Технологическая карта
урока русского языка на тему: «Местоимение. Понятие о местоимении.
Склонение местоимений».
Технология |
Педагогическая мастерская |
||
Цель – путем самостоятельной индивидуально–коллективной работы познакомить с местоимением‚ сравнить с существительным‚ научить склонять личные местоимения. |
|||
Возраст обучающихся |
4 класс (9-10 лет) |
||
Задачи |
|||
1. Сформировать представление о местоимении как части речи. 2. Организовать наблюдение и анализ особенностей местоимений в сравнении с существительными. 3. Обучить склонению личных местоимений. 4. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь учащихся. 5. Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении заданий. |
|||
Планируемые результаты |
|||
- Личностные результаты: проявление интереса к изучению русского языка, формирование положительной мотивации и познавательной активности, развитие навыков самоконтроля и самооценки. - Метапредметные результаты: умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, классифицировать; развитие навыков работы в парах и группах, умение аргументированно высказывать свою точку зрения, формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом. - Предметные результаты: понимание понятия "местоимение" и его отличий от существительного, умение склонять личные местоимения, развитие орфографической зоркости при использовании местоимений, обогащение активного словарного запаса. |
|||
Используемые материалы: таблица ″Личные местоимения″; таблица с названиями падежей; карточки с местоимениями для дополнительной работы; тексты на доске; маркеры 4 шт.; клей 4 шт.; листы белой и цветной бумаги; ноутбук и колонки. |
|||
Содержание воспитательного события |
|||
Наименование этапа |
Деятельность учителя |
Действия учащихся |
|
Организационный этап (мотивационный) 3 минуты |
Учитель: Ребята, девизом сегодняшнего урока будет пословица: «Чем больше науки, тем умнее руки». Как вы понимаете эти слова? Учитель: Я желаю вам сегодня на уроке открыть новые знания для того, чтобы быть успешнее. Удачи вам! И давайте начнем. |
Примерный ответ на вопрос: Чем больше мы узнаем нового на уроках, тем большего успеха мы добьемся в жизни. |
|
Этапы технологии «Педагогическая мастерская» |
|||
«Индукция» (Мотивирующая творческая деятельность)
|
Учитель: Сегодня нам предстоит открыть новую часть речи‚ новую страну слов. Как она называется, мы узнаем позже.
Учитель: Урок начнем с отрывка из сказки‚ которую написал Януш Корчак. Какое слово в тексте часто повторяется? Я расскажу вам об одном коротеньком слове, таком умном, что |
Слушают чтение отрывка из сказки.
|
|
|
просто не верится. Это маленькое слово - кто. Постучали в дверь, а ты спрашиваешь: –Кто? А не будь этого слова кто, ты должен был бы спросить: –Это стучит соседка? –Или тѐтя? –Или гончар? –Или продавец молока? А тот за дверями отвечал бы: –Нет! Нет! Нет! И ты мог бы так три часа спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил, а всѐ только спрашивал бы. А так: –Кто там? И в этом коротеньком слове кто спрятались все имена всех людей на свете. Учитель: Какие слова в этом тексте главные? Кто, что. Учитель: В них спрятаны слова. Как вы думаете, какие? Обсудите в группах и на стикерах запишите их.
Учитель: Что обозначают эти слова?
Индивидуальное задание: Попробуйте соединить эти два слова, убрав одну букву и дописав одну букву. Оформление доски:
Местоимение – тема урока.
1) существительные местоимения называют указывают на (не называют) предмет 2) Кто? Что? |
Записывают на стикерах спрятанные слова.
Примерный ответ: Это – имена существительные. А слова кто, что мы употребляем ВМЕСТО ИМЕНИ существительного
|
|||
Самоконструкция (Индивидуальное создание гипотезы)
|
Учитель: Как любая часть речи местоимение играет важную роль. Вам предлагается прочитать научную информацию учѐных – лингвистов. Учитель: Что нового вы узнали? Поработайте в парах с текстом. Текст для работы в парах Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы ими постоянно пользуемся. |
Проходит обсуждение в парах, затем даются ответы: |
|
Поэтому не случайно по частоте употребления местоимения занимают третье место после существительных и глаголов. Например, если взять 30 часто повторяющихся слов, то 14 слов из них – это местоимения. Местоимения делают речь короче, избавляют от повторов, а значит, создают речевое удобство, экономят время.
Учитель: Склоняются ли местоимения по падежам? В этом нам поможет шуточное стихотворение Раскатова «Моя грамматика». 1. Я талантлива от рождения! И совсем я не проста. Послушайте местоимение Я Все вокруг склоняют без конца. Перво–наперво решительно Скажет всем моя семья, Что, конечно, Именительный – Это Я и только Я. 2. Мать склонилась умилительно, А за ней и вся моя родня. И не зря, падеж Родительный Для кого? Для меня! 3. Все заботятся старательно И заслуженно вполне, И дают подарки. Дательный – кому? Ну, конечно, только мне. 4. Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня. И запомните: Винительный Не касается меня. 5. Жизнь легка и упоительна За родительской спиной. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворѐн совсем не мной. 6. Ждѐте, видимо, Предложного, Новых данных обо мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. Учитель: Какой вывод можно сделать?
Учитель: Конечно, с местоимениями вы встречались часто. Хочу проверить какие знания о местоимениях у вас имеются.
Прочитать: Я, ты, он, она – Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове мы – сто тысяч я.
Учитель: Обведите кружочками |
– местоимения часто употребляются в речи; – заменяют существительные – избавляют от повторов; – экономят время.
Примерный ответ: Местоимения изменяются по падежным вопросам, а значит склоняются.
На индивидуальный карточках обводят в |
|
местоимения. Я, ТЫ, ОН, ОНА, МЫ Учитель: На кого указывают эти местоимения? Учитель: Образуйте однокоренные слова от слова лицо. Оформление доски: Лицо – личный, личность. Самостоятельная работа ы парах. Учитель: Попробуйте составить таблицу личных местоимений. (На столе – лист бумаги, клей, местоимения.)
Физкультминутка под музыку. |
кружок местоимения.
Примерный ответ: Я – говорящий, первое лицо. Ты – собеседник, второе лицо, Он, она, оно – о ком говорят, третье лицо.
Работают в парах. Самопроверка по общей таблице на доске. |
||||||
Социоконструкция («Работа обучающихся в группа») 10 минут |
Учитель: Ребята, вы поработали в парах, теперь поработаем в группах. Вы уже объединились по 5-6 человек. Для каждой группы есть задание. На карточках Вам нужно найти местоимения, определить их падеж и синтаксическую роль. На выполнение группового задания у Вас 5 минут.
1 группа. Много в жизни я бродил по свету, но куда бы я ни приходил, везде мне хотелось построить дом и жить в нем.
2 группа. Хорошо пробежать по лесу на лыжах. Ты идѐшь и не видишь ничьих шагов. Всѐ занесло снегом. Но у тебя есть лыжи! И тебе надо проложить первую лыжню.
3 группа. В доме у нас жил зверѐк. Он любил молоко, ночью ловил мышей. Мы его очень любили.
4 группа. Вы любите порядок и красоту во всем. У вас аккуратный внешний вид. Вам |
Дети работают в группах. |
||||||
|
приятно быть красивым, сильным.
|
|
||||||
Социализация (Выступление ученика в группе)
|
Учитель: Ребята, прошло 5 минут. Ваши работы готовы, обсудите в группе как Вы будете их представлять. На выступление у Вас будет 5 минут. На обсуждение пару минут. |
Обучающиеся обсуждают в течение пару минут кто и про что будет рассказывать классу о проделанной работе. |
||||||
Афиширование (Представление групповых работ классу)
|
Учитель: Предлагаю каждой команде вытянуть жетон и определить, кто будет выступать первым, вторым и третьим. Учитель: Приглашаем первую группу к доске, на выступление У Вас 5 минут. Учитель: Ребята, напоминаю об уважении к выступающим, внимательно слушайте. |
Один обучающихся из команды вытягивает жетон, который определяет очередность выступления.
Выступление групп в течение 15 минут. Коллажи размещаются на доске. |
||||||
«Разрыв» (кульминация творческого процесса)
|
Учитель: Что помогло правильно определить падеж? Учитель: Какую страну мы сегодня открыли? Местоимения. Учитель: Они чем-то похожи на существительные? Чем? Разница: указывают на предметы в третьем лице, изменяются по родам. |
Отвечают на вопросы по поднятой руке. |
||||||
«Рефлексия» (самоанализ)
|
Учитель: Что в вашей душе сейчас происходит? Что вы чувствуете? Удовлетворение? От чего? Покой? Радость? Может быть, еще какие-то чувства испытываете? Можете описать одним словом ваше чувство и назвать его передавая мяч друг другу. Учитель: Вы довольны собой? |
Выражают свои чувства передавая мяч друг другу. Например: Удовольствие. Радость. Знание, Понимание и др.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.