Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3 части 3" Что такое нравственный выбор?

  • docx
  • 26.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта ОТКРЫТОГО УРОКА Подготовка к сочинению-рассуждению 9.3.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение «Пожилинская средняя школа №13»

301862, Тульская область, Ефремовский район, село Пожилино, улица Парковая, 4,  тел.: 8(48741) 9-27-17

 

Открытый урок по русскому языку в рамках подготовки к ОГЭ

Класс: 9

Учитель: Пучкина Оксана Николаевна

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  (задание 9.3 части 3)».

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, о композиции сочинения-рассуждения по лексическому значению слова, о способах  толкования слова, о правилах написания аргументов.

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить  композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать   материал для собственного текст публицистического  характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся. 

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютер,  презентация, памятка, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: материалы интернет-ресурсов по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии

Психологический настрой детей на урок.

¾             Здравствуйте, садитесь!

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу!

Подарим улыбки гостям!

К уроку готовы? Тогда – за работу!

Желаю удачи вам я!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Самоопределение. Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели (целеполагание)

личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регулятивные: планирование, целеполагание;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

¾  Давайте на минутку перенесёмся в будущее.

Итак, начало июня 2020 года. Экзамен по русскому языку.

 

 

Слайд 2-3      Инсценировка

 

 

 

 

 

 

 

Действительно, разве можно подготовиться к экзамену по русскому языку за одни сутки? Почему?

Вы уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Какая часть экзаменационной работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

Назовите тему урока. Слайд 4 «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с формулированием определения и анализом текста по заданию 9.3 части 3

¾    Какую цель мы поставим перед собой сегодня? Слайд 4

Учащиеся на данном этапе понимают, почему и для чего нужно знать данный раздел про­граммы, какова основная учебная задача данной работы.

Учитель: Надеюсь, молодой человек, вы серьезно подготовились к экзамену?
Ученик:  Конечно, учитель. Представляете, я учил день и ночь.
Учитель: День... и ночь. Это я представляю. Вот не представляю другого: что можно выучить за одни сутки?

 

Нет, потому что экзамен состоит из трёх частей: изложения, теста и сочинения

 

Сочинение – самая трудная часть экзамена, т.к. требует большой подготовки

Учиться писать сочинение

 

Называют тему урока, записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

повторить теоретические сведения о написании сочинения; изучить строение сочинения-рассуждения; узнать лексическое значение слов; проверить свои знания и умения при написании сочинения-рассуждения

Актуализация знаний

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

 

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

¾  Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение? Слайд 5

 

 

 

 

 

 

¾  Давайте повторим структуру сочинения-рассуждения. С чего начинается сочинение?            Слайд 6

¾  О чём мы будем писать во вступлении? Какова следующая часть сочинения?

 

 

¾  Из чего состоит основная часть сочинения-рассуждения? Слайд 6

 

¾  Что мы пишем потом?

¾  Делаем вывод: сколько абзацев в сочинении-рассуждении? Слайд 6

знать композицию (строение) сочинения-рассуждения по лексическому значению слова,  знать понятия "тезис", "аргументы", "вывод",   способы толкования значения слова, уметь  аргументировать свой тезис, логично строить работу

 

Со вступления

 

 

Дадим определение предложенного в задании слова, т.е. напишем тезис – утверждение, которое требуется доказать.

Из аргументов. Один аргумент мы берём из прочитанного текста, другой – из жизненного опыта

 

Заключение. Вывод

Открытие обучающимися нового знания

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

 

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах;

 

логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство).

¾    Обратимся к сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией Ирины Петровны Цыбулько. Вариант 27. Откройте сборники на стр. 145 Слайд 7

¾    Внимательно прочитайте задание 9.3

¾    1.Значение какого слова нам предлагают определить?

¾    2.На какую тему мы будете писать сочинение?

¾     

¾    Слайд  8 Выразительно прочитайте текст второй части на стр. 142

¾    3. Какова тема этого текста?

¾    4.Определите стиль текста.

¾    5.Определите тип речи?

¾    6.Какова основная мысль текста?

 

 

На основе текста Константина Георгиевича  Паустовского  нам и предстоит написать сочинение

 

Написание сочинения. ШАГ 1 Слайд 9

Формулируем тезис.

Даём определение выражению. 

1.Что значит определить значение слова?

1.      2.Какие способы толкования слова вы знаете? Приведите примеры

2.      Перед вами на партах лежат словари.

3.       

4.      Используя перечисленные способы, дайте определение слову нравственность.

5.       

6.      3.Какой словарь мы откроем, используя описательный способ объяснения слова?

Работа со словарями Слайд 10, 11, 12

Слайд 13     Исходя из всего сказанного, формулируем тезис «Что такое нравственный выбор?»

Для оформления вступления можно использовать речевые клише и вводные слова.

У вас на партах лежат памятки «Как правильно писать сочинение-рассуждение по заданию 9.3 части 3».  

Внимание! Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Слайд 13 Нравственный выбор – это когда… 

При затруднении вы можете воспользоваться подсказкой  на доске. Вам нужно только вставить подходящие по смыслу слова. Слайд 13

 

а) Учитель помогает дать письменное определение понятию «нравственный выбор».

Нравственный выбор – это ситуация, в которой приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другого человека или в соответствии со своими взглядами и убеждениями.

Слайд 14           

Возвращаясь к структуре сочинения – рассуждения, каким будет наш следующий  Шаг 2 Слайд 15

Что значит прокомментировать определение? 

Что такое комментарий?

В чём смысл комментария?

Прокомментируйте записанный вами тезис.

 

 

Запишите 2-3 предложения, содержащие ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Помните: комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами. Слайд 16 Вы можете воспользоваться подсказкой на доске

Прочитайте свои комментарии. Слайд 17

 

 

 

б) Переходим к аргументации

Мы сформулировали тезис, прокомментировали его. Что дальше? Шаг 3. Слайд 18

 

Чего нельзя делать при написании сочинения-рассуждения?  

¾    Обратите внимание на памятку. Слайд 19. Для включения в сочинение примеров-аргументов желательно использовать речевые клише и вводные слова.

¾    Слайд 20 Приводим первый АРГУМЕНТ  из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Пользуемся речевыми клише.

¾    Вы можете воспользоваться подсказкой на доске.

¾    Прочитайте, что у вас получилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Переходим к написанию второго аргумента.

Какими будут наши следующие действия? Приводим второй АРГУМЕНТ из жизненного опыта. Слайд 22

1.Что мы подразумеваем под выражением жизненный опыт?

Обратимся к памятке! Слайд 23

Какие речевые клише мы можем использовать для введения второго аргумента?

¾     

¾    Давайте вспомним, в каких произведениях литературы мы встречались с героями, которые стояли перед нравственным выбором.

¾     

¾    Подумайте и запишите аргумент из жизненного опыта, подтверждающий, данный вами тезис. Слайд 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Наше сочинение почти готово.

¾    Чем завершается написание сочинения?

¾    ШАГ 4 Слайд 26 

¾    Завершает ваши рассуждения вывод, который  представляет  собой возвращение к тезису, необходимое для подтверждения правильного толкования значения слова.

¾    Что такое вывод?

¾     

¾    Обратимся к памятке. С чего желательно начать писать третью часть сочинения – заключение?

¾     

¾    Помните! Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

 

 

Сочинение написано. Познакомьтесь с критериями оценивания сочинения-рассуждения по заданию 9.3 Слайд 29-30

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Дискутируют.

¾    1. Нравственный выбор

¾     

¾    2. Почему важно помогать людям

 

Выразительно читают текст

3. Помощь бедному шарманщику. Благородный поступок мамы

4. Художественный.

5. Повествование

6. Важно приносить пользу другим не ради своей выгоды. Милосердие не должно быть напоказ, для хвастовства

 

Обсуждение прочитанного текста. Ребята зачитывают фрагменты, которые на их взгляд являются значимыми.

 

Работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.

1.Определить смысл слова –  значит раскрыть данное понятие, дать характеристику тому или иному  явлению

2. Описательный (понятийный) способ

Способ подбора синонимов и антонимов

Способ подбора однокоренных слов (через значения частей слов)

3. Толковый

 

Работают со словарями.

1.Описательный – толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь.

Нравственность – это внутренние качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.

2.Подбор синонимов и антонимов.

Синонимичный способ: Нравственность – мораль, добродетель, порядочность. Антонимичный: Нравственность – безнравственность

3.Опора на состав слова, подбор однокоренных слов. Нравственность – нравственный.

 

 Запись в тетрадях.

 

 

 

 

 

Комментируют определение, используя памятку

 

Это пояснение данного нами определения с опорой на текст.

 

¾    Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность данного этического понятия.

ПРИМЕР

О человеке многое говорят его поступки и особенно ситуации, когда необходимо проявить сострадание или остаться равнодушным, и это называется нравственным выбором. С раннего детства родители рассказывают своим детям, что хорошо, а что плохо, воспитывая в них характер и умение делать правильный выбор. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

Отвечают на вопросы. Дискутируют.

Пишем основную часть. Приводим примеры из текста и из жизненного опыта.

Ни в коем случае нельзя пересказывать текст!

Изучают памятку «Как правильно писать сочинение – рассуждение по заданию 9.3 части 3»

 

Учащиеся формулируют первый пример-аргумент.

¾    Примерный ответ. Слайд 21

Обратимся к тексту К. Г. Паустовского. В нём повествуется о том, к мама главного героя делает выбор в пользу других: помогает Лизе и бедному шарманщику, не выставляя своё милосердие напоказ, не является к ним в дорогой одежде, как  всемогущая покровительница. Нет, она одевает старые, неприметные вещи, чтобы нищим было легче видеть в ней человека.(Предл.40-47) Её выбор был сделан ради людей, а не личной выгоды. (Предл.58)

 

Отвечают на вопросы. Дискутируют.

 

-примеры из читательского опыта;

-исторические факты;

- статьи из СМИ;

- высказывания специалистов какой-либо области;

-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

 

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», В.Распутин «Уроки французского», Л.Н.Толстой «После бала»,

А.И.Куприн «Чудесный доктор»,

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»,

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» и др

 

Учащиеся формулирует литературный аргумент.

Слайд 25 Возможный фрагмент сочинения:

Оказавшись перед нравственным выбором мы не всегда поступаем правильно. В подтверждение своих слов приведу пример из художественной литературы. Перед главным героем повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" встает выбор: жениться на крестьянской девушке и остаться нищим или жениться на богатой вдове. Эраст выбирает деньги и становится причиной смерти Лизы. До конца жизни он страдает от своего безнравственного выбора.

г) Предлагают свои варианты написания заключения.

 

 

 

 

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения

 

Начать заключение желательно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  и т.д.

Например:

Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что с нравственным выбором рано или поздно сталкивается каждый человек, и сделать его правильно очень нелегко. Это всегда испытание твёрдости характера, силы духа, ответственности и смелости.

Физкультминутка

Для того чтобы передохнуть и снять напряжение, выполним следующие упражнения.

1.Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2.Для снятия напряжения помогает техника самомассажа:

-найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты;

-положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз;

-найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты;

-слегка помассируйте кончик мизинца.

Вместе с детьми учитель декламирует упражнения, выполняя все движения по тексту.

Самостоятельная работа

коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение;

 

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

1.Учитель делит класс на группы, раздает карточки, на которых записаны различные морально-нравственные категории. Предлагает одним группам дать определение понятиям, а другим – подобрать произведения, которые можно было бы использовать при написании литературного аргумента.

Ребята участвуют в обсуждении задания, строят свои предположения.

Рефлексия деятельности (итог урока)

личностные: оценивание результата учебной деятельности;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

регулятивные: умение соотносить полученный результат с поставленной целью.

Слайд 31

Что нового и важного вы узнали и повторили  сегодня на уроке?

 

Что вам показалось сложным?

 

Где вы  сможете применить полученные знания?

Строят свои высказывания, аргументируют ответы.

 

Домашнее задание

Слайд 32

1) дать определение

Ø   Что такое взаимовыручка?

Ø   Что такое душевность?

2) привести на каждое определение аргумент из жизненного опыта.

 

Удивительная вещь — экзамен. Одних он удивляет вопросами, других — ответами. Я желаю вам, чтобы вы на экзамене меньше удивлялись сами, а других удивляли только хорошим!     

Спасибо за урок! Слайд 33

Записывают домашнее задание.