Предмет: Русский язык
Тип урока: развития речи
Тема урока: Сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Заячьи уши».
Цель урока: создать условия для формирования умения написания сжатого изложения с опорой на зрительные образы.
Планируемые результаты
Предметные:
· Знать, что такое изложение;
· Уметь находить и исправлять речевые ошибки;
· Уметь определять тему текста;
· Уметь делить текст на части;
· Уметь определять главную мысль каждой части;
· Уметь составлять раскадровку к тексту;
· Уметь записывать слова с изученными орфограммами;
· Уметь устно и письменно пересказывать текст.
Личностные:
· осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку;
· способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
·уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; уметь оценивать правильность выполнения действия, уметь оценивать свои достижения на уроке. (регулятивные УУД).
· уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме (коммуникативные УУД).
· уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь строить логическую цепочку рассуждений; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (познавательные УУД).
Оборудование: карточки
«Кинолента».
Ход урока
|
Планируемые результаты |
||||||||||
Предметные |
Личностные, метапредметные (УУД) |
||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
|||||||||||
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. - Сейчас у нас урок русского языка. А как вы думаете, нужен ли нам русский язык в жизни? (Нужна) - Объясните, почему вы так думаете. (Ответы детей) - Чтобы у нас на уроке все получилось, что нам необходимо? (Слушать учителя, не перебивать друг друга, слушать товарищей) - Ребята, мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас с вами получится. |
|
Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку; Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им |
|||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном (проблемная ситуация) |
|||||||||||
- В сочинении на тему: «Моя семья» ученик 4 класса написал: «Мой брат занимается парашютистским спортом». Учительница сделала ему замечание. Почему?
|
|
Слушать и понимать речь других |
|||||||||
3. Выявление места и причины затруднения. |
|||||||||||
- Какую ошибку допустил мальчик? (Речевую ошибку) - Давайте исправим эту ошибку. (Ответы детей) - Почему мальчик допустил эту ошибку? (Он мало занимается развитием речи) |
Уметь находить и исправлять речевые ошибки; |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; |
|||||||||
4. Построение проекта из затруднения |
|||||||||||
- Зачем нужно заниматься развитием речи? - Нам часто приходится много рассказывать устно или письменно, о том, что мы видели, читали, слышали, о разных событиях, случаях, которые с нами случались. Об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. - Где нам может пригодиться умение кратко рассказывать текст? (Ответы учеников) - Какие задания мы выполняем на уроках, чтобы учиться кратко пересказывать текст? (Пишем сжатые изложения) - Что такое изложение? (Письменный пересказ текста) - Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали? (Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.) - Поставьте цель урока. (Научиться писать сжатые изложения) - Чтобы достичь поставленной цели, нужен план. Давайте составим план урока. 1. Чтение текста 2. Анализ текста 3. Создание раскадровки 4. Написание изложения 5. Самооценка |
Знать, что такое изложение |
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке; |
|||||||||
5. Реализация построенного проекта |
|||||||||||
- Запишите число и вид работы в тетрадях. - Приступаем к первому пункту плана. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Константин Паустовский. Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём? (Ответы детей) - Какие произведения К.Паустовского вы читали? (Ответы детей) - Сегодня мы будем работать над текстом «Заячьи лапы». Я читаю текст, а вы внимательно следите, чтобы потом ответить на вопросы.
Заячьи лапы Однажды осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Холодные созвездия, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар. От него окна в избе сразу запотели и звёзды из огненных точек превратились в мутные шары. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице. За чаем дед рассказал мне историю о зайце. В августе дед охотился на северном берегу озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Дед пошёл дальше. Но вдруг встревожился, потому что сильно потянуло гарью. Поднялся ветер, и дым загустел. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под его ног выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и закричал: "Погоди, милый!" Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя. - А перед тем зайцем я сильно провинился, милый человек, - сердито сказал дед. - Чем же ты провинился? - А ты выйди и погляди на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь! Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарём и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял всё.
- Переходим к следующему пункту плана. - К какому типу относится прочитанный вами текст? (Прочитанный текст относится к типу повествования.) - Ребята, а о чём или о ком этот текст? Определите его тему. (Ответы детей). - Что такое главная мысль текста? - Определите главную мысль этого текста. (Ответы детей) - Кто охотился в лесу? (Дед Ларион) - Что случилось в лесу? (Начался пожар) - Кого Дед Ларион встретил в лесу? (зайца) - Почему дед так обрадовался зайцу? (потому что он знал, что животные хорошо чуют и знают куда бежать) - Страшно ли было деду? Найдите это в тексте. - Что случилось с зайцем? (опалены ноги и живот) - Как вы думаете почему Дед Ларион оставил зайца у себя, а не отпустил в лес? - Давайте представим себя режиссерами. Нам нужно снять короткое кино по этому рассказу. Как вы думаете, сколько кадров будет в данном фильме? (Ответы детей) - Что бы вы показали в первом кадре? (Ответы детей) - Как бы вы это изобразили на бумаге? (Ответы детей) - Нарисуйте первый кадр в ленте
- Что бы вы показали во втором кадре? (Ответы детей) - Как бы вы это изобразили на бумаге? - Нарисуйте второй кадр в ленте - Что бы вы показали в третьем кадре? (Ответы детей) - Как бы вы это изобразили на бумаге? - Нарисуйте третий кадр в ленте - Оцени себя «Я готов к написанию изложения» (Я не готов, потому что затрудняюсь в написании некоторых слов) - Объясни, почему нет? Как решить эту проблему? |
Уметь определять тему текста
Уметь делить текст на части;
Уметь определять главную мысль каждой части;
Уметь составлять раскадровку к тексту.
|
работать по коллективно составленному плану;
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
уметь строить логическую цепочку рассуждений;
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; |
|||||||||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
|||||||||||
Вставьте пропущенную букву в словах, которые помогут вам в написании изложения.
- Пользуясь своей раскадровкой поробуйте устно пересказать текст друг другу: сначала пересказывает 1 вариант второму, потом 2 вариант – первому. - Оцени себя «Я готов к написанию изложения». Физкультминутка Вы
сегодня обезьянки. |
Уметь записывать слова с изученными орфограммами;
Уметь устно и письменно пересказывать текст. |
уметь оформлять свои мысли в устной форме; |
|||||||||
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону |
|||||||||||
- Закройте учебники, отложите их в сторону. - Пользуясь раскадровкой и словами опорами, напишите изложение. - Когда напишите, чем закончите работу? (Проверим) - Что будете проверять? (Получился ли текст? Проверим орфограммы.) - Что вам поможет? (Памятка) Памятка 1.Читаю как написано. 2.Выделяю те места, где сомневаюсь. 3.Помогаю себе · Вспомню правило · Спрошу у взрослых · Посмотрю в словаре · Посмотрю слова – опоры - Возьмите её. - Как поможете себе в случае затруднения? Что сделаете сначала? (Попытаюсь вспомнить правило) - Если это не поможет, что сделаете? (Посмотрю слова опоры) - Какой будет следующий шаг если и это не поможет? (Посмотрю в словаре.) - Какой последний шаг в случае затруднения? (Спрошу у взрослого) Приступайте к работе. |
Уметь устно и письменно пересказывать текст.
|
осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
|
|||||||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
|||||||||||
– Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.
|
Уметь находить и исправлять речевые ошибки; |
уметь оформлять свои мысли в устной форме; |
|||||||||
9. Рефлексия |
|||||||||||
- Какая была цель урока? - Достигли ли мы ее? - Какие затруднения встретились при подготовке к изложению? Как удалось преодолеть их? - За что вы себя сегодня можете похвалить? - Покажите с помощью шкалы успеха, как вы поработали на уроке. - Спасибо всем! Мне очень приятно было сегодня с вами работать! |
|
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Уметь оценивать свои достижения на уроке |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.