Технологическая карта урока «Спасение евреев СССР и Европы»
Работу выполнила: Толкачева Ксения Васильевна
учитель
истории и обществознания
МБОУ «Гимназия № 10 г. Челябинска»
Челябинск
2021
Технологическая карта урока
Класс: 10-11
Тема урока: «Спасение евреев СССР и Европы»
Автор-разработчик: Толкачева Ксения Васильевна
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, средство мобильной связи с выходом в интернет, карточки с текстом
Результаты Личностные результаты: - формирование исторического мышления, основанного на моральных ценностях гражданского общества, умения оценивать исторические события, факты. Метапредметные результаты: - осуществлять планирование учебного взаимодействия с педагогом и одноклассниками – осваивать навыки целеполагания, планирования, оценки, саморегуляции; - структурировать полученные знания; - владеть различными видами публичных выступлений (монолог, высказывание), развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли. Предметные результаты: - формировать умения оценивать исторические события, факты расширение знаний учащихся по теме «Спасение евреев СССР и Европы» |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
I.Активное целеполагание и мотивация (3 минуты)
|
Беседа по вопросам:
Приведите примеры событий, которые унесли много человеческих жизней?
Приведите примеры крупнейших военных столкновений?
ХХ век принес человечеству две мировых войны и огромное количество локальных войн, которые унесли миллионы человеческих жизней. Начался ХХI век, и, кажется, люди не усвоили уроков прошлого: агрессия, экстремизм, конфликты, нетерпимость и неуважение друг к другу – все это черты современности. Однако не зря древние говорили: «История- учительница жизни»
Как вы понимаете эти слова? «История- учительница жизни»
Сегодня мы с вами рассмотрим только один, но очень страшный, пример жестокого обращения людей к «другим» людям. Мы будем говорить о страшном преступлении против человечества – Холокосте.
Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны, обычно называют греческим словом «Холокост», а иногда словом «Шоа» на иврите. Это было преступление против человечества, принявшее исторические масштабы, преступление, которое, по мнению большинства людей, необходимо понять и изучить.
|
Учащиеся отвечают на вопросы: • Эпидемии чумы и оспы, • Неурожаи и голод, • Войны.
Наполеоновские войны. Первая мировая война. Вторая мировая война.
Борьба за территории, влияние, политическую власть, ненависть и непонимание других людей.
Отвечают на вопрос: надо возвращаться к страницам мировой и отечественной истории, чтобы осознать ценность каждого исторического момента, каждой жизни и научиться терпению и терпимости ко всем вне зависимости от расы, пола, возраста, национальности, религии, не допустить повторения ошибок.
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: самоопределение в целях учебной деятельности. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
|
II. Актуализация новых знаний. (35 минут) |
Каждая группа получает лист с проблемной ситуацией. Выдает каждой группе QR – код, в котором зашифрована ссылка на виртуальную доску Linoit. Инструктирует учащихся по работе в данном сервисе Во время работы учащихся с цифровым образовательным ресурсом следит за групповой работой, корректирует выполнение задания.
Индивидуальная работа обучающихся оценивается учителем после урока на основании анализа содержания стикеров виртуальной доски Linoit.
|
Обучающиеся работают в 3 группах, используя проблемную ситуацию и дополнительные источники информации
Перед каждой из групп, обучающихся ставятся вопросы, на которые им необходимо ответить:
- Кого и почему уничтожали? Кто являлся палачами жертв и их пособниками? (группа 1);
- Кем являлись освободители узников Аушвица? Как Вы считаете, почему их подвиг должен оставаться в памяти потомков? (группа 2);
- Кто спасал евреев в годы Второй мировой войны? Каковы были мотивы спасителей? (группа 3).
Обучающиеся оформляют виртуальную доску при помощи виртуальных стикеров, каждый обязательно должен быть подписан тем, кто его заполнил
Представляют результаты своей групповой работы
|
Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
III. Рефлексия (2-3 минуты) |
Организует рефлексию. Предлагает ответить на вопросы:
- Какую информацию из рассмотренных материалов Вы запомнили? - Как Вы думаете, нужно ли это рассказать окружающим Вас людям? - О каких событиях из тех, что Вы запомнили, Вы рассказали бы сверстникам и взрослым?
|
Отвечают на вопросы |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия; оценивают результат
|
Приложение № 1
Уважаемые участники проектной группы!
Сегодня вы выполняете краткосрочный групповой проект.
Суть задачи проекта такова: «Областная газета обратилась к школьникам города с просьбой подготовить выпуск газеты, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста».
Для создания первого выпуска приглашены 3 группы разработчиков, в каждую из которых входят историки, дизайнеры макета, иллюстраторы, журналисты, главный редактор. Так как объем информации очень большой, то для повышения эффективности работы мы создаём 3 проектных группы, которые будут решать одну учебно-практическую задачу.
Перед вами поставлена задача разработать проектное решение создания модели выпуска газеты. Предлагаем вам выполнить миссию разработчиков средства массовой информации. При недостаточности дополнительных материалов (фото, видео), Вы вправе воспользоваться ресурсами сети Интернет
Итак, в каком виде будет выпущен первый номер газеты, будет зависеть только от вас!
Приложение № 2
Инструкция по работе с сервисом Linoit
Linoit – это бесплатный сервис, работающий в режиме web.
Linoit может выполнять роль онлайн доски, с помощью которой создаются холсты или полотна (canvas), на которые крепятся листы стикеры (stickies).
Существует возможность не только размещения изображений, видеофрагментов, документов различного формата, но и обмен ими.
Особенности веб-доски позволяют:
Создавать заметки и использовать их для управления списками задач, хранить заметки и совместно работать над идеями.
Создать столько полотен и заметок, сколько вам нужно.
Хранить ваши заметки индивидуально или делиться и сотрудничать с другими.
Выполнять настройку закрепленных стикеров: изменение цвета фона, изменение размера шрифта, назначение значков, перетаскивание и т.д.
Размещать информацию разного вида: заметка, картинка, документ, видео.
Установлен календарь: использование мини-календаря на правой нижней части холста, просматривание даты прикрепления стикера.
Приложение 3
Дополнительные материалы для 1 группы
Из материалов архивных следственных дел:
Показания очевидцев:
Когут Людвиг Юзефович, 1897 г.р., уроженец с. Яшеница Бельского повита, поляк, подданный Германии, фольксдойч, образование 6 классов, по специальности мастер-строитель. Работал обер-мастером фирмы "Леля" на строительстве Освенцимского лагеря. Из протокола допроса свидетеля Л. Когута. 25 апреля 1945 г.:
…Работая в Освенцимском лагере с 1941 г. октября до декабря 1944 г. в качестве обер-мастера по строительству фирмы "Леля", я могу совершенно точно заявить, что ежедневно из всех оккупированных немецко-фашистскими войсками стран привозились в лагерь Освенцим люди различных национальностей железнодорожными эшелонами. Ежедневно в Освенцимский лагерь прибывало до 10-ти эшелонов, а каждый из них состоял из 40–50, а то и больше вагонов. В каждом вагоне было от 50 до 100 человек. Таким образом, в лагерь прибывало ежедневно примерно 25 тысяч человек. Привезенные в лагерь лица в большинстве своем сразу же умерщвлялись в специально сооруженных газовых камерах каким-то газом. Малозначительная часть, причем физически здоровая, из эшелонов отбиралась для исполнения физических работ при лагере. …Зимой 1941–1942 гг. во время сильных морозов, заключенных, которые не в силах были исполнять работу, обнажали, и они в сильных мучениях на глазах других заключенных умирали. Это делалось ради развлечения головорезов-эсэсовцев, капо, унтер-капо и обер-капо, а также для устрашения других заключенных. Заключенные понуждались запрягаться в повозки и возить тяжелые грузы, и в это время они подвергались избиениям…
Показания палачей:
Гайслер Эдуард, 1890 г.р., уроженец дер. Бруненсдорф (Австрия), немец, подданный Германии, из рабочих, образование 8 классов, женат, житель г. Берлина. С марта 1944 по апрель 1945 гг. командир отделения в охранном батальоне СС дивизии СС "Мертвая голова"; унтер-офицер. Нес охрану концентрационных лагерей в Освенциме и Ораниенбурге; принимал непосредственное участие в массовых расстрелах, истязаниях и умерщвлении в газовых камерах и душегубках узников этих лагерей. Арестован сотрудниками органов безопасности 20 июля 1945 г. Из протокола допроса Э.Гайслера. 24 июля 1945 г.:
…Будучи в школе (учебной роте) по истреблению людей в основном еврейской национальности и цыган, учили, что такую национальность как еврей мы должны уничтожить на территории Германии и оккупированных немецкими войсками стран и районов Советского союза для того, что эта национальность никогда не хочет работать на физических работах, а занимается торговлей, обманом и унижением других национальностей, в частности, немцев, что они всегда пролезают на высокие должностные посты и тем самым ущемляют такую национальность как немцы, а цыгане вообще живут обманом, а поэтому всех цыган и евреев мы, немцы, должны будем уничтожить от малого до старого, чтобы эта нация вообще не существовала на земле…
Газелов Элизабет, 1921 г.р., уроженка дер. Крапин, Крайзе Биттерфельд провинции Саксонии, из рабочих, беспартийная, немка, образование 8 классов, замужняя, подданная Германии. В мае 1943 г. поступила на службу в охранные отряды СС; служила надзирательницей в концлагерях Равенсбрюк, Майданек и Освенцим. Арестована советскими органами безопасности 22 мая 1948 г. 2 июля 1948 г. Из показаний подсудимой Э. Газелов. 2 июля 1948 г.:
...В апреле 1944 г. в связи с наступлением советских войск часть сотрудников лагеря "Майданек" уехали в другой лагерь вглубь Германии. Я же была направлена надзирательницей в лагерь уничтожения – "Аушвиц", в Силезию. В этом лагере содержалось 40–45 тысяч заключенных различных национальностей: русские, украинцы, поляки, чехи, французы. Это был лагерь уничтожения. Здесь был выстроен крематорий, газовая камера. Я наблюдала, когда в июле 1944 г. в лагерь "Аушвиц" было привезено 2 колонны румынских евреев (из Румынии) численностью более тысячи человек. Это были заключенные различных возрастов: старики, юноши и дети. Все они были отравлены в газовой камере, а трупы сожжены в крематории. Рассказывают, что детей сажали в газовую камеру в присутствии их родителей"…
Показания узников:
Вечерский Павел Феодосович, 1889 г.р., уроженец дер. Дриомвщина, Волосовского сельсовета. Фельдшер-акушер в Минске. Арестован гестапо в Минске 21 сентября 1943 г. Узник концлагеря Освенцим в 1943–1945 гг.:
…Прибывши в Освенцим 22.XI-[19]43 г., двое суток мы пробыли в санпропускнике, пока прошли все инквизиции, стрижки, бритье, татуировали номер на левом предплечье, на мою - достался 164669. После всего нас почти всех голых и босых при морозе 10 (градусов) гнали в карантин, расположенный в 2 км. … Пробыв 7 недель в карантине, нас осталось меньше половины, которых передали на работу в "Биркенав". Здесь мы увидели ужасы Освенцима: мордобой, палка на каждом шагу, крематории жгли день и ночь трупы людей, и не успевали. В апреле [19]44 г. в помощь крематориям была вырыта яма 40 метров в диаметре и 2 метра глубины, которая горела, не прекращая своего зловещего огня, в ней сжигали каждый день десятки тысяч человеческих трупов. Эти ямы сожгли немало человеческих трупов за 4 месяца (по август) того же года. Фашисты, чтобы скрыть следы своих преступлений, яму зарыли и посадили на это место живые деревья".
Эпштайн Бретольд, 1890 г.р., уроженец гор. Пильзен (Чехословакия), еврей, гражданин Чехословакии, профессор по детским болезням, преподаватель университета. В 1939 г. после оккупации Чехословакии, бежал в Норвегию, проживал в Осло. 26 октября 1942 г. после ареста оккупантами еврейского населения Норвегии, перевезен с семьей в Польшу; содержался в концентрационном лагере в Аушвице. Из протокола допроса свидетеля Б. Эпштайна. 2 апреля 1945 г.:
…80% прибывающих в лагерь людей подвергалось немедленному уничтожению, а 20% людей, отобранных специалистов, оставлялись для работы на разных предприятиях. Но в силу созданных невыносимых условий работы оставленный в живых человек мог проработать только три месяца, а затем уничтожался как пришедший в полное истощение. Редким случаем являлось в Аушвице, когда оставленный в живых человек мог прожить шесть месяцев. Насколько мне известно, с конца 1942 года по последнее время а Аушвицком лагере было уничтожено более 4-х миллионов людей, любых возрастов, обоего пола и любой национальности…
Урбанская Дунко, 1915 г.р., уроженка гор. Житомир, польско-подданая, еврейка, беспартийная, с высшим образованием. С июля 1942 по январь 1945 гг. узница концлагеря Аушвиц. Из протокола допроса свидетеля Д. Урбанской. 2 апреля 1945 г.:
…В лагерь прибывало столько много людей, что не хватало печей для сжигания трупов и были построены дополнительные, т. н. костры, чтобы можно было сжечь побольше трупов…
… Для своего удовольствия СС-овцы приказывали женщинам-заключенным обнажаться и им устраивали "баню" – их помещали под души, куда пускали то очень холодную воду, то очень горячую воду, а наблюдавшие СС-овцы смеялись над переживаниях заключенных. Когда войска Красной Армии приближались к гор. Освенцим, командование лагеря начало принимать меры к тому, чтобы замести следы своих чудовищных преступлений перед миром. Они сжигали бумаги, карточки на заключенных. Осенью и зимой 1944 года подрывали печи – крематории, костры, где умерщвлялись и сжигались люди…"
Приложение 4
Дополнительный материал для 2 группы
Документ «Донесение начальника политуправления 1-го
Украинского фронта начальнику Главного политического управления Красной армии
об освобождении г.Освенцим от 28 января 1945 года».
Донесение Члена Военного совета 1-го
Украинского фронта Секретарю ЦК КПСС Маленкову Г.М. о лагере Освенцим от 29
января 1945 г.
Докладная записка военного корреспондента газеты
«Комсомольская правда» капитана С. Крушинского начальнику политуправления 1-го
Украинского фронта о лагере Освенцим от 31 января 1945 года. (копия)
Приложение 5
Дополнительный материал для 3 группы
Пра́ведники наро́дов ми́ра— почётное звание, присваиваемое Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем». Признанные получают именную медаль и Почетную грамоту, а их имена увековечивают в Яд ва-Шем на Горе Памяти в Иерусалиме.
Звание праведников народов мира присваивают неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью. Об этом говорит Закон о создании Яд ва-Шем, принятый Кнессетом в 1953 году. На 1 января 2021 года Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 27 921 человек из 51 страны.
Оскар Шиндлер родился в 1908 году в немецкой католической семье на территории современной Чехии. Когда Судетская область вошла в состав Германии, он вступил в нацистскую партию. Вскоре после начала Второй мировой войны он приехал в оккупированный Краков в качестве предпринимателя. Принадлежавшая ему фабрика по производству эмалированной посуды бурно развивалась и превратилась в огромный завод, который снабжал своей продукцией немецкую армию. На предприятии работали 800 человек, 370 из которых были евреями. Оскар Шиндлер настаивал на их незаменимости для военной экономики, добиваясь освобождения своих работников каждый раз, когда им грозила отправка в концлагерь. Порой ему приходилось фальсифицировать документы, выдавая детей, домохозяек и юристов за квалифицированных слесарей и механиков. Несколько раз его арестовывали, предъявляя обвинения в покровительстве евреям. Когда в 1943 году Краковское гетто было ликвидировано, а его жителей перевели в концлагерь Плашов, Оскар Шиндлер добился разрешения создать филиал лагеря на своей фабрике в Заблоче.
В 1944 году концлагерь Плашов решено было эвакуировать, уничтожив большинство узников. Оскар Шиндлер договорился с властями, что его рабочие переедут на новую фабрику. Но вместо этого более тысячи человек отправили в лагеря Гросс-Розен и Освенцим. Благодаря Оскару Шиндлеру, заплатившему администрации, эти люди смогли покинуть лагеря живыми.
В 1945 году бизнесмен сумел спасти от смерти более ста человек из концлагеря Голешов, убедив коменданта в том, что они необходимы на его фабрике. К концу войны Оскар Шиндлер полностью разорился, но ему помогли еврейские организации.
Мать Мария Скобцова (Елизавета Пиленко) родилась в 1891 году в Риге, в семье русскоязычного юриста. В 1910 году вышла замуж за Дмитрия Кузьмина-Караваева, близкого друга многих литераторов. Известна как поэтесса Серебряного века Елизавета Кузьмина-Караваева.Начиная с 1940 года, после поражения Франции, в «Общежитии» на улице Лурмель находили убежище евреи и другие люди, вынужденные скрываться, в том числе бывшие военнопленные. Будучи участницей французского Сопротивления, мать Мария помогала им добывать поддельные документы и покидать оккупированную нацистами территорию.
Ирена Сендлер родилась в 1910 году в Варшаве в семье врача. В 1939 году, когда нацисты захватили Польшу, Ирена Сендлер начала помогать евреям, предоставляя им еду и убежище. Она вступила в подпольную организацию «Жегота» и организовала тайную переправку маленьких детей из Варшавского гетто на волю. В ее группе были 20 человек, за четыре года им удалось вызволить около 2500 детей.
Анхель Санс Брис родился в Сарагосе в 1910 году. Дипломат, с 1942 года он работал в испанском посольстве в Венгрии. В 1944 году, после оккупации страны Германией, в Будапешт для «окончательного решения еврейского вопроса» прибыл Адольф Эйхман, который за несколько месяцев успел отправить на смерть более 400 тысяч человек. Анхель Санс Брис сумел спасти около 5200 евреев, выдав им испанские паспорта. Кроме того, на деньги посольства и на свои собственные сбережения дипломат снял несколько зданий, где нашло убежище множество людей
Юзеф Ульма родился в 1900 году в Польше, в деревне Маркова недалеко от Пшемысля, там же в 1912 году родилась его жена Виктория. До войны в деревне Маркова жили около 120 евреев, а в 1942 году большинство из них расстреляли нацисты. Соседи Юзефа и Виктории, супруги Гольдман с маленькой дочерью, попросили их спрятать. Несмотря на опасность, Ульма не смогли отказать. Спустя некоторое время в их доме укрылась еще одна еврейская семья, из соседней деревни. В 1944 году кто-то из жителей Маркова донес немецким властям, что Юзеф Ульма прячет евреев. Жандармы ворвались в дом и расстреляли не только евреев, но и всю семью Ульма: Юзефа, беременную Викторию и их шестерых детей – четырех мальчиков и двух девочек.
Пастор Андре Трокме родился в 1901 году, с начала 1930-х гг. руководил протестантской общиной во французском городке Шамбон-Сюр-Линьон. В 1940 году, после создания на юге Франции коллаборационистского правительства Виши, он убедил своих прихожан предоставить убежище евреям, приезжавшим с оккупированных нацистами территорий. Постепенно Шамбон-Сюр-Линьон и его окрестности заполнились сотнями беженцев. Кто-то из них оставался во Франции, кто-то пытался пересечь швейцарскую границу.
Приложение 6
QR – код для каждой группы
Список источников и литературы
1. Комбинат смерти: военные рассекретили документы о зверствах нацистов // Известия URL: https://iz.ru/1148747/roman-kretcul/kombinat-smerti-voennye-rassekretili-dokumenty-o-zverstvakh-natcistov (дата обращения: 31.10.2021).
2. Минобороны публикует архивные документы об освобождении узников Освенцима бойцами Красной Армии // Военное обозрение URL: https://topwar.ru/67651-minoborony-publikuet-unikalnye-istoricheskie-dokumenty-ob-osvobozhdenii-uznikov-osvencima-boycami-krasnoy-armii.html (дата обращения: 31.10.2021).
3. Не только Шиндлер: праведники спасают жертв Холокоста // Милосердие URL: https://www.miloserdie.ru/article/pravedniki-na-fone-holokosta/ (дата обращения: 31.10.2021).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.