Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание производных предлогов"(7 класс)

  • docx
  • 17.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока правописание производных предлогов.docx

Технологическая карта урока русского языка

МКОУ Никитская ОШ

Учитель: Иванова Нина Нефедьевна

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Правописание производных предлогов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

1.  Образовательные: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов.

2. Практические: формировать умения  разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к  предмету.

4. Развивающие:  содействовать развитию грамматически правильной речи;  развивать познавательную активность.

Планируемые результаты:

предметные:  отличают производные предлоги от сочетаний именных частей речи с предлогами;   объясняют условия слитного и раздельного написания производных предлогов, правильно пишут производные  предлоги;

познавательные: объясняют языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа производных предлогов и омонимичных  частей речи; осуществляют логические операции,  выбор наиболее эффективных способов решения задач;

личностные:  проявляют  интерес к учебной деятельности; осознают необходимость самосовершенствования;

регулятивные: ставят и адекватно формулируют цель деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают результаты своей работы;

 коммуникативные: умеют работать в паре, слушать друг друга, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Образовательные ресурсы:

учебник «Русский язык. 7 класс» М.: Дрофа, 2015 г. под редакцией М.М.Разумовской, задания на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Предметный результат

 

Метапредметные результаты

Личностные результаты

познавательные

регулятивные

коммуникативные

 

Организация начала занятия

Включает детей в деятельность,

проводит зарядку для успешности.

- Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня и хорошего  настроения.

Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.

 Вспомним правило, которым мы руководствуемся на уроке: «Сначала думай, …(потом говори)

включаются  в работу.

 

 

саморегуляция

слушают учителя

мобилизуют внимание, проявляют эмоциональное отношение к познавательной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Настраивает учащихся на восприятие нового материала.

- Какую часть речи мы начали изучать?

-Вспомним, что мы знаем о предлогах.

Приём «Да-нет»

1.Предлоги – это служебные  слова, которые связывают между собой однородные члены предложения.

2.Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3.Предлоги бывают простые и составные… производные и непроизводные.

4. Производные предлоги образуются путём перехода  самостоятельных частей речи в служебные.

5. Производные предлоги всегда пишутся в одно слово (слитно).

выполняют задания, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретённых знаний

применяют знания по теме

ориентируются в системе своих знаний, строят логическое рассуждение

принимают решения в ситуации выбора

слушают  учителя

проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Актуализация знаний  и фиксирование затруднений в пробном действии

Создаёт учебную ситуацию, направленную на объективацию противоречий между знанием и незнанием  в рамках изучаемой темы; формулирует

задание:

- спишите, раскрывая скобки, объясните  условия слитного или раздельного написания слов.

Остановиться (на) улице, пойти (на)встречу с друзьями,

выйти (на)встречу гостям, двигаться (на)встречу.

выполняют задания

применяют знания по теме, осознают, что  для выполнения задания знаний недостаточно

 

 

 

 

 

анализируют объекты, ориентируются в системе своих знаний

 исследуют условия учебной задачи, прилагают волевые усилия и преодолевают трудности на пути достижения цели

строят речевое высказывание при объяснении условий слитного и раздельного написания

 

 

проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Выявление места и причины затруднения

Задаёт вопросы:

-Кто справился с заданием?

-Сколько мнений?

-Что явилось причиной затруднения?

 

осуществляют анализ выполненного задания

выделяют трудности  в правописании предлогов, осознают потребность открытия новых знаний

устанавливают причинно-следственные связи, фиксируют проблему

оценивают результаты выполненного задания

строят речевое высказывание при комментировании трудностей, возникших по ходу выполнения задания

осознают необходимость самосовершенствования

Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Подводит к формулированию главных целей и темы урока, выбору способов разрешения проблемы.

- Над какой темой будем работать?

- Сформулируйте задачи урока.

-  Что самое важное в теме нашего урока?

- Как мы это будем делать?

определяют  тему и учебные задачи урока, обсуждают, какие задания и упражнения помогут решить поставленные задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 применяют знания  по теме

выдвигают предположения,  осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач

самостоятельно выделяют и формулируют учебные задачи, планируют собственные учебные действия.

планируют учебное сотрудничество с учителем, сверстниками в совместном решении задачи

 

устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом

Реализация построенного проекта

Организует  и сопровождает деятельность учащихся, направленную на  умение разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

- Написание какого выделенного слова является правильным? Почему?

1.В течение мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.

2. В течении горной реки встречается много непроходимых порогов.

3. В течение часа необходимо выполнить контрольную работу.

- Предлагаю посмотреть, от каких членов предложения зависят выделенные слова.

Ответ: ворвалось (куда?) в течение (вин. п. существительного течение)

Встречается (где?) в течении (п.п. существительного течение)

Выполнить (когда? за какое время?) в течение часа.

- Попробуйте выражение  «в течение часа» в последнем предложении заменить синонимичным сочетанием с непроизводным предлогом.

- Сделаем выводы.

В третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. Его можно заменить непроизводным предлогом.

-Как пишется производный предлог  в течение?

- О написании других производных предлогов мы узнаем, проанализировав материал упражнения

355.

 -Сформулируйте правило правописания производных предлогов.

Организует работу с рубрикой «Возьмите на заметку»

- какая новая информация содержится в этой рубрике?

Запишите данные предлоги в словари и запомните их правописание.

воспринимают и осмысливают учебный материал, отвечают на вопросы, выполняют задания

 отличают производные предлоги от сочетаний именных частей речи с предлогами, формулируют правило слитного и раздельного написания производных предлогов   

осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач, проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия

принимают и сохраняют учебную задачу,

адекватно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы

сотрудничают в совместном решении задачи, владеют устной и письменной речью

проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организует этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Предупредительный диктант.

Ввиду изменившейся обстановки, иметь в виду правило, говорить насчёт похода, рассказать в продолжении романа, доходы перевести на счёт школы, шёл, несмотря на жару, узнал впоследствии, в продолжение часа.

применяют на практике новые знания: определяют части речи, объясняют слитное или раздельное написание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реализуют практические навыки,

объясняют условия слитного и раздельного написания производных предлогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа производных предлогов и омонимичных частей речи

 

 

принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств её достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отображают в речи содержание совершаемых действий, аргументируют свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

используют полученный опыт и информацию для обогащения предметных знаний

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Проводит зарядку для глаз.

1.Медленно сомкнуть и разомкнуть веки.

2. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести влево, вправо.

3. Посмотреть вдаль, не сводя глаз с одной точки.

4. Медленно закрыть глаза.

осознают задание, выполняют упражнения

 

следуют инструкции учителя

слушают учителя

мобилизуют внимание

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Организует самостоятельную работу с проверкой по эталону, создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.

Задание. Прочитайте выразительно текст, вставляя подходящие по смыслу  предлоги. Объясните правописание производных предлогов.

… нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи оно прозрачное, зеленоватого цвета, а в отдалении лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

… на хорошую погоду, берег пуст. Близ него носятся белокрылые чайки. Вдруг они, будто сговорившись, улетают прочь от берега: их зоркие глаза заметили вдали пароход.

… трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю.  … с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.

Слова для справок: (в)последстви.., (в)течени.., (в)продолжени.., (не)смотря .

самостоятельно выполняют задания, проверяют их по предложенному эталону (самопроверка)

реализуют практические навыки, правильно пишут производные  предлоги

применяют новый способ, выстраивают логическую цепь рассуждений, дают определения понятиям

 

 

планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществляют пошаговый контроль

строят рассуждения, комментируют итоги проверки, делают выводы

проявляют познавательный интерес к учебному материалу

Включение в систему знаний и повторения

Организует работу в парах.

Приём «Верные и неверные» утверждения.

-Рассмотрите «верные» и «неверные» утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте рядом цифру 1, если не согласны – цифру 0. Аргументируйте свой ответ.

1.В течени.. последнего лета я много путешествовал.

Слово в течени.. является именем существительным, пишется окончание -И

2. В продолжени.. всей болтовни Ноздрёва Чичиков протирал несколько раз себе глаза.

Слово в продолжени.. является предлогом, на конце пишется Е

3. О дальнейшей судьбе героя мы узнаем в продолжени.. романа.

Слово в продолжени.. является существительным, пишется окончание -И.

4.Неурожай (в)следстви.. засухи.

Слово (в)следстви.. является предлогом, пишется слитно, на конце -  Е.

работают в парах, выполняют задания

работают по алгоритму, применяют знания по теме

выстраивают логическую цепь рассуждений, отрабатывают операции, в которых допущены ошибки

адекватно оценивают свои возможности

достижения цели, осуществляют пошаговый контроль

сотрудничают в совместном решении задачи, используют речь для регуляции своего действия

понимают личностный смысл учения

Рефлексия учебной деятельности

Ставит вопросы, направленные на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме:

-Чему учились на уроке?

- Чему научился каждый из вас?

-Что было трудным на уроке?

- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании производных предлогов?

-Где вы можете применять полученные знания?

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Мотивируйте оценку.

 

оценивают свою деятельность в процессе урока

создают алгоритм диагностики, рекомендаций для решения предметной задачи

устанавливают правила продуктивной учебной деятельности

соотносят результат своей деятельности с целью

участвуют в коллективном обсуждении результатов работы на уроке

адекватно судят о причинах своего успеха /неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Домашнее задание

Ориентирует учащихся на применение алгоритма при  выполнении дифференцированного домашнего задания.

1. Упражнение 357

Какие знания примените для выполнения домашней работы?

 2. Написать сочинение-рассуждение «Как отличить предлоги в течение, в продолжение, вследствие от существительных с предлогом?»

 

выбирают домашнее задание, фиксируют его в дневниках

составляют лингвистическое портфолио с целью накопления материала для выполнения домашнего задания

используют практические умения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей

проектируют способы и формы индивидуальной деятельности

участвуют в коллективном обсуждении проблем

проводят самоанализ результатов и самооценку готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также