Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"

  • doc
  • 29.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала имя прилагательное 2 класс .doc

Конспект урока русского языка
 «Школа России», 2 класс

«Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным».

 

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для формирования и совершенствования знаний и умений о имени прилагательном, формирование умений находить прилагательные в тексте, устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, использовать в речи.

Задачи:

Образовательные: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.

Развивающие: способствовать развитию речи, умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать прилагательные среди других частей речи, находить прилагательные в тексте , применять их в речи, выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы; развитию орфографической, пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову, языку, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности; воспитывать позитивное отношение к труду.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности , проявлять  интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: принимать и сохранять учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать прилагательные среди других частей речи; находить прилагательные в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс.

 

 

                                            

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           


 

Содержательный компонент урока:

 

       I.            Организация начала урока

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Наше занятие начнём с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.

Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдёт интересно и увлекательно.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась? (Радость и труд вместе живут)

О: Радость и труд вместе живут.

У: Как вы понимаете эту пословицу?

О: Радость и труд рядом живут. - для кого труд в радость, для того и жизнь счастливая будет.

У: Правильно, труд должен быть в радость. Какой у Вас сейчас труд?

О: Учеба.

У: Верно. Если вы будете делать всё с радостью, с хорошим настроением, то получится хороший результат. А хороший результат – это наши отметки.

    II.            Актуализация умений и знаний

1. Проверка домашнего задания (если было домашнее задание)

2.Минутка чистописания н, нн

У: Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

к

н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

н

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

н

э

я

з

х

ф

ъ

о

д

ж

н

е

О: Сегодня мы будем писать букву «н»

У: Верно, сегодня будем писать строчную букву Н.  Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

О: Буква «н» обозначает звук [н],[н]

У: Назовите, из каких элементов состоит буква.

О: наклонная палочка, небольшая прямая горизонтальная палочка и наклонная палочка с закруглением внизу.

(проводится анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).

У: Какое правило напоминает вам это соединение?

О: Написание н, нн

(На доске записаны слова: «длина», «рано», «весна».)

У: Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.

О: Длинный, ранний, весенний

У: Какой частью речи являются эти слова?

О: Прилагательное

У: Что такое имя прилагательное?

О: Имя прилагельное обозначает признак предмета

Дети  записывают: н, нн  – Написание слов с удвоенной согласной.

(Записывают слова: «длинный», «ранний», «весенний»)

У: Зачем мы это делаем?

О: Вырабатываем каллиграфический почерк.

У: Мы образовали  слова в результате добавления удвоенной согласной. Учимся выделять эту орфограмму зелёным цветом. Какой частью речи являются эти слова?

О: Определяем часть речи – имя прилагательное.

 

У:   Вам дано словосочетание. Запишите одним словом, которое отвечает на вопросы: какая? какой ? какое ? какие ? Запишите слова, расставляя ударения.

У: Сок из моркови

О: Морковный                            

У: Варенье из земляники

О: земляничное

У: День в сентябре

О: сентябрьский

У: Кисель из молока

О: молочный

У: Суп из гороха

О: гороховый

У: Салат из капусты

О: капустный

У: Хлеб из пшеницы

О: пшеничный

У: Пюре из картофеля

О: картофельное

У: Печенье из овса

О: овсяное

У: Сок из помидоров

О: томатный

У: Торт с орехами

О: ореховый).

У: Какое слово лишнее?

О: Сентябрьский, не указывает на продукты питания  

У: Верно. Ура! Мы преодолели трудности. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу по критериям, которые вы видите на доске. Обратите внимание на правильное написание слов и ударение при проверке.

«5»

1 ошибка

«4»

2-3 ошибки

«3»

4-5 ошибок

Если вы допустили больше ошибок, значит, надо работать больше.

 

 III.            Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ. В ходе ваших ответов мы заполним схему.  

 

 

 

Имя прилагательное 

Скругленный прямоугольник: служит
 

 


 является           отвечает          обозначает             изменяется

самосто-              на вопросы                  признаки                       по числам

ятельной              Какой?                          предметов                     и по родам

частью                 Какая?

речи                     Какое?

                             Какие?

(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).

У: Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке. Какая тема нашего урока?

О: Для чего нужны прилагательные

У: Правильно, мы должны ответить на вопрос: «Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?»

 

 IV.            Открытие новых умений, знаний.

У: Давайте, поиграем? Игра «Узнай кто это?». Поиграем группами (правила работы в группе вспомнить быстро, оно перед глазами детей как памятка) Четыре  группы, каждой группе задание: Дана  картинка с изображением какого-либо предмета и предлагается  описать его, употребляя при этом как можно больше прилагательных. Затем один представитель группы даёт описание, не употребляя названия предмета.

(Обязательно надо предоставить учащимся помощь-памятку «Как описать предмет?» С этой целью каждой группе дифференцированно даётся карточка – помощница.)

Например:

Группе, у которой картинка лисица даётся текст, с пропущенными прилагательными.

 У лисицы зубки ________, рыльце__________, шубка ___________. Хорошо лиса наряжена. Шерсть_________. На груди жилет, а на шее _________галстук.

Для справок: белый, пушистая, острые, тоненькое, тёпленькая.

Группе, у которой картинка заяц даётся в помощь карточка, на которой только прилагательные:

Слова для справок: трусливый, длинноухий, белая, серая, пугливый, длинные.

Группе, у которой картинка яблоко даётся в помощь карточка, на которой указаны признаки яблок :

Запиши признаки яблок, используя слова для справок.

Образец. По цвету:... По вкусу…  По размеру…На ощупь…..

Слова для справок: красное, сладкое, большое, кислое, жёлтое, гладкое, твёрдое.

Группе, у которой картинка товарищи

Расскажи о своих друзьях-товарищах, используя слова-названия признаков:

Слова для справок: высокие, синеглазые, прилежные, храбрые, темноволосые, добрые

(Остальные учащиеся картинку не видят и пытаются отгадать. В конце можно сравнить рассказы, чтобы узнать, кто наиболее точно описал предмет, используя прилагательные и его сразу все отгадали)

У: Рассказ какой группы позволил нам ярко представить предмет?

О:

У: Смогла ли группа при описании предмета употребить как можно больше прилагательных? Слова (заяц (он), яблоко(оно), лисица(она) товарищи(они)

3.Словарно – орфографическая работа.

У: Что объединяет эти слова?

О: Это словарные слова

У: Давайте запишем эти слова в тетрадь столбиком. НЕ забудьте выделять зелёным цветом орфограмму - непроверяемую безударную гласную.

У: Подберите к словарным словам имена прилагательные, данные на экране (Слайд)

О: Заяц (какой?) – серый (цвет)

Яблоко (какое?) – сладкое (вкус)

Лисица (какая?) – красивая (внешние качества)

Товарищи (какие?) – добрые (внутренние качества)

У: Обратите внимание, что зелёным цветом выделены окончания вопросов и окончания прилагательных. Зачем я это сделала, вы попробуете отгадать в конце урока. Итак: Какую роль играют имена прилагательные?

(На доске нарисован рыбий скелет (приём фишбоун). Можно заготовку на слайде.)

Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет.

 

 

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

                                  Описывают предметы

 

 

 

 

 


Работа с учебником:

У: Откройте учебник на странице 95 упр. 153. Прочитайте внимательно загадки. Сначала сами, а потом понравившуюся загадку соседу.

Слова, которые автор употребил в переносном значении :

1 загадка:   донце,  корзинка

2 загадка: глазок, реснички

 3 загадка : платьица,  брошки

Повторяются слова: белые реснички, белая корзинка ,жёлтые брошки, жёлтый глазок.

Работа в паре (выразительное чтение) Для осмысления прочитают два раза (один раз внутренняя речь, другой – внешняя речь) При повторном чтении своему товарищу будут стараться читать осмысленно, иначе не получится выразительного чтения.

У: Назовите имена прилагательные в первой загадке.  Какую роль они играют в этом стихотворении.

О: Называют цвет

 У: Во второй загадке сделайте тоже самое. Какую роль играют прилагательные во второй загадке?

О: Цвета, признаки предмета

Вывод:  имена прилагательные называют признаки предмета:  цвет, форму, размер, качества, свойства(слайд)

 


Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 


                      описывают предметы                           называют цвет, форму, размер  предмета

                                                                     

  

                     называют свойства предметов

 

 


У: чтобы вы не забыли при помощи каких признаков можно описывать предметы, я подарю вам волшебный цветочек, на листочках которого записаны эти признаки.

hello_html_m8b0618a.png

 

(На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение. Эта волшебный цветочек просто необходим  при обучении написанию загадок (в них используется описание, сравнение с разными предметами, явлениями), текстов-описаний, сравнительных текстов)

У: Это вам помощница для творчества.

    V.             Физминутка

У: Какое трудное морское путешествие мы преодолели, чтобы добраться до города языкознание. Именно поэтому предлагаю отвлечься на пару минут и немного отдохнуть.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

У: Посчитайте сколько лепестков у волшебного цветочка, который я вам подарила?

О: семь

У: Как вы думаете, почему,  я его назвала волшебным?

О: Есть такой волшебный цветок в сказке, а зовут этот цветок цветик-семицветик)

У: Вы правы.  Представляете, какие чудеса у нас на уроке – отрывок из этой сказки предложила нам прочитать автор учебника. И не только прочитать , а ещё и придумала задания. За работу?

 У: Прочитайте этот текст

(читают в учебнике)

У: Какие слова помогли вам представить красоту цветика –семицветика?

О: Желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой.

У: К какой части речи относятся эти слова?

О: прилагательное

У: А теперь прочитайте его без прилагательных. О чем первый  текст, который вы читали с прилагательными?

О: О цветике-семицветике..

У: А второй  текст , который вы прочитали без имён прилагательных, о чём?  

О: О цветике, но ни как о семицветике.

У: Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

О: Наличие прилагательных.

У: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

О: Они сделали текст более красивым, интересным, понятным.

У: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

 

О: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.

 

 

 


Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 


                      описывают предметы                              называют цвет, форму, размер предмета

                                                                     

  

        называют свойства предметов                            делают  речь яркой, красивой

 

 

 


 У: А теперь обратите внимание на последнее предложение.   Назовите прилагательные, которые там используется?

О: Семь цветов.

У: Я думаю, что это прилагательные показывают нам, что этот цветок именно семицветик. Какой вывод можно сделать?

О: Эти прилагательные подходят для описания волшебного цветика-семицветика, о котором нам хотел рассказать Валентин Катаев.

У: Давайте выполним задание 2 к данному упражнению. Как можно ещё выделить имена прилагательные в тексте (подчеркнуть волнистой линией). После выполнения задания, обменяйтесь работой с соседом по парте и осуществите взаимопроверку.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 


                           описывают предметы                    называют цвет, форму, размер предмета

                                                                     

  

                          называют свойства предметов             делают  речь яркой, красивой

 


                  помогают точно описать предмет

Физкультминутка (для глаз – бегающие ромашки) ( слайд)

У: Теперь и у вас есть цветик-семицветик, который поможет вам описать любой предмет, составить загадку. А может авторы загадок, которые в нашем учебнике тоже использовали наш волшебный цветок? Давайте ещё раз прочитаем эти загадки. Проверим?

О: Да

У: Вернёмся к загадкам в упражнении. Прочитаем последнее задание к этому упражнению. Выпишите из загадок имена прилагательные  к данным именам существительным. Выделите окончания вопросов прилагательных и окончания самих прилагательных зелёным цветом.

Проверка. Коллективное обсуждение. Подчеркнуть орфограммы.

У: Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

О:  помогают точно описать предмет, так как уточняют имена существительные.

 


 

 

 

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

 

 


                                   описывают предметы               называют цвет, форму, размер предмета

                                                                     

  

                          называют свойства предметов       делают  речь яркой, красивой

 


                    помогают точно описать предмет      уточняют имена существительные

 

 


Речь человека

становится яркой, выразительной, образной.

 

- Наступило время, когда мы проверим, как мы усвоили тему «Роль прилагательных в речи» (Если есть резерв времени)

Дидактическая игра «Узнай». Работа над развитием речи учащихся.

С каждого ряда выходит один ребенок к доске на голову надевает шапочку-маску: лисы, волка, медведя.

-Опишите зверька.

-Кто назовет больше слов - признаков, не называя предмет-зверя.

-Какой частью речи являются эти слова, докажи, задай вопрос? 

1 ряд: Составим словосочетания- волк Какой? Серый, хищный, зубастый…

2 ряд: Составим словосочетания - лиса Какая? Рыжая, хитрая, ловкая…

3 ряд: Составим словосочетания - медведь Какой? Большой, косолапый, бурый…

-Что обозначают эти слова, благодаря которым вы описали животное? признаки

-Какие признаки обозначают имена прилагательные? (Цвет, размер, форма, материал, качества людей и др.)

- Нужны ли нам имена прилагательные в речи? Зачем?

- Молодцы!

- Давайте вернёмся к тем именам прилагательным, которые мы написали вначале урока. Прочитаем их ещё раз.

- Как вы думаете с каким именем существительным могут они быть связаны? ( ответы детей)

- Конечно – весна, день , ручей.

 

 Этап - Рефлексия

Учитель: Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке ответить на вопрос, который перед нами стоял?  Вернёмся к схеме, которую мы составили в начале урока. Что можно добавить в эту схему?

                                

                                

Имя прилагательное 

Скругленный прямоугольник: служит
 

 


 является           отвечает          обозначает             изменяется

самостоятельной       на вопросы           признаки                       по числам                    для

   частью речи            Какой?                  предметов                     и по родам               придания речи

                                    Какая?                                                                                           образности,

                                    Какое?                                                                                           яркости,

                                    Какие?                                                                                       выразительности

У: Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам написать синквейн. Перед вами памятка, давайте пробуем.

1.     Имя прилагательное

2.     Яркое, выразительное                            

3.     Описывает,   уточняет,     дополняет,   украшает

4.     Имя прилагательное обогащает речь человека

5.      Признак

- Давайте откроем рабочие тетради, упр.97 и прочитаем,  как Фет сказал о вербе и о весне. Это будет ваша домашняя работа.

- Дома  вы должны будете выписать словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного. Обозначить зелёным цветом окончания вопросов и окончания имён прилагательных.

-Подведём итог:

 Как мы работали на уроке(слайд)

Итог урока:

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его, вас оценить,

Но прилагательными только.

Каким он был?

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть плохим,

Совсем ненужным. Бесполезным….

Иль поучительным…?   Каким?

 

-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

На доске корзина, попробуем наполнить её нашими знаниями.

- Дети, возьмите ромашки: красные – берут дети, кто не понял тему; жёлтые – берут дети, кто сомневается ещё в знаниях по теме; белые – берут дети, кто уверен, что он понял тему урока.

Итак: - Что за корзина у нас получилась? (Разноцветная) Значит,  есть нам ещё над чем поработать. Спасибо за работу на уроке.