Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Меленки»
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «Что это за листья»
Подготовила: учитель начальных классов
Базжина А.Б.
Меленки 2017 год.
1. Предмет: Окружающий мир
2. Класс 1
3. Учебник: УМК «Школа России» М.И.Моро и др. «Окружающий мир» Учебник для образовательных учреждений в 2-х частях. Часть 1 с диском CD, ФГОС, 2011г.,2015г.
4. Цель: Учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев.
5. Задачи:
Продолжить обучение распознаванию природных объектов
Развивать умение находить причинно - следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения
Развивать эмоциональное восприятие осенней природы
6. Планируемые результаты:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
· Уметь узнавать листья нескольких пород деревьев, определять названия деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам · Учиться описывать внешний вид листьев · Находить ответы на вопросы, используя гербарий, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт |
· Понимать учебную задачу урока · Формулировать свои предположения, высказывания · Учиться наблюдать и делать самостоятельно вывод · Выполнять практическую работу в парах · Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам |
· Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности · Формирование эстетических ценностей · Определять успешность выполнения задания |
7. Тип урока Урок открытия нового знания, комбинированный.
8. Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, в парах
9. Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
10. Учебные материалы: учебник, тетрадь №1, презентация.
Этапы урока |
Содержание деятельности |
Формирование УУД |
|
|||
учителя |
учащегося |
|
||||
Орг. момент
Создание психологической комфортности.
Актуализация знаний.
|
-Добрый день, друзья! Долгожданный дан звонок- начинается урок.
А урок у нас несколько необычный. Прислушайтесь! - Где мы? (Звучит аудиозапись: звуки леса).
- Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса.
Слайд 2
-О каком времени года идёт речь? Про осень говорят: «Осень – изменений восемь.» - А сможете ли вы назвать восемь изменений которые происходят в природе и огородах у людей?
- Верно, ребята, на пороге осень. (Звучит музыка «Мелодии осеннего леса»)
- Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой, Вступает в пёстрый терем свой… |
Учащиеся стоя приветствуют учителя, глазами проверяют готовность к уроку.
Отвечают на поставленные вопросы
- об осени
Отвечают на поставленные вопросы - идут дожди, животные готовятся к холодам, прячутся в норки, под кору деревьев. Дни стали короче, стало холодно, люди убирают огороды, урожай на полях, улетают птицы, желтеют листья.
В кабинет входит Осень (ученица 5 класса) со словами: -Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Весёлой пёстрою стеной, Стоит над пёстрою поляной
Слова девочки «Осени» - Запомните всё, как земля засыпает А ветер листвою её засыпает. А в роще берёз всё светлей и светлей Всё новые листья слетают с ветвей. |
Регулятивные: Умение контролировать свою готовность к уроку; Осознание себя как ученика;
Личностные: нравственно-этическая ориентация; Формирование положительного отношения к учению;
Коммуникативные: (здесь и далее) Владение невербальными средствами общения; |
|
||
Определение целей урока.
Поста- новка проблемы
|
- о каком явлении в природе говорит осень? Слайд 3 - Верно. - А еще к нам сегодня в гости пришли наши помощники – Муравьишка – вопросик и Мудрая черепаха. Где они находятся на доске? А чего не хватает на нашем дереве? Попробуйте определить тему урока. - Что же будем изучать сегодня на уроке?
- Правильно, дети. Тема урока приглашает обратить внимание на изменения в жизни растений осенью, познакомиться с разнообразием форм, строения, окраски листьев в осенний период.
- Почему явление листопада происходит осенью?
- но весной и летом много ветреных дней, да ещё и с грозой!
Осень девочка -Верно, ребята. С понижением температуры воздуха, в природе происходят значительные перемены. Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того на зиму листья послужили бы для растений источником - бедствия: ветви ломались бы от снега, который бы налипал на листья. После того как листья опадут, дерево засыпает до весны.
|
Отвечают на поставленный вопрос - о листопаде
- под деревом - листочков
Предположения учащихся. - какие перемены происходят с растениями. - наблюдать за листьями.
Ответы на вопросы: сильный ветер.
- стало холоднее, меньше солнечного тепла.
Обучающиеся анализируют информацию, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
Коммуникативные: Умение слушать и слышать учителя и собеседника. Умение читать и понимать прочитанное. Развитие монологической речи.
Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков.
Развитие речи. Умение принимать мнение другого ученика. |
|
||
Поста- новка проблемы
Практическая работа
Физминутка
Первичное закрепление знаний
Работа с учебником
Работа с тетрадью
Проверка понимания изученного
|
Слайд 4 - По самой лучшей из лесных дорожек, Пофыркивая и наморщив нос, Ежихе Осторожный ёжик Пять листиков на иглах нёс. (берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, дубовый – они на партах). - Обратите, внимание на форму, цвет листьев. Назовите одним словом, какие они? - Почему?
- Верно.
- Определите, листья, каких пород деревьев принёс ёжик маме ежихе? - Установите соответствие. - Какие из указанных видов деревьев произрастают в нашей местности?
- Итак, мы с вами в лесной лаборатории Осени. На ваших столах не просто листочки, а настоящий исследовательский материал. - Ребята, обратите внимание на строение листа. - Из каких частей состоит лист?
- Все листья состоят из черешка и листовой пластинки. Слайд 5 Сравните, к примеру, черешки листьев осины и берёзы. -Что увидели? Слайд 6 - Верно, подметили. У осины черешок длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка»
Рассмотрите внимательно листочки и скажите что у них общего и в чем различия
- Молодцы. Чтобы расширить ваши знания стоит заметить, - Если на черешке пластинка одна, то лист называется простой. -Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный. Слайд 7 -Опираясь на наглядность, назовите простые и сложные листья? - Кто догадался? - Мудрая Черепаха принесла нам в конверте задание. В парах распределите листочки на ваших партах к нужной веточке. Вспомним правила работы в парах. Слайд 8 По готовности показываем, что вы готовы.
Мы
листики осенние,
- Как вы считаете, какую пользу принесут опавшие листья дереву?
- Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.
- А где люди могут использовать листья?
Для создания произведений искусства. Красота осенних листьев завораживает, вдохновляет, успокаивает, учит видеть прекрасное. В других случаях обучает, наталкивает на открытия.
Тест - молчанка: «Узнай дерево по описанию». - Ребята, сейчас мы немного поиграем. В конверте от Муравьишки загадки вы поднимаете «отгадки» - образцы веточек, соответствующие определённым породам деревьям.
- Клейкие листочки,
зелёные почки. стоит под горой. Слайд 9
- Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит. Слайд 10
Я из крошки–бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. Слайд 11
Прилетели в гости к ней Стайки алых снегирей. По ветвям они снуют, Красны ягодки клюют. Слайд 12
- Что вы можете рассказать о деревьях? Что это за организмы? Слайд 13
-Знаете ли вы, что дерево клёна выделяет в год 2 килограмма кислорода. А одному человеку в сутки требуется 17 кг чистого воздуха. -Сделайте вывод: какое значение в природе имеют деревья?
Откройте учебники на странице 28. Обратите внимание на осенние листочки, Сколько листочков клена? Чем они отличаются? - Как вы думаете, отчего зависит окраска листьев, что является причиной? - Верно, ребята. С понижением температуры воздуха происходит изменение окраски листьев. Чем ниже температура, тем интенсивнее окраска. Вокруг ножки листа нарастает лубяной слой. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. - Какие деревья не сбрасывают на зиму листву, а остаются зелёными? -Как вы думаете, почему?
- Пластинка листа имеет узкую форму, покрыта толстой кожицей, испаряет влаги гораздо меньше, чем широкая пластинка лиственного дерева
- Если на деревьях листья пожелтели, - Если в край далёкий птицы улетели, - Если небо хмурое, если дождик льётся, - Это время года как друзья, зовётся?
А теперь откроем свои рабочие тетради на стр. 17. Задание 2. Каким цветом листья на деревьях летом? А какие осенью? Выполним задание. Задание 3.
|
Разгадывание загадки: Листья
- Разные - Упали с разных деревьев
Ответ на вопрос: - берёзовый, осиновый, кленовый, дубовый, рябиновый (Соотнести дерево с листочком)
Ответы на вопрос:
- берёза, осина, рябина, клен, дуб:
Свободные высказывания мнений детей, Ответы на вопросы - стебелёк, - не знаем.
- разные
Ответы обучающихся.
- Края листа берёзы зубчатые, похожи на треугольную форму. Есть черешок.
- Форма листа осины округлая, с плавными волновыми зубчиками, черешок длинный. Имеет красноватый, бордовый цвет.
- У рябины лист как веточка, состоит из «нескольких листочков», черешок один, листики как бы сидят.
Выполнение упражнений.
- наверное, будут утеплять дерево.
Высказывание предположений: -лечиться, удобрять огородные участки
Ответы на вопрос:
Дерево – это многолетнее растение. Дерево имеет корень, ствол, ветви и листья, служат домом для некоторых животных.
Предположения детей -холодно
- Хвойные Предположения детей
Осень
|
Познавательные: Развитие логики, как способность к анализу и обобщению знаний, гибкости ума.
Коммуникатив-ные: Умение свободно высказывать и отстаивать своё мнение.
Умение слушать и слышать.
. Познавательные: Логическое решение проблемы.
Регулятивные: Умение высказывать своё суждение, видение мира, отношение к окружающему миру.
Умение работать в группе Регулятивные:
Волевая саморегуляция, контрольвформесличенияспособадействияиегорезультатасзаданнымэталоном. Умение сравнивать, делать выводы, заключения
Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.
Регулятивные: Смена видов деятельности.
Регулятивные: Высказывание своего суждения.
Общеучебные: Умение высказывать свои cуждения, Связь с математикой.
Регулятивные: Умение выражать своё отношение к прочитанному
Коммуникативные: Умение слушать и слышать.
Коммуникативные: Умение слушать и слышать.
|
|||
ИТОГ
Рефлексия |
- По каким признакам можно разделить листики на группы?
- Что вы нового о листьях узнали сегодня?
- Из каких частей состоят листья? - Каких видов бывают листья по количеству пластинок? - Почему листья опадают?
- А давайте «оденем» наше дерево разными листочками, чтобы ему было тепло. Если вы на уроке все поняли, то возьмите зеленый листок. Если было понятно, но что то не совсем – возьмите желтый лист. А если вы ничего не поняли, то берем красный листочек. - Выбрали? А теперь выходим к доске по рядам и прикрепляем свои листочки. Провожаем осень.
Спасибо за урок! |
Высказывание мнений учащихся: Можно разделить на группы по цвету: коричневые, зелёные, жёлтые. Можно разделить на группы по размеру: большие и маленькие. Можно разделить на группы по форме: овальные, круглые. Можно разделить на простые и сложные, Можно разделить на берёзовые, осиновые, рябиновые, кленовые
Отвечать на итоговые вопросы:
Строение листа. Листопад. Окраска листьев меняется осенью.
Оценка своим достижениям на уроке.
|
Волевая саморегуляция, контрольвформесличенияспособадействияиегорезультатасзаданнымэталоном.
Регулятивные: суждения. Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.
Личностные: Формирование самооценки
Личностные: Развитие понятийного мышления и оценка своей деятельности.
(самооценка, мотивация, самостоятельность, ответственность
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.