Конспект урока русского языка
«Школа России», 2 класс
«Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным».
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для формирования и совершенствования знаний и умений о имени прилагательном, формирование умений находить прилагательные в тексте, устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, использовать в речи.
Задачи:
Образовательные: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, углублению представлений учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов; создать условия для формирования умения ставить к слову вопрос.
Развивающие: способствовать развитию речи, умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать прилагательные среди других частей речи, находить прилагательные в тексте , применять их в речи, выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы; развитию орфографической, пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову, языку, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности; воспитывать позитивное отношение к труду.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности , проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: принимать и сохранять учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение распознавать прилагательные среди других частей речи; находить прилагательные в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Наше занятие начнём с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдёт интересно и увлекательно.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась? (Радость и труд вместе живут)
О: Радость и труд вместе живут.
У: Как вы понимаете эту пословицу?
О: Радость и труд рядом живут. - для кого труд в радость, для того и жизнь счастливая будет.
У: Правильно, труд должен быть в радость. Какой у Вас сейчас труд?
О: Учеба.
У: Верно. Если вы будете делать всё с радостью, с хорошим настроением, то получится хороший результат. А хороший результат – это наши отметки.
II. Актуализация умений и знаний
1. Проверка домашнего задания (если было домашнее задание)
2.Минутка чистописания н, нн
У: Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.
к |
н |
о |
р |
ы |
ч |
м |
и |
ю |
й |
ц |
в |
н |
а |
п |
р |
д |
б |
г |
щ |
у |
ы |
ч |
т |
н |
э |
я |
з |
х |
ф |
ъ |
о |
д |
ж |
н |
е |
О: Сегодня мы будем писать букву «н»
У: Верно, сегодня будем писать строчную букву Н. Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
О: Буква «н» обозначает звук [н],[н’]
У: Назовите, из каких элементов состоит буква.
О: наклонная палочка, небольшая прямая горизонтальная палочка и наклонная палочка с закруглением внизу.
(проводится анализ написания буквы, дети прописывают в тетради половинку строки).
У: Какое правило напоминает вам это соединение?
О: Написание н, нн
(На доске записаны слова: «длина», «рано», «весна».)
У: Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной.
О: Длинный, ранний, весенний
У: Какой частью речи являются эти слова?
О: Прилагательное
У: Что такое имя прилагательное?
О: Имя прилагельное обозначает признак предмета
Дети записывают: н, нн – Написание слов с удвоенной согласной.
(Записывают слова: «длинный», «ранний», «весенний»)
У: Зачем мы это делаем?
О: Вырабатываем каллиграфический почерк.
У: Мы образовали слова в результате добавления удвоенной согласной. Учимся выделять эту орфограмму зелёным цветом. Какой частью речи являются эти слова?
О: Определяем часть речи – имя прилагательное.
У: Вам дано словосочетание. Запишите одним словом, которое отвечает на вопросы: какая? какой ? какое ? какие ? Запишите слова, расставляя ударения.
У: Сок из моркови
О: Морковный
У: Варенье из земляники
О: земляничное
У: День в сентябре
О: сентябрьский
У: Кисель из молока
О: молочный
У: Суп из гороха
О: гороховый
У: Салат из капусты
О: капустный
У: Хлеб из пшеницы
О: пшеничный
У: Пюре из картофеля
О: картофельное
У: Печенье из овса
О: овсяное
У: Сок из помидоров
О: томатный
У: Торт с орехами
О: ореховый).
У: Какое слово лишнее?
О: Сентябрьский, не указывает на продукты питания
У: Верно. Ура! Мы преодолели трудности. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу по критериям, которые вы видите на доске. Обратите внимание на правильное написание слов и ударение при проверке.
«5» |
1 ошибка |
«4» |
2-3 ошибки |
«3» |
4-5 ошибок |
Если вы допустили больше ошибок, значит, надо работать больше.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ. В ходе ваших ответов мы заполним схему.
Имя прилагательное
является отвечает обозначает изменяется
самосто- на вопросы признаки по числам
ятельной Какой? предметов и по родам
частью Какая?
речи Какое?
Какие?
(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).
У: Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке. Какая тема нашего урока?
О: Для чего нужны прилагательные
У: Правильно, мы должны ответить на вопрос: «Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?»
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: Давайте, поиграем? Игра «Узнай кто это?». Поиграем группами (правила работы в группе вспомнить быстро, оно перед глазами детей как памятка) Четыре группы, каждой группе задание: Дана картинка с изображением какого-либо предмета и предлагается описать его, употребляя при этом как можно больше прилагательных. Затем один представитель группы даёт описание, не употребляя названия предмета.
(Обязательно надо предоставить учащимся помощь-памятку «Как описать предмет?» С этой целью каждой группе дифференцированно даётся карточка – помощница.)
Например:
Группе, у которой картинка лисица даётся текст, с пропущенными прилагательными.
У лисицы зубки ________, рыльце__________, шубка ___________. Хорошо лиса наряжена. Шерсть_________. На груди жилет, а на шее _________галстук.
Для справок: белый, пушистая, острые, тоненькое, тёпленькая.
Группе, у которой картинка заяц даётся в помощь карточка, на которой только прилагательные:
Слова для справок: трусливый, длинноухий, белая, серая, пугливый, длинные.
Группе, у которой картинка яблоко даётся в помощь карточка, на которой указаны признаки яблок :
Запиши признаки яблок, используя слова для справок.
Образец. По цвету:... По вкусу… По размеру…На ощупь…..
Слова для справок: красное, сладкое, большое, кислое, жёлтое, гладкое, твёрдое.
Группе, у которой картинка товарищи
Расскажи о своих друзьях-товарищах, используя слова-названия признаков:
Слова для справок: высокие, синеглазые, прилежные, храбрые, темноволосые, добрые
(Остальные учащиеся картинку не видят и пытаются отгадать. В конце можно сравнить рассказы, чтобы узнать, кто наиболее точно описал предмет, используя прилагательные и его сразу все отгадали)
У: Рассказ какой группы позволил нам ярко представить предмет?
О:
У: Смогла ли группа при описании предмета употребить как можно больше прилагательных? Слова (заяц (он), яблоко(оно), лисица(она) товарищи(они)
3.Словарно – орфографическая работа.
У: Что объединяет эти слова?
О: Это словарные слова
У: Давайте запишем эти слова в тетрадь столбиком. НЕ забудьте выделять зелёным цветом орфограмму - непроверяемую безударную гласную.
У: Подберите к словарным словам имена прилагательные, данные на экране (Слайд)
О: Заяц (какой?) – серый (цвет)
Яблоко (какое?) – сладкое (вкус)
Лисица (какая?) – красивая (внешние качества)
Товарищи (какие?) – добрые (внутренние качества)
У: Обратите внимание, что зелёным цветом выделены окончания вопросов и окончания прилагательных. Зачем я это сделала, вы попробуете отгадать в конце урока. Итак: Какую роль играют имена прилагательные?
(На доске нарисован рыбий скелет (приём фишбоун). Можно заготовку на слайде.)
Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет.
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
Описывают предметы
Работа с учебником:
У: Откройте учебник на странице 95 упр. 153. Прочитайте внимательно загадки. Сначала сами, а потом понравившуюся загадку соседу.
Слова, которые автор употребил в переносном значении :
1 загадка: донце, корзинка
2 загадка: глазок, реснички
3 загадка : платьица, брошки
Повторяются слова: белые реснички, белая корзинка ,жёлтые брошки, жёлтый глазок.
Работа в паре (выразительное чтение) Для осмысления прочитают два раза (один раз внутренняя речь, другой – внешняя речь) При повторном чтении своему товарищу будут стараться читать осмысленно, иначе не получится выразительного чтения.
У: Назовите имена прилагательные в первой загадке. Какую роль они играют в этом стихотворении.
О: Называют цвет
У: Во второй загадке сделайте тоже самое. Какую роль играют прилагательные во второй загадке?
О: Цвета, признаки предмета
Вывод: имена прилагательные называют признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства(слайд)
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета
называют свойства предметов
У: чтобы вы не забыли при помощи каких признаков можно описывать предметы, я подарю вам волшебный цветочек, на листочках которого записаны эти признаки.
(На лепестках указаны признаки, по которым можно сравнивать, а затем классифицировать или обобщать: размер, форма, цвет, поверхность, материал, назначение. Эта волшебный цветочек просто необходим при обучении написанию загадок (в них используется описание, сравнение с разными предметами, явлениями), текстов-описаний, сравнительных текстов)
У: Это вам помощница для творчества.
V. Физминутка
У: Какое трудное морское путешествие мы преодолели, чтобы добраться до города языкознание. Именно поэтому предлагаю отвлечься на пару минут и немного отдохнуть.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
У: Посчитайте сколько лепестков у волшебного цветочка, который я вам подарила?
О: семь
У: Как вы думаете, почему, я его назвала волшебным?
О: Есть такой волшебный цветок в сказке, а зовут этот цветок цветик-семицветик)
У: Вы правы. Представляете, какие чудеса у нас на уроке – отрывок из этой сказки предложила нам прочитать автор учебника. И не только прочитать , а ещё и придумала задания. За работу?
У: Прочитайте этот текст
(читают в учебнике)
У: Какие слова помогли вам представить красоту цветика –семицветика?
О: Желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой.
У: К какой части речи относятся эти слова?
О: прилагательное
У: А теперь прочитайте его без прилагательных. О чем первый текст, который вы читали с прилагательными?
О: О цветике-семицветике..
У: А второй текст , который вы прочитали без имён прилагательных, о чём?
О: О цветике, но ни как о семицветике.
У: Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?
О: Наличие прилагательных.
У: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?
О: Они сделали текст более красивым, интересным, понятным.
У: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?
О: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета
называют свойства предметов делают речь яркой, красивой
У: А теперь обратите внимание на последнее предложение. Назовите прилагательные, которые там используется?
О: Семь цветов.
У: Я думаю, что это прилагательные показывают нам, что этот цветок именно семицветик. Какой вывод можно сделать?
О: Эти прилагательные подходят для описания волшебного цветика-семицветика, о котором нам хотел рассказать Валентин Катаев.
У: Давайте выполним задание 2 к данному упражнению. Как можно ещё выделить имена прилагательные в тексте (подчеркнуть волнистой линией). После выполнения задания, обменяйтесь работой с соседом по парте и осуществите взаимопроверку.
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета
называют свойства предметов делают речь яркой, красивой
помогают точно описать предмет
Физкультминутка (для глаз – бегающие ромашки) ( слайд)
У: Теперь и у вас есть цветик-семицветик, который поможет вам описать любой предмет, составить загадку. А может авторы загадок, которые в нашем учебнике тоже использовали наш волшебный цветок? Давайте ещё раз прочитаем эти загадки. Проверим?
О: Да
У: Вернёмся к загадкам в упражнении. Прочитаем последнее задание к этому упражнению. Выпишите из загадок имена прилагательные к данным именам существительным. Выделите окончания вопросов прилагательных и окончания самих прилагательных зелёным цветом.
Проверка. Коллективное обсуждение. Подчеркнуть орфограммы.
У: Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?
О: помогают точно описать предмет, так как уточняют имена существительные.
Какую роль играют
имена прилагательные
в русском языке?
описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета
называют свойства предметов делают речь яркой, красивой
помогают точно описать предмет уточняют имена существительные
Речь человека
становится яркой, выразительной, образной.
- Наступило время, когда мы проверим, как мы усвоили тему «Роль прилагательных в речи» (Если есть резерв времени)
Дидактическая игра «Узнай». Работа над развитием речи учащихся.
С каждого ряда выходит один ребенок к доске на голову надевает шапочку-маску: лисы, волка, медведя.
-Опишите зверька.
-Кто назовет больше слов - признаков, не называя предмет-зверя.
-Какой частью речи являются эти слова, докажи, задай вопрос?
1 ряд: Составим словосочетания- волк Какой? Серый, хищный, зубастый…
2 ряд: Составим словосочетания - лиса Какая? Рыжая, хитрая, ловкая…
3 ряд: Составим словосочетания - медведь Какой? Большой, косолапый, бурый…
-Что обозначают эти слова, благодаря которым вы описали животное? признаки
-Какие признаки обозначают имена прилагательные? (Цвет, размер, форма, материал, качества людей и др.)
- Нужны
ли нам имена прилагательные в речи? Зачем?
- Молодцы!
- Давайте вернёмся к тем именам прилагательным, которые мы написали вначале урока. Прочитаем их ещё раз.
- Как вы думаете с каким именем существительным могут они быть связаны? ( ответы детей)
- Конечно – весна, день , ручей.
Этап - Рефлексия
Учитель: Итак, ребята, смогли ли мы с вами на уроке ответить на вопрос, который перед нами стоял? Вернёмся к схеме, которую мы составили в начале урока. Что можно добавить в эту схему?
Имя прилагательное
является отвечает обозначает изменяется
самостоятельной на вопросы признаки по числам для
частью речи Какой? предметов и по родам придания речи
Какая? образности,
Какое? яркости,
Какие? выразительности
У: Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам написать синквейн. Перед вами памятка, давайте пробуем.
1. Имя прилагательное
2. Яркое, выразительное
3. Описывает, уточняет, дополняет, украшает
4. Имя прилагательное обогащает речь человека
5. Признак
- Давайте откроем рабочие тетради, упр.97 и прочитаем, как Фет сказал о вербе и о весне. Это будет ваша домашняя работа.
- Дома вы должны будете выписать словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного. Обозначить зелёным цветом окончания вопросов и окончания имён прилагательных.
-Подведём итог:
Как мы работали на уроке(слайд)
Итог урока:
Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его, вас оценить,
Но прилагательными только.
Каким он был?
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть плохим,
Совсем ненужным. Бесполезным….
Иль поучительным…? Каким?
-Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
На доске корзина, попробуем наполнить её нашими знаниями.
- Дети, возьмите ромашки: красные – берут дети, кто не понял тему; жёлтые – берут дети, кто сомневается ещё в знаниях по теме; белые – берут дети, кто уверен, что он понял тему урока.
Итак: - Что за корзина у нас получилась? (Разноцветная) Значит, есть нам ещё над чем поработать. Спасибо за работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.