Технологическая карта
урока родной русской литературы
ТЕМА
Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Золотой луг»
____________________________________________________________________________________
Составила студентка 342 группы
Лобанова Лилиана Александровна
Класс 4 «А» школа №16
Дата проведения урока 03.03.2022
ФИО учителя школы:
Серебренникова Лидия Валерьевна
Допущена к проведению урока:
____________________, дата ________
(подпись учителя)
Сыктывкар, 2022
Тема урока: Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Золотой луг» |
Тип урока:ОНЗ |
|
Цели урока: Деятельностная: создать условия для развития УУД Содержательная: познакомить с рассказами Пришвина М.М. «Ребята и утята», «Золотой луг» |
||
Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа, иллюстрация |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
· Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения. · познакомить с творчеством Пришвина М.М. · Познакомить с рассказами «Ребята и утята», «Золотой луг» · пополнять биографические знания о поэте; · обогащать словарный запас. |
Познавательные · Умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме; · Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; · Умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные · Учатся принимать и сохранять учебную задачу; · Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · Умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; · Учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные · Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · Учатся формулировать собственное мнение и позицию; · Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов · Учатся задавать вопросы |
Сформированы: · широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; · ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; · способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Время на этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. |
1 мин |
Ребята, каждый урок — литературы- это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке? Сегодняшний урок не исключение. Наш ждёт встреча. Впрочем, вы всё узнаете сами. |
Отвечают на вопросы с новыми произведениями, новыми героями, с новыми писателями
|
2. Этап речевой разминки или разминки перед чтением |
3 мин |
Отчего прохладно стало Одуванчику в бору? Текст задаёт вам вопрос. Вспомните, как выглядит одуванчик, попробуйте сами ответить на этот вопрос. А теперь давайте сравним ваши ответы с ответом автора. Оттого, что прошлой ночью Облысел он на ветру. Прочитайте текст так, чтобы был слышен и вопрос и ответ. |
|
3. Этап введения в тему или подготовки детей к восприятию произведения. |
8 мин |
Ребята, вспомните, на прошлом уроке мы говорили о Пришвине, что он наблюдательный человек. Он писатель-натуралист, любитель природы, он написал много рассказов о природе для детей и взрослых. А ещё его можно назвать волшебником! Читая рассказ «Разговор деревьев», мы убедились в этом. – За что человека можно назвать волшебником? – Какое волшебство придумал Пришвин? – А сегодня мы узнаем ещё об одном волшебстве, рассказ «Золотой луг» тоже волшебный. Давайте послушаем рассказ, последим за автором. Слушая рассказ и прочитывая его, подумайте над вопросом: Почему луг золотой? (Приложение 1. На слайде 4 нажать на звоночек-проигрыватель) |
Выполняют задания, отвечают на вопросы
Очень любил природу и написал о ней много книг Шоколадная почка с зелёным хвостиком, на кончике которой висит большая прозрачная капля; осинка, как зелёная свечка, деревья шепчутся |
4. Этап первичного чтения текста. |
6 мин |
Сейчас я начну читать рассказ, а вы внимательно слушает. Сядьте красиво, спина прямая. Чтение рассказа |
Слушают рассказ, некоторые ученики читают по просьбе учителя, по ходу чтения |
5. Этап первой ступени анализа произведения. |
8 мин |
Понравился ли вам рассказ? К какому литературному жанру мы отнесем произведение? Кто герои? Кто из героев понравился и почему? Ну а теперь вернёмся к поставленному перед прочтением текста вопросу: Почему луг золотой? – Ребята, прочитайте, что сказал учёный кот? Кот сказал, что одуванчик – загадочный цветок! Вы разделяете мнение кота? А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя- рассказчика? –Можно ли сказать, что автор и герой рассказа – одно и тоже лицо? Кто был старше из братьев? Почему?
– Докажите своё мнение строчками из текста. – Кот сказал: «Чтобы доказать, надо ещё раз перечитать рассказ с начала до конца». Ты соглашаешься с котом? Автор подводит нас к главной мысли рассказа. Как это - идти в пяту? Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? Что значит созревают одуванчики? Что такое забава? Что значит постоянная забава? Итак, заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чём по-вашему, она состоит? (Одуванчики вовсе неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться.) |
это рассказ Одуванчик – загадочный цветок, потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок. О том, почему цветок стал одним из самых интересных для него, герой говорит в последнем предложении текста: «С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Автор м. Пришвин, а рассказчик – мальчик «…Он впереди, я – в пяту» |
6. Этап вторичного чтения текста. |
8 мин |
Можно ли по ним определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята) Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Поработав над произведением, мы должны ответить на вопросы:
- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу? - Над чем заставил задуматься каждого из нас этот рассказ? |
Выразительное чтение |
7. Этап второй ступени анализа произведения. |
6 мин |
– Что взволновало автора? – Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? – А кто нет? – Почему? Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ? – Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? - какой девиз вы возьмете для себя? А я вам предлагаю жить под девизом: Будь природе другом! |
Взволновало поведение ребят Вызывают сочувствие Утка с утятами Ребята Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь Это добрый, строгий, неравнодушный, человек. Его девиз – не делать дурное природе |
8. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка. |
6 мин |
Ребята как будем читать текст? Поиск интонации для каждой части. 1-я часть – игриво, весело. Последнее предложение прочитать с гордостью или изумлением. 2-я часть – с нежностью, восхищением, любуясь красотой луга, передать удивление мальчика. 3-я часть – многозначительно, весомо, вместе с тем трогательно |
Отвечают на вопросы.
|
9. Этап обобщения прочитанного. |
5 мин |
– Ребята, а как вы думаете, можно ли сказать ,что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты? – Так кому же она их раскрывает? – Так сказать можно, потому что только наблюдательному, заинтересованному человеку открывает природа свои секреты. – Прочтём высказывание К.Паустовского о М.Пришвине: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».
– Пришвин был тем человеком, который любил природу, понимал её. – Не только писатели, но и художники наблюдательные, любящие природу люди. |
отвечают на вопросы |
10. Этап домашнего задания |
1 мин |
Домашнее задание: разбить тексты на части, озаглавить части |
Записывают в дневник |
11. Этап рефлексии |
1 мин |
Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).. На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу! |
Подведение итогов, рефлексия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.