Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-м классе на тему «Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных»
Тип урока: |
урок открытия новых знаний. |
Авторы УМК: |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. |
Цель урока: |
создать условия для знакомства обучающихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных после шипящих; с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова.
|
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Предметные: формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода; познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова; выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке. Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе. Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.
|
Оборудование: |
компьютер, мультимедийный проектор. |
Образовательные ресурсы: |
карточки с учебными заданиями, мультимедийная презентация, учебник, тетрадь. |
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||
1.Мотивация к учебной деятельности |
-Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». Молодцы! - Откройте тетради и оформите начало классной работы. - Обратите внимание, на столах лежат листы самооценки. Вы сможете оценить свою работу на этапах урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Личностные УУД Способствование развитию интереса к русскому языку, формированию мотивационной основы учебной деятельности. |
||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. |
1-Этот
знак – хитрый знак, 2. - Мягкий знак – герой нашего урока. А начнем мы с ним работать на минутке чистописания.
3. - Отгадайте слова а) Антоним слову «день»? б) Маленькое млекопитающее, пища сов? в) Растение из зёрен, которого выпекают чёрный хлеб? г) Синоним слову «предмет», «штучка», «штуковина»? - Произнесите слова еще раз, произнесите последние звуки. - Какие это звуки?
|
Дают ответ (мягкий знак)
Дети повторяют написание «ь» в конце слова и в середине.
Дети дают ответы (ночь, мышь, рожь, вещь)
Дети произносят звуки.
Дети дают ответ(шипящие)
|
Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные УУД Формирование умения делать выводы.
|
||
3.Выявление места и причин затруднения
|
1.Работа в парах. - Сейчас мы понаблюдаем за ролью мягкого знака. Работать будете в парах. Распределите слова по группам (столбикам). Вы видите третий столбик, где стоит «?». Если у вас возникнет проблема в каком- либо слове, вы не можете определить роль «ь» знака в данном слове, то напишите его в этот столбик. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
2.Проверка(Слайды)
|
Работают в паре, распределяют слова по столбикам в зависимости от роли «ь».
Дети проверяют, слушают ответы других
Работают в листах самооценки.
|
Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные УУД Формирование умения делать выводы.
|
||
4. Построение проекта выхода из затруднения «открытие» детьми нового знания
|
1. – В каких написан «ь», но роль его вам незнакома? Где возникла проблема? - Ребята, здесь «Ь» выполняют новую третью роль. И эта тема урока. Давайте её сформулируем.
- К какой части речи, относятся эти слова?
- Но, что особенного в этих существительных?
- А мягкий знак, где стоит?
-Итак тема урока?
2. - А какова цель? (Слайд . Появляется еще один столбик, но в именах существительных нет мягкого знака) ночь грач мышь малыш рожь нож вещь плащ
- Обратите внимание на второй столбик. Прочитайте слова. Какая часть речи? На какие звуки оканчиваются имена существительные? В данных словах есть «ь»?
-Так какова же цель урока, в чем мы должны разобраться?
3. Ребята, выдвигайте свои гипотезы, почему в первом столбике в именах существительных после шипящих стоит «Ь», а во втором его нет.
-Сравним наш вывод с правилом в учебнике.
- Найдите предложение в правиле, которое указывает новую роль мягкого знака?
-Итак, после шипящих у существительных мужского рода Ь не пишется, а у существительных женского рода мягкий знак пишется. Это орфограмма.
|
Дети повторяют слова и видят их на слайде. ночь мышь рожь вещь
Дети дают ответы: имена существительные
оканчиваются на шипящий звук
в конце слова
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Дети читают слова, отмечают, что во втором столбике также имена существительные, которые оканчиваются на шипящие, но в них нет буквы «ь».
Дети формулируют главную цель урока: «Узнать в каких словах пишется «Ь» знак после шипящих, а в каких нет»
Дети дают ответ: в первом столбике слова женского рода и в них написан «ь», а во втором столбике имена существительные мужского рода и в них нет «ь».
Дети читают правило и понимают, что гипотеза, выдвинутая ими, совпадает с выводом в учебнике.
Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.
|
Предметные УУД Овладение умением правильно писать имена существительные с шипящим на конце Регулятивные УУД Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные УУД Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности |
||
5.Реализация проекта
|
-Давайте построим алгоритм решения орфографической задачи. Расставьте предложения в нужном порядке.
|
Дети расставляют пункты алгоритма в правильном порядке
|
Предметные УУД Овладение умением правильно писать имена существительные с шипящим на конце Регулятивные УУД Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные УУД Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности |
||
6. Первичное закрепление во внешней речи
|
Работа по учебнику .Упр.59, стр.34 Прочитайте слова. Объясните правописание слов с орфограммами. Разделите слова на 4 группы. Выполните задание.
|
Решают задания по алгоритму, и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. Работа в листах самооценки. Обучающиеся оценивают себя на данном этапе урока.
|
Регулятивные УУД Формирование умения планировать свою деятельность Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа делать выводы. Личностные УУД Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
|
||
7.Физминутка |
- А сейчас поиграем. Я называю имя существительное с шипящим на конце. Если в нем надо писать «Ь» то рука вверх, если нет – в стороны. Малыш, печь, багаж, луч, брошь, речь, ландыш.
|
|
|
||
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
-Выполнить упражнение самостоятельно. Упр.61, стр.34 |
Учащиеся самостоятельно выполняют задание по алгоритму Работа в листах самооценки. Обучающиеся оценивают себя на данном этапе урока. |
Регулятивные УУД Формирование умения планировать свою деятельность Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа делать выводы. Личностные УУД Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
|
||
9.Включение в систему знаний и повторение.
|
Работа в группах. Ребята составляют карточку «найди лишнее слово» Команды составляют цепочку слов. Где одно будет лишним. Например: богач.., борщ.., дрож.., сторож.. . Класс должен назвать лишнее слово и ответить почему?
|
Образуют группы, работают в группе, защищают перед классом
Работают в листах самооценки.
|
Регулятивные УУД Формирование умения планировать свою деятельность Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, формировать умение работать в группе Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа делать выводы. |
||
10. Домашнее задание |
Упр.60, стр. 34 |
|
|
||
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
- Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили вначале урока?
- Удалось ли нам достичь цели?
- Как вы оценили себя за урок в листах самооценки?
|
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
Называют, что получилось, что не получилось и почему.
|
Регулятивные УУД Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Личностные УУД Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Льёт, деньки, осень, ночь, осенью
|
Друзья, рожь, воскресенье, мальчик, дружить
|
||||||||||||||||||||||||
Стулья, вещь, маленький, коньки, жильё
|
Обезьяна, олень, воробьи, мышь, окуньки
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.