Технологическая карта урока
Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Цель: Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
1. познавательные
· формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
· познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова;
· выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.
2. развивающие
· развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
· развивать монологическую речь учащихся;
3. воспитывающие
· создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах.
· Прививать интерес к изучению окружающего мира через чтение литературы
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Тип урока: |
Смешанный урок. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторы УМК |
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2019г.-с.31 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Структура урока обретения новых знаний . Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
1.познавательные · формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; · познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце слова; · выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков. 2. развивающие · развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание; 3. воспитывающие · создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах. Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися. Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра. Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование:
|
Компьютер с выходом в интернет, экран (телевизор) для демонстрации карточки с сервиса Яндекс.Учебник.
Для размещения на классной доске : Карточки (3штуки) для каждого ряда со словами – имена существительные с шипящими звуками в конце слова. Кармашки перед каждым словом для вставки карточек с обозначением рода , кармашки после каждого слова для вставки карточек с буквой Ь .
Карточки для сопровождения речи ученика Маленькие карточки для вставки
Сигнальные карточки с изображением смайликов :зелёного цвета – улыбка; красного цвета – грусть. Изображение птиц: сыч, сова, филин. Аудиозапись голоса птицы сыч. Портрет писателя В.Бианки. Выставка книг В.Бианки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Карточки на каждого ученика. Самооценка и оценка урока.
(На карточках фамилии учащихся не написаны.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
(слова девиза висят на доске постоянно)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные ресурсы: |
Для учителя: 1.Книга. Джон Хэтти. Видимое обучение: что влияет на успеваемость школьников ? 2. Электронные карточки сервиса Яндекс.Учебник 3.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2019г.-с.31 4.В.П.Канакина, Рабочая тетрадь «русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2019г, с. 5.Орфографический словари : П.А.Грушников; Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. 6.Толковый словарь: С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова (стр.786)
|
Этап урока |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||
|
|
Учитель записывает перед началом урока на доске Одиннадцатое февраля. Классная работа. (тема урока закрыта листом) Тема. Имена существительные с шипящими звуками на конце слова. Мягкий знак после шипящих. |
|
|
||||||||||||||||
1. Организационный момент. 2. Самоопределение к деятельности 3. Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
|
Учащиеся хором говорят речёвку.
|
После звонка на урок наблюдает за действиями учащихся.
|
Хором говорят речевку. «Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.»
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Занимают свои места (садятся за парты.) |
|
||||||||||||||||
|
Учащиеся хором говорят: « Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою – Ручку я вот так держу. Сяду прямо, Не согнусь. За работу я примусь.»
|
Наблюдает за тем, чтобы учащиеся выполняли действия, о которых говорят. |
Произносят слова и выполняют действия : открывают тетрадь, располагают ее наклонно, показывают, как правильно держат ручку. Демонстрируют правильную посадку.
|
|
||||||||||||||||
|
Первый дежурный: «Отступаем от предыдущей работы две строчки, записываем Одиннадцатое февраля. Классная работа.
|
|
Дежурный проговаривает четко слова. Одиннадцатое февраля. Классная работа.
Класс слушает дежурного. |
|
||||||||||||||||
|
|
|
Учащиеся хором повторяют, проговаривая слова за дежурным. Одиннадцатое февраля. Классная работа. Записывают в тетрадь. |
|
||||||||||||||||
Мотивационный этап
Подготовительная работа. |
Работа с карточками “по цепочке”.
|
Организует учащихся. Разъясняет, что делают ребята.
|
Ребята,у кого карточки читают содержание карточки . Отальные ребята называют предметы, о которых идёт речь. |
|
||||||||||||||||
|
Карточки для работы.
Карточка №1 ”Друг Карлсона” (малыш)
Карточка №2 ”Часть суток с вечера до утра” (ночь)
Карточка №3 ” Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.” ( ёж )
Карточка № 4 ”Небольшой грызун с острой мордочкой” (мышь) Карточка № 5 ”Cооружение из кирпича для отопления дома Карлсона” (печь)
Карточка № 6 ”Играет на скрипке” (скрипач) |
На доске открывает по одному записанные слова , которые учащиеся разгадывают
малыш ночь ёж мышь печь скрипач
Наблюдает за активностью работы класса |
Те, у кого на парте карточки по цепочке читают . Выбирают среди ребят, кому отвечать. Если верно ответили, то класс показывает смайлик с улыбкой зелёного цвета . Если ответ не верный, показывает грустный смайлик красного цвета. |
|
||||||||||||||||
|
|
Просит ребят прочитать все слова, которые записаны на доске.
Обращается к учащимся : ”Расскажите всё, что вы можете сказать о том, что прочитали.” |
|
|
||||||||||||||||
|
|
Приглашает к доске второго дежурного, разъясняет, какие действия он выполняет у доски : сопровождает ответы учащихся, на доске закрепляет (вывешивает) таблицы |
|
|
||||||||||||||||
Повторение изученного материала.
|
Учащиеся рассказывают: « Это слова-имена существительные –
так, как отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
и обозначают названия предметов. Имена существительные в предложении являются главным членом предложения -подлежащим или второстепенным членом предложения.
|
Организует диалог с учащимися.
Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков.
Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса,
подводит учащихся к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке.
Благодарит второго дежурного за работу и просит занять свое место |
Второй дежурный слова учащихся сопровождает действиями (на доске закрепляет таблицы в цвете)
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно монологическое речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль
Познавательные: Классифицировать объекты. |
||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Эти имена существительные оканчиваются на шипящие звуки. Шипящие звуки [ж],[ш], [щ], [ч] . Звуки [ж],[ш] всегда твердые. Звуки [щ], [ч] всегда мягкие. Поэтому после букв ж,ш,щ,ч мы не пишем мягкий знак. Мы видим, в словах малыш ёж скрипач нет мягкого знака, а в словах ночь мышь печь написан мягкий знак. Мы должны узнать- почему и когда в именах существительных после шипящих звуков надо писать букву мягкий знак, а когда не надо писать мягкий знак. |
|
||||||||||||||||||
· · Воспроизведение знаний о роли мягкого знака в слове. · Создание
|
Буквой Ь мы обозначаем мягкий согласный звук. Например – конь.
Буквой мягкий знак мы разделяем мягкий согласный звук от гласного. Например – перья. Эти правила не подходят к данным словам. |
Продолжают рассуждать, вспоминают функции буквы Ь.
Делают выводы.
Выдвигают проблему. |
||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока. |
Формулирование темы урока : Имена существительные с шипящими звуками на конце слова. Мягкий знак после шипящих. |
Просит сформулировать тему урока . Открывает на доске запись: Тема. Имена существительные с шипящими звуками на конце слова. Мягкий знак после шипящих. |
Формулируют тему урока. |
|||||||||||||||||
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения |
|
Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
|
Ищут пути решения выдвинутой проблемы.
Предлагают варианты поиска
Продолжают поиск – рассуждают, планируют свои дальнейшие действия. |
Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи. |
||||||||||||||||
Поисковая работа
Первый этап поисковой работы. |
Учащиеся предлагают свои варианты поиска:
посмотреть в орфографическом словаре.
|
Вносит предложение : 1.Чтобы быстрее работать с целью экономии времени -распределим, кто на какую букву ищет слова. Слова на буквы с А до К первому ряду, Слова на буквы с Л до Р второму ряду, Слова на буквы с С до Я третьему ряду. |
Работают с орфографическим словарем, находят слова шипящими звуками в конце слова.
|
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу |
||||||||||||||||
|
Первый дежурный записывает на доске слова, которые учащиеся нашли в словаре.
Багаж, ветошь, вещь, гараж, ландыш. |
Выясняет – значения слов всем понятны?
|
Называют слова с шипящими звуками на конце слова из орфографического словаря.
Дежурный записывает слова на доске. |
|||||||||||||||||
|
Делают вывод Первое действие не приводит к решению проблемы, но подводит учащихся к принятию другого решения.
|
|
Делают вывод: мягкий знак в одних словах пишется, в других не пишется. Но почему и в каких словах после шипящих надо писать Ь – в словаре нет объяснения.
|
Регулятивные: способность формулировать и удерживать учебную задачу ; оценивают результаты своей деятельности.
Познавательные: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Классифицировать объекты.
Коммуникативные: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
||||||||||||||||
Второй этап поисковой работы.
|
Поиск продолжается. Вносят свои предложения, как действовать дальше.
|
|
Записывают в тетрадь слова в 2группы. Дети предлагают пронаблюдать за словами, которые нашли в словаре. Делят слова на 2 группы: слова с Ь и слова без Ь.
Записывают в тетрадь. Чем же отличаются группы слов?
|
|||||||||||||||||
Завершающий этап поисковой работы. Решение проблемы.)
Цель: Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. |
Анализируют, формулируют выводы.
|
Уточняет, если учащиеся употребляют в речи: «слова» с шипящими на конце слова. «Имена существительные» с шипящими на конце слова. Это важный момент. |
Делают вывод : имена существительные после шипящих с мягким знаком жен.рода, мужского рода без мягкого знака.
|
|
||||||||||||||||
|
Подводит учащихся к обобщению. Задаёт вопрос: Почему у существительных с шипящими звуками в конце слова пишем Ь ? На что указывает Ь ? |
Отвечают на вопрос учителя. Формулируют правило, (обобщают): У существительных с шипящими звуками в конце слова Ь указывает, что это слово женского рода. Если Ь отсутствует, то это слово мужского рода. |
|
|||||||||||||||||
Проверка принятого решения.
Цель: верно ли принято решение ?
|
Работа по учебнику.
Учащиеся убеждаются, что приняли верное решение. |
Предлагает проверить по учебнику на стр.31.- верный ли сделали вывод?
|
Один ученик читает правило в учебнике на стр.31. Делает вывод, что они приняли верное решение. Класс соглашается (аплодисменты) |
Регулятив-ные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.
|
||||||||||||||||
Первичное закрепление. Цель: Закрепить знания, полученные на уроке. |
Рефлексия
Выполнение упражнения № 52 |
Организует работу учащихся, наблюдает за их действиями , оказывает помощь.
|
Читают пословицы, объясняют их смысл. Объясняют написание выделенных слов. Выполняют письменное задание. Проверяют друг у друга, исправляют ошибки. |
|
||||||||||||||||
Закрепление изученного материала. Цель : закрепление алгоритма действия.
|
|
Предлагает соревнование : какая команда правильно и быстро справится с заданием ? Каждый ряд –это одна команда. Командиры групп участвуют и следят за порядком. Вывешивает карточки на доске. Знакомит учащихся с правилами соревнования. Сначала определяете род во всех словах, вставляете карточки с обозначением рода в кармашек слева от слов. Потом расставляете, где надо мягкий знак в правый кармашек от слова. Каждый ученик вставляет только одну карточку. Выигрывает команда, которая выполнит задание первым и без ошибок. Выставляет карточки на доске. |
Слушают учителя, знакомятся с правилами соревновании. |
|
||||||||||||||||
|
|
Объявляет старт. (Начали!) |
|
|
||||||||||||||||
|
|
Наблюдает, как учащиеся действуют и выполняют условия (правила) конкурса. |
«По цепочке» на карточках обозначают род в словах (вставляют в кармашки таблички м.р. или ж.р.) Следующие по цепочке на карточках вставляют, где надо букву Ь. |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
Предлагает проверить всем классом: Если нет ошибок, аплодисменты. Если есть ошибки – топаем ногами и говорим, какая ошибка и доказываем, как будет правильно. Указывает на карточку, которую проверяют. Подводит итоги, называет победителя. командиру группы вручает жетоны, которые учащиеся вкладывают в свой конверт (жетоны учащиеся копят до конца месяца).
|
Завершают соревнование. Проверяют правильность выполнения задания. Если нет ошибок- аплодисменты. Если есть ошибки топают ногами и исправляют ошибки , доказывают, как будет правильно.
Командир победившей группы получает жетоны, которые вкладывают в свой конверт . |
Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии. |
||||||||||||||||
Упражнение Цель : закрепление изученного |
Работа в тетради. |
Даёт задание : записать слова с карточек в тетрадь в два столбика, в первый столбик – слова с Ь, во второй столбик – без Ь. |
записывает на доске слова с карточек в два столбика, в первый столбик –слова – жен.рода, во второй столбик - муж. рода . |
|
||||||||||||||||
Работа в парах. Взаимопроверка |
Знакомит учащихся с дальнейшими их действиями при проверке. |
Обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга. |
Познавательные: Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. |
|||||||||||||||||
Обсуждают и исправляют ошибки, если есть. |
||||||||||||||||||||
|
Физминутка |
Включает видео. ( на экране) |
Повторяют движения под музыку по видео. |
|
||||||||||||||||
Составление алгоритма
|
Коллективная работа . Составление алгоритма. |
Задаёт учащимся новую задачу. Нам надо уметь находить имена существительные с шипящими звуками в конце слова в тексте и решить – писать Ь или нет. |
Слушают учителя. |
Регулятив -ные Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.
|
||||||||||||||||
|
Попробуем составить алгоритм правильного написания слов с изученной сегодня орфограммой. Как мы будем действовать ? |
|||||||||||||||||||
|
|
Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения.
Карточки перевёрнуты. По мере того, как дети называют пункты,
учитель переворачивает карточки.
Алгоритм 1. Найти имена существительные с шипящими звуками на конце слова. 2. Определить род. 3. жен.род- пишем Ь муж.род- не пишем Ь |
Предлагают: 1.Слушаем предложение и находим имена существительные с шипящими звуками на конце слова. 2. Определяем род имени существительного. 3.Если имя существительное жен.рода, то пишем Ь, у мужского рода не пишем . |
|
||||||||||||||||
Закрепление. Цель: умение находить слова на изученную орфограмму в тексте, действовать по алгоритму. |
Объяснительно – предупредительный диктант.
|
|
|
|
||||||||||||||||
Цель : словарная работа, работа над смыслом текста. |
Первичное чтение текста учителем. |
Читает текст. Охотник ночевал в домике лесника. В полночь он услышал жалобный плач. Охотник накинул плащ и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула летучая мышь. И снова повторился плач. Охотник понял, что это кричит сыч. |
Слушают текст, знакомятся с его содержанием.
Высказывают свои мысли, чувства.
Сообщают, что это текст – повествование. |
|
||||||||||||||||
|
Словарная работа над значением слов. |
Выясняет, значения каких слов непонятны учащимся. |
Учащиеся называют слова, значения которых непонятны. (сыч) |
|
||||||||||||||||
|
|
|
Рассказывают, что знают о птице. (если знают) |
|
||||||||||||||||
|
Работа с толковым словарём.
|
Организует учащихся , Направляет их действия. |
Предлагают смотреть в толковом словаре значение слова. |
|
||||||||||||||||
|
Зачитывают из толкового словаря : Сыч -ночная птица отряда сов. |
|
||||||||||||||||||
|
Информация о птице. |
Демонстрирует на экране ( или на классной доске) фото с изображением птицы. Вывешивает на доску изображения птиц совы и филина. |
Рассматривают, как выглядит птица. Замечают, что птица очень похожа на сову, филина. |
|
||||||||||||||||
|
Рассказывает, где обитает сыч, дополняет к сказанному учащимися. |
Слушают учителя. |
|
|||||||||||||||||
|
Прослушивание голоса птицы. |
Включает запись с голосом птицы. |
Слушают голос сыча. |
|
||||||||||||||||
|
|
Знакомит с писателем В.Бианки, показывает его портрет и выставку книг. Рекомендует читать его книги , сказки и рассказы, чтобы ещё больше интересного узнавать о жизни зверей и птиц. |
Высказывают о своих впечатлениях (какие чувства вызывает голос птицы). Говорят, что слышали такой голос. Делают вывод о том, что сыч обитает в наших лесах. Не видели её, потому что это- ночная птица. |
|
||||||||||||||||
Закрепелние. Цель: действия по алгоритму. |
Работа над текстом. Вторичное чтение текста учителем.
Работа над каждым предложением. |
Сейчас немного поиграем в игру « Поймай слово» . Знакомит с правилами игры. Напоминает, что действуем по алгоритму. Указывает на алгоритм, (на доску) |
Слушают правила игры. |
|
||||||||||||||||
Подготовительная работа над орфограммами.
Действия по алгоритму.
|
Читает из текста первое предложение. |
Хлопают в ладоши, если в предложении есть слова на изученное правило ( имена существительные с шипящими звуками в конце слова) |
|
|||||||||||||||||
|
|
Называют слово (один из учащихся) , которое «поймали», определяют род. Решают- писать Ь или нет. |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
Хлопают в ладоши, если в слове пишется Ь. Если не пишется Ь – топают ногами. |
|
||||||||||||||||
|
|
|
Если ошибается кто- то, исправляют ошибку, доказывают, что принято правильное решение. |
|
||||||||||||||||
|
|
Читает из текста первое предложение. (второй раз) |
Называют слова с другими орфограммами, комментируют их правописание. |
|
||||||||||||||||
|
|
Напоминает о правильной посадке при письме. Читает из текста первое предложение. (третий раз) |
Записывают предложение. |
|
||||||||||||||||
|
|
Читает из текста первое предложение. (четвёртый раз)
|
Проверяют ,как записали предложение, исправляют ошибки (если есть) |
|
||||||||||||||||
|
|
Читает из текста остальные предложения. |
Разбирают орфограммы аналогично разбору первого предложения. |
|
||||||||||||||||
|
Самостоятельная работа .Проверка выполненной работы. |
|
Читают проверяют весь текст в своей тетради. |
|
||||||||||||||||
|
|
|
Задают вопросы, если не знают или сомневаются в правописании слов. |
|
||||||||||||||||
|
|
|
Объясняют правописание слов, в которых затрудняются одноклассники. |
|
||||||||||||||||
|
|
Объясняет правописание слов, в которых затрудняются учащиеся. |
|
|
||||||||||||||||
|
Завершение проверки. |
Читает весь текст |
Проверяют весь текст в своей тетради. |
|
||||||||||||||||
|
Физминутка |
|
|
|
||||||||||||||||
Зкрепление изученного.
Цель : закрепление изученного материала; подготовительная работа к изучению темы «Род имён прилагательных» |
Работа с словосочетания- ми Применение цифровой технологии. |
Включает компьютер, выводит на большой экран задания – электронные карточки с сервиса Яндекс.Учебник
|
|
|
||||||||||||||||
|
Знакомит учащихся , как будут выполнять задания. 1. Чтение материала карточки «по цепочке» до запятой.
|
|
|
|||||||||||||||||
. |
Просит учащихся прочитать материалы карточки и высказать своё мнение о прочитанном. Начинает первый ряд. |
|
|
|||||||||||||||||
Первичное чтение материала карточки учащимися вслух. |
Выбери Ь или пробел.
Срочная помощ ?, воспитанная молодёж ?, сучая мелоч ?,смешной малыш ?, послушная дочь ?, болотный камыш?, шустрый стриж?, тёплый душ ? |
Читают материалы карточки вслух «по цепочке» до запятой. |
|
|||||||||||||||||
Учащиеся высказывают свои мнения по содержанию карточек. |
Направляет работу учащихся и помогает формулировать ответы . |
Высказывают свои мнения по содержанию : 1. Мы видим пары слов. Это словосочетания, так как пары слов связаны между собой и между ними можно задать вопросы- помощь (какая?)срочная , молодёжь(какая?) воспитанная и т.д. |
|
|||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
2.Словосочетания состоят из имён существительных и имён прилагательных. |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
3.Имена существительные оканчиваются на шипящие звуки. Значит в окошках надо вставить Ь. если жен.рода, если муж.рода – в окошках оставляем пробел . |
|
||||||||||||||||
|
|
Приглашает ученика работать за пульт. Читаем , действуем по алгоритму. Начинает 2 ряд. |
|
|
||||||||||||||||
|
|
Наблюдает , как работают учащиеся, помогает. |
«По цепочке» читают словосочетания, комментируют свои ответы: Срочная помощь. Помощь – она, моя, жен.рода, Ь пишу. Малыш (он, мой, муж.рода Ь не пишу) |
|
||||||||||||||||
|
|
|
Исправляют друг у друга ошибки ( если есть ошибки.
Ученик у пульта вставляет пропущенные буквы следуя за комментариями учащихся. |
|
||||||||||||||||
|
Завершение работы над словосочетания -ми |
|
Ученик у пульта нажимает кнопку «ответить» |
|
||||||||||||||||
|
Учащиеся видят на экране результаты работы. Окошки, где надо было вставить Ь высвечиваются зелёным цветом (означает- верно) или красным цветом (в местах, где есть ошибки). |
|
Аплодируют, если все окошки загорелись зелёным цветом. |
|
||||||||||||||||
Рефлексия деятельности.
Цель: оценить результаты учебной деятельности.
|
Обобщение. |
Дает слово дежурным.
|
Дежурные обобщают урок:
Мы на уроке узнали, что у имен существительных с шипящими звуками в конце слова в женском роде пишется Ь, а в мужском роде не пишется.
Ь указывает , что имя существительное с шипящим звуком в конце слова женского рода. |
|
||||||||||||||||
Самостоятель-ная работа и проверка по эталону |
Самостоятельная работа по карточкам |
Вместе работаете хорошо, молодцы. Теперь попробуйте проверить себя, выполнить задания самостоятельно. Мне тоже интересно узнать , как у каждого получается. |
|
|
||||||||||||||||
Формулирует задание. Объясняет, какой результат ожидает и как будет оцениваться самостоятельная работа (работа должна быть без ошибок и аккуратной) Оценка 5 –без ошибок, аккуратная; оценка 4 –ошибка 1; оценка 3 - ошибки 2-3 . Оценка снижается, если работа выполнена неаккуратно.
Работа будет проводиться по вариантам.
Над словом обозначаем род двумя буквами – м.р., ж.р., (Пишет на доске образец, как обозначать род.) справа- в окошках , где надо пишем Ь. |
Слушают учителя. |
|
||||||||||||||||||
|
|
Спрашивает : « Как надо выполнить задание, чтобы работа была аккуратной и без ошибок ?
Спрашивает: « Какие вопросы есть у учащихся по выполнению задания ?»
Сообщает : «На выполнение заданий даю 5мин.»
Те, кто справится с работой раньше времени, могут дописать свои слова на изученную орфограмму.
Желает успехов. |
Отвечают на вопрос учителя: «Сначала надо прочитать, подумать, действуя по алгоритму. Потом писать.» «После выполнения работу надо проверить.» |
|
||||||||||||||||
Формирующее оценивание .
Как усвоен материал.
|
|
Раздаёт карточки для самостоятельной работы 1вар. кирпич…,тиш…, вещ…, камыш…, ноч…, доч…, ёрш…, луч…, грош…, борщ…, стриж… 2 вар. гараж…, мыш…, грач…, морж…, роскош…, брош…, ключ…,печ…, нож…, плащ…,мелоч…
|
Получают от учителя карточки,
выполняют самостоятельно задания по вариантам, опираясь на ранее полученные знания. |
Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Развивать операции мышления. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль. |
||||||||||||||||
|
|
Создает условия учащимся для успешного выполнения задания. |
||||||||||||||||||
|
Завершение самостоятельной работы.
|
Собирает карточки. |
Сдают учителю карточки с выполненными заданиями. |
|
||||||||||||||||
|
Самооценка. Оценивание урока. |
Раздаёт учащимся карточки и просит заполнить- оценить урок и свою деятельность.
(На карточках фамилии учащихся не написаны.)
|
Оценивают урок и свою деятельность. |
Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности.
|
||||||||||||||||
|
Домашнее задание. |
Задаёт домашнее задание стр. 33, упр.56 |
Знакомятся с содержанием домашнего задания. Задают вопросы по выполнению задания. |
|
||||||||||||||||
|
|
Отвечает на вопросы учащихся. |
|
|
||||||||||||||||
|
|
Записывают задание на доске. |
Записывают задание в дневнике. |
|
||||||||||||||||
|
Завершение урока |
|
Дежурные говорят: «Наш девиз» |
|
||||||||||||||||
|
(слова девиза висят на доске)
|
|
Хором говорят девиз : « Мы –умные! Мы – дружные ! Мы – внимательные! Мы–старательные! В третьем классе учимся! Всё у нас получится!
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.