Технологическая карта
Предмет: Русский язык.
ФИО учителя: Алейникова Галина Владимировна
Класс: 3
Дата проведения: 09.10.2017г.
Базовый УМК: «ШКОЛА РОССИИ»,Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч 1/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2016, Русский язык Рабочая тетрадь.3 класс. В.П.Канакина Учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 1. 5-е издание. Москва. Издательство «Просвещение», 2017
Тема урока: Состав слова
Цели:
• формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;
• развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
• осуществлять межпредметные связи;
• воспитывать аккуратность в записях, дружеские отношения в коллективе.
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие (физкульт.минутка, смена видов деятельности),личностно-ориентированные (индивидуальная работа), проблемное обучение, игровые.
Средства обучения (оборудование): презентация Power Point к уроку по заданной теме, колонки, ноутбук, проектор, учебник В.П.Канакина,. Русский язык 3 класс, 1 ч., сигнальные карточки для рефлексии, раздаточный материал.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить и выделять приставку, суффикс, окончание, основу, корень слова.
I.Организационный момент.
Цели этапа: проверка готовности учащихся; организация внимания, внутренняя готовность на личностно значимом уровне к выполнению учебной деятельности
Личностные: умение организовывать свое рабочее место, умение сосредоточить внимание.
|
Учитель приветствует учащихся и гостей. - Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Желаю каждому трудиться, Чтоб новым знанием обогатиться. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. Ученик: Раз, два. Класс: Три, четыре. Ученик: Три, четыре. Класс: Раз, два. Ученик: Быть должны у нас в порядке… Класс: Книжки, ручки и тетрадки! Ученик: Каждой вещи – своё место. А девиз у нас какой?! Класс: Всё, что нужно – под рукой!
|
II.Проверка домашней работы.
Цели этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН
выяснить степень усвоения заданного на дом материала; ликвидировать обнаруженные недочеты.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, работать в группах. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность
|
Учитель: С чего начинаем урок?
- Что было задано на дом? Учитель: Обменяйтесь с одноклассником (соседом по парте тетрадью, проверти правильность выполнения домашней работы). - Кто выполнил без ошибок поднимите солнышко, кто допустил ошибки –тучку. Тем, у кого возникли сложности – на перемене объясню, как выполнить работу над ошибками. |
- С проверки дом. задания.
- Выполнить задание в карточке.
Учащиеся обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку. Поднимают карточки. |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цели этапа: Актуализировать знания о способах образования слова.
- определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение;
- рассказывать о способах образования новых слов;
- образовывать и писать новые слова с помощью морфем;
- выделять части слова графически;
-- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;
- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; Личностные: развитие самостоятельности
|
- Прочитайте орфографически дату и форму работы. Запишите себе в тетрадь. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в струну «Словообразование». Когда человек посещает другие страны, ему для комфорта необходимо знать язык этой страны. А нам для комфортного посещения страны «Словообразования», какие знания пригодятся? - В наше путешествие мы отправляемся на поезде.
- Вот локомотив, он тянет за собой сцепленные вагоны. Сцепленные между собой вагоны, называют-состав. - Если состав поезда состоит из вагонов, то из чего же состоит слолво?
Историческая справка. 27 сентября 1825 года была открыта первая общественная дорога на северо-востоке Англии Стоктон-Дарлингтон. Первый поезд на ней провел паровоз Lokomotion, чье имя в последствии стало нарицательным.Вскоре не только паровоз, но и другие самоходные рельсовые повозки стали называть локомотивами.
- 1 станция «Корень». Как в слове мы находим корень? - У вас на столе есть желтые карточки. Прочитайте слова и по алгоритму, который мы сейчас с вами вспомнили, выделите корень в словах.
Фронтальная проверка проводится учителем. -Какие корни выделили? - Все ли слова 1 группы будут однокоренными. -Почему? - Какое слово будет лишним? - Подберите к нему синоним. - Подберите к нему антоним. - Найдите лишнее слово во 2 группе. - Дайте характеристику звуком. - Найдите лишнее слово в 3 группе. - Молодцы, поехали дальше.
- 2 станция «Приставка». - Как мы находим в слове приставки? - Для чего служит приставка? - Образуйте новые слова с помощью приставок и корня –беж-.
- Молодцы! Двигаемся дальше.
- 3 станция «Окончание». - Для чего служит окончание? - Наш гость Буратино этого не знал и допустил ошибки в написании существительных, исправьте их.
- Молодцы. Поехали дальше.
- 4 станция «Суффикс». - Как в слове мы находим суффикс? - Используя данный алгоритм, выделите в словах суффикс.
- Следующая станция «Основа слова». - Мы говорили с вами на эту тему? - Как вы думаете, нужно ли нам знать об основе слова? Почему? - Сформулируйте лексическое значение слова – основа.
|
Один из учащихся диктует, все остальные записывают.
- Необходимо знать все о составе слова.
- Корень- это… - Приставка – это… - Суффикс – это… -Окончание – это….
Слушают историческую справку.
- Рассказывают правило.
- Выполняют задание на карточках.
- Нет. - У них разное лексическое значение. - Пригорюнился. Подбирают синонимы. Подбирают антонимы к слову.
- Рис. Дают характеристику звуков. - Речь.
Рассказывают правило.
- Для образования новых слов.
На доске с помощью карточек формируют новые слова.
- Для связи слов в словосочетаниях.
В словосочетаниях, записанных на доске, ребята исправляют ошибки.
Рассказывают правило. Учащиеся на доске выделяют суффикс.
- Нет. -Да. Это часть слова, которая входит в состав слова.
Один из подготовленных учащихся читает лексическое значение слова из толкового словаря. |
IV. Определение темы урока
Цель этапа: актуализировать знания о способах образования слова, о значении основы слова
Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности |
- Тема нашего урока – основа слова. Каким будет сегодняшний урок?
|
- Урок новых знаний.
|
V. Постановка учебной задачи
Цель этапа: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений.
Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Предметные: использование приобретённых терминов |
- Какие цели поставим? |
Ставят цели на урок. |
VI. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: Построение проекта выхода из затруднения через постановку целей учебной деятельности. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Усвоение нового способа действий
Познавательные: формирование понятия, навык грамотного письма Регулятивные: работа по плану, контроль и оценка Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками при работе в паре |
- Выходим на станции «Основа» и идем на поиски новых знаний. Люди каждый день утром делают зарядку, чтобы день прожить легко и с хорошим настроением. Давайте мы тоже сделаем зарядку, чтобы наш поход прошел на отлично. ФИЗМИНУТКА (Приложение 3.) |
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях, рефлексия достижения цели урока
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности; |
- Тело мы с вами размяли, а как же наши кисти. Минутка чистописания. о е о е -Какие буквы будем записывать? - Что между ними общего?
- Почему букву е можно назвать особенной? - Пропишите гласные красиво и аккуратно.
- Какой этап урока идет после минутки чистописания? - В орфографическом словаре найдите слово, которое начинается на одну из букв нашего чистописания и обозначает один раз, как-то раз или когда-то раньше. Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните гласные, написание которых нужно запомнить.
- Прочитайте слова.
- Что изменилось? - Что входит в основу слова? - Что не входит в основу слова? - Сформулируйте правило, что такое основа. (Запомните 1 часть) - В окончании слова, в суффиксе или приставке заключено ли лексическое значение? - В корне заключено ли лексическое значение? - Посмотрите внимательно на доску. А в основе заключено лексическое значение? (Запомните 2 часть). - Как находить и выделять основу? (Запомните 3 часть). - А теперь соедините три запомнившиеся части вместе. Что получилось?
- Откройте страницу учебника 95 и проверьте, правильно ли вы сформулировали правило? - Молодцы, вы самостоятельно сформулировали правило. Вы уже знаете, как найти основу слова. Давайте наши знания применим на практике. Прочитайте задание к упражнению 179. Проговорите алгоритм действий над данным упражнением. - Как будем разбирать слово по составу. К доске идут 2 учащихся. 1 - записывает формы слова, 2 – однокоренные слова. Информация для любознательных. Учитель демонстрирует словообразовательный словарь.
|
- О,е. - Они гласные. Они являются соединительными гласными в сложных словах. - Она дает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной и после ь и ъ знаков. Записывают гласные. - Словарная работа.
- Однажды.
Прописывают слово – однажды. Ставят ударение, подчеркивают гласные, написание которых нужно запомнить.
- Появилась основа слова. - Приставка, корень, суффикс. - Окончание. - Часть слова без окончания называется основой.
- Нет.
-Да.
-Да. В основе заключено лексическое значение
- Чтобы выделить основу, нужно отделить окончание. - Часть слова без окончания называется основой. В основе заключено лексическое значение. Чтобы выделить основу, нужно отделить окончание. -Да.
- Прочитать текст. Найти слова с корнем ящер-. Записать слова группами: 1-однокоренные слова, 2-формы одного и того же слова. Выделить в словах все значимые части.
- Окончание, основа, корень, приставка, суффикс. Записывают в тетрадь слова в два столбика. |
IIX. Защита проекта
Цель этапа: актуализация знаний, анализ работы, самооценка.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, работать в группах. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность Предметные: Умение выполнять устно и письменно задания. Разграничивать орфограммы, звуки и буквы родного языка. Объединять в группы слова по признаку. |
- В течение двух н недель вы готовили проект. Вы подбирали однокоренные слова и формы слова. Выделяли все значимые части. Искали эти слова во фразеологизмах, в УНТ. Все ли вы части слова обозначили? - Какую не выделили? -Объединитесь в группы и доделайте свою работу. |
- Нет. -Основу. Объединяются в группы, выполняют работу и защищают проект. |
IX. Рефлексия
Цель этапа: Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом
Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности. |
- О чем мы сегодня говорили на уроке? - Какие цели ставили? - Достигли их? - Ребята, если вы все поняли и можете объяснить другому поднимите - солнышко. Если вы все поняли, но затрудняетесь объяснить другому поднимите – солнышко и тучку. Если пока затрудняетесь сделать разбор слова по составу – тучку. |
- Об основе. Проговаривают цели. -Да. |
X. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; принимать учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.
|
- Белые карточки на ваших столах, это ваша домашняя работа.
Если вы хотите получить высокую оценку за домашнюю работы, то выделяете в словах все части, которые мы знаем. А если вам достаточно невысокой отметки, то выделите в словах только основу. Я надеюсь, что вы у меня трудяги и выполните задание на отлично. Оглашает оценки. - Спасибо за урок.
|
Записывают домашнее задание в дневник. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.