Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Что такое синонимы?"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Что такое синонимы?"

Оценка 4.6
docx
27.03.2023
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Что такое синонимы?"
русский язык 3 класс.docx

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Русский язык

Класс:

Автор УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока: Что такое синонимы?

Тип урока: Урок открытия нового знания

Вид урока: смешанный

Цель урока: создание условий для получения знаний о синонимах

Задачи для учителя:

Образовательные: Познакомить с термином «Синоним»;  учить различать оттенки значений синонимов; научить умению находить синонимы в тексте; использовать в речи; пополнять словарный запас учащихся

Развивающие: аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление); формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания); расширение кругозора и обогащение речи;

Воспитательные:  прививать интерес к предмету; воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах.

Задачи урока для ученика:

на знание: формировать знания о синонимах

на понимание: понимать,  как находить синонимы в тексте, использовать в речи

на применение: формировать умение находить синонимы в тексте, использовать в речи

на анализ: анализировать значения синонимов

на синтез: формулировать правила о использовании в речи синонимов

на оценку: оценивать степень соответствия требованиям результатам

 

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Познакомить с термином «Синоним»;  учить различать оттенки значений синонимов; научить умению находить синонимы в тексте; использовать в речи; пополнять словарный запас учащихся.

Ученик научится:

Познавательные УУД: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание; логические – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Обобщают и классифицируют по признакам.

Регулятивные УУД:  делать  самостоятельно  простые  выводы; осуществлять  анализ  с  выделением  существенных  признаков; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу. Осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; развивают познавательный  интерес  к  новым  общим  способам  решения  задач; учатся адекватно  понимать причины  успешности/неуспешности  учебной  деятельности.

Ученик получит возможность формирования:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности

и осознают личностный смысл учения, эстетические потребности и ценности.

 

 

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник, рабочая тетрадь

 

 

Межпредметные связи

 

Организация пространства

Стандартное

Этапы урока

Название этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

 Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверка готовности к уроку

 – Проверь-ка, дружок,

   Ты готов начать урок?

   Все ль на месте,

   Все ль в порядке:

   Учебник, ручка и тетрадка?

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно изучать правила русского языка?

Пригодится ли это нам в дальнейшем?

Приветствуют учителя. Организуют свое

рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

 

 

Актуализация знаний

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

Уголочком  положу.

Я,  друзья,  от  вас  не  скрою,

Ручку  правильно  держу!

- Откройте рабочие тетради, запишите  число.

Сегодня 8 октября. На следующей строке запишите   

В классе.

 

Утка, уж, урок, утюг,

Урожай, успех, урюк.

Что в них общего найду?

Начинаются на… ( у)

Возьмите ручки. Сядьте правильно. Букву У напишите одну строчку.

Подчеркните самую красивую букву.

На экране запись: Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

-Определите, сколько предложений в тексте. Запишите текст, правильно оформляя начало и конец предложений.

-В первом и третьем предложениях подчеркните основу предложений.

 

-Какое слово употреблено здесь в переносном значении?

 

Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»?

 

Что общего у этих слов?

 

- А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

- Ребята, а почему все называют разные ответы?

- Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

 

Давайте теперь узнаем, как называются слова с близким или одинаковым значением.

 

 

Открывают тетради, записываю дату и в классе.

Вырабатывают каллиграфический почерк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.

 

 

-основы предложений: осень пришла, птицы улетели.

-Пришла

 

 

-Наступила, настала, началась

 

-Слова с близким значением

 

 

 

 

 

 

-Со словами с близким значением

 

самоопределение ;   смыслообразование; внутренняя позиция школьника;   учебно-познавательная мотивация (Л);

планирование учебного сотрудничества (К)

использование знаково-символических средств (П); волевая саморегуляция (Р);

 

 

Определение темы, цели, плана урока.

Откройте содержание учебника стр. 52.

Найдите название темы нашего урока .

 

 

- Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

 

 

 

 

 

 

Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.

- Сделаем вывод, что же называется синонимами? 

- Какие два момента вы должны уяснить?

 

 

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

 

 

 

-Тема нашего урока «Что такое синонимы?».

 

-Узнаем, что такое синонимы.

-Будем их сравнивать, подбирать.

-Будем учиться использовать их в речи.

 

 

-Синонимы- это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие

Познакомить с термином «Синоним»;  учить

 

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Давайте обратим внимание на упр.66

 

 

Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже?

-Какое  у них значение?

 

-Одинаково или по -разному произносится?

-Запишите сова: ключ, родник, источник

-Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. Мы записали синонимы.

-Посмотрите, как записать это слово грамотно.

-Давайте сделаем вывод, для чего нам нужны синонимы.

Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (ключ, родник, источник).

Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.

-В русском языке существует словарь синонимов. Показываю словарь.

-У нас в учебнике словарь синонимов есть на стр.141. откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны.

 

Не боимся мы пороши –

    Ловим снег (хлопок в ладоши)

    Руки в стороны, по швам –

    Снега хватит нам и вам! (показывают)

    Мы шагаем по сугробам, (ходьба на месте)

    По сугробам крутолобым.

    Поднимаю выше ногу,  (поднимают ноги выше)

    Проложу себе дорогу!

    Я мороза не боюсь, (показывают)

    С ним я крепко подружусь.

    Подойдёт ко мне мороз,

    Тронет руку, тронет нос. (показывают)

    Значит надо не зевать,

    Прыгать, бегать и играть.  (показывают движениями)

дети называю свои варианты, одно предложение записывают

-родник, ключ

 

-Источник, текущий из глубин земли

-по-разному

 

 

 

 

 

различать оттенки значений синонимов; научить умению находить синонимы в тексте; использовать в речи; пополнять словарный запас учащихся.

Познавательные: Знать, что компоненты речи представляют собой целостную систему.

смыслообразование (Л);

анализ, синтез, сравнение,обобщение,аналогия ;подведение под понятие ;

использование знаково-символических средств ;

определение основной и второстепенной информации (П);

 

 Первичное закрепление изученного материала

Давайте обратим внимание на упр.67.

-Объясните значение выделенных слов.

 

 

 

 

 

 

 

-Давайте вслух прочитаем синонимы.

-Перепишите любую группу слов к себе в тетрадь.

-Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.

Упражнение 68.

-Являются ли слова каждой пары синонимами?

 

-Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары.

 

 

 

 

 

-Выберете одно любое слово и составьте с ним предложение.

Упражнение 69.

-Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку?

-Как автор это показал?

 

 

 

-Почему автор осину называет осинкой?

-Еще раз прочитайте это стихотворение.

-Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.

-Давайте проговорим стихотворение хором.

-Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы.

Меняются тетрадями и оценивают соседа.

 

 

 

 

-Родина-место, где человек родился

Мир- отсутствие войны

Ловкий-обладающий физической сноровкой

Разговаривать- общаться с кем-либо

 

 

-Выполняют работу в тетради

 

 

 

-Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.

-Рисунок-это то, что нарисовано, а узор-это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней

-Мчаться-очень быстро бежать

-Алый-ярко красный цвет

 

 

 

-Мерзнущей, ей очень холодно

 

-Он использовал синонимы: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет

-Это ласковое слово, автор жалеет ее

 

 

 

 

 

 

различать оттенки значений синонимов; научить умению находить синонимы в тексте; использовать в речи; пополнять словарный запас учащихся.

-планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов ;

формулирование и  аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации ; понимание относительности мнений и подходов для решения проблем ;

- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

использование знаково-символических средств (П);

волевая саморегуляция (Р);

познавательная инициатива (Р);

использование общих приемов решения задач (П);

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

 

 

Этап самостоятельной работы.

 А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

  • алый
  • красавец
  • красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

  • сидеть
  • мчаться
  • лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг.

  • ученик
  • дети
  • приятель

4. Отметь галочкой синоним к слову простой

·         прекрасный

·         несложный

·         ошибочный

 

-выполняют самостоятельную работу

 

 

Рефлексия

Ребята, давайте подведём итоги нашего занятия.

Какую тему мы сегодня с вами изучали?

Какие задачи мы с вами поставили на сегодняшний урок?

Все ли получилось реализовать?

Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему мы с вами сегодня научились на  уроке?

 Ставлю отметки за работу ( у доски, за сам. работу).

 

Домашнее задание: упр.70 (стр.54).

 

-Отвечают на вопросы

 

самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, переоценка результатов работы (Р);

 

Приложения к уроку

 

 

Подпись учителя: _________/___________________________  Дата ____

Подпись методиста:_______/___________________________   Дата ____

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет:

Ученик получит возможность формирования:

Ученик получит возможность формирования:

В первом и третьем предложениях подчеркните основу предложений

В первом и третьем предложениях подчеркните основу предложений

Открытие нового знания

Открытие нового знания

Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями)дети называю свои варианты, одно предложение записывают -родник, ключ -Источник, текущий из глубин земли -по-разному различать оттенки значений синонимов; научить…

Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями)дети называю свои варианты, одно предложение записывают -родник, ключ -Источник, текущий из глубин земли -по-разному различать оттенки значений синонимов; научить…

Проговорите стихотворение соседу и послушайте его

Проговорите стихотворение соседу и послушайте его

Рефлексия Ребята, давайте подведём итоги нашего занятия

Рефлексия Ребята, давайте подведём итоги нашего занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023