Технологическая карта
урока русского языка по теме «Суффикс»
«Школа России»
Класс: 3
Цель: создать условия для формирования знаний о суффиксе как части слова.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с суффиксом, учить обозначать суффикс
Развивающие: развивать умение морфемного разбора, навыки грамотного письма.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Учебник: Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схема «Состав слова»
Планируемые результаты:
Предметные:
Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке
Личностные результаты:
Проявляют интерес к познанию русского
языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.
Ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. |
Орг. момент |
- Добрый день, друзья мои! - Добрый день! - ответим мы. Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. - Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
|
Слово учителя. |
Проверяют готовность к уроку. |
2. |
Минутка чистописания |
- Запишите пословицу и объясните ее смысл. На доске: Терпенье и труд всё перетрут Выполняют письмо по образцу, объясняют смысл пословицы |
Применяют знания каллиграфического написания слов, объясняют смысл пословицы |
|
3. |
Актуализация знаний. |
- Если смысл пословицы вы усвоили, значит, понимаете важность следующего этапа работы - проверки домашнего задания. У 2-3 учащихся работа проверяется индивидуально. Фронтальная проверка правильности написания и обозначения приставок. |
Проводит проверку домашнего задания, задает вопросы |
Отвечают. |
3. |
Формулировка темы, цели |
Беседа - Прочитайте стихотворение из упр. 164 учебника. Найдите и выпишите однокоренные слова, выполните их разбор по составу. («ёж», «ежиха», «ёжик»), - Чем отличается состав этих слов? (есть еще часть слова, которую мы не знаем) - Где находится та часть слова, которой отличаются данные слова? (После корня.) - А что это за часть? - Вспомните схему состава слова (см. форзац учебника) и попробуйте определить, с какой частью слова мы сегодня будем работать.
Формулируют тему урока - «Суффикс». Кто может сказать, что такое суффикс?Как определить суффикс? (проблема) Определим цель своей работы на занятии. Что мы должны узнать?
|
Задаёт вопросы.
|
Слушают. Читают стихотворение, выписывают однокоренные слова. («ёж», «ежиха», «ёжик»), разбирают их по составу; определяют, что найденные слова отличаются суффиксами. Определяют тему, цель |
4. |
Планирование |
Как мы достигнем нашей цели? Составим план работы. 1) Узнать, что такое суффикс 2) Как его обозначают 3) Применить знания на практике 4) Подвести итог работы 5) Оценить себя |
Помогает составить план
|
Составляют план Совместно с учителем |
5. |
Работа по теме |
1 Рассмотрите группы слов, предложенные в упр. 165 учебника. Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы: 1) Где находится суффикс? 2)Для чего служит суффикс?
2. Работа с определением суффикса - Прочитайте определение суффикса (учебник, с. 89); сравните ваши выводы с теми, что мы выявили.
Физминутка
3. Беседа Докажите, что суффикс в каждом из предложенных слов имеет все известные нам признаки. - Почему суффикс - значимая часть слова? - Что общего между приставкой и суффиксом? - Обратите внимание на написание термина «суффикс». - Как найти в слове суффикс? Сверим ваши предположения с образцом (см. с. 90 учебника).
4. Выполнение упражнения 167. По формированию новых слов с помощью суффиксов. |
Задает вопросы, организует работу с учебником, таблицей.
Поясняет задание, контролирует его выполнение |
Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Читают определение суффикса, объясняют, почему он является значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса и приставки. Отмечают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком действий при нахождении суффикса Выполняют задание упражнения |
6. |
Закрепление знаний |
1. Знакомство с некоторыми суффиксами русского языка - рабочая тетрадь, упр. 115 2. Выполнение упр. 116 в рабочей тетради.
|
Поясняет задание, контролирует его выполнение
|
Выполняют задание упражнения
|
7. |
Итог урока. Оценивание работы учащихся |
- Какую цель мы ставили в начале урока? -Мы выполнили эту работу? -Составьте алгоритм выделения суффикса. (Дети говорят, я после каждого высказывания показываю порядок алгоритма.)
- Запишите домашнее задание: упр. 117
|
Словесный: Проводит беседу по вопросам
Дает комментарий к домашнему заданию. |
Отвечают на вопросы. Составляют алгоритм нахождения суффикса в слове.
Записывают домашнее задание. |
8. |
Рефлексия |
Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось…
|
акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки. |
Осуществляют: самооценку.
|
8. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.