Технологическая карта урока "Такие разные листочки"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Такие разные листочки"

Оценка 4.7
docx
31.01.2020
Технологическая карта урока "Такие разные листочки"
Такие разные листочки.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Меленки»

 

 

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: «Что это за листья»

Подготовила: учитель начальных классов

Базжина А.Б.

 

 

 

 

 

Меленки 2017 год.

 

1. Предмет: Окружающий мир

2. Класс 1

3. Учебник: УМК «Школа России» М.И.Моро и др. «Окружающий мир» Учебник для образовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1 с диском CD, ФГОС, 2011г.,2015г.

4. Цель: Учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев.

5. Задачи:

Продолжить обучение распознаванию природных объектов

Развивать умение находить причинно - следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы

6. Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

·      Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев, определять названия деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам

·      Учиться описывать внешний вид листьев

·      Находить ответы на вопросы, используя гербарий, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт

·  Понимать учебную задачу урока

·  Формулировать свои предположения, высказывания

·  Учиться наблюдать и делать самостоятельно вывод

·  Выполнять практическую работу в парах

·  Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам

·    Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности

·    Формирование эстетических ценностей

·    Определять успешность выполнения задания

 

7. Тип урока  Урок открытия нового знания, комбинированный.

8.      Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, в парах

9.         Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор,  экран.

10.   Учебные материалы: учебник, тетрадь №1, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

урока

Содержание деятельности

Формирование

УУД

 

учителя

учащегося

 

Орг. момент

 

 

Создание психологической комфортности.

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

-Добрый день, друзья!

Долгожданный дан звонок-

начинается урок.

 

А урок  у нас несколько необычный. Прислушайтесь!

- Где мы?  (Звучит аудиозапись: звуки леса).

 

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

 

Слайд 2

 

 

-О каком времени года идёт речь?

 Про осень говорят: «Осень – изменений восемь.»

- А сможете ли вы назвать восемь изменений которые происходят в природе и огородах у людей?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Верно, ребята, на пороге осень.

(Звучит музыка «Мелодии осеннего леса»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой,

Вступает в  пёстрый терем свой…

Учащиеся стоя приветствуют учителя, глазами проверяют готовность к уроку.

 

 

Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

- об осени

 

 

Отвечают на поставленные вопросы

- идут дожди, животные готовятся к холодам, прячутся в норки, под кору деревьев. Дни стали короче, стало холодно, люди убирают огороды, урожай на полях, улетают птицы, желтеют листья.

 

 

 

В кабинет входит Осень (ученица 5 класса) со словами:

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной,

Стоит над пёстрою поляной

 

 

 

Слова девочки «Осени»

- Запомните всё, как земля засыпает

А ветер листвою её засыпает.

А в роще берёз всё светлей и светлей

Всё новые листья слетают с ветвей.

Регулятивные:

Умение контролировать свою готовность к уроку;

Осознание себя как ученика;

 

 

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

Формирование положительного отношения к учению;

 

Коммуникативные: (здесь и далее)

Владение невербальными средствами общения;

 

 

Определение целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поста-

новка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о каком явлении в природе говорит осень?

Слайд 3

- Верно.

- А еще к нам сегодня в гости пришли наши помощники – Муравьишка – вопросик и Мудрая черепаха. Где они находятся на доске? А чего не хватает на нашем дереве?

Попробуйте определить тему урока.

- Что же будем изучать сегодня на уроке?

 

 

 

 

- Правильно, дети. Тема урока приглашает обратить внимание на  изменения в жизни растений осенью, познакомиться с разнообразием форм, строения, окраски листьев в осенний период.

 

- Почему явление  листопада происходит осенью?

 

- но весной и летом много ветреных дней, да ещё и с грозой!

 

Осень девочка

-Верно, ребятаС понижением температуры воздуха, в природе происходят  значительные перемены. Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того на зиму листья послужили бы для растений источником - бедствия: ветви ломались бы от снега, который бы налипал на листья.  После того как листья опадут, дерево  засыпает до весны.

 

Отвечают на поставленный вопрос

- о листопаде

 

 

 

 

- под деревом

- листочков

 

 

Предположения учащихся.

- какие перемены происходят с растениями.

- наблюдать за листьями.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы: сильный ветер.

 

 

- стало холоднее, меньше солнечного тепла.

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся анализируют информацию, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 

 

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать учителя и собеседника.

Умение читать и понимать прочитанное.

Развитие монологической речи.

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков.

 

 

 

 

Развитие речи.

Умение принимать мнение другого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поста-

новка проблемы

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с тетрадью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка понимания изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

- По самой лучшей из лесных дорожек,

Пофыркивая и наморщив нос,

Ежихе

Осторожный ёжик

Пять листиков на иглах нёс. (берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, дубовый – они на партах).

- Обратите, внимание на форму, цвет листьев. Назовите  одним словом, какие они?

- Почему?

 

- Верно.

 

- Определите, листья,  каких пород деревьев принёс  ёжик маме ежихе?

- Установите соответствие.

- Какие из указанных видов деревьев произрастают в нашей местности?

 

 

- Итак, мы с вами в лесной лаборатории Осени. На ваших столах не просто листочки, а настоящий исследовательский материал. 

- Ребята, обратите внимание на строение листа.

- Из каких частей состоит лист?

 

  - Все листья состоят из черешка и листовой пластинки. Слайд 5 Сравните, к примеру, черешки листьев осины и  берёзы.

-Что увидели?

Слайд 6

- Верно,  подметили. У осины черешок длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрите внимательно листочки и скажите что у них общего и в чем различия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы. Чтобы расширить ваши знания стоит заметить,

- Если на черешке пластинка одна, то лист называется простой.

-Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный. Слайд 7

-Опираясь на наглядность, назовите простые и сложные листья? - Кто догадался?

- Мудрая Черепаха принесла нам в конверте задание. В парах распределите листочки на ваших партах к нужной веточке. Вспомним правила работы в парах. Слайд 8 По готовности показываем, что вы готовы.

 

 

 

 

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели, (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели, 
И на землю тихо сели. (садятся)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели, (поднимаются, кружатся, машут руками)
И на землю снова сели. (садятся за парты)

 

- Как вы считаете, какую пользу принесут опавшие листья дереву?

 

- Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.

 

- А где люди могут использовать листья?

 

Для создания произведений искусства. Красота осенних листьев завораживает, вдохновляет, успокаивает, учит видеть прекрасное.  В других случаях обучает, наталкивает на открытия.

 

 

 

 

Тест - молчанка:  «Узнай дерево по описанию».

- Ребята, сейчас мы немного поиграем. В конверте от Муравьишки  загадки вы поднимаете «отгадки» - образцы  веточек, соответствующие определённым породам деревьям.

 

- Клейкие листочки,

   зелёные почки.
С белой корой

стоит под горой. Слайд 9

 

 

- Что за дерево стоит

Ветра нет, а лист дрожит. Слайд 10

 

Я из крошкибочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок. Слайд 11

 

Прилетели в гости к ней

Стайки алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. Слайд 12

 

- Что вы можете рассказать о деревьях? Что это за организмы?

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

-Знаете ли вы, что дерево клёна выделяет в год 2 килограмма кислорода. А одному человеку в сутки требуется 17 кг чистого воздуха.

-Сделайте вывод: какое значение в природе имеют деревья?

 

 

 

 

 

Откройте учебники на странице 28. Обратите внимание на осенние листочки, Сколько листочков клена? Чем они отличаются?

- Как вы думаете, отчего зависит окраска листьев, что является причиной?

- Верно, ребята. С понижением температуры воздуха происходит изменение окраски листьев. Чем ниже температура, тем интенсивнее окраска.  Вокруг ножки листа нарастает лубяной слой. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева.

-  Какие деревья не сбрасывают на зиму листву, а остаются зелёными?

-Как вы думаете, почему?

 

- Пластинка листа имеет узкую форму, покрыта толстой кожицей, испаряет влаги гораздо меньше, чем широкая пластинка лиственного дерева

 

 

- Если на деревьях листья пожелтели,

- Если в край далёкий птицы улетели,

- Если небо хмурое, если дождик льётся,

- Это время года как друзья, зовётся?

 

А теперь откроем свои рабочие тетради на стр. 17. Задание 2. Каким цветом листья на деревьях летом? А какие осенью? Выполним задание.

Задание 3.

 

 

 

 

 

Разгадывание загадки:

Листья

 

 

 

 

 

- Разные

- Упали с разных деревьев

 

 

 

Ответ на вопрос:

- берёзовый, осиновый, кленовый, дубовый, рябиновый (Соотнести дерево с листочком)

 

 

Ответы на вопрос:

 

- берёза, осина, рябина, клен, дуб:

 

 

 

Свободные высказывания мнений детей,

Ответы на вопросы

- стебелёк,

- не знаем.

 

 

- разные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся.

 

 - Края листа берёзы зубчатые, похожи на треугольную форму. Есть черешок.

 

- Форма листа осины округлая, с плавными волновыми зубчиками,

черешок длинный. Имеет красноватый, бордовый цвет.

 

-  У рябины лист как веточка, состоит из «нескольких листочков», черешок один, листики как бы сидят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- наверное, будут утеплять дерево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывание предположений:

-лечиться, удобрять огородные участки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопрос:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дерево – это многолетнее растение. Дерево имеет корень, ствол, ветви и листья, служат домом для некоторых животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей

 -холодно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Хвойные

Предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Осень

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Развитие логики, как способность к анализу и обобщению знаний, гибкости ума.

 

Коммуникатив-ные:

Умение свободно высказывать и отстаивать своё мнение.

 

Умение слушать и слышать.

 

.

Познавательные:

Логическое решение проблемы.

 

Регулятивные:

Умение высказывать своё суждение, видение мира, отношение к окружающему миру.

 

 

 

 

Умение работать в группе

Регулятивные:

 

Волевая саморегуляция, контрольвформесличенияспособадействияиегорезультатасзаданнымэталоном.

Умение сравнивать, делать выводы, заключения

 

Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Смена видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Высказывание своего суждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеучебные:

Умение высказывать свои  cуждения,  Связь с математикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Умение выражать своё отношение к прочитанному

 

 

 

Коммуникативные:

Умение слушать   и слышать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать.

 

 

 

 

 

ИТОГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

- По каким признакам можно разделить листики на группы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что вы нового о листьях узнали сегодня?

 

 

- Из каких частей состоят листья?

- Каких видов бывают листья по количеству пластинок?

- Почему листья опадают?

 

 

 

 

 

- А давайте «оденем» наше дерево разными листочками, чтобы ему было тепло. Если вы на уроке все поняли, то возьмите зеленый листок. Если было понятно, но что то не совсем – возьмите желтый лист. А если вы ничего не поняли, то берем красный листочек.

- Выбрали? А теперь выходим к доске по рядам и прикрепляем свои листочки.

Провожаем осень.

 

 

Спасибо за урок!

 

Высказывание мнений учащихся:

Можно разделить на группы по цвету: коричневые, зелёные, жёлтые.

Можно разделить на группы по размеру: большие и маленькие.

Можно разделить на группы по форме: овальные, круглые.

Можно разделить на простые и сложные,

Можно разделить на берёзовые, осиновые, рябиновые, кленовые

 

 

 

 

 

 

Отвечать на итоговые вопросы:

 

Строение листа. Листопад. Окраска листьев меняется  осенью.

 

 

 

 

 

 

Оценка своим достижениям на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волевая саморегуляция, контрольвформесличенияспособадействияиегорезультатасзаданнымэталоном.

 

 Регулятивные:

суждения. Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Формирование самооценки

 

 

Личностные:

Развитие понятийного мышления и оценка своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

(самооценка, мотивация, самостоятельность, ответственность

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г

Предмет: Окружающий мир 2.

Предмет: Окружающий мир 2.

Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев, определять названия деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам ·

Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев, определять названия деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам ·

Этапы урока Содержание деятельности

Этапы урока Содержание деятельности

Верно, ребята, на пороге осень

Верно, ребята, на пороге осень

Регулятивные : Умение контролировать свою готовность к уроку ;

Регулятивные : Умение контролировать свою готовность к уроку ;

Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, так как листья испаряют большое количество влаги

Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, так как листья испаряют большое количество влаги

Поста- новка проблемы

Поста- новка проблемы

Физминутка

Физминутка

Физминутка

Физминутка

Первичное закрепление знаний

Первичное закрепление знаний

Работа с учебником

Работа с учебником

Работа с учебником

Работа с учебником

Работа с тетрадью

Работа с тетрадью

Проверка понимания изученного

Проверка понимания изученного

Рефлексия - По каким признакам можно разделить листики на группы? -

Рефлексия - По каким признакам можно разделить листики на группы? -

А давайте «оденем» наше дерево разными листочками, чтобы ему было тепло

А давайте «оденем» наше дерево разными листочками, чтобы ему было тепло
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020