Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание производных предлогов"(7 класс)
Оценка 4.7

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание производных предлогов"(7 класс)

Оценка 4.7
docx
17.11.2023
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание производных предлогов"(7 класс)
технологическая карта урока правописание производных предлогов.docx

Технологическая карта урока русского языка

МКОУ Никитская ОШ

Учитель: Иванова Нина Нефедьевна

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Правописание производных предлогов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

1.  Образовательные: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов.

2. Практические: формировать умения  разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к  предмету.

4. Развивающие:  содействовать развитию грамматически правильной речи;  развивать познавательную активность.

Планируемые результаты:

предметные:  отличают производные предлоги от сочетаний именных частей речи с предлогами;   объясняют условия слитного и раздельного написания производных предлогов, правильно пишут производные  предлоги;

познавательные: объясняют языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа производных предлогов и омонимичных  частей речи; осуществляют логические операции,  выбор наиболее эффективных способов решения задач;

личностные:  проявляют  интерес к учебной деятельности; осознают необходимость самосовершенствования;

регулятивные: ставят и адекватно формулируют цель деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают результаты своей работы;

 коммуникативные: умеют работать в паре, слушать друг друга, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Образовательные ресурсы:

учебник «Русский язык. 7 класс» М.: Дрофа, 2015 г. под редакцией М.М.Разумовской, задания на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Предметный результат

 

Метапредметные результаты

Личностные результаты

познавательные

регулятивные

коммуникативные

 

Организация начала занятия

Включает детей в деятельность,

проводит зарядку для успешности.

- Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня и хорошего  настроения.

Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.

 Вспомним правило, которым мы руководствуемся на уроке: «Сначала думай, …(потом говори)

включаются  в работу.

 

 

саморегуляция

слушают учителя

мобилизуют внимание, проявляют эмоциональное отношение к познавательной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Настраивает учащихся на восприятие нового материала.

- Какую часть речи мы начали изучать?

-Вспомним, что мы знаем о предлогах.

Приём «Да-нет»

1.Предлоги – это служебные  слова, которые связывают между собой однородные члены предложения.

2.Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3.Предлоги бывают простые и составные… производные и непроизводные.

4. Производные предлоги образуются путём перехода  самостоятельных частей речи в служебные.

5. Производные предлоги всегда пишутся в одно слово (слитно).

выполняют задания, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретённых знаний

применяют знания по теме

ориентируются в системе своих знаний, строят логическое рассуждение

принимают решения в ситуации выбора

слушают  учителя

проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Актуализация знаний  и фиксирование затруднений в пробном действии

Создаёт учебную ситуацию, направленную на объективацию противоречий между знанием и незнанием  в рамках изучаемой темы; формулирует

задание:

- спишите, раскрывая скобки, объясните  условия слитного или раздельного написания слов.

Остановиться (на) улице, пойти (на)встречу с друзьями,

выйти (на)встречу гостям, двигаться (на)встречу.

выполняют задания

применяют знания по теме, осознают, что  для выполнения задания знаний недостаточно

 

 

 

 

 

анализируют объекты, ориентируются в системе своих знаний

 исследуют условия учебной задачи, прилагают волевые усилия и преодолевают трудности на пути достижения цели

строят речевое высказывание при объяснении условий слитного и раздельного написания

 

 

проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Выявление места и причины затруднения

Задаёт вопросы:

-Кто справился с заданием?

-Сколько мнений?

-Что явилось причиной затруднения?

 

осуществляют анализ выполненного задания

выделяют трудности  в правописании предлогов, осознают потребность открытия новых знаний

устанавливают причинно-следственные связи, фиксируют проблему

оценивают результаты выполненного задания

строят речевое высказывание при комментировании трудностей, возникших по ходу выполнения задания

осознают необходимость самосовершенствования

Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Подводит к формулированию главных целей и темы урока, выбору способов разрешения проблемы.

- Над какой темой будем работать?

- Сформулируйте задачи урока.

-  Что самое важное в теме нашего урока?

- Как мы это будем делать?

определяют  тему и учебные задачи урока, обсуждают, какие задания и упражнения помогут решить поставленные задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 применяют знания  по теме

выдвигают предположения,  осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач

самостоятельно выделяют и формулируют учебные задачи, планируют собственные учебные действия.

планируют учебное сотрудничество с учителем, сверстниками в совместном решении задачи

 

устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом

Реализация построенного проекта

Организует  и сопровождает деятельность учащихся, направленную на  умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

- Написание какого выделенного слова является правильным? Почему?

1.В течение мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.

2. В течении горной реки встречается много непроходимых порогов.

3. В течение часа необходимо выполнить контрольную работу.

- Предлагаю посмотреть, от каких членов предложения зависят выделенные слова.

Ответ: ворвалось (куда?) в течение (вин. п. существительного течение)

Встречается (где?) в течении (п.п. существительного течение)

Выполнить (когда? за какое время?) в течение часа.

- Попробуйте выражение  «в течение часа» в последнем предложении заменить синонимичным сочетанием с непроизводным предлогом.

- Сделаем выводы.

В третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. Его можно заменить непроизводным предлогом.

-Как пишется производный предлог  в течение?

- О написании других производных предлогов мы узнаем, проанализировав материал упражнения

355.

 -Сформулируйте правило правописания производных предлогов.

Организует работу с рубрикой «Возьмите на заметку»

- какая новая информация содержится в этой рубрике?

Запишите данные предлоги в словари и запомните их правописание.

воспринимают и осмысливают учебный материал, отвечают на вопросы, выполняют задания

 отличают производные предлоги от сочетаний именных частей речи с предлогами, формулируют правило слитного и раздельного написания производных предлогов   

осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач, проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия

принимают и сохраняют учебную задачу,

адекватно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы

сотрудничают в совместном решении задачи, владеют устной и письменной речью

проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организует этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Предупредительный диктант.

Ввиду изменившейся обстановки, иметь в виду правило, говорить насчёт похода, рассказать в продолжении романа, доходы перевести на счёт школы, шёл, несмотря на жару, узнал впоследствии, в продолжение часа.

применяют на практике новые знания: определяют части речи, объясняют слитное или раздельное написание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реализуют практические навыки,

объясняют условия слитного и раздельного написания производных предлогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа производных предлогов и омонимичных частей речи

 

 

принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отображают в речи содержание совершаемых действий, аргументируют свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

используют полученный опыт и информацию для обогащения предметных знаний

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Проводит зарядку для глаз.

1.Медленно сомкнуть и разомкнуть веки.

2. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести влево, вправо.

3. Посмотреть вдаль, не сводя глаз с одной точки.

4. Медленно закрыть глаза.

осознают задание, выполняют упражнения

 

следуют инструкции учителя

слушают учителя

мобилизуют внимание

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Организует самостоятельную работу с проверкой по эталону, создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.

Задание. Прочитайте выразительно текст, вставляя подходящие по смыслу  предлоги. Объясните правописание производных предлогов.

… нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи оно прозрачное, зеленоватого цвета, а в отдалении лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

… на хорошую погоду, берег пуст. Близ него носятся белокрылые чайки. Вдруг они, будто сговорившись, улетают прочь от берега: их зоркие глаза заметили вдали пароход.

… трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю.  … с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.

Слова для справок: (в)последстви.., (в)течени.., (в)продолжени.., (не)смотря .

самостоятельно выполняют задания, проверяют их по предложенному эталону (самопроверка)

реализуют практические навыки, правильно пишут производные  предлоги

применяют новый способ, выстраивают логическую цепь рассуждений, дают определения понятиям

 

 

планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют пошаговый контроль

строят рассуждения, комментируют итоги проверки, делают выводы

проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Включение в систему знаний и повторения

Организует работу в парах.

Приём «Верные и неверные» утверждения.

-Рассмотрите «верные» и «неверные» утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте рядом цифру 1, если не согласны – цифру 0. Аргументируйте свой ответ.

1.В течени.. последнего лета я много путешествовал.

Слово в течени.. является именем существительным, пишется окончание -И

2. В продолжени.. всей болтовни Ноздрёва Чичиков протирал несколько раз себе глаза.

Слово в продолжени.. является предлогом, на конце пишется Е

3. О дальнейшей судьбе героя мы узнаем в продолжени.. романа.

Слово в продолжени.. является существительным, пишется окончание -И.

4.Неурожай (в)следстви.. засухи.

Слово (в)следстви.. является предлогом, пишется слитно, на конце -  Е.

работают в парах, выполняют задания

работают по алгоритму, применяют знания по теме

выстраивают логическую цепь рассуждений, отрабатывают операции, в которых допущены ошибки

адекватно оценивают свои возможности

достижения цели, осуществляют пошаговый контроль

сотрудничают в совместном решении задачи, используют речь для регуляции своего действия

понимают личностный смысл учения

Рефлексия учебной деятельности

Ставит вопросы, направленные на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме:

-Чему учились на уроке?

- Чему научился каждый из вас?

-Что было трудным на уроке?

- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании производных предлогов?

-Где вы можете применять полученные знания?

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Мотивируйте оценку.

 

оценивают свою деятельность в процессе урока

создают алгоритм диагностики, рекомендаций для решения предметной задачи

устанавливают правила продуктивной учебной деятельности

соотносят результат своей деятельности с целью

участвуют в коллективном обсуждении результатов работы на уроке

адекватно судят о причинах своего успеха /неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Домашнее задание

Ориентирует учащихся на применение алгоритма при  выполнении дифференцированного домашнего задания.

1. Упражнение 357

Какие знания примените для выполнения домашней работы?

 2. Написать сочинение-рассуждение «Как отличить предлоги в течение, в продолжение, вследствие от существительных с предлогом?»

 

выбирают домашнее задание, фиксируют его в дневниках

составляют лингвистическое портфолио с целью накопления материала для выполнения домашнего задания

используют практические умения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

проектируют способы и формы индивидуальной деятельности

участвуют в коллективном обсуждении проблем

проводят самоанализ результатов и самооценку готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются

Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются

Остановиться (на) улице, пойти (на)встречу с друзьями, выйти (на)встречу гостям, двигаться (на)встречу

Остановиться (на) улице, пойти (на)встречу с друзьями, выйти (на)встречу гостям, двигаться (на)встречу

Реализация построенного проектаОрганизует и сопровождает деятельность учащихся, направленную на умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи

Реализация построенного проектаОрганизует и сопровождает деятельность учащихся, направленную на умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи

Ответ: ворвалось (куда?) в течение (вин

Ответ: ворвалось (куда?) в течение (вин

Как пишется производный предлог в течение? -

Как пишется производный предлог в течение? -

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Слова для справок: (в)последстви

Слова для справок: (в)последстви

В течени.. последнего лета я много путешествовал

В течени.. последнего лета я много путешествовал

Чему учились на уроке? - Чему научился каждый из вас? -Что было трудным на уроке? -

Чему учились на уроке? - Чему научился каждый из вас? -Что было трудным на уроке? -

Домашнее задание Ориентирует учащихся на применение алгоритма при выполнении дифференцированного домашнего задания

Домашнее задание Ориентирует учащихся на применение алгоритма при выполнении дифференцированного домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2023