Предмет: Математика и окружающий мир
Класс: 3-й класс
Тип урока: закрепление и повторение (ОС «Школа 2100»)
Урок №58
Технологическая карта урока
Тема |
Решение задач. Наши друзья – лошади. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели
|
1. Закрепление представления о десятичной системе счисления и распространять их на изученный числовой концентр. 2. Осуществление переноса знаний о способах получения следующего и предыдущего числа в натуральном ряду чисел на новый отрезок этого ряда. 3. Развитие умения решать текстовые задачи. 4. Формирование: – умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты); – умения проговаривать последовательность действий на уроке; · обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; · определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; · находить и исправлять ошибки самостоятельно; работать по плану; · в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; · соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД); – умения оформлять свои мысли в устной форме; · слушать и понимать речь других; · совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; · работать в группе (коммуникативные УУД); – умения ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; · добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник; · вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия |
единицы десятки, сотни |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: – основные
– дополнительные |
– Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 3-го класса. Часть 2. С. 16–17.
– распечатка заданий, толковы словарик урока – алгоритм самооценки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные |
личностные, метапредметные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин). Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Настрой на урок.
|
- Сегодня будем работать на специальных листочках-карточках. Слайд 3 16 декабря. Классная работа. |
Проговаривают 2-ю часть стихотворение. Слайд 2 Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я друзья! Мы хороший дружный класс, Все получится у нас!
Дети сидят по парам. |
|
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний (5 мин).
Цель: организовать актуализацию умений, осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100. |
Слайд 4 1. Отгадайте загадку. Напишите отгадку на листе.
Слайд 5 2.Как называется детёныш лошади? Отметьте галочкой на листе.
Слайд 6 3.Графический диктант. Лошадка.
Слайд 7 4.Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы. Марк Львовский. «Жеребёнок». Есть у лошади ребёнок,
Вопросы. · Как называется мама-самка лошади? · Как называется папа-самец лошади? · Как называется детёныш лошади? · Сколько жеребят за 1 раз может принести лошадь? Почему? · К какому классу относится лошадь? Почему?
Слайд 8 5.Работа с толковым словариком урока. Как называется... Ø …помещение для лошадей? Ø ... отгороженное место для одной лошади? Ø ... человек, ухаживающий за лошадью? Ø ... большой лошадиный коллектив? Ø ... напиток из молока кобылицы? Ø ... ход, пробежка лошади?
Слайды 9-11 Виды аллюра. Галоп - самый быстрый естественный аллюр.
При движении рысью лошадь поднимает и ставит ноги попарно по диагонали (накрест).
Шаг — медленный аллюр.
Слайд 12
6. Как называется наука, изучающая лошадей? Решите примеры. Расположите ответы в порядке возрастания чисел, не учитывая повторяющиеся числа.
И 199+1 П 300-1 Л 499+1 О 499-1 Г 700+1 И 201-1 П 298+1 О 497+1 Я 799+1
|
Организует фронтальную работу.
Не мой бы труд, не мой бы бег, Ты плохо жил бы, человек. Но в век машины и мотора, Боюсь, в отставке буду скоро.
· Телёнок. · Жеребёнок. · Лошадёнок.
- Зачитайте и аргументируйте свои ответы. - Что значит «АРГУМЕНТИРУЙТЕ»?
- Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали?
- Зачитайте ответы.
- Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали?
- Рассмотрите картинки и прочитайте надписи на слайдах.
- Какое слово получилось?
- Какое это слово? - Почему? - Назовите корни. - Кто знает, что они обозначают?
Слайд 13 Ипполо́гия (др.-греч. ἵππος «лошадь» и λόγος «слово») — наука о лошадях, изучает анатомию, физиологию, биологию размножения, породообразование.
Энциклопедический словарь.
- Как называют учёного, который занимается иппологией? - Зачем иппологу математика?
- Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали?
Слайд 14 Зачем нужно изучать математику?! В 1267 году на этот вопрос английский философ Роджер Бэкон ответил так: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки…».
Математика - основа расчётов.
|
Записывают отгадку на листе. ЛОШАДЬ
Дети отмечают ЖЕРЕБЁНОК.
Дети отмечают точки и соединяют их последовательно. Получится рисунок «ЛОШАДКА».
Дети читают стихотворение и отвечают на вопросы. Ответы записывают на листе.
ДОКАЖИТЕ. Зачитывают и аргументируют свои ответы.
Дети находят ответы в Толковом словарике урока. Записывают ответы на листе.
Зачитывают свои ответы.
Рассматривают иллюстрации, читают надписи на слайдах.
Дети решают числовые выражения и заполняют таблицу. Соотносят каждое число в таблице буквой. Располагают ответы в порядке возрастания чисел, не учитывая повторяющиеся числа.
- СЛОЖНОЕ. - 2 КОРНЯ. ИПП- и –ЛОГ-
Дети работают с Толковыми словариками урока.
Читают толкование на слайде 12.
- ИППОЛОГ.
Дети отвечают на вопрос. |
|
Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, словарик; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).
В диалоге с учителем учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Целеполагание ( тема урока, постановка цели, план) (2 мин).
Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. |
|
- Рассмотрите задания. Сформулируйте тему урока. - Как мы соединим математику и окружающий мир в теме урока? Слайд 15 - Какую цель поставите на урок? - Зачем будем решать задачи? - Где это умение нам понадобится? |
- Решение задач. НАШИ ДРУЗЬЯ – ЛОШАДИ.
- Повторить и закрепить решение задач. |
|
Определять и формулировать цель на уроке самостоятельно (регулятивные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Выполнение тренировочных упражнений с самопроверкой по эталону (10 мин).
Цель: - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
Решение задач. Работа в парах. Слайд 16 Задача 1. В покое лошадь дышит примерно 12 раз в минуту. Во время быстрой скачки частота дыхания увеличивается в 6 раз. Какова частота дыхания во время быстрой скачки?
Слайд 18 Задача 2. В состоянии покоя частота сердечных ударов у лошади составляет 30 в минуту. Во время резвой скачки частота ударов возрастает до 120 в минуту. Во сколько раз увеличивается частота ударов во время резвой скачки?
|
Решение задач. Будете работать в парах.
- Подчеркните условие синим карандашом. - Почему синим цветом? - Подчеркните вопрос задачи красным карандашом. - Можем ответить на вопрос? - Назовите КЛЮЧЕВОЙ ПРЕДЛОГ и слово. - Покажите, каким действием будете решать задачу. - Запишите решение задачи.
- Прочитайте ВОПРОС задачи. - Ответили мы на вопрос. - Что дальше надо записать? - Ответ запишите.
Слайд 17 Проверим: 12 ∙ 6 = 72 (уд.) Ответ: 72 удара частота дыхания во время быстрой скачки.
- Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали?
- Подчеркните условие синим карандашом. - Почему синим цветом? - Подчеркните вопрос задачи красным карандашом. - Можем ответить на вопрос? - Назовите КЛЮЧЕВОЙ ПРЕДЛОГ и слово. - Покажите, каким действием будете решать задачу. - Запишите решение задачи.
- Прочитайте ВОПРОС задачи. - Ответили мы на вопрос. - Что дальше надо записать? - Ответ запишите.
Слайд 19 Проверим: 120 : 30= 4 (р.) Ответ: в 4 раза увеличивается частота ударов сердца во время резвой скачки.
- Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали?
|
- ИНФОРМАЦИЯ.
- В… РАЗ.
Показывают сжатый кулачок -УМНОЖЕНИЕ.
Дети решают задачи в парах. Записывают решение задачи на листе. Дети читают вопрос задачи.
Записывают ответ задачи.
Самопроверка по эталону.
- ИНФОРМАЦИЯ.
- ВО … РАЗ.
Показывают 2 сжатых кулачка -ДЕЛЕНИЕ.
Дети решают задачи в парах. Записывают решение задачи на листе. Дети читают вопрос задачи.
Записывают ответ задачи.
Самопроверка по эталону.
|
|
Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; работать в парах (коммуникативные УУД).
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, толковый словарик урока; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. |
|
Слайд 20 Физминутка «Лошадки». Эй, лошадки, все за мной! (Руки вперед.) Поспешим на водопой! (Пружинистые движения ног.) Вот река, широка и глубока, (Плавное разведение рук в стороны.) Не достанешь до дна. (Наклоны вперед.) А водица вкусна! Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем! (Притопывание ногой.) Эй, лошадки, все за мной! (Руки в стороны, плавные движения вверх – вниз.) Поскакали домой, (Прыжки на месте.) Гоп-гоп-гоп! Слайд-шоу 21-26 Физминутка для глаз. Лето. Ярко светит солнце. Вдруг закапал дождик. Появилась радуга. Залетали бабочки. Лошадка любуется природой. Далеко, далеко Ускакала в поле молодая лошадь! Так легко, так легко - Не догонишь, не поймаешь, не вернешь!
|
Дети проговаривают слова и выполняют движения.
Дети следят за курсором глазками.
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Выполнение тренировочных упражнений с самопроверкой по эталону (10 мин).
Цель: - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Слайд 28 Задача 3. «Я хоть росту небольшого, да сменю коня другого», – гордо говорил Конек-Горбунок, который был «ростом только 3 вершка». 1 вершок ~ 5 см Ø Сколько вершков в Эйнштейне, если его рост - 35см? Ø Кто больше, Конёк-горбунок или Энштейн? На сколько? (Выразите в см и в вершках.)
Слайд 30 Задача 5. Рост жеребеца Самсона достигает 2 м 20 см. Английский жеребец Диггер - 2 м 2 см. Бельгийский мерин Биг Джек - 2 м 17 см.
Ø Расположите рост великанов в см в порядке увеличения.
Слайд 35 Задача 5. Погоняй коня не кнутом, а овсецом. - Объясните смысл поговорки.
На день 2 лошадям выдают 10 кг овса. Сколько килограммов овса нужно 8 лошадям?
Слайд 38 Рай на земле – у лошади на спине. - Как понимаете эту поговорку?
|
Слайд 27 Эйнштейн — один из самых маленьких жеребцов в мире.
- Подчеркните условие синим карандашом. - Почему синим цветом? - Подчеркните вопрос задачи красным карандашом. - Можем ответить на 1-й вопрос? - Покажите, каким действием? - Можем ответить на 2-й вопрос? - Покажите, каким действием.
- Запишите решение задачи.
- Прочитайте ВОПРОС задачи. - Ответили мы на вопрос. - Что дальше надо записать? - Ответ запишите. Слайд 29 Проверим: 1) 35 : 5 = 7 (в.) – рост Энштейна. 2) 3 ∙ 5 = 15 (см) – рост Конька-Горбунка. 3) 35 – 15 = 20 (см) – разница в росте. 4) 7 – 3 = 4 (в.) - разница в росте. Ответ: 7 вершков - рост Энштейна; разница в росте составит 20 см или 4 вершка.
- Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали?
Слайд 31 Проверим: 1 м = 100см
100 ∙ 2 + 20 = 220 (см) – Самсон. 2 м 20 см = 220 см 100 ∙ 2 + 2 + 202 (см) – Диггер. 2 м 2 см = 202 см 100 ∙ 2 + 17= 217 (см) – Биг Джек. 2 м 17 см = 217 см
202 см > 217 cм > 220 см
Вывод:Самсон > Биг Джек > Диггер Слайд 32 1.Самая высокая лошадь в мире это – жеребец породы шайр Самсон (220 см). Из-за невероятного высокого роста Самсона переименовали в Мамонта. Самсон родился в Англии в 1846 году. Его рекорд не побила ни одна лошадь. Слайд 33 2.Биг Джейк - настоящий гигант (217 см). Слайд 34 3. Жеребец Диггер (202 см).
- Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали?
- Объясните смысл поговорки.
- Подчеркните условие синим карандашом. - Почему синим цветом? - Подчеркните вопрос задачи красным карандашом. - Можем ответить на вопрос? - Почему?
- Покажите, каким действием?
- Можем ответить на вопрос? - Покажите, каким действием. - Запишите решение задачи.
- Прочитайте ВОПРОС задачи. - Ответили мы на вопрос. - Что дальше надо записать? - Ответ запишите. Слайд 36 Проверим: 1) 10 : 2 = 5 (кг) – 1 лошади. 2) 5 ∙ 8 = 40 (кг ) – 8 лошадям. Ответ: 40 кг овса нужно 8 лошадям.
- Что мы сейчас делали? - Какое умение формировали?
Слайд 37 Конноспортивный центр Пермского края.
Детский спорт. На базе центра будет организована работа Детской конноспортивной школы. Основная задача школы – подготовка спортивного резерва и взращивание квалифицированных молодых спортсменов.
Михайлова Влада. Вопросы. Ø Во сколько лет начала заниматься конным спортом? Ø Как родители отнеслись к твоему увлечению? Ø Как часто ты тренируешься? Ø Как проходят твои тренировки? Что самое сложное на них? Ø Можно сказать, что у лошади есть характер? · - Как понимаете эту поговорку? "Рай на земле - у лошади на спине" – известный афоризм, который знаком многим ездокам. · - Скажи, а ты согласишься с высказыванием? |
- ИНФОРМАЦИЯ.
- Да. Показывают сжатый кулачок - УМНОЖЕНИЕ.
- Да.
Показывают руку горизонтально.
Дети решают задачи в парах. Записывают решение задачи на листе. Дети читают вопрос задачи.
Записывают ответ задачи.
Самопроверка по эталону.
Работа в парах. Дети переводят смешанные числа в сантиметры. Рассуждают: 1 м = 100см
100 ∙ 2 + 20 = 220 (см) – Самсон. 2 м 20 см = 220 см 100 ∙ 2 + 2 + 202 (см) – Диггер. 2 м 2 см = 202 см 100 ∙ 2 + 17= 217 (см) – Биг Джек. 2 м 17 см = 217 см
202 см > 217 cм > 220 см
Вывод:Самсон > Биг Джек > Диггер Самопроверка по эталону.
Рассматривают иллюстрации, читают надписи на слайдах.
Дети объясняют смысл поговорки.
- ИНФОРМАЦИЯ.
- Нет. - Надо узнать, сколько овса нужно 1 лошади.
Показывают 2 сжатых кулачка -ДЕЛЕНИЕ.
- Да. Показывают сжатый кулачок - УМНОЖЕНИЕ.
Дети решают задачи в парах. Записывают решение задачи на листе.
Дети читают вопрос задачи.
- Да. Записывают ответ задачи на листе.
Дети объясняют, как они понимают эту поговорку.
- Когда ты общаешься с лошадьми, ты как будто находишься в другом мире, где нет зла. Для многих конников этот афоризм – своеобразный девиз. Лошади – это вся моя жизнь. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин). Цели – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |
Рефлексия. |
– Какое значение имеет полученная информация на уроке лично для вас?
-Какую задачу ставили на уроке? -Удалось решить поставленную задачу? -Где можно применить новые знания?
Слайд 39 Подкова на удачу.
|
- Повторить и закрепить решение задач. |
|
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание (2 мин). Цель – организовать выполнение д/з. |
1.Составить задачи (1-3) про лошадей, используя материал. 2. Как вы думаете, существует ли розовая лошадь? Нарисуйте её. |
Проводит инструктаж по выполнению и оформлению.
|
Читают задание, слушают инструктаж. |
|
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.