Технологическая карта урока
Учебныи предмет: русский (родной) язык Класс: 9 (II)
Учитель: Кустова И.В.
Ученик: Замберова Анастасия
УМК: Учебник «Русский родной язык» (учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение, 2020 под редакцией О.М.
Александровой и др.
Место урока в системе уроков данного раздела: 10 урок (по теме «Культура речи» - 4-ый урок). Тема урока: «Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: предметно-дидактическая цель: освоение базовых понятий лингвистики: речь и деловое речевое общение; деятельностная цель: создание условий для формирования культуры поведения обучающегося с другими людьми. Задачи:
1. Предметные:
– овладение основными нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике; – осознание эстетических функций родного языка.
2. Метапредметные:
– строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
– точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; – соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета.
3. Личностные:
– осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку;
– способствовать формированию потребности сохранить чистоту русского языка как явлению национальной культуры, – стремление к речевому совершенству.
4. Коррекционные:
– коррекция полноты зрительных и слуховых ощущений, точности восприятия аудио-текста;
– увеличение объема памяти;
– расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
Представленные задачи способствуют формированию универсальных учебных деиствии:
Познавательные УУД:
– использовать теоретический материал для решения учебной задачи;
– осуществлять анализ объекта с выделением признаков;
– формировать навык смыслового чтения;
– формировать навык построения логической цепи рассуждения; – формировать навык анализировать, выделять главное, делать выводы.
Регулятивные УУД:
– формировать умение настраиваться на учебный процесс и учебную коммуникацию;
– определять последовательность производимых действий, планировать и контролировать учебные действия;
– осуществлять контроль собственной учебной деятельности, рефлексировать;
– формировать умение оценивать процесс и результат собственной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
– осуществлять учебную коммуникацию с учителем на уроке;
– развивать умение осознанно слушать учебный материал;
– развивать монологическую и диалогическую речь;
– развивать умение давать устные развернутые ответы по теме урока.
Личностные УУД:
– осознавать учебные трудности и искать пути их преодоления;
– формировать желание к приобретению новых знаний и их усвоению;
– анализировать собственную учебную деятельность, осуществлять рефлексию.
Методы обучения: словесный, метод самостоятельной работы, метод проблемного обучения, метод устного контроля. Форма обучения: индивидуальная.
Средства обучения и техническое оснащение урока:
– специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья: компьютер Apple Mac mini, Мышь
Logitech RX250, Клавиатура Apple Keyboard, Монитор LG W2043T, Системное программное обеспечение Apple Mac OS X Snow Leopard, Наушники DIALOG M-881HV, Микрофон USB Desktop Microphone, Колонки Dialog W-203, Веб-камера CNR-WCAM820; – компьютерные программы — Skype;
– электронные ресурсы- (аудиозаписи).
Особенности урока: урок разработан в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой по русскому (родному) языку для обучающихся 9 классов, а также в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями обучающейся. В связи с индивидуальными особенностями здоровья работа направлена на устное выполнение заданий и на прослушивание аудиофайлов. Содержание урока ориентировано на подготовку к экзамену по русскому языку.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществляе мые деиствия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляе мые деиствия |
Формируем ые способы деятельност и |
Осуществ ляемые деиствия |
Формируем ые способы деятельност и |
||
1.Организационныи момент (1 минута) Цель: настроить обучающегося к учебной деятельности и на получение новых знаний; создать условия для мотивации у обучающегося внутренней потребности включения в учебный процесс. |
Приветствует обучающегося. Создает положительный настрой, эмоциональный контакт с ученицей. Записывает число в чате Skype. |
Приветствует учителя. |
Развитие умения слушать, реагировать на высказывание, планировать собственную деятельность. |
Приветствует учителя. |
Формирован ие умения слушать, реагировать на высказыван ие, понимать коммуникат ивную задачу. |
Настраива ется на учебный процесс, планирует собственн ую учебную деятельнос ть на уроке. |
Умение настраиватьс я на работу, включаться в учебный процесс. |
2.Актуализация знании. (2 минуты) Цель: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. |
Просит прослушать 2 речевые ситуации и определить чем они отличаются друг от друга. 1) - Алло! - Скажите, это фирма «АВС»? - А вы кто? - Я ваш потенциальный клиент- Наши клиенты нас знают! 2)- Компания «Триумф», здравствуйте! - Добрый день. Могу я поговорить с руководителем отдела продаж? - Как вас представить? - Иванов Степан Петрович, инженер-программист компании «Информика». - Подождите, пожалуйста (Предполагаемый ответ: во 2–м диалоге используются правила этикета, в 1-м – нет.) Задает вопрос «Какая речевая ситуация будет успешной?» (Предполагаемый ответ: 2-я) |
Внимательно слушает учителя, размышляет над поставленным вопросом.Расс уждает. |
Умение находить способ решения учебной задачи. |
Слушает учителя и отвечает на вопросы. |
Умение внимательно слушать, понимать коммуникат ивную задачу, давать устный ответ на вопрос. |
Регулируе т собственн ую речевую деятельнос ть при создании устного высказыва ния. |
Способность регулировать собственную речевую деятельность , проводить самопроверк у. |
3.Формулировка темы урока. Постановка учебных задач. (3 минуты) |
Задает вопрос «Как ты думаешь о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?» Записывает тему урока в чате Skype «Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета». Просит определить задачи урока, необходимые для освоения темы |
Рассуждает, формулирует тему урока, определяет задачи, |
Умение выделять главное, логически рассуждать, |
Вступает в учебный диалог, слушает комментарии и |
Умение слушать, формирован ие умения диалогическ |
Определяе т тему и задачи урока, называет |
Умение высказывать предположен ия, формулирова |
Цель: сформулировать тему и задачи урока; организовать диалог по теме изучаемого материала. |
урока. Задает вопрос «Что будем изучать на уроке?» Слушает обучающегося. |
необходимые для усвоения темы. |
определять шаги для выполнения учебной задачи. |
дополнения учителя. |
ой речи. Умение строить осознанное высказыван ие в устной форме. |
их. |
ть учебные задачи. |
4. Изучение нового материала (6 минут) Цель: построить обучающимся новый способ действий, сформировать умение его применять при решении новой задачи. |
Просит сформулировать понятие, что такое речевой этикет? Сверяем ответы со словарем. Этикет (от фр. etiquette) – установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе. Речевои этикет–это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определенных условиях. Задает вопрос «Как ты думаешь, какие преимущества человеку дает знание и соблюдение им норм этикета? (Предполагаемый ответ: Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднения в общении. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Сообщает информацию «В современном мире соблюдение норм речевого этикета является одним из залогов успешного делового общения. Обратимся к словосочетанию «деловое общение». «Как ты думаешь, что такое деловое общение?» Слушает обучающегося. Сверяем ответы со словарем. Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. |
Рассуждает и дает понятие речевой этикет.Слушае т учителя, отвечает на вопросы. |
Умение объяснять, доказывать, свою точку зрения и логически рассуждать. |
Слушает учителя, формулирует ответы на поставленные вопросы, отвечает развернутым ответом. |
Умение слушать, сотрудничат ь с учителем.У мение логично излагать мысли. Расширять словарный запас. |
Организуе т свою работу при выполнени и задания, развивает внимание. Рефлексир ует свою работу. |
Способность регулировать свою деятельность . |
5. Первичное закрепление (5 минуты) Цель: организовать работу по усвоению обучающейся материала на начальном этапе. |
Построение деловых отношений невозможно без умения общаться. Необходимо соблюдать правила вежливости и уметь корректно вести беседу. Речевой этикет в рамках делового общения помогает партнерам или сотрудникам эффективнее взаимодействовать. В деловой жизни уважительное отношение создает благоприятную атмосферу в коллективе. -С термином деловое общение тесно связан термин деловой этикет. Деловои этикет — это совокупность правил и норм общепринятых в деловой сфере (порядок встреч, подписи документов, деловые переписки). Давай обратимся к аудиозаписи «Правила делового этикета», прослушаем ее и ответим на вопрос «Каковы правила делового этикета?» Включает аудиозапись. Слушает ответ обучающегося. |
Прослушивает аудиозапись, размышляет и отвечает на вопрос. Прослушивает стихотворение , размышляет над вопросами учителя, дает развернутый ответ. Рассуждает над понятием «сетевой этикет». |
Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по теме.Анализир овать результаты собственной деятельности.С троить логическое рассуждение, умозаключение , делать выводы. |
Отвечает на вопросы учителя, размышляет на поставленную тему, выполняет задания.Взаим одействует с учителем во время высказывания. Слушает учителя, воспринимает текст |
Умение слушать и вступать в диалог, задавать вопросы, необходимы е для организации собственной деятельност и. |
Осуществл яет самоконтр оль своих знаний и оценивает правильно сть своих ответов, вносит необходим ые корректив ы. Регулируе т свою |
Принимать и сохранять цель, определять способы действий. Корректиров ать ошибки, восполняя пробелы. Слушать себя и собеседника, осуществлят ь самоконтрол |
|
Просит прослушать стихотворение современного автора Любови Снежиной -О великий могучий язык! ты упал под напором смартфонов, и теперь языком интернета говорят Фрики-мены и мы... чтобы твиты отправить и расшарить в фейсбуке, зафрендить, а потом все запостить и лайкнуть. Троллить всем теперь удается: пусть психушка немного прижмется... ну давайте же конненктиться будем, чтоб счастливую долю загуглить, и запостимся и расшарим. интернетом живем и играем, ты один нам опора, поддержка, твит могучий- ты наша надежда «наше все» - нам не жить без инета О великий язык Интернета! - Как ты думаешь, почему, говоря о речевом этикете в деловом общении, мы не можем не коснуться сети Интернет? (Предполагаемый ответ: Свои этикет и культура речи есть и в интернете. Здесь как и в обычном повседневном общении важно уважать человека.) -Зачем нужны правила сетевого этикета? (Предполагаемый ответ: Правила этикета в сети, по сути, преследуют ту же цель, что и обычные этикетные предписания: они помогают людям достичь взаимопонимания, и обеспечивают безопасность общения.) -Давай попробуем дать определение понятию «сетевой этикет». (Предполагаемый ответ: Сетевой этикет (нетикет)-это свод правил для общения в Сети, ведения электронной переписки или рассылок.) -Правила сетевого этика не являются всеобщими и жестко установленными, могут значительно отличатся в разных сетевых сообществах. Грубыми нарушениями этикета являются оскорбление, клевета, злонамеренный отход от темы и реклама. |
|
|
стихотворения . Выражает свои мысли, логически излагает свои мысли. |
|
работу, выполняя задания, прослушив ая текст стихотвор ения, отвечая на вопросы. |
ь. |
6.Динамическая пауза «Речевая разминка» (2 минуты) Цель: развитие речи обучающегося, |
Организует динамическую паузу. |
Слушает и повторяет предложения. |
Умение внимательно слушать, воспроизводить услышанный текст, |
Слушает задание, проговаривает предложения. |
Развитие слухового восприятия, внимания, памяти и устной речи. |
Регулируе т свои действия, контролир ует речь, память и |
Умение контролиров ать речь,память и внимание. |
переключение деятельности. |
Сейчас выполним речевую разминку.Я проговариваю предложение, а ты его повторяешь за мной. А теперь увеличим темп произношения и еще раз произнесем разминку. |
|
развивать правильную речь. |
|
|
внимание. |
|
7. Контроль полученных знании. (15 минут) Цель: организовать работу по практическому закреплению материала, отработки навыка проведения анализа. |
Просит прослушать «Правила удачного делового общения». -Просит ответить на вопросы: Какое из этих правил ты считаешь наиболее важным именно для себя? -Для чего вообще нужны правила делового общения? (Предполагаемый ответ: Правила делового общения помогают установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие, а также создание комфортной обстановки, целесообразного и практичного общения. Сейчас вспомним «формулы речевого этикета» -Что такое формула? (Предполагаемый ответ: Формула-это точное выражение или определение. Я называю ситуацию общения, а ты называешь формулу речевого этикета.(Упр.128 стр.80) -Используя приведенные формулы речевого этикета, подготовь высказывания для следующих ситуаций: 1) пригласи директора школы на праздничный концерт, подготовленный школьниками ко Дню учителя; 2) вежливо откажись от предложения одноклассника пойти в кино.3) поблагодари школьного библиотекаря за помощь в подготовке к олимпиаде. |
Прослушивает «Правила удачного делового общения». Отвечает на вопросы учителя, аргументирую свою точку зрения. Соотносит высказывания с заданными учителем ситуациями. Подбирает примеры из жизни. |
Умение слушать и понимать устный текст. Рассуждать над поставленными вопросами, доказывая свое мнение. Умение приводить примеры, аргументироват ь свою точку зрения. |
Выражает свои мысли, логически излагает свои мысли. Развивает диалогическу ю, монологическу ю речь. Участвует в учебном диалоге с учителем. |
Умение слушать, сотрудничат ь с учителем, расширять словарный запас. Развитие умения логически излагать свои мысли, аргументиро вать, доказывать, рассуждать. |
Рефлексир ует свою деятельнос ть Сохраняет учебную задачу. |
Умение регулировать собственную учебную деятельность , сохранять учебную задачу. Умение регулировать свои действия при составлении устных ответов. |
8. Подведение итогов урока (3 минуты) Цель:умение подводить итоги работы. |
Просит ответить на вопросы: - Что включает в себя понятие речевой этикет? - Как ты понимаешь, что такое деловой этикет и сетевой этикет? -Выполнены ли задачи, поставленные в начале урока? -Как ты оцениваешь свою работу на уроке? |
Обдумывает и отвечает на вопросы.Оцен ивает свою деятельность. |
Умение строить цепь логических рассуждений, умение аргументироват ь, доказывать и анализировать, |
Высказывать свое мнение, логично излагать свои мысли. |
Умение слушать и вступать в диалог. Умение логично излагать мысли.Разви |
Оценивает свою итоговую деятельнос ть по данным объективн ым |
Умение соотносить задачи и результаты своей деятельности . Умение контролиров |
|
|
|
выделять главное. Умение делать выводы. |
|
тие устной монологичес кой речи, памяти. |
критериям . |
ать и оценивать результаты своей деятельности . |
9.Рефлексия (2 минуты) Цель:провести самоанализ и самооценку учебной деятельности на уроке. |
Организует рефлексию. (мотивационная рефлексия) Где нам пригодятся знания о речевом, деловом и сетевом этикетах? |
Отвечает на вопрос, строя логическую цепь рассуждений. |
Умение строить цепь логических рассуждений. Умение делать выводы. |
Слушает учителя, отвечает на вопрос, доказывает свою мысль, рассуждая логически.Выр ажает свое мнение о работе, полученном результате |
Умение слушать и вступать в учебный диалог. Умение комментиро вать, излагать логично свои мысли. |
Оценивает результат ы своей деятельнос ти. Рефлексир ует работу своим отзывом. |
Умение рефлексиров ать способы и условия действий. Умение определять степень успешности работы. |
10. Домашнее задание (1 минута) Цель:ориентирование на самостоятельное системное освоение учебного материала, его закрепление на практике. |
Инструктирует обучающегося на выполнение домашнего задания (прослушать аудиозапись упр.129, приготовить его пересказ и ответить на вопрос «Что такое телефонный этикет?»), записывает его в чате Skype. |
Слушает, отвечает, понимает задание, принимает |
Умение извлекать из прослушанного текста главную информацию. Умение пересказывания прослушанного текста. |
Прослушивает задание, задает вопросы при необходимост и. |
Поддержива ет коммуникат ивный контакт с учителем. |
Регулируе т свою деятельнос ть, проверяет, контролир ует. |
Умение планировать домашнюю работу в соответствии с поставленно й задачей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.