Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение"
Цель деятельности учителя |
Актуализировать и восстановить знания об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id= |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Согласованное и несогласованное определение, эпитет |
Организационная структура (сценарий) урока |
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы оргашзации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Обучающая игра с элементами |
- Начнем работу с того, что «погадаем» на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит - не любит». Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Вопросы: 1. Что такое грамматическая основа предложения? 2. Что такое подлежащее и сказуемое? 3. Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? 4. Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных? 5. Какие члены предложения называются второстепенными? 6. Что такое дополнение? |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос ромашки (записаны на обратной стороне лепестков) |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- |
Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
Продолжение табл. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
беседы по теме «Повторение изученного» |
7. Зачем в предложении нужны второстепенные члены? (Онираспространяют предложение: поясняют главные и второстепенные члены, дают больше информации. Например: нераспространенное предложение «Мелькает лист» состоит только из главных членов предложения, а в предложении «Мелькает желтый лист на зелени дерев» есть второстепенные члены, которые распространяют предложение, поясняя другие члены предложения.) - Как сказал немецкий поэт Гёте, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас мы от теории опять перейдем к практическому занятию. А задание будет таким: произвести полный синтаксический разбор предложения. Таинственно шумит лесная тишина, // Незримо по лесам поёт и бродит осень. (Сложное) [ ], [ и ] |
Учащийся работает у доски |
|
следственные связи; способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково- символичные средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
Просмотр мультимедийной презентации «Согласованное и несогласованное определение» |
- Подумайте, от какого слова произошло слово «определение»? - Как вы понимаете значение слова «определять»? - Можно ли сказать, что «определять» - значит, характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д? - Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? |
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины |
Фронтальная |
|
|
|
2. Выявление места и причины затруднения |
Подбирают существительные к определениям в тексте. Проводят взаимопроверку |
- Прочитайте текст. Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) березки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес. - Можно ли эти предложения назвать текстом? - Красивый текст? Почему? - Ваша задача - подобрать к существительным определения. А после выполнения задания мы заслушаем, что у вас получилось. Заслушиваются 2-3 варианта. |
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
|
Продолжение табл. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3. Целепо- |
Раскрытие сущ |
- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует оп |
Формулируют |
Индиви |
Личностные: осознают |
Устные |
лагание |
ности новых по |
ределений? (Писатели, поэты.) |
собственные мыс |
дуальная, |
свои возможности в учении; |
ответы |
и постро |
нятий, усвоение |
- Выпишите словосочетания с определениями из стихотворения |
ли, высказывают |
групповая |
способны адекватно рассу |
|
ение про |
новых способов |
С. Есенина. Какую роль играют определения в тексте? Как на |
и обосновывают |
|
ждать о причинах своего |
|
екта вы |
учебной и умст |
зываются такие определения в литературе? (Эпитеты.) |
свою точку зрения. |
|
успеха или неуспеха в уче |
|
хода |
венной деятель |
В этот лес завороженный, |
В сотрудничестве |
|
нии, связывая успехи с уси |
|
из затруд |
ности учащихся. |
По пушинкам серебра, |
с учителем и од |
|
лиями, трудолюбием. |
|
нения |
Беседа по во |
Я с винтовкой заряженной |
ноклассниками |
|
Познавательные: извлека |
|
|
просам. |
На охоту шел вчера. |
делают выводы |
|
ют необходимую информа |
|
|
Анализ стихо |
По дорожке чистой, гладкой |
|
|
цию из прослушанного объ |
|
|
творения, пись |
Я прошел, не наследил... |
|
|
яснения учителя, высказы |
|
|
менная работа |
Кто ж катался здесь украдкой? |
|
|
ваний одноклассников, |
|
|
|
Кто здесь падал и ходил? |
|
|
систематизируют собствен |
|
|
|
Подойду, взгляну поближе: |
|
|
ные знания. |
|
|
|
Хрупкий снег изломан весь. |
|
|
Регулятивные: планируют |
|
|
|
Здесь вот когти, дальше - лыжи... |
|
|
(в сотрудничестве с учите |
|
|
|
Кто-то странный бегал здесь. |
|
|
лем и одноклассниками или |
|
|
|
Кабы твердо знал я тайну |
|
|
самостоятельно) необходи |
|
|
|
Заколдованным речам, |
|
|
мые действия, операции, |
|
|
|
Я узнал бы хоть случайно, |
|
|
работают по плану. |
|
|
|
Кто здесь бродит по ночам. |
|
|
Коммуникативные: строят |
|
|
|
Из-за елки бы высокой |
|
|
небольшие монологические |
|
|
|
Посмотрел я на кругу: |
|
|
высказывания, осуществ |
|
|
|
Кто глубокий след далекий |
|
|
ляют совместную деятель |
|
|
|
Оставляет на снегу?.. |
|
|
ность в парах и рабочих |
|
|
|
- Вы обратили внимание, что одно из определений выражено |
|
|
фуппах с учетом конкрет |
|
|
|
существительным? (По пушинкам серебра.) Такие определения |
|
|
ных учебно-познавательных |
|
|
|
называются несогласованными |
|
|
задач |
|
4. Творче |
Эвристическая |
- Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к су |
Работают с на |
Фрон |
|
Вопросы |
ская прак |
беседа, подбор |
ществительным определения - эпитеты. (Слайд презентации.) |
глядными посо |
тальная, |
|
для уточ |
тическая |
своих примеров, |
- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в со |
биями. Отвечают |
индиви |
|
нения |
деятель |
иллюстриру |
став которого входит определение? |
на вопросы, под |
дуальная, |
|
инфор |
ность |
ющих природу |
- Какую роль выполняют определения в речи? |
руководством пе |
фупповая |
|
мации |
|
изучаемого язы |
- Замените согласованные определения несогласованными |
дагога формули |
|
|
|
|
кового явления. |
и, наоборот, несогласованные - согласованными: |
руют правило. |
|
|
|
|
|
Безмолвие леса (лесное безмолвие), листья березы (березовые |
Выполняют зада |
|
|
|
|
|
листья), горные вершины (вершины гор), дубовые заросли (за |
ние, отвечают |
|
|
|
|
|
росли дуба), осеннее золото (золото осени). |
на вопросы |
|
|
|
Продолжение табл. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Обучающая игра |
Игра «Снежки». Учитель бросает «снежок» (скомканный лист белой бумаги) ученикам, называет существительное, ученики подбирают к нему определение |
|
|
|
|
5. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, подготовка к домашнему сочинению |
- Сегодня главный наш инструмент на уроке - слово. Художник, рисуя, смешивает краски, создает своеобразную палитру. Мы тоже художники, художники слова, и сейчас мы будем создавать свою палитру, которую используем потом при создании нашего шедевра - сочинения. - Итак, утро. Что вам приходит в голову, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциации, вызванные этим словом. Прочитайте их. - Подберите к нему эпитеты (сонное, благоухающее, ласкающее, доброе, жизнерадостное, хмурое, светящееся, хорошо начинающееся, светлое и т. д.). Прочитайте их. - Мы сказали, что утро бывает разным. А какое утро было у речки в сказке Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста, тише!»? Тише, пожалуйста, тише! Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и... вышла из себя. Из берегов своих... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше - до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все |
Оценивают свои знания, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации Читают сказку. Выполняют задания по подготовке к домашнему сочинению |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
Окончание табл. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает речка, а теперь - бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода. Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень... Слишком даже... ...Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише... - Понравилась сказка? - О чем напоминает автор? В чем предостерегает? - Давайте посмотрим, как писательница обыгрывает слова, словосочетания, создавая свое произведение? - Другими словами, какие художественно-изобразительные средства использует Абрамцева, создавая образ речки, описывая все происходящее? (Эпитеты, сравнения, олицетворения.) - Мы с вами увидели, как можно, пользуясь словом, нарисовать, создать произведение. - Посмотрите на свою палитру. Богатая она получилась, красочная? Перечитайте свои записи и выберите слово или словосочетание, которое станет темой вашего домашнего сочинения |
|
|
|
|
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
- Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.