Технологическая карта урока родной русской литературы "Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Золотой луг» "

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 01.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока родной русской литературы
Иконка файла материала пришвин золотой луг.docx

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

 урока родной русской литературы

 

                                                  

 

ТЕМА

Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Золотой луг»

____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 342 группы

Лобанова Лилиана Александровна

Класс 4 «А» школа №16

Дата проведения урока 03.03.2022

ФИО учителя школы:

Серебренникова Лидия Валерьевна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2022


Тема урока: Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Золотой луг»

Тип урока:ОНЗ

Цели урока:                  

Деятельностная: создать условия для развития УУД

Содержательная: познакомить с рассказами Пришвина М.М. «Ребята и утята», «Золотой луг»

Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа, иллюстрация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

·         Научатся читать  вслух  бегло, выразительно,  передавая  свое  отношение  к  прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

·          познакомить с творчеством Пришвина М.М.

·         Познакомить с рассказами «Ребята и утята», «Золотой луг»

·           пополнять биографические знания о поэте;

·         обогащать словарный запас.

Познавательные

·         Умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·         Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·         Умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные

·         Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

·         Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·         Умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         Учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные

·         Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         Учатся формулировать собственное мнение и позицию;

·         Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

·         Учатся задавать вопросы

Сформированы:

·         широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·         ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

·         способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

·         эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

1 мин

Ребята, каждый урок — литературы- это новая встреча.

А с кем или с чем можно встретиться на уроке? 

Сегодняшний урок не исключение. Наш ждёт встреча. Впрочем, вы всё узнаете сами.

Отвечают на вопросы

с новыми произведениями, новыми героями, с новыми писателями

 

2. Этап речевой разминки или разминки перед чтением

3 мин

Отчего прохладно стало

Одуванчику в бору?

 Текст задаёт вам вопрос. Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос.

А теперь давайте сравним ваши ответы с ответом автора.

Оттого, что прошлой ночью

Облысел он на ветру.

Прочитайте текст так, чтобы был слышен и вопрос и ответ.

 

3. Этап введения в тему или подготовки детей к восприятию произведения.

8 мин

Ребята, вспомните, на прошлом уроке мы говорили о Пришвине, что он наблюдательный человек. Он писатель-натуралист, любитель природы, он написал много рассказов о природе для детей и взрослых. А ещё его можно назвать волшебником! Читая рассказ «Разговор деревьев», мы убедились в этом.

– За что человека можно назвать волшебником?

– Какое волшебство придумал Пришвин?

 – А сегодня мы узнаем ещё об одном волшебстве, рассказ «Золотой луг» тоже волшебный.

Давайте послушаем рассказ, последим за автором. Слушая рассказ и прочитывая его, подумайте над вопросом: Почему луг золотой? (Приложение 1. На слайде 4 нажать на звоночек-проигрыватель)

Выполняют задания, отвечают на вопросы

 

Очень любил природу и написал о ней много книг

Шоколадная почка с зелёным хвостиком, на кончике которой висит большая прозрачная капля; осинка, как зелёная свечка, деревья шепчутся

4. Этап первичного чтения текста.

6 мин

Сейчас я начну читать рассказ, а вы внимательно слушает. Сядьте красиво, спина прямая. Чтение рассказа

Слушают рассказ, некоторые ученики читают по просьбе учителя, по ходу чтения

5. Этап первой ступени анализа произведения.

8 мин

Понравился  ли  вам рассказ?

К какому литературному жанру мы отнесем произведение?

Кто герои?

Кто из героев понравился и почему?

Ну а теперь вернёмся к поставленному перед прочтением текста вопросу: Почему луг золотой?

– Ребята, прочитайте, что сказал учёный кот? Кот сказал, что одуванчик – загадочный цветок! Вы разделяете мнение кота? А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя- рассказчика?

–Можно ли сказать, что автор и герой рассказа – одно и тоже лицо?

Кто был старше из братьев? Почему?

 

– Докажите своё мнение строчками из текста.

– Кот сказал: «Чтобы доказать, надо ещё раз перечитать рассказ с начала до конца». Ты соглашаешься с котом?

Автор подводит нас к главной мысли рассказа.

Как это  - идти в пяту?

Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово?

Что значит созревают одуванчики?

Что такое забава? Что значит постоянная забава?

Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём по-вашему, она состоит? (Одуванчики вовсе неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.)

это рассказ

 Одуванчик – загадочный цветок, потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок. О том, почему цветок стал одним из самых интересных для него, герой говорит в последнем предложении текста: «С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

 

Автор м. Пришвин, а рассказчик – мальчик

«…Он впереди, я – в пяту»

6. Этап вторичного чтения текста.

8 мин

Можно ли по ним  определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята)

 Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

Поработав над произведением, мы должны ответить на вопросы:

 

- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?

- Над чем заставил задуматься каждого из нас этот рассказ?

Выразительное чтение

7. Этап второй ступени анализа произведения.

6 мин

– Что взволновало автора?

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно?

– А кто нет?

– Почему?

Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ?

– Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

 

– Что же вы можете сказать о М. Пришвине?

- какой девиз вы возьмете для себя? А я вам предлагаю жить под девизом: Будь природе другом!

Взволновало поведение ребят

Вызывают сочувствие Утка с утятами

Ребята

Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь

Это добрый, строгий, неравнодушный, человек.   Его девиз – не делать  дурное природе

8. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка.

6 мин

Ребята как будем читать текст?

Поиск интонации для каждой части.

1-я часть – игриво, весело.

Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением.

2-я часть – с нежностью, восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика.

3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно

Отвечают на вопросы.

 

9. Этап обобщения прочитанного.

5 мин

 – Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать ,что природа не всем и не сразу  раскрывает свои секреты?

– Так кому же она их раскрывает?

– Так сказать можно, потому что только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты.

– Прочтём высказывание К.Паустовского о М.Пришвине:

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

 

– Пришвин был тем человеком, который любил природу, понимал её.

– Не только писатели, но и художники наблюдательные, любящие природу люди.

отвечают на вопросы

10. Этап домашнего задания

1 мин

Домашнее задание: разбить тексты на части, озаглавить части

Записывают в дневник

11. Этап рефлексии

1 мин

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

 

- Кто написал этот рассказ?

 

- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь)..

На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу!

Подведение итогов, рефлексия

 


 

Посмотрите также