Технологическая карта
урока родной русской литературы
ТЕМА
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
____________________________________________________________________________________
Составила студентка 342 группы
Лобанова Лилиана Александровна
Класс 4 «А» школа №16
Дата проведения урока 17.02.2022
ФИО учителя школы:
Серебренникова Лидия Валерьевна
Допущена к проведению урока:
____________________, дата ________
(подпись учителя)
Сыктывкар, 2020
Тема урока: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» |
Тип урока:ОНЗ |
|
Цели урока: Деятельностная: создать условия для развития УУД Содержательная: Познакомить учащихся с произведением Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» |
||
Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа, иллюстрация |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
· Познакомятся с произведением Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» · Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения. |
Познавательные · Умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме; · Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; · Умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные · Учатся принимать и сохранять учебную задачу; · Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · Умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; · Учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные · Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · Учатся формулировать собственное мнение и позицию; · Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов · Учатся задавать вопросы |
Сформированы: · широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; · ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; · способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. |
Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что сегодня нам предстоит открыть еще одну тайну литературного произведения. Желаю вам удачи и успехов в новых открытиях! |
Приветствие
|
2. Этап речевой разминки или разминки перед чтением |
Ребята, кто автор этих строк: «Старый Мазай разболтался в сарае: «В нашем болотистом, низменном крае впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями её не ловили, кабы силками её не давили….» Сегодня мы начнём знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова |
Николай Алексеевич Некрасов |
3. Этап введения в тему или подготовки детей к восприятию произведения. |
Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети” Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в дворянской семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом, воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях. |
|
4. Этап первичного чтения текста. |
Ваша задача следить за чтением. Перед чтением я хочу вам задать вопрос, на который вы ответите после чтения: Что вы узнали о крестьянских детях, об их жизни? Понравилось вам стихотворение? Чем? Так что вы узнали о крестьянских детях, об их жизни? Вирши – стихи Умиленье – нежное, приятное чувство, которое возбуждается чем-нибудь трогательным. Мякина – остатки колосьев, которые получаются при обработке хлебных злаков. Нега- полное довольство, блаженство, приятное состояние. Лава- мостики через речку Оскома- кислое, терпкое ощущение во рту Содом- беспорядок, шум, суматоха Вестимо-конечно,известно, само собой разумеется. Гурьбой – все вместе Река огласилась – наполнилась громкими звуками Зной – жара Лукошко – корзинка - Что значит «студеная пора»? (очень холодно) Хворост - сухие сучья, ветви, деревья Полушубок – короткая, до колен, верхняя одежда на меху Узда – часть конской сбруи, надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями |
|
5. Этап вторичного чтения текста. |
Сейчас это стихотворение вы будете читать самостоятельно, цепочкой по 4 строки. |
|
6. Этап первой ступени анализа произведения. |
Кто рассказывает рассказ? Кто он? Каково его настроение? О ком рассказывает поэт? Где собирались ребята? О чём они говорили? Найдите. Почему дети устали? После работы в лесу, чем занялись крестьянские дети? Найдите эпитеты в стихотворении, которые помогают красочно изобразить картины, понять мысли Какие чувства испытывает автор от того, что он увидел детей?
|
Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей у старинных вязов было жарко, и собирали до полудня грибы играми, купанием в реке
работа в парах бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям |
7. Этап второй ступени анализа произведения. |
Что привлекло детей в незнакомом человеке? Какие чувства испытывал автор к детям? Как это можно доказать? В начале стихотворения Н.А. Некрасов пишет: Я детского глаза люблю выраженье, Его узнаю я всегда. Я замер: коснулось души умиленье…. Понятно ли вам, почему поэт почувствовал умиленье? С чем он сравнивает детские глаза? Что детей привлекло в этом взрослом человеке? Какой вопрос их интересовал? Какой приговор «изрекли» ребята? С каким чувством и интонацией нужно читать разговор детей? Почему? |
Отвечают на вопросы
|
8. Этап обобщения прочитанного. |
С каким произведением Н. А. Некрасова познакомились на уроке? Почему поэт назвал « Крестьянские дети?» Похоже ваше детство на детство детей того времени, в котором жил Некрасов? Какова главная мысль произведения? |
Основная мысль поэмы «Крестьянские дети" Н.Некрасова -это показать тяжесть жизни простых людей,научить ценить труд народа.Дети имеют только несколько лет жизни,прежде чем они станут рабами голода,тяжёлого труда,непосильного надрыва,без которого крестьяне не могли выжить.Некрасов с любовью и нежностью относится к детям,он переживает их нелёгкую долю,которая ждёт их впереди |
9. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка. |
Найдите в тексте отрывок, где Некрасов описывает крестьянских детей. Прочитайте выразительно |
Находят и читают отрывок |
10. Этап домашнего задания |
Прочитайте и выберите один из вариантов домашнего задания: нарисовать иллюстрацию к стихотворению сочинить стихотворение о детях выучить отрывок наизусть |
|
11. Этап рефлексии |
С творчеством какого писателя мы познакомились? Что нового вы узнали на уроке? Что было интересным на уроке для вас? Определите свое место на лесенке знаний: Хочу узнать больше______________ Все понял, было интересно_________________ Не всё понял________________ На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу! |
Подведение итогов, рефлексия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.