Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (1).
Цель урока: углубление знаний о публицистическом стиле речи.
Задачи урока:
1) повторить основные признаки текста, средства и способы связи предложений в тексте; закрепить представление о функционально – смысловых типах речи и функциональных разновидностях русского литературного языка;
2) совершенствовать умение определять тему, проблему, основную мысль текста;
3) закрепить пунктуационные правила.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: о функционально – смысловых типах речи и функциональных разновидностях русского литературного языка.
Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте; выделять признаки публицистического стиля.
Метапредметные:
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Выделение общих признаков предметов и явлений. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Этапы урока |
Д – ть учителя |
Д –ть ученика |
Организационный этап. |
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя |
Актуализация знаний. |
1. Словарный диктант. Ассоциация, инициатива, преследовать, терраса, аттестат, аудитория, артиллерия, впечатление, гениальный, дискуссия, декорация, иллюминация, искусство, искусный, комиссия. 2. Синтаксическая пятиминутка. По деревянным ступенькам балкончика, прогнившим от времени ступенькам, мы спускаемся в заброшенную купальню. (Повест., невоскл., простое, полное, двусост., распр.,осл. обособл. опред., выраж. прич. об.) 3. Самостоятельная работа (карточка). |
Записывают слова под диктовку.
Записывают под диктовку предложение, делают полный синтаксический разбор. Выполняют задание. |
Постановка учебной задачи. |
Обратите внимание на название параграфа. - Какова тема урока? - Какую цель поставим? - Чему должны научиться? |
Отвечают на вопросы. |
«Открытие нового |
Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений. Материал для работы – упражнение 22. |
Работают с текстом упр. |
Закрепление изученного. |
Углубление знаний о публицистическом стиле речи. Теоретический материал учебника, упражнения 18 – 22. |
Читают, обобщают. |
Рефлексия. |
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал… - Что на уроке показалось сложным? |
Продолжают предложения. Отвечают на вопрос. |
Домашнее задание |
1. п. 3 с. 18 – 22. 2. Упр. 23. |
Записывают д/з. |
Примеры предложений |
Способ связи |
Характеристика |
Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова. Тот говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия. Он не мог решить, достиг ли Базаров своей цели (И. Тургенев). |
|
|
Отец Алексей, мужчина видный и полный, оказался человеком очень ловким и находчивым. Он первый поспешил пожать руки Аркадию и Базарову и вообще держал себя непринужденно. И себя он не выдал и других не задел; кстати посмеялся над семинарской латынью и заступился за своего архиерея… (И. Тургенев) |
|
|
Примеры предложений |
Способ связи |
Характеристика |
Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова. Тот говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия. Он не мог решить, достиг ли Базаров своей цели (И. Тургенев). |
|
|
Отец Алексей, мужчина видный и полный, оказался человеком очень ловким и находчивым. Он первый поспешил пожать руки Аркадию и Базарову и вообще держал себя непринужденно. И себя он не выдал и других не задел; кстати посмеялся над семинарской латынью и заступился за своего архиерея… (И. Тургенев) |
|
|
Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (2).
Цель урока: обобщение знаний о публицистическом стиле речи.
Задачи урока:
1) закрепить представление о функционально – смысловых типах речи и функциональных разновидностях русского литературного языка;
2) совершенствовать умение определять тему, проблему, основную мысль текста;
3) закрепить пунктуационные правила.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: о функционально – смысловых типах речи и функциональных разновидностях русского литературного языка.
Уметь: выделять признаки публицистического стиля.
Метапредметные:
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Выделение общих признаков предметов и явлений. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Этапы урока |
Д – ть учителя |
Д –ть ученика |
Организационный этап. |
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя |
Актуализация знаний. |
1. Синтаксическая пятиминутка. Рассыпаясь жемчужной пылью, белоснежные гребни волн пенились и убегали от берега. (Повест., невоскл., простое, полное, двусост., распр.,осл. обособл. обст., выраж. дееприч. об. и однород. сказ.) 2. Устный опрос. |
Записывают под диктовку предложение, делают полный синтаксический разбор.
Отвечают на вопросы. |
Постановка учебной задачи. |
- Какова тема урока? - Какую цель поставим? - Чему должны научиться? |
Отвечают на вопросы. |
«Открытие нового |
Систематизация знаний об особенностях стилей речи. Непринуждённость, призывность, неофициальность, оценочность, эмоциональность, неподготовленность речи, образность, логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость, конкретность, объективность, использование изобразительно – выразительных средств, неличный характер, стандартизованность, стереотипность. |
Работают с упр. |
Закрепление изученного. |
Углубление знаний о публицистическом стиле речи. Упражнения 25, 27. |
Читают, обобщают. |
Рефлексия. |
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал… - Что на уроке показалось сложным? |
Продолжают предложения. Отвечают на вопрос. |
Домашнее задание |
1. п. 3 с. 18 – 22 повторить. 2. Упр. 31 (2). |
Записывают д/з. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.