желаю вам удачного творчества! |
Ответы детей на вопросы учителя.
****
Изучают план действий. ****
Свой план сверяют с планом, данным на презентации. |
Сравнить свой план изготовления картины с планом, предложенным учителем.
|
1.Умение анализировать объект, подлежащий изготовлению 2.Умение пользоваться доступными инструкционными картами |
Регулятивные: соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами Саморегуляция
Познавательные: Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий |
Самостоятельная практическая работа. Цель: умение выполнять практическую работу на основе составленного плана и полученных знаний |
Контролирует выполнение работы.
|
Учащиеся, опираясь на план работы, самостоятельно выполняют изделие. |
Выполнить практическую работу, опираясь на план: 1.На желтой бумаге обвести по шаблону контур круга- солнышка. Выстричь. 2.Нарезать полоски желтой бумаги – ширина 1,5 см, длина 15 см -12 штук 3. Склеить из полосок петельки. 4. Наклеить петельки на изнанку круга по часовой стрелке. 5.Приклеить получившееся солнышко в центр голубого картона. 6.Обвести облако-шаблон по контуру на белом картоне, выстричь. (2 шт) 7.Нанести клей на изнанку облака, и приклеить рядом с солнышком. 8.По желанию, Солнышку можно нарисовать глазки. |
-уметь сочетать цвета бумаги в аппликации; -составлять аппликации; -размещать на листе бумаги элементы аппликации; -смазывать детали аппликации клеем и наклеивать их. -уметь размечать бумагу и картон по линейке и шаблону. -уметь работать с ножницами, клеем, бумагой, картоном.
Уметь применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности. Уметь изготавливать изделия из бумаги по плану и образцу |
Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия. Саморегуляция
|
Рефлексия.
Выставка работ. Цель: 1. Провести рефлексивный анализ учебной деятельности, с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 2. Оценить собственную деятельность на уроке. |
Осуществляет индивидуальный контроль; **** Организует рефлексию. Поддерживает атмосферу доверия и свободы высказывания **** Посмотрите, как сразу стало светло и солнечно в классе. Будто лето к нам вернулось. Всё это сделали вы! Вы и впрямь настоящие волшебники! Обобщающая беседа и заключительное слово, настрой учеников на размышления о затронутых трудностях при выполнении задания, о способах их решения. |
Учащиеся демонстрируют свои работы, прикрепляя к доске магнитиками. Оценивают работы друг друга коллективно.
****
Свое настроение отмечают на доске смайликами. **** Дети размышляют, отвечают на вопросы, формулируют свою точку зрения, аргументируют и доказывают её.
|
- оцените - какая поделка вам больше всего понравилась? Почему?
****
-А у вас какое настроение? -Довольны вы результатом своего труда? -Кому бы вы хотели подарить свою работу? -Благодаря чему вы сегодня сделали маленькое чудо? -Почему у вас всё получилось?
|
Уметь осуществлять контроль и самоконтроль
|
Коммуникативные: умение высказывать собственное мнение
Регулятивные: умение оценить свой результат по критериям Саморегуляция
Личностные –адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. |
Список использованной литературы:
1.Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2017. - 144 c.
2.Земцова, Мария Аппликация из бумаги. Орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие / Мария Земцова. - М.: Феникс, 2014. - 443 c.
3.Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 881 c.
Е.А.Лутцева. технология: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана_Граф, 2014г.
4.Технология. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Е.А.Лутцевой / авт.-сост.О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015.
5.С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. М.1998 г.
Приложение № 1
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.