Технологическая карта урока технологии на тему: «Что такое чертеж. Как его прочитать. Открытка из бумаги. Открытка – сюрприз» (2 класс)

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока технологии (05.11.20).doc

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

Технологическая карта урока технологии на тему:

«Что такое чертеж. Как его прочитать. Открытка из бумаги. Открытка – сюрприз »

(2 класс)

 

Выполнила:

студентка группы Ш – 37

Ладкина Арина Юрьевна

 

Проверил:

Руководитель от колледжа

Глазырина Елена Валерьевна

___________________

Отметка «      » (___________________)

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта

1.    Тема урока

«Что такое чертеж. Как его прочитать. Открытка из бумаги. Открытка – сюрприз»  (2 класс)

2.    УМК

-

3.    Цели деятельности педагога

1). Разобраться и понять, что такое чертеж и как его читать.

2). Изготовить открытку-сюрприз в технике аппликация из бумаги.

4.    Тип урока

Урок открытия и усвоения новых знаний.

5.    Планируемые образовательные результаты

Образовательные:

- обучение последовательной работе при изготовлении объемной аппликации, используя план хода практической работы и, имея малейшие представления о том, что такое объемная аппликация;

- формирование у учащихся представления о сути и назначении аппликации в жизни человека;

- ознакомление обучающихся с историей возникновения, видами, формами поздравительной открытки.

Воспитательные:

- воспитание аккуратности, усидчивости при выполнении открытки - сюрприз из бумаги;

- воспитание эстетического требования к выполнению собственной работы;

- воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитание взаимовыручки, приучать соблюдать порядок на рабочем месте

Развивающие:

- развитие пространственного мышления;

- развитие моторики пальцев рук;

- расширение кругозора детей о видах  формирование умения работать по плану, развитие художественно-творческого воображения обучающихся, аналитических способностей, совершенствовать навыки аппликации.

6.    Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, фронтально – индивидуальная.

7.    Оборудование

АРМ педагога, мультимедийный экран, раздаточный материал в виде:  цветов для букета (7 шт.), зеленые листики (6 шт), по 1 цветному листу картона и бумаги, ленты из бумаги, распечатанные стихи, бантики из атласных лент, линейки, простые карандаши, клей, ножницы, цветы для рефлексии  на каждого учащегося.

Структура урока технологии в начальных классах

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1. Оргмомент

-Здравствуйте, дети!

Меня зовут Арина Юрьевна, и сегодня урок технологии проведу я.

 

Встали тихо, замолчали.

Все, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нем иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь!

Дети, больше не вертитесь!

Мы урок начнем сейчас,

Интересным будет он для вас.

Слушайте внимательно,

Все поймете обязательно!

 

(Слайд № 1)

Приветствуют учителя.

Слушают внимательно.

Фронтальная

Личностные:

- умение слушать учителя.

 

Регулятивные:

- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 

Коммуникативные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке.

Зрительный контакт

2. _СТиЦ

- Ребята, а представьте себе, что вам нужно сделать открытку на какой-нибудь праздник. Например, на Новый Год. Что бы вы изобразили на открытке?

 

 

- А какие бывают открытки?

 

(Слайд № 2)

- Совершенно верно. Открытки бывают абсолютно разные: они различаются размерами,  цветом, и формой, и тем, к какому празднику они сделаны или же сделаны просто так.

- И сегодня мы попробуем оформить открытку, размером (15/20).

 

- А что бы открытка была ровной, чем мы должны с Вами воспользоваться?

- А что такое линейка? Для чего она нужна?

-Согласна. И также, линейки бывают разных размеров, посмотрите (учитель показывает различные линейки, которые отличаются по цвету и по размерам)

-А что мы делаем при помощи линейки?

При помощи линейки, можно оформить различные чертежи, схемы.

 

- Попробуйте сказать своими словами, что такое чертеж?

 

- Чертеж – это условное изображение изделий, предметов и деталей на плоскости с указание их размера и масштаба.

 

- А зачем нужны чертежи?

 

(Слайд № 3)

 

- Без точных чертежей невозможно создать что-то крепкое и прочное. Также был построен наш город Соликамск, с помощью чертежей, которые оказались очень надежными. До сих пор у нас стоят здания, постройки далекого прошлого…

 

- Ребята, а как нам на листе А4 начертить чертеж открытки, размером (15/20).

(Слайд № 4)

 

(У учителя на доске висит лист бумаги.)

- Я прикладываю линейку к одной вертикальной стороне листа, отмеряю 20 см,  и так же отмеряю на другой вер. стороне листа. Поставила точки. А теперь я линейку располагаю на листе горизонтально, соединяю две точки, проводя по линейке линию карандашом. (Потом учитель показывает, как прочертить вертикальную линию, по определенному размеру на листе А4, и получить размер бедующей открытки).

 

 

- Теперь, попробуем все вместе прочертить чертеж открытки. Проверьте, у каждого должен быть 1 лист голубого картона. Возьмите его, положит перед собой в книжном варианте (вертикально), вот так (учитель показывает детям, что значит расположить лист, как книжный вариант). Переверните лист картона на левую (изнаночную) сторону.

- Возьмите в руки линейку и  простой карандаш.

- Давайте сейчас вместе нарисуем чертеж открытки нужным нам размером.

 

В соответствие со Слайдом № 4

(Учитель объясняет все у доски и показывает, как нарисовать чертеж).

- Наша с вам открытка, ребята, будет вот такого размера (15/20).

Молодцы. А теперь отложите картон в сторону и проверьте, у каждого на парте должен лежать 1 лист бумаги светло-голубого цвета, вот такой. Проверьте, он у всех есть?

- Теперь такой же чертеж, с таким же размером (15/20) начертите на бумаге.

- Закончили? Молодцы.

- А сейчас мы с вами оформим основу открытки из картона и бумаги по тому чертежу, который вы начертили.

(Слайд № 5)

 

Но для начала, давайте вспомним правила работы с ножницами:


1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8.  Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

 

- Приступаем к работе. Начинаем вырезать основу открытки.

(Слайд № 6-7)

 

 

 

- Кто вырезал, отложите оформленный, вырезанный чертеж открытки в сторону, сядьте красиво. Я увижу, что вы готовы работать со мной дальше.

Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы учителя.

(Снег, Деда Мороза со Снегурочкой, праздничную елку, подарки, снеговика и др.)

Они бывают разной формы, цвета, размера, на разные темы.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

- Линейкой.

Линейка - инструмент для измерения длины предметов и какого-нибудь расстояния.

Чтобы измерить расстояние.

 

 

 

- Чертим чертежи.

 

Чертеж – это рисунок с видом сверху какого-нибудь изделия, детали.

 

 

 

- С их помощью можно изготовить какие-нибудь изделия.

 

 

Варианты ответов детей.

 

 

 

Слушают внимательно учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют все, что скажет и показывает учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют, у всех ли есть 1 лист светло-голубой бумаги.

Дети рисуют чертеж самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

Дети вместе с учителем повторяют правила работы  ножницами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с учителем вырезают основу открытки из картона и цветной бумаги по чертежу, который начертили сами.

Фронтальная

Личностные:

- умение слушать учителя;

- умение работать в коллективе, слушать своих сверстников;

- умение высказывать свою точку зрения;

 

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать с учителем;

- умение соблюдать дисциплину на уроке.

 

Регулятивные:

- умение принимать и понимать учебную задачу урока.

Зрительный контакт

Словесный контроль

3. _Беседа по теме урока

- Ребята, скажите, а зачем люди делают и дарят открытки?

 

 

(Слайд № 8)

- Верно, открытка – обязательная часть  каждого подарка, отражающая ваши мысли и пожелания.

- Откуда к нам пришла мода на новогодние открытки, как вы думаете? Почему?

(Слайд № 9-10)

- Первые открытки были простыми, без иллюстраций и различных изображений, в них писали какой-нибудь текст, будь то поздравление по какому-то поводу, или же содержание какого-нибудь сообщения.

Позже, в России придумали изображать фотографии достопримечательностей столицы, г. Москвы.

- А дарить исключительно по праздникам открытки и обмениваться ими – такая традиция зародилась  в Англии.

(Слайд № 11)

Один англичанин отправил на кану НГ открытку своему другу, и попросил того, что бы он отправил ему нарисованную открытку в ответ. А после, эти двое мужчин сделали еще более 10.000 экземпляров открыток и подарили их знакомым, друзьям, родственникам и мало знакомым людям. С тех пор и повелось дарить открытки на различные праздники.

 

 - А кто знает, какой праздник, один из самых важных, будет в этом месяце?

- Верно, день матери.

(Слайд № 12)

- Для каждого человека самый главный человек –  это мама. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим и любимым мамам.

- Ребята, мамы у нас и красивые, и умные, и нежные. Быть внимательными к мамам и их беречь!

- А когда отмечают праздник «День матери»?

- Да, праздник отмечается  в конце ноября. В этот день, в отличие от 8 марта поздравляют только мам. 

– В России отмечать «День матери» стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Основанный Президентом Российской Федерации в 1998 году, он празднуется в последнее воскресенье ноября.

- И поэтому сегодня мы с вами будет изготавливать открытки по чертежу, а потом, когда наступит праздник, вы подарите эти открытки своим любимым мамочкам!

Дети слушают и отвечают на вопросы учителя

Примерный ответ: Открытки – это маленькие поздравления на какие-либо праздники.

 

 

 

 

Дети называют свои варианты ответов на вопрос.

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- День матери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце ноября.

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

Коллективная

 

Фронтально - индивидуальная.

Личностные:

- умение слушать учителя;

- умение работать в коллективе, слушать своих сверстников;

- умение высказывать свою точку зрения;

 

Познавательные:

- приобретение познавательного  интереса  к знаниям.

 

Регулятивные:

- умение анализировать информацию.

- умение формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

- оценивание результатов своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

- умение делать выводы.

Зрительный. Контроль.

 

Ответы на вопросы.

4._Демонстрация готового изделия

(Анализ образца изделия)

 

- Посмотрите на открытку, которую я сделала.

- Посмотрите внимательнее, и давайте мы вместе скажем, из чего она состоит.

- Как вы думаете, какие материалы, и инструменты нам понадобятся?

 

 

 

 

 

 

- Верно, для  изготовления открытки нам понадобятся:

1. картон;

2. бумага для фона с внутренней стороны;

3. семь цветков;

4. шесть зеленых листочков;

5. Вырезанная вот такая полоска из цветной бумаги (учитель поднимает и показывает классу)

6. И вот такой бантик из атласной ленты.

 

- Основу для открытки из картона и бумаги мы с вами вырезали. Вот что у нас получилось (Учитель поднимает и показывает всему классу листок картона и лист цветной бумаги, вырезанные, по чертежу)

-Проверьте, все ли есть у каждого на партах?

- А также у каждого на столах должен быть клей карандаш. Все у всех есть на столах?

- Замечательно!

Дети рассматривают готовую открытку.

 

 

Называют материалы, из которых состоит готовая открытка, которую показывает учитель .

– Открытка состоит из картона, бумаги, и цветной ленточки. Что бы все держалось – использовали клей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проверяют, весь ли раздаточный материал у них есть на столах.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да

Фронтальная

Личностные:

- умение слушать учителя;

- умение работать в коллективе, слушать своих сверстников;

- умение высказывать свою точку зрения;

 

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать с учителем;

- умение соблюдать дисциплину на уроке.

 

Регулятивные:

- умение принимать и понимать учебную задачу урока.

Зрительный контроль

5._Правила работы по технике безопасности

 

- Но перед тем, как приступить к оформлению открытки из чертежа, давайте же с вами вспомним правила работы безопасности при работе с некоторыми предметами. Правила безопасной работы с ножницами мы с вами уже повторили, больше мы с ними работать не будем. Но будем работать с клеем.

(Слайд № 13)

Правила работы с клеем:

1.    Намазывать детали изделия с левой (изнаночной) стороны;

2.    Много клея не намазывать, лишь необходимое количество;

3.    Грязными и липкими руками не трогать лицевую сторону деталей изделия;

4.    По окончанию работы, клей плотно

5.    закрывать крышкой;

6.    Не допускать попадание клея в глаза и не облизывать его.

- Все верно, молодцы.

Дети слушают учителя и отвечают на вопросы – называют учителю правила работы с клеем.

Фронтальная

Личностные:

- умение слушать учителя;

- умение слушать своих сверстников;

 

Коммуникативные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке.

Зрительный контакт

 

Словесный контроль

6._Пальчиковая гимнастика

(Слайд № 14)

- А теперь наступило время немного отдохнуть.

Впереди нас ждет плодотворная работа, и я предлагаю вам немного размяться наши пальчики.

- Я попрошу сесть вас прямо, лопатки должны дотрагиваться спинки стула, ноги опустить на пол так, что вы полностью ваши стопы касались пола, руки поставить на локти.

- Сейчас все смотрим на меня.

- Первый раз: я показываю - вы смотрите на меня и слушаете внимательно;

- Второй раз - вы повторяете за мной только движения;

- А на третий раз – вы повторяете за мной и упражнения, и текст.

 

«Замок»

Стоит в поле теремок,

На дверях висит замок!

Как бы нам его открыть,

В теремок зверей пустить?

Мы замочки повертели,

Мы замочки покрутили,

Мы в  замочки постучали,

Мы замочки потянули,

И в замочки мы подули.

Вновь замочки постучали и открыли!

И захлопали зверята,

И заходят в дом обратно!

 

- Молодцы. Ну вот, мы размяли наши пальчики! И скоро приступим к работе!

Дети внимательно слушают  указания учителя.

После, выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем.

Фронтальная

 

Коллективная

Личностные:

- умение слушать учителя;

- умение работать в коллективе;

- умение положительно относиться к  физическим упражнениям на уроке.

 

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать с учителем;

- умение соблюдать дисциплину на уроке.

 

Зрительный контакт

 

Словесный контроль

7._Практическая работа

- Мы с вами повтори правила работы с и клеем. Размяли наши пальчики, и теперь пришло время самой интересной и творческой части нашего урока. После всех рекомендации мы с вами готовы к выполнению творческой практической работе.

На экран выведена последовательность выполнения открытки. Кто понял, как изготавливается открытка - может работать самостоятельно, но все же лучше не торопиться и выполнять работу последовательно вместе со мной.

Учитель показывает ход работы:

(Слайды № 15-16)

1). Мы берем в руки вырезанный лист картона и сгибаем его пополам. Теперь, тоже самое, проделываем с вырезанным листом светло-голубой бумаги.

2). Прикладываем согнутый лист бумаги к картону с изнаночной стороны. Проверяем, ровно ли совпали у нас края.

3). Приклеиваем цветной лист бумаги к изнаночной – внутренней стороне картона. Клея наносим немного, сильно на клей не давим – вспоминаем правила работы с клеем. Бумагу обмазываем клеем на черновике. Проглаживаем бумагу, выводим комочки клея и лишний воздух, которые остались между бумагой и картоном, что бы все получилось ровно.

4). А теперь полностью готовую основу сгибаем пополам. И уберем в сторону.

5). У каждого на парте должны быть 7 вот таких белых цветков, и 6 зеленых листочков. Подвиньте их к себе.

6). Начинаем складывать цветы, так как делают это я. Смотрим внимательно.

(Намазываем клеем места, отмеченные карандашом, и собираем цветки, как показано на фотографиях. Откладываем, чтобы клей высох)

 

1.    К среднему цветку приклеиваем два боковых

 

2.    Сверху на эти три цветка приклеиваем центральный - бледно-желтый

 

3.    Симметрично дополняем оставшимися тремя цветками: сперва фиолетовый и персиковый по бокам и, в качестве завершения - светло-сиреневый по середине.

 

(Учитель показывает и объясняет у доски все поочередность склеивания цветов).

 

7). Теперь к нашим цветам - «букету» с задней стороны приклеиваем листики, там, где вы хотите.

8). А теперь пододвиньте основу открытки, откройте его. И на внутреннюю сторону приклеиваем наш «букет». (Учитель показывает, как правильно прикрепить «букет» к внутренней стороне открытки.)

9). А теперь аккуратно, медленно раскройте свои открытки. Посмотрите, какая красота у вас получилась. НО нужно украсить открытки с внешней стороны. Для этого закройте открытку пополам.

У вас на партах лежат вырезанные из бумаги ленты с поздравлением и бантики из атласных лент – с их помощью мы украсим открытки.

(Слайд № 17)

 

10).  Наша открытка готова! Поглядите, какая красота!

Внимательно слушают. Выполняют творческую работу, повторяя за учителем.

Фронтально-индивидуальная

Личностные:

- умение слушать учителя.

 

Регулятивные:

- умение выполнять задания урока;

- умение соотносить выполненное изделие с образцом.

 

Предметные:

- умение принимать и извлекать информацию, представленную на слайдах.

 

Коммуникативные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке.

Зрительный контакт

Словесный контроль

8._Итог. Рефлексия

 

- Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.

 

- Давайте с вами подведем итоги урока. Что мы сегодня делали на уроке?

-Чему научились?

- Что нового вы узнали?

 

-Ребята, сейчас мы с вами проведем выставку  наших работ и оценим, как у нас получилось.

- Сидя на своих местах на счет «три-четыре» вы поднимите свои открытки вверх.

- Три-четыре.

- Вы только посмотрите, какие чудесные открытки получились у вас. Я уверена, вашим мамам очень понравятся. Молодцы, видно, что вы старались и делали все с любовью!

- Можете опустить руки.

 - Отодвиньте свои открытки на край стола.

 

- А сейчас мы сделаем  вами цветочную поляну.

Слушайте внимательно задание, что сейчас вам нужно сделать.

- Возьмите в руки цветок белого цвета – если у вас на уроке все получилось, вы поняли, как выполнять объемную открытку и узнали что такое чертеж и научились его читать.

Возьмите в руки цветок желтого цвета – если вы так и не разобрались, что такое чертеж или не поняли, как его читать, если у вас что-то не получилось на уроке.

- Возьмите в руки красный цветок – ели вы не смогли разобраться в чертежах, и у вас совсем ничего не получилось сделать за урок.

- И теперь, начиная с (имя учащегося) выйдите к доске и прикрепите на магниты цветы на поляну.

- Вы только посмотрите, какая красивая полянка у нас с вами получилась!

 

-Вопросы ученикам:

 Почему ты выбрал(а) цветок именно такого цвета? Что тебе было трудно выполнять на уроке? В чем ты не смог(а) разобраться?

 

(Слайд № 18)

- Ребята, вы все большие молодцы. Хорошо потрудились на уроке.

 

 

 

 

 

- Мы узнали на уроке, что такое чертеж, научились их читать. Также, мы  учились выполнять объемную открытку.

(Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

Дети поднимают свои открытки вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети, прослушав внимательно указания учителя, выходят по очереди к доске и приклеивают на «полянку» цветы (белые, желтые, красные), цвет которых зависит от того, как дети оценили свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

Коллективная

Личностные:

- умение слушать учителя;

- умение работать в коллективе, слушать своих сверстников;

- умение высказывать свою точку зрения;

 

Регулятивные:

- умение анализировать информацию.

- умение формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

- оценивание результатов своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

- умение делать выводы.

Зрительный контакт

 

Словесный контроль

9._ Уборка рабочих мест

-Сейчас приберем рабочее место.

 - Все вырезки, которые вам не нужны, следует выкинуть.

- Все материалы сложить в портфель.

Внимательно слушают. Выполняют указания учителя – убирают свои рабочие места.

Фронтальная

Личностные:

- умение слушать учителя.

 

Коллективные

Зрительный