Технологическая карта урока
Предмет география
Класс 5
Тема урока «Стороны горизонта»
Тип урока «открытия» нового знания
Цель урока: Сформировать представление о сторонах горизонта.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Метапредметные:
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта.
Предметные: научиться определять стороны горизонта. Уметь: объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование».
Тип урока: «открытия» нового знания
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.
Виды деятельности: работа с текстом учебника, групповая работа, работа с маршрутной картой.
Техническое оборудование: мультимедийная установка.
Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно - коммуникационные.
Автор УМК
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|||||
|
Осуществляемые действия |
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
|
|
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.
|
Воспринимают информацию. |
Умение выделять воспринимать существенную информацию. |
Слушают учителя, проверяют наличие всех принадлежностей. |
Умение слушать учителя. |
Настраиваются на деловой ритм урока. |
Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии |
Стимулирует интерес учащихся к уроку; создает для учеников проблемную ситуацию. Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме; Учитель: «А что нужно знать, для того, чтобы отправиться в путешествие?», посмотрите на картинку (Слайд 3): «Чем заняты дети?» А давайте проверим, какие стороны горизонта Вам уже известны? Выполните задание 1 в маршрутных картах. Подпишите известные вам стороны горизонта. |
Вступают в диалог. Выдвигают предположение о теме урока. Слушают вопросы учителя, отвечают на них. |
Уметь выдвинуть гипотезу и обосновывать её. Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию жизненного опыта |
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками Дети выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока; затем записывают тему и цель урока в своих маршрутных картах.
|
Уметь слушать собеседника, принимать его точку зрения, отстаивать свою. |
Контролируют правильность ответов, корректируют при необходимости ответы. Самостоятельно оценивают правильность действий. |
Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, контролировать правильность ответов, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
|
3. Этап выявление места и причины затруднения. |
Обсуждает с обучающимися какие затруднения возникли у них при выполнении данного задания. Слайд 4. |
Учащиеся анализируют свою работу, выделяют главные причины и затруднения при выполнении задания. |
Уметь анализировать и делать выводы. Выделять главное, существенные признаки понятий. |
Слушают одноклассников и учителя, участвуют в беседе |
Уметь осознанно строить речевое высказывание, участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество. |
Определяют шаги, на которых возникли затруднения. |
Уметь проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении. |
4. Этап построения проекта и выхода из затруднения. |
Совместно с обучающимися анализирует возникшую ситуацию, выявляет причины возникших затруднений, направляет обучающихся на необходимость знания теоретических основ ориентирования и знания понятийного аппарата. Слайд 5 (план урока). |
Определяют необходимость знания понятий «горизонт», «стороны горизонта», «линия горизонта», «ориентирование», основные и промежуточные стороны горизонта. |
Уметь находить основные и промежуточные стороны горизонта, уметь оперировать понятиями и их существенными признаками, уметь отображать их графической форме. |
Учащиеся говорят о необходимости знания основных понятий, необходимых для выполнения поставленной задачи. |
Уметь участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество высказывать суждения, подтверждая их фактами.
|
По окончании фронтальной работы сравнивают свое предположение с правильным на слайде. |
Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, строить проект выхода из затруднения. |
5. Этап реализации построенного проекта. |
Организует работу учащихся по поиску и обработке информации; Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы; Формулирует обобщающие вопросы; Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности; Создает условия для сотрудничества - работы в парах; Учитель предлагает изучить текст §16 в учебнике, обратить внимание на определения понятий и обозначения сторон горизонта, для чего необходимо знать стороны горизонта высказать свои суждения. Слайды 6,7,8 |
Работают с текстом учебника. |
Уметь работать с текстом и нетекстовыми компонентами, выделять главное, существенные признаки понятий. |
Читают текст учебника, выделяют определения понятий и в конечном итоге обсуждают их с учителем и сверстниками. |
Уметь формулировать и аргументировать своё мнение, участвуют в совместной деятельности. |
Контролируют собственные действия при выполнении задания, изучают текст учебника в соответствии с рекомендациями учителя. |
Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, искать и выделять необходимую информацию, уметь контролировать и корректировать свои действия.
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Предлагает детям выполнить типовые задания для отработки с их проговариванием. Учитель предлагает выполнить задание 2 в маршрутной карте; Затем проводится фронтальный опрос, в результате которого выделяются существенные признаки понятий; Организует обсуждение вопроса «Для чего ввели понятие «стороны горизонта?» Слайд 9,10 |
Работают с учебником и маршрутной картой.
|
Уметь находить нужную информацию, работать с текстом, выделять главное, существенные признаки понятий. |
Самостоятельно читают текст учебника, находят нужные определения понятий, вписывают их в маршрутную карту.
Дают развернутые ответы, обобщают информацию. |
Уметь выражать свои мысли полно и точно, формулировать и аргументировать своё мнение, участвовать в совместной деятельности |
Контролируют собственные действия при выполнении задания, находят в тексте учебника нужные определения, выписывают их в маршрутный лист. Осуществляют взаимоконтроль выполнения задания. |
Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, искать и выделять необходимую информацию, уметь контролировать и корректировать свои действия. Обобщать и формулировать понятия. |
Физ. минутка (здоровье- сберегающий компонент). |
Включает видеофрагмент физ. минутки, комментирует его. Слайд 11. |
Воспринимают информацию, выполняют упражнения |
Уметь воспринимать информацию. |
Слушают учителя |
Уметь слушать учителя |
Поднимаются с мест, выполняют упражнения. |
Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Предлагает применить знания в определении сторон горизонта на практике и выполнить задания на определение сторон горизонта, предложенные в слайдах презентации и маршрутного листа (задание 3). Слайды 12-16. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления, организует взаимопроверку и самопроверку своих решений. |
Выполняют задания на слайде презентации в маршрутной карте. |
Уметь оперировать понятиями и их существенными признаками, работать с текстовыми и нетекстовыми компонентами. |
Участвуют в обсуждении ответов, выражают свои мысли, оценивают работу одноклассников. |
Уметь выражать свои мысли полно и точно, формулировать и аргументировать своё мнение, участвовать в совместной деятельности. |
Контролируют правильность ответов, корректируют при необходимости ответы. Самостоятельно оценивают правильность действий. |
Владеть основами самоконтроля самооценки, взаимоконтроля. |
8. Этап включения в систему знаний и повторение.
|
Организует работу учащихся по повторению и закреплению изученного материала. Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы; Затем учащимся предлагается выполнить тест на повторение открытых обучающимися знаний (слайд презентации, задание 4 в маршрутной карте), после чего тест проверяется друг у друга по эталону. Слайд 17. |
Выполняют задания, участвуют в обсуждении. |
Уметь формулировать выводы, произвольные речевые высказывания в устной и письменной форме, работать с нетекстовыми компонентами. |
Участвуют в обсуждении ответов, выражают свои мысли. |
Уметь участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество, оценивать работу одноклассников. |
Осуществляют контроль и взаимопроверку. |
Уметь сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, уметь контролировать и корректировать свои действия. |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Итоги урока.
10. Домашнее задание. |
Предлагает ребятам выполнить задание 5 в маршрутной карте, после чего, посчитать общий балл за урок и поставить себе оценку по окончании урока, сдать маршрутные карты. Подводит итоги урока. Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. -Выставляет и комментирует отметки. Отмечает степень вовлеченности учащихся. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке;
Объясняет сущность домашнего задания: 1.Читать и пересказывать параграф 16; 2.выполнить письменно задания в рабочей тетради: задания 1-3 письменно. 3. Выучить определения: «горизонт», «линия горизонта», «ориентирование». |
Отвечают на вопросы.
Воспринимают информацию, записывают задание в дневник. |
Уметь формулировать выводы, осознанно выбирать ответ.
Уметь работать с текстом и нетекстовыми компонентами. |
Взаимодействуют с коллективом: слушают одноклассников и учителя, участвуют в беседе.
Слушают учителя. |
Уметь осознанно строить речевое высказывание, уметь формулировать собственное мнение и позицию, оценивать собственную работу и работу одноклассников.
Уметь слушать учителя |
Контроль правильности ответов, анализируют свою работу.
Планируют учебную деятельность на ближайшее время.
|
Уметь формировать навыки самоанализа, самоконтроля.
Уметь планировать свою деятельность под руководством учителя. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.