Технологическая карта урока
Ф.И.О.: Дмитрачкова Татьяна Викторовна.
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 1 «В»
Тема урока: «Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении слов с мягким знаком (ь).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. Дидактические средства: учебник, раздаточный материал, презентация. Интерактивное оборудование: проектор, компьютер, смарт доска. |
Характеристика этапов урока
ТРКМЧП |
Структура урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Вызов |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Словесный (беседа)
|
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку.
Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности: - Наш урок я бы хотела начать с высказывания: «Умный ошибётся и исправится».
- Как вы понимаете это высказывание? - Но прежде, чем мы начнём урок, скажите к чему нам нужно стремиться на уроках русского языка? |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Мотивируются к учебной деятельности.
- Пока человек учится, он будет ошибаться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ошибка не так страшна; плохо, если её не исправить. Умный человек это понимает.
Высказывают своё мнение.
|
|
К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. |
|
Вызов |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Приём: «Мозговой штурм»
Словесный (беседа)
|
- Открываем тетрадки, записываем число, классная работа. Организует минутку чистописания.
- Ребята, давайте подумаем: как мы можем сделать согласный звук мягким? Какие "помощники" нам уже известны? Учитель записывает все идеи детей (даже ошибочные) на доске.
Учитель показывает карточки со словами: лес, лён, мяч, лист, конь. - Давайте проверим ваши идеи! Посмотрите на эти слова. Какие буквы здесь смягчают согласные?
- Итак, мы вспомнили, что согласные смягчают гласные Е, Ё, Ю, Я, И... Но в слове "конь" нет этих букв. Как же здесь получился мягкий звук?
|
Записывают число и классную работу. Выполняют минутку чистописания.
- Буква «Е», «Ё», «И», «Мягкий знак» (если кто-то уже знает), «Когда говорим ласково» и т.д.
- Е, Ё, Я, И.
- в конце стоит буква «ь». |
|
Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
|
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Вызов |
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Словесный (беседа)
Практический (демонстрация) |
Проводит подводящий диалог: - Верно! Как вы думаете о чём сегодня будет идти речь на уроке?
- Какая тема урока?
- А для того, чтобы определить цель нашего урока, посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова. |
Выдвигают предположения.
Тема: «Когда употребляется в словах буква «мягкий знак» (ь)?».
Цель: познакомиться со случаями употребления мягкого знака (ь) в словах. |
|
К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.
П: с помощью педагога формулировать цель. |
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; |
Вызов |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
|
Словесный (беседа)
Практический (демонстрация) |
Демонстрирует пункты плана на интерактивной доске, в котором пропущены слова.
- Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность.
|
Читают пункты плана. Составляют правильный план действий.
1. Находить слова с мягким знаком (ь). 2. Произносить слова с мягким знаком (ь). 3. Определять значение мягкого знака (ь) в словах. |
|
Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. |
|
Осмысление |
5. Реализация построенного проекта. |
Приём: «Отсроченная догадка»
Практический (упражнение)
Приём: «Ранжирование». |
На доске записаны пары слов: · мел — мель · угол — уголь · ел — ель
- Чем отличаются слова в парах? Произнесите последние согласные. Какой звук в словах с «хвостиком»? - Как вы думаете, зачем нужен этот «хвостик»?
Все идеи записываются на доске без оценки правильности. Учитель раздаёт детям карточки с парами слов (например, брат — брать, шест — шесть). Задание: Прочитайте слова. Сравните звучание согласных в конце. Поменяйте местами «ь» и посмотрите, что получится (напр., «брать» → «брат»). Изменился ли звук?
- Какая гипотеза оказалась верной?
- Теперь давайте откроем учебник на стр. 88 и сравним наш вывод с правилом мудрой совы.
Организует выполнение упр. 3 на стр. 88 в парах с помощью приёма «Ранжирование». Критерии для ранжирования: Критерий 1: «Разница между буквами и звуками» (от меньшей к большей). Критерий 2: «Наличие мягкого знака» (сначала слова с «ь», потом без).
Задача: Разложить слова в два столбика по критерию 2 (с «ь» и без). Внутри столбика с «ь» выстроить слова по критерию 1 (например: день – 4 буквы, 3 звука; конь – 4 буквы, 3 звука; учитель – 7 букв, 6 звуков). |
- Мягким знаком во вторых словах. - Мягкий. - «Чтобы слово было длиннее», «Для красоты», «Чтобы звук стал мягким».
Выполняют задание.
- «ь» не произносится, но делает согласный мягким. Сравнивают вывод с правилом.
Выполняют упр. 3 на стр. 88. Классифицируют слова, представленные в упражнении по данным критериям. |
Формировать представление об основных случаях употребления мягкого знака (ь) в словах. Формировать умения: значение мягкого знака (ь) в словах; правильно писать и использовать мягкий знак (ь). |
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
П: делать выводы; устанавливать основания для сравнения; находить закономерности; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях.
П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. |
Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Осмысление |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Практический (упражнение)
Приём: «Объясни соседу»
|
Организует выполнение упр. 4 на стр. 88 в парах с помощью приёма «Объясни соседу».
Дети работают в парах. Один ученик называет слово из группы (например, карась), второй объясняет, почему это рыба. Затем вместе ищут мягкий знак и обсуждают его роль: «В слове "карась" мягкий знак делает согласный [с’] мягким». |
Составляют алгоритм выполнения упр. 4 на стр. 88.
Корректно и аргументировано высказывать своё мнение. Отвечают на вопросы, делают выводы. |
Формировать умения: значение мягкого знака (ь) в словах; правильно писать и использовать мягкий знак (ь). |
П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;
К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. |
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; |
Осмысление |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Словесный (слово учителя)
Практический (сам. работа)
Наглядный (демонстрация)
|
Организует самостоятельную работу обучающихся посредством. Объясняет задание.
1. Подчеркни слова, где есть мягкий знак. Слова: конь, стол, дверь, соль, мяч, пень, луна, мышь. 2. Распредели слова в две колонки:
С мягким знаком Без мягкого знака
Слова: лось, пенал, день, кошка, соль, рыба.
3. Составь предложение с одним из слов: конь, соль, день. Подчеркни мягкий знак.
Организует самопроверку по слайду-эталону. |
Выполняют самостоятельную работу.
Осуществляют самопроверку по эталону. |
Формировать умения: значение мягкого знака (ь) в словах; правильно писать и использовать мягкий знак (ь). |
П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.
Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. |
Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Рефлексия |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Приём: «Спаси слово»
Словесный (беседа)
|
Организует включение нового знания с помощью интерактивной игры «Спаси слово». На экране появляются слова с пропущенным мягким знаком: кон_, сол_, пен_, мел_ и т.д. Дети по очереди выходят к доске и перетаскивают «ь» в нужное место. Если ответ верный, слово «оживает» (появляется анимация: конь скачет, соль рассыпается).
Задаёт обобщающие вопросы: - Что интересного вы узнали на уроке? - Что вам больше всего запомнилось и понравилось? - Какая тема урока была? - Что вызвало затруднение?
|
Вставляют пропущенный мягкий знак в слова, где он пропущен.
Обобщают материал урока. Делают выводы.
|
Формировать умения: значение мягкого знака (ь) в словах; правильно писать и использовать мягкий знак (ь). |
П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы;
К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. |
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; |
Рефлексия |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Словесный (беседа)
Приём: «Эмодзи-облако» |
Организует возвращение к цели и плану урока. Задаёт вопросы: - Достигли цель? - Выполнили план урока?
Организует оценивание учащимися своих действий, через приём «Эмодзи-облако». Выбирают смайлик, который отражает их впечатления: 🚀 — «Было круто!» 🤔 — «Есть вопросы». ❤️ — «Полюбил мягкий знак!» |
Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы.
Анализируют свою деятельность на уроке. |
|
Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.