Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"

Оценка 4.6
doc
29.09.2024
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"
имя прилагательное 2 класс .doc

Конспект урока русского языка
 «Школа России», 2 класс

«Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным».

 

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для формирования и совершенствования знаний и умений о имени прилагательном, формирование умений находить прилагательные в тексте, устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, использовать в речи.

Задачи:

Образовательные: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.

Развивающие: способствовать развитию речи, умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать прилагательные среди других частей речи, находить прилагательные в тексте , применять их в речи, выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы; развитию орфографической, пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову, языку, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности; воспитывать позитивное отношение к труду.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности , проявлять  интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: принимать и сохранять учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать прилагательные среди других частей речи; находить прилагательные в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс.

 

 

                                            

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           


 

Содержательный компонент урока:

 

       I.            Организация начала урока

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Наше занятие начнём с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.

Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдёт интересно и увлекательно.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась? (Радость и труд вместе живут)

О: Радость и труд вместе живут.

У: Как вы понимаете эту пословицу?

О: Радость и труд рядом живут. - для кого труд в радость, для того и жизнь счастливая будет.

У: Правильно, труд должен быть в радость. Какой у Вас сейчас труд?

О: Учеба.

У: Верно. Если вы будете делать всё с радостью, с хорошим настроением, то получится хороший результат. А хороший результат – это наши отметки.

    II.            Актуализация умений и знаний

1. Проверка домашнего задания (если было домашнее задание)

2.Минутка чистописания н, нн

У: Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

к

н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

н

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

н

э

я

з

х

ф

ъ

о

д

ж

н

е

О: Сегодня мы будем писать букву «н»

У: Верно, сегодня будем писать строчную букву Н.  Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

О: Буква «н» обозначает звук [н],[н]

У: Назовите, из каких элементов состоит буква.

О: наклонная палочка, небольшая прямая горизонтальная палочка и наклонная палочка с закруглением внизу.

(проводится анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

У: Какое правило напоминает вам это соединение?

О: Написание н, нн

(На доске записаны слова: «длина», «рано», «весна».)

У: Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.

О: Длинный, ранний, весенний

У: Какой частью речи являются эти слова?

О: Прилагательное

У: Что такое имя прилагательное?

О: Имя прилагельное обозначает признак предмета

Дети  записывают: н, нн  – Написание слов с удвоенной согласной.

(Записывают слова: «длинный», «ранний», «весенний»)

У: Зачем мы это делаем?

О: Вырабатываем каллиграфический почерк.

У: Мы образовали  слова в результате добавления удвоенной согласной. Учимся выделять эту орфограмму зелёным цветом. Какой частью речи являются эти слова?

О: Определяем часть речи – имя прилагательное.

 

У:   Вам дано словосочетание. Запишите одним словом, которое отвечает на вопросы: какая? какой ? какое ? какие ? Запишите слова, расставляя ударения.

У: Сок из моркови

О: Морковный                            

У: Варенье из земляники

О: земляничное

У: День в сентябре

О: сентябрьский

У: Кисель из молока

О: молочный

У: Суп из гороха

О: гороховый

У: Салат из капусты

О: капустный

У: Хлеб из пшеницы

О: пшеничный

У: Пюре из картофеля

О: картофельное

У: Печенье из овса

О: овсяное

У: Сок из помидоров

О: томатный

У: Торт с орехами

О: ореховый).

У: Какое слово лишнее?

О: Сентябрьский, не указывает на продукты питания  

У: Верно. Ура! Мы преодолели трудности. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу по критериям, которые вы видите на доске. Обратите внимание на правильное написание слов и ударение при проверке.

«5»

1 ошибка

«4»

2-3 ошибки

«3»

4-5 ошибок

Если вы допустили больше ошибок, значит, надо работать больше.

 

 III.            Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ. В ходе ваших ответов мы заполним схему.  

 

 

 

Имя прилагательное 

Скругленный прямоугольник: служит
 

 


 является           отвечает          обозначает             изменяется

самосто-              на вопросы                  признаки                       по числам

ятельной              Какой?                          предметов                     и по родам

частью                 Какая?

речи                     Какое?

                             Какие?

(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).

У: Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке. Какая тема нашего урока?

О: Для чего нужны прилагательные

У: Правильно, мы должны ответить на вопрос: «Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?»

 

 IV.            Открытие новых умений, знаний.

У: Давайте, поиграем? Игра «Узнай кто это?». Поиграем группами (правила работы в группе вспомнить быстро, оно перед глазами детей как памятка) Четыре  группы, каждой группе задание: Дана  картинка с изображением какого-либо предмета и предлагается  описать его, употребляя при этом как можно больше прилагательных. Затем один представитель группы даёт описание, не употребляя названия предмета.

(Обязательно надо предоставить учащимся помощь-памятку «Как описать предмет?» С этой целью каждой группе дифференцированно даётся карточка – помощница.)

Например:

Группе, у которой картинка лисица даётся текст, с пропущенными прилагательными.

 У лисицы зубки ________, рыльце__________, шубка ___________. Хорошо лиса наряжена. Шерсть_________. На груди жилет, а на шее _________галстук.

Для справок: белый, пушистая, острые, тоненькое, тёпленькая.

Группе, у которой картинка заяц даётся в помощь карточка, на которой только прилагательные:

Слова для справок: трусливый, длинноухий, белая, серая, пугливый, длинные.

Группе, у которой картинка яблоко даётся в помощь карточка, на которой указаны признаки яблок :

Запиши признаки яблок, используя слова для справок.

Образец. По цвету:... По вкусу…  По размеру…На ощупь…..

Слова для справок: красное, сладкое, большое, кислое, жёлтое, гладкое, твёрдое.

Группе, у которой картинка товарищи

Расскажи о своих друзьях-товарищах, используя слова-названия признаков:

Слова для справок: высокие, синеглазые, прилежные, храбрые, темноволосые, добрые

(Остальные учащиеся картинку не видят и пытаются отгадать. В конце можно сравнить рассказы, чтобы узнать, кто наиболее точно описал предмет, используя прилагательные и его сразу все отгадали)

У: Рассказ какой группы позволил нам ярко представить предмет?

О:

У: Смогла ли группа при описании предмета употребить как можно больше прилагательных? Слова (заяц (он), яблоко(оно), лисица(она) товарищи(они)

3.Словарно – орфографическая работа.

У: Что объединяет эти слова?

О: Это словарные слова

У: Давайте запишем эти слова в тетрадь столбиком. НЕ забудьте выделять зелёным цветом орфограмму - непроверяемую безударную гласную.

У: Подберите к словарным словам имена прилагательные, данные на экране (Слайд)

О: Заяц (какой?) – серый (цвет)

Яблоко (какое?) – сладкое (вкус)

Лисица (какая?) – красивая (внешние качества)

Товарищи (какие?) – добрые (внутренние качества)

У: Обратите внимание, что зелёным цветом выделены окончания вопросов и окончания прилагательных. Зачем я это сделала, вы попробуете отгадать в конце урока. Итак: Какую роль играют имена прилагательные?

(На доске нарисован рыбий скелет (приём фишбоун). Можно заготовку на слайде.)

Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет.

 

 

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

                                  Описывают предметы

 

 

 

 

 


Работа с учебником:

У: Откройте учебник на странице 95 упр. 153. Прочитайте внимательно загадки. Сначала сами, а потом понравившуюся загадку соседу.

Слова, которые автор употребил в переносном значении :

1 загадка:   донце,  корзинка

2 загадка: глазок, реснички

 3 загадка : платьица,  брошки

Повторяются слова: белые реснички, белая корзинка ,жёлтые брошки, жёлтый глазок.

Работа в паре (выразительное чтение) Для осмысления прочитают два раза (один раз внутренняя речь, другой – внешняя речь) При повторном чтении своему товарищу будут стараться читать осмысленно, иначе не получится выразительного чтения.

У: Назовите имена прилагательные в первой загадке.  Какую роль они играют в этом стихотворении.

О: Называют цвет

 У: Во второй загадке сделайте тоже самое. Какую роль играют прилагательные во второй загадке?

О: Цвета, признаки предмета

Вывод:  имена прилагательные называют признаки предмета:  цвет, форму, размер, качества, свойства(слайд)

 


Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 


                      описывают предметы                           называют цвет, форму, размер  предмета

                                                                     

  

                     называют свойства предметов

 

 


У: чтобы вы не забыли при помощи каких признаков можно описывать предметы, я подарю вам волшебный цветочек, на листочках которого записаны эти признаки.

hello_html_m8b0618a.png

 

(На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение. Эта волшебный цветочек просто необходим  при обучении написанию загадок (в них используется описание, сравнение с разными предметами, явлениями), текстов-описаний, сравнительных текстов)

У: Это вам помощница для творчества.

    V.             Физминутка

У: Какое трудное морское путешествие мы преодолели, чтобы добраться до города языкознание. Именно поэтому предлагаю отвлечься на пару минут и немного отдохнуть.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

У: Посчитайте сколько лепестков у волшебного цветочка, который я вам подарила?

О: семь

У: Как вы думаете, почему,  я его назвала волшебным?

О: Есть такой волшебный цветок в сказке, а зовут этот цветок цветик-семицветик)

У: Вы правы.  Представляете, какие чудеса у нас на уроке – отрывок из этой сказки предложила нам прочитать автор учебника. И не только прочитать , а ещё и придумала задания. За работу?

 У: Прочитайте этот текст

(читают в учебнике)

У: Какие слова помогли вам представить красоту цветика –семицветика?

О: Желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой.

У: К какой части речи относятся эти слова?

О: прилагательное

У: А теперь прочитайте его без прилагательных. О чем первый  текст, который вы читали с прилагательными?

О: О цветике-семицветике..

У: А второй  текст , который вы прочитали без имён прилагательных, о чём?  

О: О цветике, но ни как о семицветике.

У: Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

О: Наличие прилагательных.

У: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

О: Они сделали текст более красивым, интересным, понятным.

У: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

 

О: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.

 

 

 


Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 


                      описывают предметы                              называют цвет, форму, размер предмета

                                                                     

  

        называют свойства предметов                            делают  речь яркой, красивой

 

 

 


 У: А теперь обратите внимание на последнее предложение.   Назовите прилагательные, которые там используется?

О: Семь цветов.

У: Я думаю, что это прилагательные показывают нам, что этот цветок именно семицветик. Какой вывод можно сделать?

О: Эти прилагательные подходят для описания волшебного цветика-семицветика, о котором нам хотел рассказать Валентин Катаев.

У: Давайте выполним задание 2 к данному упражнению. Как можно ещё выделить имена прилагательные в тексте (подчеркнуть волнистой линией). После выполнения задания, обменяйтесь работой с соседом по парте и осуществите взаимопроверку.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 


                           описывают предметы                    называют цвет, форму, размер предмета

                                                                     

  

                          называют свойства предметов             делают  речь яркой, красивой

 


                  помогают точно описать предмет

Физкультминутка (для глаз – бегающие ромашки) ( слайд)

У: Теперь и у вас есть цветик-семицветик, который поможет вам описать любой предмет, составить загадку. А может авторы загадок, которые в нашем учебнике тоже использовали наш волшебный цветок? Давайте ещё раз прочитаем эти загадки. Проверим?

О: Да

У: Вернёмся к загадкам в упражнении. Прочитаем последнее задание к этому упражнению. Выпишите из загадок имена прилагательные  к данным именам существительным. Выделите окончания вопросов прилагательных и окончания самих прилагательных зелёным цветом.

Проверка. Коллективное обсуждение. Подчеркнуть орфограммы.

У: Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

О:  помогают точно описать предмет, так как уточняют имена существительные.

 


 

 

 

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 


                                   описывают предметы               называют цвет, форму, размер предмета

                                                                     

  

                          называют свойства предметов       делают  речь яркой, красивой

 


                    помогают точно описать предмет      уточняют имена существительные

 

 


Речь человека

становится яркой, выразительной, образной.

 

- Наступило время, когда мы проверим, как мы усвоили тему «Роль прилагательных в речи» (Если есть резерв времени)

Дидактическая игра «Узнай». Работа над развитием речи учащихся.

С каждого ряда выходит один ребенок к доске на голову надевает шапочку-маску: лисы, волка, медведя.

-Опишите зверька.

-Кто назовет больше слов - признаков, не называя предмет-зверя.

-Какой частью речи являются эти слова, докажи, задай вопрос? 

1 ряд: Составим словосочетания- волк Какой? Серый, хищный, зубастый…

2 ряд: Составим словосочетания - лиса Какая? Рыжая, хитрая, ловкая…

3 ряд: Составим словосочетания - медведь Какой? Большой, косолапый, бурый…

-Что обозначают эти слова, благодаря которым вы описали животное? признаки

-Какие признаки обозначают имена прилагательные? (Цвет, размер, форма, материал, качества людей и др.)

- Нужны ли нам имена прилагательные в речи? Зачем?

- Молодцы!

- Давайте вернёмся к тем именам прилагательным, которые мы написали вначале урока. Прочитаем их ещё раз.

- Как вы думаете с каким именем существительным могут они быть связаны? ( ответы детей)

- Конечно – весна, день , ручей.

 

 Этап - Рефлексия

Учитель: Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке ответить на вопрос, который перед нами стоял?  Вернёмся к схеме, которую мы составили в начале урока. Что можно добавить в эту схему?

                                

                                

Имя прилагательное 

Скругленный прямоугольник: служит
 

 


 является           отвечает          обозначает             изменяется

самостоятельной       на вопросы           признаки                       по числам                    для

   частью речи            Какой?                  предметов                     и по родам               придания речи

                                    Какая?                                                                                           образности,

                                    Какое?                                                                                           яркости,

                                    Какие?                                                                                       выразительности

У: Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам написать синквейн. Перед вами памятка, давайте пробуем.

1.     Имя прилагательное

2.     Яркое, выразительное                            

3.     Описывает,   уточняет,     дополняет,   украшает

4.     Имя прилагательное обогащает речь человека

5.      Признак

- Давайте откроем рабочие тетради, упр.97 и прочитаем,  как Фет сказал о вербе и о весне. Это будет ваша домашняя работа.

- Дома  вы должны будете выписать словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного. Обозначить зелёным цветом окончания вопросов и окончания имён прилагательных.

-Подведём итог:

 Как мы работали на уроке(слайд)

Итог урока:

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его, вас оценить,

Но прилагательными только.

Каким он был?

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть плохим,

Совсем ненужным. Бесполезным….

Иль поучительным…?   Каким?

 

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

На доске корзина, попробуем наполнить её нашими знаниями.

- Дети, возьмите ромашки: красные – берут дети, кто не понял тему; жёлтые – берут дети, кто сомневается ещё в знаниях по теме; белые – берут дети, кто уверен, что он понял тему урока.

Итак: - Что за корзина у нас получилась? (Разноцветная) Значит,  есть нам ещё над чем поработать. Спасибо за работу на уроке.


Конспект урока русского языка «Школа

Конспект урока русского языка «Школа

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: принимать и сохранять учебную задачу урока; осуществлять решение…

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: принимать и сохранять учебную задачу урока; осуществлять решение…

Содержательный компонент урока:

Содержательный компонент урока:

Дети записывают: н , нн –

Дети записывают: н , нн –

Имя прилагательное является отвечает обозначает изменяется самосто- на вопросы признаки по числам ятельной

Имя прилагательное является отвечает обозначает изменяется самосто- на вопросы признаки по числам ятельной

Остальные учащиеся картинку не видят и пытаются отгадать

Остальные учащиеся картинку не видят и пытаются отгадать

Повторяются слова: бел ые реснички, бел ая корзинка ,жёлтые брошки, жёлтый глазок

Повторяются слова: бел ые реснички, бел ая корзинка ,жёлтые брошки, жёлтый глазок

На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение

На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение

У: Прочитайте этот текст (читают в учебнике)

У: Прочитайте этот текст (читают в учебнике)

Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета называют свойства предметов делают речь яркой, красивой

Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета называют свойства предметов делают речь яркой, красивой

Физкультминутка (для глаз – бегающие ромашки) ( слайд)

Физкультминутка (для глаз – бегающие ромашки) ( слайд)

Дидактическая игра «Узнай». Работа над развитием речи учащихся

Дидактическая игра «Узнай». Работа над развитием речи учащихся

Какое? яркости,

Какое? яркости,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2024