ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Русский язык
Класс: 2А
Автор УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема урока: Что такое синонимы?
Тип урока: Урок открытия нового знания
Вид урока: смешанный
Цель урока: создание условий для получения знаний о синонимах
Задачи для учителя:
Образовательные: Познакомить с термином «Синоним»; учить различать оттенки значений синонимов; научить умению находить синонимы в тексте; использовать в речи; пополнять словарный запас учащихся
Развивающие: аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление); формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания); расширение кругозора и обогащение речи;
Воспитательные: прививать интерес к предмету; воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.
Задачи урока для ученика:
на знание: формировать знания о синонимах
на понимание: понимать, как находить синонимы в тексте, использовать в речи
на применение: формировать умение находить синонимы в тексте, использовать в речи
на анализ: анализировать значения синонимов
на синтез: формулировать правила о использовании в речи синонимов
на оценку: оценивать степень соответствия требованиям результатам
Планируемые результаты изучения темы |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Ученик научится: Познакомить с термином «Синоним»; учить различать оттенки значений синонимов; научить умению находить синонимы в тексте; использовать в речи; пополнять словарный запас учащихся. |
Ученик научится: Познавательные УУД: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание; логические – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Обобщают и классифицируют по признакам. Регулятивные УУД: делать самостоятельно простые выводы; осуществлять анализ с выделением существенных признаков; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу. Осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; развивают познавательный интерес к новым общим способам решения задач; учатся адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Ученик получит возможность формирования: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения, эстетические потребности и ценности. |
Ресурсы |
||
Учебно-методическое сопровождение |
Дидактические материалы |
ИКТ, ЦОР |
Учебник, рабочая тетрадь |
|
|
Межпредметные связи |
|
|
Организация пространства |
Стандартное |
Этапы урока
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
Мотивационный этап |
Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверка готовности к уроку – Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать правила русского языка? Пригодится ли это нам в дальнейшем? |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
|
|
Актуализация знаний |
Чистописание. Я тетрадь свою открою Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу! - Откройте рабочие тетради, запишите число. Сегодня 8 октября. На следующей строке запишите В классе.
Утка, уж, урок, утюг, Урожай, успех, урюк. Что в них общего найду? Начинаются на… ( у) Возьмите ручки. Сядьте правильно. Букву У напишите одну строчку. Подчеркните самую красивую букву. На экране запись: Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны. -Определите, сколько предложений в тексте. Запишите текст, правильно оформляя начало и конец предложений. -В первом и третьем предложениях подчеркните основу предложений.
-Какое слово употреблено здесь в переносном значении?
Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»?
Что общего у этих слов?
- А кто знает, как называются эти слова? Дети предлагают разные варианты. - Ребята, а почему все называют разные ответы? - Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Давайте теперь узнаем, как называются слова с близким или одинаковым значением.
|
Открывают тетради, записываю дату и в классе. Вырабатывают каллиграфический почерк
-Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.
-основы предложений: осень пришла, птицы улетели. -Пришла
-Наступила, настала, началась
-Слова с близким значением
-Со словами с близким значением |
|
самоопределение ; смыслообразование; внутренняя позиция школьника; учебно-познавательная мотивация (Л); планирование учебного сотрудничества (К) использование знаково-символических средств (П); волевая саморегуляция (Р);
|
Определение темы, цели, плана урока. |
Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока .
- Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы. - Сделаем вывод, что же называется синонимами? - Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному. Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.
|
-Тема нашего урока «Что такое синонимы?».
-Узнаем, что такое синонимы. -Будем их сравнивать, подбирать. -Будем учиться использовать их в речи.
-Синонимы- это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие |
Познакомить с термином «Синоним»; учить |
|
Открытие нового знания
Физминутка |
Давайте обратим внимание на упр.66
Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже? -Какое у них значение?
-Одинаково или по -разному произносится? -Запишите сова: ключ, родник, источник -Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы. -Посмотрите, как записать это слово грамотно. -Давайте сделаем вывод, для чего нам нужны синонимы. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (ключ, родник, источник). Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов. -В русском языке существует словарь синонимов. Показываю словарь. -У нас в учебнике словарь синонимов есть на стр.141. откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны.
Не боимся мы пороши – Ловим снег (хлопок в ладоши) Руки в стороны, по швам – Снега хватит нам и вам! (показывают) Мы шагаем по сугробам, (ходьба на месте) По сугробам крутолобым. Поднимаю выше ногу, (поднимают ноги выше) Проложу себе дорогу! Я мороза не боюсь, (показывают) С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос. (показывают) Значит надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями) |
дети называю свои варианты, одно предложение записывают -родник, ключ
-Источник, текущий из глубин земли -по-разному
|
различать оттенки значений синонимов; научить умению находить синонимы в тексте; использовать в речи; пополнять словарный запас учащихся. |
Познавательные: Знать, что компоненты речи представляют собой целостную систему. смыслообразование (Л); анализ, синтез, сравнение,обобщение,аналогия ;подведение под понятие ; использование знаково-символических средств ; определение основной и второстепенной информации (П);
|
Первичное закрепление изученного материала |
Давайте обратим внимание на упр.67. -Объясните значение выделенных слов.
-Давайте вслух прочитаем синонимы. -Перепишите любую группу слов к себе в тетрадь. -Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные. Упражнение 68. -Являются ли слова каждой пары синонимами?
-Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары.
-Выберете одно любое слово и составьте с ним предложение. Упражнение 69. -Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку? -Как автор это показал?
-Почему автор осину называет осинкой? -Еще раз прочитайте это стихотворение. -Проговорите стихотворение соседу и послушайте его. -Давайте проговорим стихотворение хором. -Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. Меняются тетрадями и оценивают соседа.
|
-Родина-место, где человек родился Мир- отсутствие войны Ловкий-обладающий физической сноровкой Разговаривать- общаться с кем-либо
-Выполняют работу в тетради
-Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу. -Рисунок-это то, что нарисовано, а узор-это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней -Мчаться-очень быстро бежать -Алый-ярко красный цвет
-Мерзнущей, ей очень холодно
-Он использовал синонимы: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет -Это ласковое слово, автор жалеет ее
|
различать оттенки значений синонимов; научить умению находить синонимы в тексте; использовать в речи; пополнять словарный запас учащихся. |
-планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов ; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; понимание относительности мнений и подходов для решения проблем ; - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); использование знаково-символических средств (П); волевая саморегуляция (Р); познавательная инициатива (Р); использование общих приемов решения задач (П); осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
|
Этап самостоятельной работы. |
А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест. 1. Отметь галочкой синоним к слову красный
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
4. Отметь галочкой синоним к слову простой · прекрасный · несложный · ошибочный
|
-выполняют самостоятельную работу |
|
|
Рефлексия |
Ребята, давайте подведём итоги нашего занятия. Какую тему мы сегодня с вами изучали? Какие задачи мы с вами поставили на сегодняшний урок? Все ли получилось реализовать? Что мы сегодня узнали на уроке? Чему мы с вами сегодня научились на уроке? Ставлю отметки за работу ( у доски, за сам. работу).
Домашнее задание: упр.70 (стр.54).
|
-Отвечают на вопросы |
|
самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, переоценка результатов работы (Р); |
Приложения к уроку
Подпись учителя: _________/___________________________ Дата ____
Подпись методиста:_______/___________________________ Дата ____
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.