Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему: «Местоимение. Понятие о местоимении. Склонение местоимений».
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему: «Местоимение. Понятие о местоимении. Склонение местоимений».

Оценка 4.9
pdf
09.10.2024
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему: «Местоимение. Понятие о местоимении. Склонение местоимений».
Технологическая карта урока в 4 классе (Руданова М.С.).pdf

Технологическая карта

урока русского языка на тему: «Местоимение. Понятие о местоимении.

Склонение местоимений».

Технология

Педагогическая мастерская

Цель – путем  самостоятельной  индивидуально–коллективной  работы  познакомить  с местоимением‚    сравнить   с   существительным‚    научить   склонять   личные местоимения.

Возраст обучающихся

4 класс  (9-10 лет)

Задачи

1.                 Сформировать представление о местоимении как части речи.

2.                 Организовать наблюдение и анализ особенностей местоимений в сравнении с существительными.

3.                 Обучить склонению личных местоимений.

4.                 Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь учащихся.

5.                 Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

-     Личностные результаты: проявление интереса к изучению русского языка, формирование положительной мотивации и познавательной активности, развитие навыков самоконтроля и самооценки.

-     Метапредметные результаты: умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, классифицировать; развитие навыков работы в парах и группах, умение аргументированно высказывать свою точку зрения, формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом.

-     Предметные результаты: понимание понятия "местоимение" и его отличий от существительного, умение склонять личные местоимения, развитие орфографической зоркости при использовании местоимений, обогащение активного словарного запаса.

Используемые материалы: таблица  ″Личные  местоимения″; таблица  с  названиями  падежей; карточки  с  местоимениями  для  дополнительной  работы; тексты  на  доске; маркеры  4 шт.; клей  4 шт.; листы  белой  и  цветной  бумаги; ноутбук и колонки.

Содержание воспитательного события

Наименование этапа

Деятельность учителя

Действия учащихся

Организационный

этап

(мотивационный)

3 минуты

Учитель: Ребята, девизом сегодняшнего урока будет пословица: 

«Чем больше науки, тем умнее руки».

Как вы понимаете эти слова?    

Учитель: Я желаю вам сегодня на уроке открыть новые знания для того, чтобы быть успешнее. Удачи вам! И давайте начнем.

Примерный ответ на вопрос: Чем больше мы узнаем нового на уроках, тем большего успеха мы добьемся в жизни.    

Этапы технологии «Педагогическая мастерская»

«Индукция»

(Мотивирующая творческая

деятельность)

 

Учитель: Сегодня  нам  предстоит  открыть  новую  часть  речи‚  новую  страну  слов.  Как  она  называется,  мы  узнаем  позже.

 

Учитель: Урок  начнем  с  отрывка  из  сказки‚  которую  написал  Януш  Корчак.

            Какое  слово  в  тексте  часто  повторяется?

            Я  расскажу  вам  об  одном  коротеньком  слове,  таком  умном,  что 

Слушают чтение отрывка из сказки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

просто не  верится.  Это  маленькое  слово  -  кто.

            Постучали  в  дверь,  а  ты  спрашиваешь:

            –Кто?

            А  не  будь  этого  слова  кто,  ты  должен  был  бы  спросить:

            –Это  стучит  соседка?

            –Или  тѐтя?

            –Или  гончар?

            –Или  продавец  молока?

            А  тот  за  дверями  отвечал  бы:

            –Нет!  Нет!  Нет!

              И  ты  мог  бы  так  три  часа  спрашивать  и  не  угадал  бы.  Стал  бы  мокрый,  как мышь,  разозлился,  не  ел,  не  пил,  а  всѐ  только  спрашивал  бы.

            А  так:

            –Кто  там?

            И  в  этом  коротеньком  слове  кто  спрятались  все  имена  всех  людей  на  свете. Учитель: Какие  слова  в  этом  тексте  главные?

                                 Кто,   что. 

Учитель: В  них  спрятаны  слова.  Как  вы  думаете,  какие?  Обсудите  в  группах  и  на стикерах  запишите  их.

Кто

 

Что

Учитель: Что  обозначают  эти  слова?

 

Индивидуальное  задание:

            Попробуйте  соединить  эти  два  слова,  убрав  одну  букву  и  дописав  одну  букву.

Оформление доски:

 

Местоимение –   тема   урока.

 

1)                                              существительные          местоимения

       называют                        указывают  на                                                (не  называют)

предмет

2)                                              Кто?     Что?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают на стикерах спрятанные слова.

 

 

 

Примерный ответ: Это  –  имена  существительные.  А  слова  кто,  что  мы употребляем ВМЕСТО ИМЕНИ

существительного

 

 

 

 

Самоконструкция (Индивидуальное

создание гипотезы)

 

Учитель: Как  любая  часть  речи  местоимение  играет  важную  роль.  Вам  предлагается прочитать  научную  информацию  учѐных – лингвистов.

Учитель: Что  нового  вы  узнали?

Поработайте в парах с текстом.

Текст для работы в парах

               Мир  местоимений  широк  и  многообразен.  Без  местоимений  нет  языков.  В своей  речи  мы  ими  постоянно  пользуемся. 

 

 

 

 

 

 

 

Проходит  обсуждение  в парах,  затем  даются  ответы:

 

 

Поэтому не случайно  по частоте употребления местоимения занимают третье место после существительных и глаголов.  Например,  если  взять  30  часто  повторяющихся  слов,  то  14  слов  из них – это  местоимения.  Местоимения  делают  речь  короче,  избавляют  от  повторов,  а  значит,  создают  речевое  удобство,  экономят  время.

 

Учитель: Склоняются  ли  местоимения по  падежам?  В  этом  нам  поможет  шуточное  стихотворение Раскатова   «Моя  грамматика».

1.                  Я  талантлива  от  рождения!                     И  совсем  я  не  проста.

                    Послушайте  местоимение   Я                     Все  вокруг  склоняют  без  конца.

                    Перво–наперво  решительно

                    Скажет  всем  моя  семья,

                    Что,  конечно,  Именительный  –                     Это  Я  и  только  Я.

2.                  Мать  склонилась  умилительно,                     А  за  ней  и  вся  моя  родня.                     И  не  зря,  падеж  Родительный                     Для  кого?  Для  меня!

3.                  Все  заботятся  старательно                     И  заслуженно  вполне,                     И  дают  подарки.

                    Дательный  –  кому?

                    Ну,  конечно,  только  мне.

4.                  Не  смотрите  подозрительно,                     У  меня  родня  –  броня.                     И  запомните:  Винительный                     Не  касается  меня.

5.                  Жизнь  легка  и  упоительна                     За  родительской  спиной.

                    Нет,  друзья,  падеж  Творительный                     Сотворѐн  совсем  не  мной.

6.                  Ждѐте,  видимо,  Предложного,                     Новых  данных  обо  мне?

                    Не  просите  невозможного,

                    Хватит  с  вас  и  так  вполне.

Учитель: Какой  вывод  можно  сделать?

           

Учитель: Конечно,  с  местоимениями  вы  встречались  часто.  Хочу  проверить  какие знания  о  местоимениях  у  вас  имеются.

         

Прочитать:      Я,  ты,  он,  она –

                          Вместе  целая  страна,

                          Вместе  дружная  семья,

                           В  слове  мы  –  сто  тысяч  я.

 

Учитель: Обведите  кружочками 

                    местоимения  часто  употребляются  в  речи;

                    заменяют 

существительные – избавляют  от  повторов;             – экономят  время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный ответ: Местоимения  изменяются по падежным  вопросам,  а  значит склоняются.              

 

 

 

 

 

 

 

На индивидуальный карточках обводят в

 

 

местоимения.

Я,   ТЫ,   ОН,   ОНА,   МЫ

Учитель: На  кого  указывают  эти  местоимения?

Учитель: Образуйте  однокоренные  слова  от  слова  лицо.

Оформление доски:

Лицо  –  личный,  личность.             Самостоятельная  работа ы парах. Учитель: Попробуйте  составить  таблицу  личных  местоимений. (На  столе  –  лист  бумаги,  клей,  местоимения.)

Я

МЫ

ТЫ

ВЫ

ОН, ОНА, ОНО

ОНИ

            Физкультминутка  под  музыку.

кружок местоимения.

 

 

Примерный ответ:

Я  –  говорящий,  первое  лицо.

Ты  –  собеседник,  второе  лицо,

Он,  она,  оно  –  о  ком  говорят,  третье  лицо.

 

 

Работают        в         парах.

Самопроверка  по  общей  таблице  на  доске.

Социоконструкция

(«Работа обучающихся в группа») 10 минут

Учитель: Ребята, вы поработали в парах, теперь поработаем в группах. Вы уже объединились по 5-6 человек. Для каждой группы есть задание. На карточках Вам нужно найти местоимения, определить их падеж и синтаксическую  роль. На выполнение группового задания у Вас 5 минут.

 

1    группа.

              Много  в  жизни  я  бродил  по  свету,  но  куда  бы  я  ни  приходил,  везде  мне хотелось  построить  дом  и  жить  в  нем.

Я,   МНЕ,   В  НЕМ

2    группа.

              Хорошо  пробежать  по  лесу  на  лыжах.  Ты  идѐшь  и  не  видишь  ничьих  шагов. Всѐ  занесло  снегом.  Но  у  тебя  есть  лыжи!  И  тебе  надо  проложить  первую  лыжню.

ТЫ,   У  ТЕБЯ,   ТЕБЕ

3    группа.

              В  доме  у  нас  жил  зверѐк.  Он  любил  молоко,  ночью  ловил  мышей. Мы  его  очень  любили.

У  НАС,   ОН,   МЫ,   ЕГО

4    группа.

              Вы  любите  порядок  и  красоту  во  всем.  У  вас  аккуратный  внешний  вид. Вам 

Дети работают в группах. 

 

приятно  быть  красивым,  сильным.

ВЫ,   У  ВАС,   ВАМ

 

 

Социализация (Выступление

ученика в группе)

 

Учитель: Ребята, прошло 5 минут. Ваши работы готовы, обсудите в группе как Вы будете их представлять. На выступление у Вас будет 5 минут. На обсуждение  пару минут.

Обучающиеся обсуждают в течение пару минут кто и про что будет рассказывать классу о проделанной работе.

Афиширование (Представление групповых работ

классу) 

 

Учитель: Предлагаю каждой команде вытянуть жетон и определить, кто будет выступать первым, вторым и третьим. 

Учитель: Приглашаем первую группу к доске, на выступление У Вас 5 минут.

Учитель: Ребята, напоминаю об уважении к выступающим, внимательно слушайте. 

Один   обучающихся             из команды             вытягивает жетон,             который определяет             очередность выступления.

1

2

3

Выступление групп в течение 15 минут. Коллажи размещаются на доске.

«Разрыв»  (кульминация творческого

процесса)

 

Учитель: Что  помогло  правильно определить  падеж?

Учитель: Какую  страну  мы  сегодня  открыли? Местоимения.

Учитель:       Они                 чем-то                         похожи                       на  существительные?  Чем?

            Разница:  указывают  на  предметы  в  третьем  лице,  изменяются  по  родам.

Отвечают на вопросы по поднятой руке.

«Рефлексия» (самоанализ)

 

Учитель: Что  в  вашей  душе  сейчас  происходит?  Что  вы  чувствуете? 

Удовлетворение? От  чего?  Покой?  Радость?  Может  быть,  еще  какие-то  чувства  испытываете? Можете описать одним словом ваше чувство и назвать его передавая мяч друг другу. 

Учитель: Вы  довольны  собой?

Выражают свои чувства передавая мяч друг другу. Например:

Удовольствие. Радость. Знание, Понимание и др.

 

 

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Местоимение

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Местоимение

Индукция» (Мотивирующая творческая деятельность)

Индукция» (Мотивирующая творческая деятельность)

Это маленькое слово - кто

Это маленькое слово - кто

Самоконструкция (Индивидуальное создание гипотезы)

Самоконструкция (Индивидуальное создание гипотезы)

Поэтому не случайно по частоте употребления местоимения занимают третье место после существительных и глаголов

Поэтому не случайно по частоте употребления местоимения занимают третье место после существительных и глаголов

Вместе дружная семья,

Вместе дружная семья,

Я, ТЫ, ОН, ОНА,

Я, ТЫ, ОН, ОНА,

Социоконструкция («Работа обучающихся в группа») 10 минут

Социоконструкция («Работа обучающихся в группа») 10 минут

Афиширование (Представление групповых работ классу)

Афиширование (Представление групповых работ классу)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2024