Технологическая карта урока по предмету: технология |
||||||||||||||
Класс |
3б |
№ урока |
2 |
Место урока в разделе |
2 |
Дата |
21.11.2019 |
|
||||||
Тема урока |
Строчка петельного стежка. |
|||||||||||||
Цели урока |
способствовать развитию потребности познавать, приобретению первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности; расширить представление о стежках; учить выполнять разметку деталей кроя по лекалам, выполнять сшивание или отделку изделия с применением петельного стежка; развивать творческое воображение, мелкую моторику, самостоятельность, мышление; прививать интерес к предмету, творчеству. |
|||||||||||||
Планируемые результаты: Предметные: Личностные: Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные:
|
1.Научатся называть по характерным особенностям образцов изученные и распространенные виды швов, названия и свойства наиболее распространенных материалов для вышивки, называть инструменты, используемые при выполнении вышивальных работ; освоят приемы деталей кроя разметки по лекалу, выполнения петельного стежка 2.Испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности 3.Регулятивные: выявлять и формулировать учебную проблему; анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного; самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Познавательные: открывать новые знания, осваивать необходимые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений, искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. Коммуникативные: вести небольшой познавательный диалог по теме урока |
|||||||||||||
Тип урока |
комбинированный |
|||||||||||||
Основные термины и понятия |
шов, стежок, строчка |
|||||||||||||
Межпредметные связи |
Финансовая грамотность , история |
|||||||||||||
Наглядность |
Ручные иглы, нитки катушечные, нитки «мулине», детали изделия, ножницы, образцы аппликаций |
Оборудование |
ПК, мультимедиа проектор. опорные конспекты, На классной доске выписаны термины: петельный шов, строчка, длина стежка, ширина шва, пришить. |
|||||||||||
Формы работы на уроке |
фронтальная. индивидуальная |
|||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||
№ |
Этапы урока |
Содержание |
Планируемые результаты |
|
||||||||||
1 |
Организационный момент |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка организации рабочих мест. -Здравствуйте, звенит звонок Начинается урок Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. |
Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
||||||||||
2 |
Проверка домашнего задания |
Прежде чем начать изучение нового материала, повторим пройденный материал. А затем приступим к изучению нового материала: -с какими видом декоративно – прикладного искусства вы познакомились? (вышивка) -что такое вышивка? ( выступление) - назовите представленные виды вышивки?(гладью, крестиком, петельный шов) |
К: Принимают и сохраняют учебную задачу. П: Строят речевые высказывания в устной форме. |
|
||||||||||
3 |
Актуализация субъективного опыта учащихся |
Игра «Беговая дорожка».(Работа в группах). Цель: Закрепить знания по теме: «Виды швов . Инструменты для шитья.». Развивать внимание, мышление. Ход игры: Группы должны отвечать на вопросы. Если ответ правильный, то на доске учитель пишет букву «Ш» (т.е. «шаг») , если неверный ,то отвечает следующая группа. Выигрывает та, которая продвинется дальше всех, набрав большее количество «Ш»(шагов). Учитель задаёт вопросы каждой команде по очереди . Вопросы 1.Какие инструменты применяют при работе с тканью? ( загадки)
1.Что такое стежок? (Переплетение нитей между двумя проколами иглы.) 2.Что такое строчка? (Ряд повторяющихся стежков) 3. Что такое длина стежка? (Расстояние между двумя проколами иглы) 4. Что такое шов? (Место соединения деталей нитками) 5. Что значит наметать? (Временно соединить детали - мелкую и крупную, наложенные одна на другую прямыми стежками) 6. Где применяют шов «вперёд иголка»? (Для временного соединения деталей одежды) 7.какой шов изучали на прошлом уроке?(петельный) |
Предметные, метапредметные Р: уметь формулировать цель урока после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему |
|
||||||||||
4 |
Изучение новых знаний и способов деятельности |
Где применяют шов «петельный»? (выступление) Петельный шов используют : 1.при изготовлении аппликаций для закрепления деталей на ткани; 2.для отделки швейных изделий; 3.при изготовлении мягких игрушек; 4.как простой вышивальный шов. Петельный шов (или краевой) - это ряд вертикальных петельных стежков, располагаемых по краям изделия. Стежки выполняют в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани . |
Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
||||||||||
5 |
Первичная проверка понимания изученного |
- Для чего необходимо учиться шить?( - Для того чтобы сшить одежду, зашивать порванную одежду и др.) - А мальчикам надо уметь шить? - Назовите профессии людей, связанные с шитьем.( - Швея, дизайнер, портной) |
К:оформлять свои мысли в устной речи. |
|
||||||||||
Физкультминутка |
Организует и проводит физкультминутку. Гимнастика для глаз |
Л: формирование установки на здоровый образ жизни. |
|
|||||||||||
6 |
Подготовка к практической работе |
Используя изученную нами ранее строчку петельного шва, мы сможем сделать изделие к празднику 24 ноября. -Что будем праздновать в этот день? (День матери) - Что самое дорогое мы можем ей подарить? ( теплоту доброту своего любящего сердца) -На столе у вас заготовки . Выкройка сердечка . -Рассмотрите «сердечко». Проведите его дизайн – анализ, используя памятку. Продумай план работы. Подготовь рабочее место. Техника безопасности при работе с колющими и режущими материалами. Изготовь изделие.
|
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
|
||||||||||
7 |
Применение изученного материала. Практическая работа. |
Практическая работа. Задание: изготовить изделие с применением петельного стежка (сердечко ). В ходе работы оказываю индивидуальную помощь учащимся Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия) 1.Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце – двумя – тремя стежками. 2.Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани. 3.Все стежки должны быть размещены параллельно. 4.Лицевые и изнаночные стежки располагают перпендикулярно к краю ткани. 5.Длина стежков ,расстояние между стежками должны быть одинаковыми по всему шву. 6.Переплетение ниток по краю ткани не должно стягивать ткань. 7.Размер стежков ,их высота и плотность подбирается в зависимости от типа ткани. При обходе рабочих мест обратить внимание на соблюдение техники безопасности, качество выполняемой работы, указать на допущенные ошибки, индивидуальная работа с учащимися. Во время практической работы звучит музыка из кинофильма «усатый нянь». |
Метапредметные Р: самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту; знать обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка; Применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности; Знать правила ТБ при работе с ножницами; |
|
||||||||||
8 |
Обобщение и систематизация |
Организует рассматривание работ на выставке. Предлагает оценить готовые изделия по критериям в памятке 3 (учебник, с. 120) Анализ и оценка работы. Проверить качество шва. Отметить учащихся наиболее успешно справившихся с работой |
Метапредметные К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; Слушать других, пытаться принять другую точку зрения; Уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться; |
|
||||||||||
9 |
Контроль и самоконтроль |
Прошу каждого оценить свою работу. - Возможно ли повторить изготовление данного изделия? - У нас будет в школе проходить ярмарка в конце ноября. -Можно ли предложить реализовать готовое изделие на ярмарке? -А как рассчитать стоимость изделия? (затраты на материал и затраты собственного труда, а так же качество выполнения работы) - Возможно ли добавить другие элементы декора? |
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. К: участвовать в диалоге; слушать и понимать речь других. К:оформлять свои мысли в устной речи. |
|
||||||||||
10 |
Домашнее задание |
Изготовьте новое изделие к ярмарке. |
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. |
|
||||||||||
11 |
Подведение итогов учебного урока Рефлексия.
|
- С какими видами отделки вы сегодня познакомились? - Какой вид отделки вы сегодня выполняли? - Какие виды стежков вы использовали в своей работе? – Что было сложнее всего? – Какие ощущения вы испытали? – Понравилось ли вам то, что вы сделали? – Дайте оценку уроку Уборка рабочих мест. Поработали отлично. Молодцы!
|
Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: структурирование знаний;
|
|
||||||||||
Приложение.1.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы со швейной иглой
1. Храни иглу всегда в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
5. Не втыкай иглу в одежду.
6. До и после работы проверь количество игл.
7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.
8. Не отвлекайся во время работы с иглой.
Приложение 2.
- Да вы совершенно правы. Ведь наша земля всегда славилась искусством мастериц – рукодельниц. Рукоделием люди занимались с древних времен. Произведения народного искусства создавались ручным способом и передавались из поколения в поколение. Вся женская половина населения русской деревни всегда пряла, ткала, вышивала, создавая прекрасные узоры всем на радость. Занимались не только крестьянские девушки и женщины, но и знатные дамы. Были и среди мужчин великие мастера. Например: английские моряки во время долгих плаваний вышивали своим любимым девушкам сувениры.
- А теперь, ребята, у вас на столах есть материал про «Петельный шов», прочитаем его:
Петельные стежки и с лицевой, и с изнаночной стороны напоминают петельки, отсюда и название: петельные.
Чтобы получить петельный стежок, игла вкалывается в ткань снизу, с изнаночной стороны. Когда кончик иглы выглянет на лицевую сторону, на него накидывают петлю из нитки и вытягивают иголку, затянув петлю. Затем иголка «шагает» вправо, и стежок повторяется опять. Строчку выполняют слева направо, нитки затягивают с одинаковым усилием. Стежки должны быть ровные и располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга и от среза.
- Кто уже догадался, для чего применяют строчки петельных стежков?
- Строчки петельных стежков применяют для обработки срезов швов от осыпания. Стежки располагают на одинаковом расстоянии от среза, плотно один к другому, затягивая с одинаковым усилием. В конце петли ставят закрепку несколькими косыми стежками.
Выступление 1.
Вышивание — самое распространённое женское рукоделие в разных странах с давних времён. С давних времен вышивкой украшали одежду и предметы быта.
Видов вышивки очень много.
На севере России была распространена техника вышивания «роспись» или «полукрест». В Смоленской, Тульской, Орловской губерниях использовалась техника цветная перевить. Особенно на Руси была распространена вышивка крестом, так как считалось, что крест оберегает человека и его жилище. Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.
Постепенно из домашнего рукоделия вышивание превратилось в народные промыслы, например, златошвейный промысел в Торжке, нижегородский гипюр.
Вышивка с древних времен имела магическое значение – это не просто украшение ткани и одежды. Каждый элемент орнамента, каждый крестик имел свое особое значение. Человек пытался привлечь добрые силы и защититься от злых с помощью творчества.
Основные элементы узора русской крестьянской вышивки — геометрические и растительные орнаменты, располагавшиеся по краю одежды.
Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал своё представление о мире. Вначале это были простые, легко запоминающие знаки – символы:
1. круг обозначал солнце,
2. прямая горизонтальная линия – землю,
3. квадрат и ромб – поле,
4. волнистая линия – воду.
Ромб символически был связан с плодородием. Он мог означать и землю, и женщину, и растение.
Крест и круг соотносились с огнём и солнцем. Если такими знаками отмечены фигуры людей, животных или птиц, это свидетельствует об их связи с небом.
Волнистая или зубчатая линия представляла стихию воды, игравшей огромную роль в верованиях древних славян. Расположенная не горизонтально, а сверху вниз, она становилась изображением дождя, особо почитаемого нашими предками атмосферного явления.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей, растений. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» - это растительный орнамент.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относится к этому виду орнамента. Конь, часто появляющийся на вышивках, - мифологический персонаж, связанный с солнцем. Подтверждение тому – конёк на крыше дома.
Выступление 2.
Петельный стежок – это ручной прием вышивки, который заключается в выполнении одинаковых петель. Шить можно нитями любого типа, тонкими и толстыми. Линии могут быть прямыми и изогнутыми. Этим стежком часто обрабатывают края изделий из ткани как с целью украшения, так и с целью предотвращения осыпания нитей. Также петельным стежком можно соединить две детали.
В петельном шве стежки имеют одну длину и располагаются перпендикулярно краю. Расстояние между стежками одинаковое. Для начала необходимо закрепить нитку в начале шитья. Выводим иглу на лицевую сторону, в том месте, где будет начинаться шов. Первый стежок делаем, вкалывая иглу в ту же точку и выводим сверху, продевая иголку в получившуюся петлю. Нитка закреплена, можно шить дальше. В конце шитья закрепляем нить, делая маленький стежок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.