Технологическая карта урока "Речевой этике в деловом общении. Правила сетевого общения"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Речевой этике в деловом общении. Правила сетевого общения"

Оценка 4.8
pdf
24.03.2022
Технологическая карта урока "Речевой этике в деловом общении. Правила сетевого общения"
Кустова И.В. технологическая карта.pdf

Технологическая карта урока

Учебныи предмет: русский (родной) язык Класс: 9 (II)

Учитель: Кустова И.В.

Ученик: Замберова Анастасия

УМК: Учебник «Русский родной язык» (учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение, 2020 под редакцией О.М.

Александровой и др.

Место урока в системе уроков данного раздела: 10 урок (по теме «Культура речи» - 4-ый урок). Тема урока: «Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель: предметно-дидактическая цель: освоение базовых понятий лингвистики: речь и деловое речевое общение; деятельностная цель: создание условий для формирования культуры поведения обучающегося с другими людьми. Задачи:

1. Предметные:

– овладение основными нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике; – осознание эстетических функций родного языка.

2. Метапредметные:

  строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации правила речевого этикета.

3. Личностные:

  осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку;

  способствовать формированию потребности сохранить чистоту русского языка как явлению национальной культуры, стремление к речевому совершенству.

4. Коррекционные:

  коррекция полноты зрительных и слуховых ощущений, точности восприятия аудио-текста;

  увеличение объема памяти;

  расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.

Представленные задачи способствуют формированию универсальных учебных деиствии:

Познавательные УУД:

  использовать теоретический материал для решения учебной задачи;

  осуществлять анализ объекта с выделением признаков;

  формировать навык смыслового чтения;

  формировать навык построения логической цепи рассуждения; – формировать навык анализировать, выделять главное, делать выводы.

Регулятивные УУД:

  формировать умение настраиваться на учебный процесс и учебную коммуникацию;

  определять последовательность производимых действий, планировать и контролировать учебные действия;

  осуществлять контроль собственной учебной деятельности, рефлексировать;

  формировать умение оценивать процесс и результат собственной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  осуществлять учебную коммуникацию с учителем на уроке;

  развивать умение осознанно слушать учебный материал;

  развивать монологическую и диалогическую речь;

  развивать умение давать устные развернутые ответы по теме урока.

Личностные УУД:

  осознавать учебные трудности и искать пути их преодоления;

  формировать желание к приобретению новых знаний и их усвоению;

  анализировать собственную учебную деятельность, осуществлять рефлексию.

Методы обучения: словесный, метод самостоятельной работы, метод проблемного обучения, метод устного контроля. Форма обучения: индивидуальная.

Средства обучения и техническое оснащение урока:

  специализированный программно-технический комплекс ученика с ограниченными возможностями здоровья: компьютер Apple Mac mini, Мышь

Logitech RX250, Клавиатура Apple Keyboard, Монитор LG W2043T, Системное программное обеспечение Apple Mac OS X Snow Leopard, Наушники DIALOG M-881HV, Микрофон USB Desktop Microphone, Колонки Dialog W-203, Веб-камера CNR-WCAM820; – компьютерные программы — Skype;

  электронные ресурсы- (аудиозаписи).

Особенности урока: урок разработан в соответствии с адаптированной общеобразовательной программой по русскому (родному) языку для обучающихся 9 классов, а также в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями обучающейся. В связи с индивидуальными особенностями здоровья работа направлена на устное выполнение заданий и на прослушивание аудиофайлов. Содержание урока ориентировано на подготовку к экзамену по русскому языку.

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе мые деиствия

Формируемые способы деятельности

Осуществляе мые деиствия

Формируем ые способы деятельност и

Осуществ ляемые деиствия

Формируем ые способы деятельност и

1.Организационныи момент

(1 минута)

Цель: настроить обучающегося к учебной деятельности и на получение новых знаний; создать условия для мотивации у обучающегося внутренней потребности включения в учебный процесс.

Приветствует обучающегося. Создает положительный настрой, эмоциональный контакт с ученицей. Записывает число в чате

Skype.

Приветствует учителя.

Развитие умения слушать, реагировать на

высказывание, планировать собственную деятельность.

Приветствует учителя.

Формирован ие умения слушать, реагировать на высказыван

ие,

понимать коммуникат ивную задачу.

Настраива ется на учебный процесс, планирует собственн ую учебную деятельнос ть на уроке.

Умение настраиватьс я на работу, включаться в учебный процесс.

2.Актуализация знании. (2 минуты)

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности.

Просит прослушать 2 речевые ситуации и определить чем они отличаются друг от друга.

1) - Алло!

-                      Скажите, это фирма «АВС»?

-                      А вы кто?

-                      Я ваш потенциальный клиент- Наши клиенты нас знают!

2)- Компания «Триумф», здравствуйте!

-                      Добрый день. Могу я поговорить с руководителем отдела продаж?

-                      Как вас представить?

-                      Иванов Степан Петрович, инженер-программист компании «Информика».

-                      Подождите, пожалуйста

(Предполагаемый ответ: во 2–м диалоге используются правила этикета, в 1-м – нет.)

Задает вопрос «Какая речевая ситуация будет успешной?» (Предполагаемый ответ: 2-я)

Внимательно слушает учителя, размышляет над поставленным вопросом.Расс уждает.

Умение находить способ решения учебной задачи.

Слушает учителя и отвечает на вопросы.

Умение внимательно слушать, понимать коммуникат ивную

задачу, давать устный ответ на вопрос.

Регулируе

т

собственн ую речевую деятельнос ть при создании устного высказыва ния.

Способность регулировать собственную речевую деятельность , проводить самопроверк

у.

3.Формулировка темы урока. Постановка учебных задач.

(3 минуты)

Задает вопрос «Как ты думаешь о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?»

Записывает тему урока в чате Skype «Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета».

Просит определить задачи урока, необходимые для освоения темы

Рассуждает, формулирует тему урока, определяет задачи,

Умение выделять главное, логически рассуждать,

Вступает в учебный диалог, слушает комментарии и

Умение слушать, формирован ие умения диалогическ

Определяе т тему и задачи урока, называет

Умение высказывать

предположен

ия,

формулирова

 

Цель: сформулировать тему и задачи урока; организовать диалог по теме изучаемого материала.

урока.

Задает вопрос «Что будем изучать на уроке?» Слушает обучающегося.

необходимые для усвоения темы.

определять шаги для выполнения учебной задачи.

дополнения учителя.

ой речи. Умение строить осознанное высказыван ие в устной форме.

их.

ть учебные задачи.

4. Изучение нового материала

(6 минут)

Цель: построить обучающимся новый способ действий, сформировать умение его применять при решении новой задачи.

Просит сформулировать понятие, что такое речевой этикет?

Сверяем ответы со словарем.

Этикет (от фр. etiquette) – установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе.

Речевои этикет–это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определенных условиях. Задает вопрос «Как ты думаешь, какие преимущества человеку дает знание и соблюдение им норм этикета?

(Предполагаемый ответ: Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднения в общении. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Сообщает информацию «В современном мире соблюдение норм речевого этикета является одним из залогов успешного делового общения.

Обратимся к словосочетанию «деловое общение». «Как ты думаешь, что такое деловое общение?» Слушает обучающегося.

Сверяем ответы со словарем.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.

Рассуждает и дает понятие речевой этикет.Слушае т учителя, отвечает на вопросы.

Умение объяснять, доказывать, свою точку зрения и  логически рассуждать.

Слушает учителя, формулирует ответы на поставленные вопросы, отвечает развернутым ответом.

Умение слушать, сотрудничат

ь с

учителем.У мение логично излагать мысли. Расширять словарный запас.

Организуе т свою работу при выполнени и задания, развивает внимание. Рефлексир ует свою работу.

Способность регулировать свою

деятельность

.

5. Первичное закрепление (5 минуты)

Цель: организовать работу по усвоению обучающейся материала на начальном этапе.

Построение деловых отношений невозможно без умения общаться. Необходимо соблюдать правила вежливости и уметь корректно вести беседу. Речевой этикет в рамках делового общения помогает партнерам или сотрудникам эффективнее взаимодействовать. В деловой жизни уважительное отношение создает благоприятную атмосферу в коллективе.

-С термином деловое общение тесно связан термин деловой этикет. Деловои этикет — это совокупность правил и норм общепринятых в деловой сфере (порядок встреч, подписи документов, деловые переписки).

Давай обратимся к аудиозаписи «Правила делового этикета», прослушаем ее и ответим на вопрос «Каковы правила делового этикета?»

Включает аудиозапись.

Слушает ответ обучающегося.

Прослушивает аудиозапись, размышляет и отвечает на вопрос. Прослушивает стихотворение , размышляет над вопросами учителя, дает развернутый ответ.

Рассуждает над понятием «сетевой этикет».

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по теме.Анализир овать результаты собственной деятельности.С троить логическое рассуждение, умозаключение

, делать выводы.

Отвечает на вопросы учителя, размышляет на поставленную тему, выполняет задания.Взаим одействует с учителем во время высказывания. Слушает учителя, воспринимает текст

Умение слушать и вступать в диалог, задавать вопросы,

необходимы

е для организации собственной деятельност и.

Осуществл

яет самоконтр оль своих знаний и оценивает правильно сть своих ответов, вносит необходим ые корректив ы. Регулируе т свою

Принимать и сохранять цель, определять способы действий. Корректиров ать ошибки, восполняя пробелы. Слушать себя и собеседника, осуществлят

ь

самоконтрол

 

 

Просит прослушать стихотворение современного автора Любови Снежиной -О великий могучий язык! ты упал под напором смартфонов, и теперь языком интернета говорят Фрики-мены и мы...

чтобы твиты отправить и расшарить в фейсбуке, зафрендить, а потом все запостить и лайкнуть.

Троллить всем теперь удается:

пусть психушка немного прижмется... ну давайте же конненктиться будем, чтоб счастливую долю загуглить, и запостимся и расшарим. интернетом живем и играем, ты один нам опора, поддержка, твит могучий- ты наша надежда «наше все» - нам не жить без инета О великий язык Интернета!

- Как ты думаешь, почему, говоря о речевом этикете в деловом общении, мы не можем не коснуться сети Интернет?

(Предполагаемый ответ:

Свои этикет и культура речи есть и в интернете. Здесь как и в обычном повседневном общении важно уважать человека.)  -Зачем нужны правила сетевого этикета?

(Предполагаемый ответ: Правила этикета в сети, по сути, преследуют ту же цель, что и обычные этикетные предписания: они помогают людям достичь взаимопонимания, и обеспечивают безопасность общения.)

-Давай попробуем дать определение понятию «сетевой этикет». (Предполагаемый ответ: Сетевой этикет (нетикет)-это свод правил для общения в Сети, ведения электронной переписки или рассылок.)

-Правила сетевого этика не являются всеобщими и жестко установленными, могут значительно отличатся в разных сетевых сообществах. Грубыми нарушениями этикета являются оскорбление, клевета, злонамеренный отход от темы и реклама.

 

 

стихотворения . Выражает свои мысли, логически излагает свои мысли.

 

работу, выполняя задания,

прослушив

ая текст стихотвор ения, отвечая на вопросы.

ь.

6.Динамическая пауза

«Речевая разминка» (2 минуты)

Цель: развитие речи обучающегося,

Организует динамическую паузу.

Слушает и повторяет предложения.

Умение внимательно слушать, воспроизводить

услышанный

текст,

Слушает задание, проговаривает предложения.

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти и устной речи.

Регулируе т свои действия, контролир ует речь, память и

Умение контролиров ать речь,память и внимание.

 

переключение деятельности.

Сейчас выполним речевую разминку.Я проговариваю предложение, а ты его повторяешь за мной. А теперь увеличим темп произношения и еще раз произнесем разминку.

 

развивать правильную речь.

 

 

внимание.

 

7. Контроль полученных знании.

 (15 минут)

Цель: организовать работу по практическому закреплению материала, отработки навыка проведения анализа.

Просит прослушать «Правила удачного делового общения».

-Просит ответить на вопросы: Какое из этих правил ты считаешь наиболее важным именно для себя?

-Для чего вообще нужны правила делового общения?

(Предполагаемый ответ: Правила делового общения помогают установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие, а также создание комфортной обстановки, целесообразного и практичного общения.

Сейчас вспомним «формулы речевого этикета» -Что такое формула?

(Предполагаемый ответ: Формула-это точное выражение или определение.

Я называю ситуацию общения, а ты называешь формулу речевого этикета.(Упр.128 стр.80)

-Используя приведенные формулы речевого этикета, подготовь высказывания для следующих ситуаций:

1)                  пригласи директора школы на праздничный концерт, подготовленный школьниками ко Дню учителя;

2)                  вежливо откажись от предложения одноклассника пойти в кино.3) поблагодари школьного библиотекаря за помощь в подготовке к олимпиаде.

Прослушивает «Правила удачного делового общения». Отвечает на вопросы учителя, аргументирую свою точку зрения. Соотносит высказывания с заданными учителем ситуациями. Подбирает примеры из жизни.

Умение слушать и понимать устный текст. Рассуждать над поставленными вопросами, доказывая свое мнение. Умение приводить примеры, аргументироват ь свою точку зрения.

Выражает свои мысли, логически излагает свои мысли. Развивает диалогическу ю, монологическу ю речь. Участвует в учебном диалоге с учителем.

Умение слушать, сотрудничат

ь с

учителем, расширять словарный запас.

Развитие умения логически излагать свои мысли,

аргументиро

вать, доказывать, рассуждать.

Рефлексир ует свою деятельнос ть

Сохраняет учебную задачу.

Умение регулировать собственную учебную деятельность , сохранять учебную задачу. Умение регулировать свои действия при составлении устных ответов.

8. Подведение итогов

урока

(3 минуты)

Цель:умение подводить итоги работы.

Просит ответить на вопросы:

-  Что включает в себя понятие речевой этикет?

-  Как ты понимаешь, что такое деловой этикет и сетевой этикет?

-Выполнены ли задачи, поставленные в начале урока?

-Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Обдумывает и отвечает на вопросы.Оцен ивает свою деятельность.

Умение строить цепь логических рассуждений, умение аргументироват ь, доказывать и анализировать,

Высказывать свое мнение, логично излагать свои мысли.

Умение слушать и вступать в диалог. Умение логично излагать мысли.Разви

Оценивает свою итоговую деятельнос

ть по

данным объективн ым

Умение соотносить задачи и результаты своей деятельности . Умение контролиров

 

 

 

 

выделять главное. Умение делать выводы.

 

тие устной монологичес кой речи, памяти.

критериям

.

ать и оценивать результаты своей

деятельности

.

9.Рефлексия

(2 минуты)

Цель:провести самоанализ и самооценку учебной деятельности на уроке.

Организует рефлексию.

(мотивационная рефлексия)

Где нам пригодятся знания о речевом, деловом и сетевом этикетах? 

Отвечает на вопрос, строя логическую цепь рассуждений.

Умение строить цепь логических рассуждений. Умение делать выводы.

Слушает учителя, отвечает на вопрос, доказывает свою мысль, рассуждая логически.Выр ажает свое мнение о

работе, полученном результате

Умение слушать и вступать в учебный диалог. Умение комментиро

вать, излагать логично свои мысли.

Оценивает результат ы своей деятельнос ти.

Рефлексир ует работу своим отзывом.

Умение рефлексиров ать способы и условия действий. Умение определять степень успешности работы.

10. Домашнее задание (1 минута)

Цель:ориентирование на самостоятельное системное освоение учебного материала, его закрепление на практике.

Инструктирует обучающегося на выполнение домашнего задания (прослушать аудиозапись упр.129, приготовить его пересказ и ответить на вопрос «Что такое телефонный этикет?»), записывает его в чате Skype.

Слушает, отвечает, понимает задание, принимает

Умение извлекать из прослушанного текста главную информацию. Умение пересказывания прослушанного текста.

Прослушивает задание, задает вопросы при необходимост

и.

Поддержива

ет

коммуникат ивный контакт с учителем.

Регулируе т свою

деятельнос

ть,

проверяет, контролир ует.

Умение планировать

домашнюю

работу в

соответствии

с

поставленно й задачей.

 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Коммуникативные УУД: – осуществлять учебную коммуникацию с учителем на уроке; – развивать умение осознанно слушать учебный материал; – развивать монологическую и диалогическую речь; – развивать…

Коммуникативные УУД: – осуществлять учебную коммуникацию с учителем на уроке; – развивать умение осознанно слушать учебный материал; – развивать монологическую и диалогическую речь; – развивать…

Организационныи момент (1 минута)

Организационныи момент (1 минута)

Цель: сформулировать тему и задачи урока; организовать диалог по теме изучаемого материала

Цель: сформулировать тему и задачи урока; организовать диалог по теме изучаемого материала

Первичное закрепление (5 минуты)

Первичное закрепление (5 минуты)

Просит прослушать стихотворение современного автора

Просит прослушать стихотворение современного автора

Динамическая пауза «Речевая разминка» (2 минуты)

Динамическая пауза «Речевая разминка» (2 минуты)

Подведение итогов урока (3 минуты)

Подведение итогов урока (3 минуты)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2022