Технологическая карта урока Тема занятия: Красота поступка героев рассказа Н. А. Булгакова «Анна, не грусти!»
Оценка 5

Технологическая карта урока Тема занятия: Красота поступка героев рассказа Н. А. Булгакова «Анна, не грусти!»

Оценка 5
docx
26.12.2021
Технологическая карта урока Тема занятия: Красота поступка героев рассказа Н. А. Булгакова «Анна, не грусти!»
Технологичекая карта.docx

Технологическая карта урока

Тема занятия: Красота поступка героев рассказа Н. А. Булгакова «Анна, не грусти!»

Цель занятия: Продолжить знакомство учащихся с произведениями тематического раздела «Я и мои друзья», формировать умения читать вслух и про себя, участвовать в диалоге, задавать вопросы, характеризовать героев произведения, делать вывод об его идее.

Планируемые образовательные результаты учащихся:

Личностные:

осознание роли чтива в саморазвитии и достижении жизненных целей; опыт ориентации в нравственном содержании и смысле поступков героев; опыт оценки событий с точки зрения выполнения морально-нравственных норм.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

использовать учебник и словарь в качестве источников информации; с помощью преподавателя выделять существенную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

прогнозировать содержание произведения; принимать и сохранять учебную задачу; определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;контролировать выполнение плана; оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

отвечать на вопросы педагога; задавать вопросы по содержанию произведения; осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, аргументировать свой ответ; учитывать мнение одноклассников, допускать возможность существования различных точек зрения.

Предметные:

знание особенностей жанра «рассказ»; осознанное и выразительное читание художественного материала; опыт интерпретации поступков героев; постановка выводов об идее (главной мысли) произведения; определение его жанра. 

Ход занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организация познавательной деятельности

Включение учащихся в ситуацию с игровым сюжетом
1. Педагог предлагает учащимся назвать слова, с которыми ассоциируется слово сокровище. Все слова, названные детьми, фиксируются на доске, преподаватель должен распределить их в две группы: «материальные» и «нематериальные» (не называя принцип группировки и не обращая внимание детей на это).
2. После завершения мозгового штурма педагог просит назвать принцип, по которому распределились слова.
(Дети могут ответить, что в одной из групп — вещи, драгоценности, в другой — то, что мы ценим в людях, качества характера и т. п.).
Организация работы учащихся со словарем
1. Педагог предлагает уточнить значение слова «сокровище» по словарю. (у слова два значения: драгоценность, дорогая вещь и нечто очень ценное, дорогое для кого-нибудь).
2. Преподаватель просит учащихся зафиксировать результат своих размышлений и написать на листе бумаги 1–2 слова, отвечая на вопрос, что в настоящий момент является для них самым ценным, дорогим, и вложить в конверт — «сундучок».
К концу урока в этом сундучке наберется довольно много сокровищ

Принимают предложенную преподавателем игровую ситуацию, называют свои ассоциации к слову «сокровище», проявляют уважение к чужому мнению, не критикуют. Выделяют существенное свойство и на основе этого определяют принцип группировки, аргументируют свою точку зрения, высказывают предположения о значении слова «сокровище», проверяют предположение по словарю

Этап первичного восприятия текста 

Зачитывание произведения учителем 
1. Преподаватель читает рассказ «Сокровище». Процесс предваряется словами: «Ребята, послушайте рассказ и ответьте на вопрос, о каком сокровище идет речь?».

Аня сказала: — Я хочу играть с Мишкой. Катя сказала: — И я хочу играть с Мишкой. Аня сказала: — Нет, я. Катя заплакала, прибежала к маме. Мама сказала: — Ну ничего, уступи, пусть поиграет. А потом и ты поиграешь. — А я уже отдала ей плюшевого котенка! — рыдала Катя. — И правильно сделала, — сказала мама. — И хорошо. — А я так буду все отдавать, и у меня ничего не останется! — сказала Катя. — Нет, останется, — сказал папа. — У тебя останется даже больше. Ты отдаешь игрушку, а взамен получаешь гораздо больше! — Что получаю? — удивилась Катя. — Получаешь дружбу, получаешь мир. Вы обе вместе. Это ваше общее сокровище.

«Сокровище — это…" Слушают рассказ, размышляют над ответом на вопрос. Оформляют короткий письменный ответ на вопрос: «Сокровище — это…»

Беседа по содержанию прочитанного
1. Преподаватель организует беседу по следующим вопросам:
• понравилась ли вам история про девочек?
• о каком сокровище говорится в рассказе? (О дружбе.)
• кому принадлежит это сокровище? (Ане и Кате).
2. Педагог призывает учащихся пополнить «сундучок» сокровищем, которое они обрели, осмысляя текст.
3. Педагог сообщает детям о том, что Аня и Катя — герои одноименной книги священника Николая Булгакова (демонстрирует книгу в печатном или электронном виде), и спрашивает учащихся, хотели бы они познакомиться с ними поближе и побольше узнать о дружбе этих девочек?
Организация работы учащихся с учебником 
1. Учитель сообщает, что в учебнике есть рассказ из этой книги, просит найти его в оглавлении по имени одной из девочек, по фамилии автора и по названию раздела, который дети изучают («Я и мои друзья»).
2. Педагог называет тему урока (Н. Булгаков «Анна, не грусти!»), номер страницы в учебнике. Он напоминает детям о том, что на уроке они ищут сокровища. Найти сокровища им поможет названный рассказ

Включаются в беседу. Отвечают на вопросы учителя. Прогнозируют по элементам названия и автору тему предстоящего урока, ориентируются по оглавлению

Этап анализа текста 

Аналитическая беседа
1. Преподаватель организует первичное прочитывание рассказа детьми вслух (по смысловым частям), в момент кульминации читает он сам. 
2. Беседа по содержанию прочитанного(используется прием антиципации: организуется сравнение сделанных детьми предположений и фактов авторского текста).
Вопросы:
• какие чувства у вас вызвало это произведение?
• что понравилось? Что удивило? Сбылись ли прогнозы?
3. Работа над сюжетом и оценкой характеров героев организуется в процессе фронтальной беседы и выборочного зачитывания:
• кто оказался в трудной ситуации? В чем была трудность?
• как себя вела Аня по отношению к Кате вначале и потом?
• какие чувства она к ней испытала, когда увидела ее в больничном сером халате?
• чему радовалась Катя в больнице и печалилась Аня, после того как проведала Катю?
• в каких словах выражена главная мысль рассказа?
Обучение навыкам выделения главной мысли текста
1. Работа в группах: преподаватель предлагает прочитать пословицы, выбирая те, которые иллюстрируют главную мысль текста.
2. По итогам групповой работы педагог проводит беседу:
• на какие важные, но порой незаметные нам проблемы хотел обратить внимание автор?
• как бы вы охарактеризовали его отношение к миру, к людям?
• каким должно быть наше сердце по отношению к бедам другого человека?
• в чем смысл дружбы между людьми?
• почему порой люди незнакомые называют друг друга братьями, сестрами, что их может объединять?
3. Учитель призывает учащихся пополнить «сундучки» новыми сокровищами

Читают и слушают сказку, прогнозируют содержание, задают вопросы автору, отвечают на вопросы одноклассников. Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в книге, выборочно читают текст с целью подтверждения своего ответа. Выделяют существенные моменты сюжета, ключевые эпизоды, размышляют над характерами героем, над сюжетом рассказа. Анализируют смысл пословиц, объясняют их значение, аргументируют ответы. Участвуют в беседе, делают вывод об идее, обобщают полученные сведения и впечатления

Рефлексивный этап 

Преподаватель организует рефлексию, предлагает учащимся вспомнить два значения слова «сокровище», достать из «сундучков» свои слова, записанные на протяжении всего урока, распределить их на две группы: материальные и нематериальные.
1. Рефлексия относительно достижения результата — разрешения проблемы:
Учитель спрашивает учащихся, какие сокровища важнее всего для человека? Почему?
2. Рефлексия относительно способов учебной деятельности:
Преподаватель спрашивает учащихся, что помогло им ответить на вопрос?
3. Рефлексия относительно мотивов деятельности:
Педагог задает вопросы:
• понравились ли вам прочитанные на уроке рассказы Н. А. Булгакова?
• в какой книге можно найти другие его рассказы про Аню и Катю и узнать, чем закончилась история про больницу?
Учитель предлагает детям пополнить «сундучок» с сокровищами:
 
чем мы можем дома пополнить свой сундучок? Например, добрыми делами, красивыми поступками, старательным отношением к выполнению задания и т. п.
Педагог дополняет домашнее задание: прочитать сказку выразительно по ролям, передавая характер героев; пересказать сказку близко к тексту для своих родителей (брата, сестры); рассказать свою историю о дружбе и взаимопомощи

Принимают позицию рефлексирующего, высказывают собственные суждения по обсуждаемой проблеме, делают вывод о роли книги в жизни людей. Называют способы деятельности на уроке. Формулируют свое отношение к описываемым событиям и героям. Планируют дальнейшую самостоятельную работу по прочитанному произведению исходя из своих предпочтений к различным видам творческой деятельности

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Деятельность преподавателяДеятельность учащихся

Деятельность преподавателяДеятельность учащихся

Мама сказала: — Ну ничего, уступи, пусть поиграет

Мама сказала: — Ну ничего, уступи, пусть поиграет

Найти сокровища им поможет названный рассказВключаются в беседу

Найти сокровища им поможет названный рассказВключаются в беседу

Учитель призывает учащихся пополнить «сундучки» новыми сокровищамиЧитают и слушают сказку, прогнозируют содержание, задают вопросы автору, отвечают на вопросы одноклассников

Учитель призывает учащихся пополнить «сундучки» новыми сокровищамиЧитают и слушают сказку, прогнозируют содержание, задают вопросы автору, отвечают на вопросы одноклассников

Принимают позицию рефлексирующего, высказывают собственные суждения по обсуждаемой проблеме, делают вывод о роли книги в жизни людей

Принимают позицию рефлексирующего, высказывают собственные суждения по обсуждаемой проблеме, делают вывод о роли книги в жизни людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2021