Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-м классе на тему «Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • docx
  • 21.07.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-м классе на тему «Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных».
Иконка файла материала Урок русского языка, 3 класс.docx

 

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-м классе на тему «Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных»

 

Тип урока:

урок открытия новых знаний.                                                                                                                                    

Авторы УМК:

Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Цель урока:

создать условия для знакомства обучающихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных после шипящих; с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова.

 

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные: формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода; познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова; выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке.

Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе.

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.

 

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы:

карточки с учебными заданиями, мультимедийная презентация, учебник, тетрадь.

 

 

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся  

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

-Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

 «Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю».

Молодцы! - Откройте тетради и оформите начало классной работы.

- Обратите внимание, на столах лежат листы самооценки.  Вы сможете оценить свою работу на этапах урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

Личностные УУД  Способствование   развитию интереса к русскому языку, формированию мотивационной основы учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1-Этот знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
А в слово часто просится.

2. - Мягкий знак – герой нашего урока. А начнем мы с ним работать на минутке чистописания.

 

3. - Отгадайте слова

а) Антоним слову «день»?

б) Маленькое млекопитающее, пища сов?

в) Растение из зёрен, которого выпекают чёрный хлеб?

г) Синоним слову «предмет», «штучка», «штуковина»?

- Произнесите слова еще раз, произнесите последние звуки.

- Какие это звуки?

 

Дают ответ (мягкий знак)

 

 

Дети повторяют написание «ь» в конце слова и в середине.

 

Дети дают ответы (ночь, мышь, рожь, вещь)

 

 

 

 

Дети произносят звуки.

 

 

Дети дают ответ(шипящие)

 

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные  УУД

Формирование умения   делать выводы.

 

3.Выявление места и причин затруднения

 

 

1.Работа в парах.

- Сейчас мы понаблюдаем за ролью мягкого знака. Работать будете в парах. Распределите слова по группам (столбикам).  Вы видите третий столбик, где стоит «?». Если у вас возникнет проблема в каком- либо слове, вы не можете определить роль «ь» знака в данном слове, то напишите его в этот столбик. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

 

2.Проверка(Слайды)

 

 

Работают в паре, распределяют слова по столбикам в зависимости от роли «ь».

 

 

 

 

 

Дети проверяют, слушают ответы других

 

Работают в листах самооценки.

 

 

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя

Познавательные  УУД

Формирование умения   делать выводы.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения «открытие» детьми                      нового знания

 

1. – В каких написан «ь», но роль его вам незнакома? Где возникла проблема?

- Ребята, здесь «Ь» выполняют новую третью роль. И эта тема урока. Давайте её сформулируем.

 

 

 

- К какой части речи, относятся эти слова?

 

 

 

- Но, что особенного в этих существительных?

 

- А мягкий знак, где стоит?

 

 -Итак тема урока?

 

 

 

 

2. - А какова цель? (Слайд  . Появляется еще один столбик, но в именах существительных нет мягкого знака)

ночь                  грач               

мышь                малыш

рожь                 нож

вещь                 плащ

 

- Обратите внимание на второй столбик. Прочитайте слова. Какая часть речи? На какие звуки оканчиваются имена существительные? В данных словах есть «ь»?

 

-Так какова же цель урока, в чем мы должны разобраться?

 

 

 

 

 

 

3. Ребята, выдвигайте свои гипотезы, почему в первом столбике в именах существительных после шипящих стоит «Ь», а во втором его нет.

 

 

 

 

 

 

-Сравним наш вывод с правилом в учебнике.

 

 

 

 

 

 

- Найдите предложение в правиле, которое указывает новую роль мягкого знака? 

 

 

 

 

 

-Итак, после шипящих у существительных мужского рода Ь не пишется, а у существительных женского рода мягкий знак пишется. Это орфограмма.

 

Дети повторяют слова и видят их на слайде.

ночь

мышь

рожь

вещь

 

 

Дети дают ответы:

имена существительные

 

оканчиваются на шипящий звук

 

в конце слова

 

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

 

 

 

 

 

Дети читают слова, отмечают, что во втором столбике также имена существительные, которые оканчиваются на шипящие, но в них нет буквы «ь».

 

 

 

 

 

Дети формулируют главную цель урока: «Узнать в каких словах пишется «Ь» знак после шипящих, а в каких нет»

 

 

Дети дают ответ:

в первом столбике слова женского рода и в них написан «ь», а во втором столбике имена существительные

мужского рода и в них нет «ь».

 

 

Дети читают правило и понимают, что гипотеза, выдвинутая ими, совпадает с выводом в учебнике.

 

 

 

Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.

 

 

Предметные УУД

Овладение умением  правильно писать имена существительные с шипящим на конце               Регулятивные УУД Формирование  умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные УУД Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности

5.Реализация проекта

 

-Давайте построим алгоритм решения орфографической задачи.

Расставьте предложения в нужном порядке.

 

 

 

 

 

 

- Если имя существительное

ж.р.–пишу «ь», если имя существительное м.р. – не пишу «ь».

 

- Определяю род имени существительного.

 

- Определю часть речи.

 

- Читаю или произношу слово с шипящим звуком на конце

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети расставляют пункты алгоритма в правильном порядке

 

 

1.Читаю или произношу слово с шипящим звуком на конце.

 

2.Определю часть речи.

 

3.Определяю род имени существительного.

 

4. Если имя существительное

ж.р. – пишу «ь», если имя существительное м.р. – не пишу «ь».

 

 

Предметные УУД

Овладение умением  правильно писать имена существительные с шипящим на конце               Регулятивные УУД Формирование  умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные  УУД Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности

6. Первичное закрепление во внешней речи

 

Работа по учебнику .Упр.59, стр.34

Прочитайте слова.

Объясните правописание слов с орфограммами. Разделите слова на 4 группы. Выполните задание.

 

Решают задания по алгоритму, и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Работа в листах самооценки. Обучающиеся оценивают себя на данном этапе урока.

 

Регулятивные   УУД

Формирование умения планировать свою деятельность

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и понимать других.

Формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные  УУД

Формирование  умения  на основе  анализа  делать выводы.

Личностные  УУД

Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

 

7.Физминутка

- А сейчас поиграем. Я называю имя существительное с шипящим на конце. Если в нем надо писать «Ь» то рука вверх, если нет – в стороны.

Малыш, печь, багаж, луч, брошь, речь, ландыш.

 

 

 

 

 

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Выполнить упражнение самостоятельно.

Упр.61, стр.34

Учащиеся самостоятельно выполняют задание по алгоритму

Работа в листах самооценки. Обучающиеся оценивают себя на данном этапе урока.

Регулятивные   УУД

Формирование умения планировать свою деятельность

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и понимать других.

Формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные  УУД

Формирование  умения  на основе  анализа  делать выводы.

Личностные  УУД

Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

 

9.Включение в систему знаний и повторение.

 

Работа в группах. Ребята составляют карточку «найди лишнее слово»

Команды составляют цепочку слов. Где одно будет лишним. Например: богач.., борщ.., дрож.., сторож.. . Класс должен назвать лишнее слово и ответить почему?

 

Образуют группы,

работают в группе, защищают перед классом

 

 

Работают в листах самооценки.

 

 

 

Регулятивные   УУД

Формирование умения планировать свою деятельность

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, формировать умение работать в группе

Познавательные  УУД

Формирование  умения  на основе  анализа делать выводы.

10. Домашнее задание

Упр.60, стр. 34

 

 

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

- Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили вначале урока?

 

- Удалось ли нам достичь цели?

 

- Как вы оценили себя за урок в листах самооценки?

 

 

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

 

 

Называют, что получилось, что не получилось и почему.

 

 

Регулятивные   УУД

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать других.

Личностные УУД

Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

1.

    

2.

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

1.

    

2.

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

                      Льёт, деньки, осень, ночь, осенью

 

ь-

показатель мягкости

ь-

разделительный

 

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Друзья, рожь, воскресенье, мальчик, дружить

 

ь-

показатель мягкости

ь-

разделительный

 

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Стулья, вещь, маленький, коньки, жильё

 

ь-

показатель мягкости

ь-

разделительный

 

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Обезьяна, олень, воробьи, мышь, окуньки

 

ь-

показатель мягкости

ь-

разделительный

 

?