Технологическая карта урока с применением мнемотехник
Оценка 4.9

Технологическая карта урока с применением мнемотехник

Оценка 4.9
docx
12.08.2023
Технологическая карта урока с применением мнемотехник
Сжатое изложение по тексту К.docx

Сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Заячьи уши».

Предмет: Русский язык

Тип урока: развития речи

Тема урока:  Сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Заячьи уши».

Цель урока: создать условия для формирования умения написания сжатого изложения с опорой на зрительные образы.

Планируемые результаты

Предметные:

·     Знать, что такое изложение;

·     Уметь находить и исправлять речевые ошибки;

·     Уметь определять тему текста;

·     Уметь делить текст на части;

·     Уметь определять главную мысль каждой части;

·     Уметь составлять раскадровку к тексту;

·     Уметь записывать слова с изученными орфограммами;

·     Уметь устно и письменно пересказывать текст.

Личностные:

·     осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку;

·     способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

·уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; уметь оценивать правильность выполнения действия, уметь оценивать свои достижения на уроке.  (регулятивные УУД).

·     уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме (коммуникативные УУД).

· уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь строить логическую цепочку рассуждений;  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (познавательные УУД).

Оборудование: карточки «Кинолента».

 

 

 

Ход урока

 

 

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

- Сейчас у нас урок русского языка. А как вы думаете, нужен ли нам русский язык в жизни? (Нужна)

- Объясните, почему вы так думаете. (Ответы детей)

- Чтобы у нас на уроке все получилось, что нам необходимо? (Слушать учителя, не перебивать друг друга, слушать товарищей)

- Ребята, мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас с вами получится.

 

Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку;

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном (проблемная ситуация)

- В сочинении на тему: «Моя семья» ученик 4 класса написал:

«Мой брат занимается парашютистским спортом».

Учительница сделала ему замечание. Почему?

 

 

Слушать и понимать речь других

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какую ошибку допустил мальчик? (Речевую ошибку)

- Давайте исправим эту ошибку. (Ответы детей)

- Почему мальчик допустил эту ошибку? (Он мало занимается развитием речи)

Уметь находить и исправлять речевые ошибки;

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

4. Построение проекта из затруднения

- Зачем нужно заниматься развитием речи?

- Нам часто приходится много рассказывать устно или письменно, о том, что мы видели, читали, слышали, о разных событиях, случаях, которые с нами случались. Об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения.

- Где нам может пригодиться умение кратко рассказывать текст? (Ответы учеников)

- Какие задания мы выполняем на уроках, чтобы учиться кратко пересказывать текст? (Пишем сжатые изложения)

- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста)

- Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали? (Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.)

- Поставьте цель урока. (Научиться писать сжатые изложения)

- Чтобы достичь поставленной цели, нужен план. Давайте составим план урока.

1. Чтение текста

2. Анализ текста

3. Создание раскадровки

4. Написание изложения

5. Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать, что такое изложение

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 

 

 

Проговаривать последовательность действий на уроке;

5. Реализация построенного проекта

- Запишите число и вид работы в тетрадях.

- Приступаем к первому пункту плана. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Константин Паустовский. Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём? (Ответы детей)

- Какие произведения К.Паустовского вы читали? (Ответы детей)

- Сегодня мы будем работать над текстом «Заячьи лапы». Я читаю текст, а вы внимательно следите, чтобы потом ответить на вопросы.

 

Заячьи лапы

Однажды осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Холодные созвездия, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар. От него окна в избе сразу запотели и звёзды из огненных точек превратились в мутные шары. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

За чаем дед рассказал мне историю о зайце.

В августе дед охотился на северном берегу озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг встревожился, потому что сильно потянуло гарью. Поднялся ветер, и дым загустел. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под его ног выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и закричал:

"Погоди, милый!"

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

- А перед тем зайцем я сильно провинился, милый человек, - сердито сказал дед.

- Чем же ты провинился?

- А ты выйди и погляди на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарём и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял всё.

 

- Переходим к следующему пункту плана.

- К какому типу относится прочитанный вами текст? (Прочитанный текст относится к типу повествования.)

- Ребята, а о чём или о ком этот текст? Определите его тему. (Ответы детей).

- Что такое главная мысль текста?

- Определите главную мысль этого текста. (Ответы детей)

- Кто охотился в лесу? (Дед Ларион)

- Что случилось в лесу? (Начался пожар)

- Кого Дед Ларион встретил в лесу? (зайца)

- Почему дед так обрадовался зайцу? (потому что он знал, что животные хорошо чуют и знают куда бежать)

- Страшно ли было деду? Найдите это в тексте.

- Что случилось с зайцем? (опалены ноги и живот)

- Как вы думаете почему Дед Ларион оставил зайца у себя, а не отпустил в лес?

- Давайте представим себя режиссерами. Нам нужно снять короткое кино по этому рассказу. Как вы думаете, сколько кадров будет в данном фильме? (Ответы детей)

- Что бы вы показали в первом кадре? (Ответы детей)

- Как бы вы это изобразили на бумаге? (Ответы детей)

- Нарисуйте первый кадр в ленте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что бы вы показали во втором кадре? (Ответы детей)

- Как бы вы это изобразили на бумаге?

- Нарисуйте второй кадр в ленте

- Что бы вы показали в третьем кадре? (Ответы детей)

- Как бы вы это изобразили на бумаге?

- Нарисуйте третий кадр в ленте

- Оцени себя «Я готов к написанию изложения» (Я не готов, потому что затрудняюсь в написании некоторых слов)

- Объясни, почему нет? Как решить эту проблему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь определять тему текста

 

 

 

 

 

 

Уметь делить текст на части;

 

Уметь определять главную мысль каждой части;

 

 

 

Уметь составлять раскадровку к тексту.

 

работать по коллективно составленному плану;

 

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уметь строить логическую цепочку рассуждений;

 

уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Вставьте пропущенную букву в словах, которые помогут вам в написании изложения.

  • Дед Л(л)арион (Имя собственное),
  • медле…о(медленно - наречие, образованное от прилагательного "медленный",Здесь суффикс -енн- (в суффиксах -онн-; -енн- пишем две н)
  • не(?)ожиданно(без не не употребляется),
  • вол…чил (проверочное слово – волочь)
  • пот…нуло (проверочное слово тяга),
  • обрад…вался (от слова радость),
  • г…рью (проверочное слово гарь),
  • п…жар (по-это приставка),
  • сп…саются (безударная гласная а)
  • гн…ло (проверочное слово гнать)
  • пр…сил (проверочное слово просьба)
  • сп…тыкался ( пишется о т.к словарное слово)
  • выб…жали (проверочное слово бег),
  • (С)?зади (пишется слитно т.к слова зади не сущ.)
  • оп…лены (безударная гласная а)
  • Из…под (наречие, которое пишется через дефис)
  • выл…чил (проверочное слово лечит)
  • За…ц (буква я, т.к словарное слово).

- Пользуясь своей раскадровкой поробуйте устно пересказать текст друг другу: сначала пересказывает 1 вариант второму, потом 2 вариант – первому.

- Оцени себя «Я готов к написанию изложения».

Физкультминутка

Вы сегодня обезьянки.
По - английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.

Уметь записывать слова с изученными орфограммами;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь устно и письменно пересказывать текст.

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- Закройте учебники, отложите их в сторону.

- Пользуясь раскадровкой и словами опорами, напишите изложение.

- Когда напишите, чем закончите  работу? (Проверим)

- Что будете проверять? (Получился ли текст? Проверим орфограммы.)

- Что вам поможет? (Памятка)

Памятка

1.Читаю как написано.

2.Выделяю те места, где сомневаюсь.

3.Помогаю себе

·        Вспомню правило

·        Спрошу у взрослых

·        Посмотрю в словаре

·        Посмотрю слова – опоры

- Возьмите её.

- Как поможете себе в случае затруднения? Что сделаете сначала? (Попытаюсь вспомнить правило)

- Если это не поможет, что сделаете? (Посмотрю слова опоры)

- Какой будет следующий шаг если и это не поможет? (Посмотрю в словаре.)

- Какой последний шаг в случае затруднения? (Спрошу у взрослого)

Приступайте к работе.

 

 

 

 

 

 

 

Уметь устно и письменно пересказывать текст.

 

осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

 

8. Этап включения в систему знаний и повторения

– Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

 

Уметь находить и исправлять речевые ошибки;

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

9. Рефлексия

- Какая была цель урока?

- Достигли ли мы ее?

- Какие затруднения встретились при подготовке к изложению? Как удалось преодолеть их?

- За что вы себя сегодня можете похвалить?

- Покажите с помощью шкалы успеха, как вы поработали на уроке.

- Спасибо всем! Мне очень приятно было сегодня с вами работать!

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Уметь оценивать свои достижения на уроке

 


 

Сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Заячьи уши»

Сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Заячьи уши»

УУД). Оборудование: карточки «Кинолента»

УУД). Оборудование: карточки «Кинолента»

Ход урока Планируемые результаты

Ход урока Планируемые результаты

Зачем нужно заниматься развитием речи? -

Зачем нужно заниматься развитием речи? -

Заячьи лапы Однажды осенью я ночевал у деда

Заячьи лапы Однажды осенью я ночевал у деда

Чем же ты провинился? - А ты выйди и погляди на спасителя моего, тогда узнаешь

Чем же ты провинился? - А ты выйди и погляди на спасителя моего, тогда узнаешь

Что бы вы показали во втором кадре? (Ответы детей) -

Что бы вы показали во втором кадре? (Ответы детей) -

Вставьте пропущенную букву в словах, которые помогут вам в написании изложения

Вставьте пропущенную букву в словах, которые помогут вам в написании изложения

И похлопаем в ладошки. Головой кивнём друг другу

И похлопаем в ладошки. Головой кивнём друг другу

Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем

Предлагаю трем ученикам зачитать свои изложения, а мы внимательно послушаем и проанализируем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2023