Технологическая карта урока
Тема урока «Проценты» (математика 5 класс)
Автор: Воропаева Ирина Михайловна, учитель математики МБОУ «СОШ №13» города Обнинска
Цели урока |
- познакомить учащихся с понятием процент, научить переводить проценты в десятичную дробь и десятичную дробь в проценты; - способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе; - формировать положительную мотивацию, способность к самооценке. |
Формируемые УУД |
Регулятивные: - умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок; - высказывать свои предположения на различных этапах урока. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - внимательно слушать и понимать речь других, и совместно договариваться, работая в парах. Познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
|
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: - уметь записывать десятичные дроби в виде процентов, проценты в виде десятичных дробей. Метапредметные: регулятивные: - определять и формулировать цель урока с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий; - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие согласно поставленной задаче; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок; - высказывать свои предположения на различных этапах урока. коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - внимательно слушать и понимать речь других, и совместно договариваться, работая в парах. познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). |
Основные понятия |
Обыкновенные дроби, десятичные дроби, процент. |
Новые понятия и связи между ними |
Процент. |
Тип урока, педагогическая технология |
Изучение нового материала. По источникам знаний: словесные, наглядные. По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа. Относительно характера познавательной деятельности: частично – поисковый, репродуктивный. Проблемно-диалогическая технология.
|
Контроль, самоконтроль на уроке |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, взаимопроверка. |
Оборудование урока |
Доска, мультимедиа проектор, ноутбук, презентация, карточки, рабочие листы. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин и другие. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемые методы, приёмы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия |
1.Мотивация к учебной деятельности. |
Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.
Учитель берёт клубок с нитками, держит конец нитки и передаёт клубок ученику, сказав ему добрые слова, затем аналогично поступает выбранный ученик. После того как у учеников оказалась в руке нить, они по команде учителя поднимают руки вверх и смотрят на получившуюся паутину. - Распутать паутину мы сможем, если будем работать вместе и доверять друг другу. |
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Учащиеся передают клубок, проговаривая добрые слова друг другу, стараясь его не уронить.
|
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Паутина. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.
|
Готовность учащихся к обучению. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
- Ребята! Сегодня урок мне бы хотелось начать со слов: (Слайд 1)
«Лучший
способ изучить что-либо - это открыть самому». - Ребята! Все мы прекрасно знаем, что самая главная ценность для человека – это его здоровье. - А как вы думаете, от чего же в большей степени зависит здоровье человека? - Сейчас я вам предлагаю решить задачу, связанную с народной мудростью.
(Слайд 2)
Задача 1. Народная мудрость «Здоровье человека лишь на 0,08 зависит от медицинской помощи, на 0,15 от генетических факторов, на 0,2 от экологии, и более чем на 0,5 от образа жизни». Восстановите в этой народной мудрости … , выраженные дробями. И ответьте на вопрос, от чего же в большей степени зависит здоровье человека? - Отгадать пропущенное слово нам поможет следующее задание. (Слайд 3) Задание 2. Выполните действия и расставьте ответы в порядке возрастания 1 : 100 = п 0,075 ∙ 100 = т 0,002 ∙ 100 = е 0,038 ∙ 100 = н 3 : 100 = р 7 : 100 = о 9 : 100 = ц 2,4 ∙ 100 = ы
0,01;0,03;0,07;0,09;0,2;3,8;7,5;240 П Р О Ц Е Н Т Ы
|
Высказывают своё мнение.
Поиск и выделение необходимой информации, высказывают свои предположения. Учащиеся выдвигают свои предположения, но замечают, что они не знают, какое слово пропущено.
Вычисляют частное и произведение во всех примерах и расставляют полученные результаты в порядке возрастания.
Замечают, что не знают, что такое процент, и не умеют переводить дроби в проценты. |
Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи.
Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. |
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: преобразовывать информацию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Уметь анализировать данную информацию. Уметь выполнять деление и умножение на 100. |
3.Целеполагание и мотивация. |
- Ребята! Как вы думаете, что же нам надо сделать?
- Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
(Слайд 4) - Запишите в тетрадь дату и тему урока.
- Какая цель нашего урока, что вы должны усвоить и чему научиться на сегодняшнем уроке?
- Ребята, как вы думаете в повседневной жизни, где мы встречаемся с процентами? (Слайд 5) - Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1)Сколько килограмм в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 килограмм?
2)Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 сантиметр?
3)Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 ар?
|
- Надо узнать, что такое процент.
- «Проценты».
Записывают дату и тему урока в тетрадь. - Познакомиться с понятием процент, научиться записывать обыкновенные и десятичные дроби в виде процентов и проценты в виде десятичных дробей. Приводят примеры.
Отвечают на вопросы и записывают в тетради: 1 ц = 100 кг
1кг
=
1 м = 100 см
1см
=
1 га = 100 а 1
а = |
Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация, анализ. |
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: преобразовывать информацию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Уметь сформулировать тему и цель урока. |
4.Усвоение новых знаний и способов действий. |
- Ребята! Что вы заметили, выполняя данное задание? Какую часть от числа в каждом задании мы с вами находили? Как вы думаете, как тогда эта часть связана с темой нашего урока?
- Какой вывод можно сделать?
(Слайд 6) Историческая справка. Слово «процент» происходит от латинского «центи», указывающего на уменьшение величины в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%». Этот знак происходит, как полагают от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчётах часто писался сокращённо cto. Затем, путём упрощения в скорописи буква t перешла в наклонную черту, и произошёл современный символ %.
- Тогда возвращаясь к равенствам перевода одних единиц в другие, как вы думаете, сколько процентов составляет: 1 кг от 1 ц 1 см от 1 м 1 а от 1 га
-
Ребята, если 1% =
- Попытайтесь сформулировать правило, что же надо сделать, чтобы перевести проценты в десятичную дробь.
- А теперь перед нами обратная задача. Надо перевести десятичную дробь в проценты. Пример: 0,13 и 0,08 (корректирует, если возникли трудности) 0,13
(запишите в виде обыкновенной дроби) =
0,08
=
- Как вы думаете, что произошло с десятичной дробью?
- Попытайтесь сформулировать правило, что же надо сделать, чтобы перевести десятичную дробь в проценты.
- А теперь откроем учебники на странице 237 и проверим сформулированные нами правила. |
Отвечают на вопросы.
Делают вывод, что 1% это одна сотая часть. 1%
=
Отвечают на вопросы и дописывают в тетради. 1 кг = 1 % ц 1 см = 1 % м 1 а = 1 % га
Высказывают свои мнения и делают вывод, что число надо разделить на 100: 7%
= (7% = 7 : 100 = 0,07) 15%
= (15%=15:100=0,15)
Формулируют правило: Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Высказывают своё мнение.
0,08 = 0,08∙100 = 8%
- Умножили на 100
Формулируют правило: Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.
Читают правила в учебнике, затем каждый ученик проговаривает данное правило своему соседу по парте. |
Наблюдение, сравнение, работа с учебником. |
Регулятивные: проговаривать последовательность действий; - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие согласно поставленной задаче; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок; - высказывать свои предположения. Познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт). Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - внимательно слушать и понимать речь других.
|
Уметь самостоятельно сформулировать новое правило. |
5.Первичное закрепление. |
Решаем упражнение с комментированием ученик у доски, а остальные в тетрадях. №1561
№1562 |
Записывают решение в тетрадях. 1% = 1 : 100 = 0,01 6% = 6 : 100 = 0,06 45% = 45:100=0,45 123%=123:100=1,23 2,5%=2,5:100=0,025 0,4%=0,4:100=0,004
0,87=0,87∙100=87% 0,07=0,07∙100=7% 1,45=1,45∙100=145% 0,035=0,035∙100=3,5% 2,672=2,672∙100=267,2% 0,907=0,907∙100=90,7% |
Самоконтроль. |
Регулятивные: - проговаривать последовательность действий; - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие согласно поставленной задаче; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - внимательно слушать и понимать речь других. |
Уметь проговаривать последовательность действий. Уметь представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. |
6.Физминутка. |
- Теперь давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку для глаз. (Слайд 7)
|
Наблюдают за картинками. |
|
|
Снять утомление и напряжение. |
7.Организация первичного контроля. |
- Ребята, а теперь давайте вернёмся к Заданию 1 и ответим на поставленный вопрос. Задание 1. Народная мудрость «Здоровье человека лишь на 0,08 зависит от медицинской помощи, на 0,15 от генетических факторов, на 0,2 от экологии, и более чем на 0,5 от образа жизни». Восстановите в этой народной мудрости … , выраженные дробями. И тогда мы с вами сможем ответить на вопрос, от чего же в большей степени зависит здоровье человека? Карточка. Запишите
обыкновенные дроби |
Выполняют задание в карточке.
0,08=0,08∙100=8% 0,15=0,15∙100=15% 0,2=0,2∙100=20% 0,5=0,5∙100=50%
0,75∙100=75%
|
Самостоятельная работа, работа в парах, взаимоконтроль. Исследовательская работа. |
Регулятивные: - работать по составленному плану; - оценивать правильность выполнения действий; - планировать своё действие согласно поставленной задаче; - вносить необходимые коррективы в своё действие после его завершения на основе его оценки с учётом допущенных ошибок. Личностные: - осуществлять самооценку. |
Уметь представлять десятичные дроби в виде процентов.
Уметь представлять обыкновенные дроби в виде процентов. |
8.Подведение итогов урока. |
- Какую цель мы свами поставили в начале урока? - Достигли ли вы данной цели? Оценивает работу класса и отдельных учащихся. |
Отвечают на вопросы. |
Беседа в ходе фронтальной работы. |
Регулятивные: - оценивать правильность выполнения действий. Личностные: - осуществлять самооценку. |
Уметь делать выводы, общаться, слушать мнение одноклассников. |
9.Рефлексия. |
Учитель предлагает учащимся представить, что всё время, проведённое на уроке, они провели в кафе и теперь их просят сделать записи в книге отзывов и предложений, продолжив фразу: (Слайд 8) - Я съел бы ещё этого … - Больше всего мне понравилось ... - Я почти переварил … - Я переел … - Пожалуйста, добавьте … |
Учащиеся записывают на заранее приготовленных карточках свои отзывы и предложения, приклеивают их на лист в виде книги (приклеенной на доске) и комментируют. |
Кафе. |
Коммуникативные: - умение точно и полно выражать свои мысли. |
Анализ результатов обучения: что было удачным на уроке, а что менее удачным.
|
10.Домашнее задание |
п.40; №1598, 1599 Составить карточку с заданиями по теме для соседа по парте. |
|
|
|
|
Задание 1. Народная мудрость
«Здоровье человека лишь на 0,08 зависит от медицинской помощи, на 0,15 от генетических факторов, на 0,2 от экологии, и более чем на 0,5 от образа жизни».
Восстановите в этой народной мудрости …, выраженные дробями.
|
Задание 1. Народная мудрость
«Здоровье человека лишь на 0,08 зависит от медицинской помощи, на 0,15 от генетических факторов, на 0,2 от экологии, и более чем на 0,5 от образа жизни».
Восстановите в этой народной мудрости …, выраженные дробями. |
Задание 1. Народная мудрость
«Здоровье человека лишь на 0,08 зависит от медицинской помощи, на 0,15 от генетических факторов, на 0,2 от экологии, и более чем на 0,5 от образа жизни».
Восстановите в этой народной мудрости …, выраженные дробями. |
Задание 1. Народная мудрость
«Здоровье человека лишь на 0,08 зависит от медицинской помощи, на 0,15 от генетических факторов, на 0,2 от экологии, и более чем на 0,5 от образа жизни».
Восстановите в этой народной мудрости …, выраженные дробями. |
Задание 1. Народная мудрость
«Здоровье человека лишь на 0,08 зависит от медицинской помощи, на 0,15 от генетических факторов, на 0,2 от экологии, и более чем на 0,5 от образа жизни».
Восстановите в этой народной мудрости …, выраженные дробями. |
Задание 1. Народная мудрость
«Здоровье человека лишь на 0,08 зависит от медицинской помощи, на 0,15 от генетических факторов, на 0,2 от экологии, и более чем на 0,5 от образа жизни».
Восстановите в этой народной мудрости …, выраженные дробями. |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Карточка. Запишите обыкновенные дроби |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.