технологическая карта урока в 3 классе "Состав слова"

  • docx
  • 05.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3 класс Состав слова.docx

Технологическая карта

Предмет: Русский язык.

ФИО учителя: Алейникова Галина Владимировна

Класс: 3

Дата проведения: 09.10.2017г.

Базовый УМК: «ШКОЛА РОССИИ»,Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч 1/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2016, Русский язык  Рабочая тетрадь.3 класс. В.П.Канакина  Учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 1. 5-е издание. Москва. Издательство «Просвещение», 2017

Тема урока: Состав слова

Цели:

 формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;

развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

• осуществлять межпредметные связи;

• воспитывать аккуратность в записях, дружеские отношения в коллективе.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие (физкульт.минутка, смена видов деятельности),личностно-ориентированные (индивидуальная работа), проблемное обучение, игровые.

Средства обучения (оборудование): презентация Power Point к уроку по заданной теме, колонки, ноутбук, проектор, учебник В.П.Канакина,. Русский язык 3 класс, 1 ч., сигнальные карточки для рефлексии, раздаточный материал.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить и выделять приставку, суффикс, окончание, основу, корень слова.

 

 

 

 

 

 

I.Организационный момент.

Цели этапа: проверка готовности учащихся; организация внимания, внутренняя готовность на личностно значимом уровне к выполнению учебной деятельности 

Личностные:

умение организовывать свое рабочее место, умение сосредоточить внимание.

 

Учитель приветствует учащихся и гостей.

- Прозвенел уже звонок.

  Начинается урок.

  Желаю каждому трудиться,

 Чтоб новым знанием обогатиться.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Ученик:

Раз, два.

Класс:

Три, четыре.

Ученик:

Три, четыре.

Класс:

Раз, два.

Ученик:

Быть должны у нас в порядке…

Класс:

Книжки, ручки и тетрадки!

Ученик:

Каждой вещи – своё место.

А девиз у нас какой?!

Класс:

Всё, что нужно – под рукой!

 

II.Проверка домашней работы.

Цели этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН

                     выяснить степень усвоения заданного на дом материала; ликвидировать обнаруженные недочеты.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, работать в группах.

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность

 

Учитель:  С чего начинаем урок?

 

- Что было задано на дом?

Учитель: Обменяйтесь с одноклассником (соседом по парте тетрадью, проверти правильность выполнения домашней работы).

- Кто выполнил без ошибок поднимите солнышко, кто допустил ошибки –тучку. Тем, у кого возникли сложности – на перемене объясню, как выполнить работу над ошибками.

- С проверки дом. задания.

 

- Выполнить задание в карточке.

 

Учащиеся обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку.

Поднимают карточки.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цели этапа: Актуализировать знания о способах образования слова.

- определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о способах образования новых слов;

- образовывать и писать новые слова с помощью морфем;

- выделять части слова графически;

-- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

 Личностные: развитие самостоятельности

 

- Прочитайте орфографически дату и форму работы. Запишите себе в тетрадь.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в струну «Словообразование». Когда человек посещает другие страны, ему для комфорта необходимо знать язык этой страны. А нам для комфортного посещения страны «Словообразования», какие знания пригодятся?

- В наше путешествие мы отправляемся на поезде.

Слайд 1.
 

 


- Вот локомотив, он тянет за собой сцепленные вагоны. Сцепленные между собой вагоны, называют-состав.

- Если состав поезда состоит из вагонов, то из чего же состоит слолво?

Слайд 2.                           

Историческая справка.

27 сентября 1825 года была открыта первая общественная дорога на северо-востоке Англии Стоктон-Дарлингтон. Первый поезд на ней провел паровоз Lokomotion, чье имя в последствии стало нарицательным.Вскоре не только паровоз, но и другие самоходные рельсовые повозки стали называть локомотивами.

Слайд 3.                                        

- 1 станция «Корень». Как в слове мы находим корень?

- У вас на столе есть желтые карточки. Прочитайте слова и по алгоритму, который мы сейчас с вами вспомнили, выделите корень в словах.

Горевать, гора, пригорюнился.

Рис, рисунок, рисовый.

Речушка, речка, речь.

Фронтальная проверка проводится учителем.

-Какие корни выделили?

- Все ли слова 1 группы будут однокоренными.

-Почему?

- Какое слово будет лишним?

- Подберите к нему синоним.

- Подберите к нему антоним.

- Найдите лишнее слово во 2 группе.

- Дайте характеристику звуком.

- Найдите лишнее слово в 3 группе.

- Молодцы, поехали дальше.

Слайд 4.                       

- 2 станция «Приставка».

- Как мы находим в слове приставки?

- Для чего служит приставка?

- Образуйте новые слова с помощью приставок и корня –беж-.

 


-бежать

при-

у-

на-

пере-

за-

от-

о-

пред-

- Молодцы! Двигаемся дальше.

Слайд 5. 


- 3 станция «Окончание».

- Для чего служит окончание?

- Наш гость Буратино этого не знал и допустил ошибки в написании существительных, исправьте их.

 

Подули в октября, сердитые ветру.

- Молодцы. Поехали дальше.

Слайд 6.                       

- 4 станция «Суффикс».

-  Как в слове мы находим суффикс?

- Используя данный алгоритм, выделите в словах суффикс.

Зернышко, городок, гнездышко, дождик, красноватый.

Слайд 7.                                        

- Следующая станция «Основа слова».

- Мы говорили с вами на эту тему?

- Как вы думаете, нужно ли нам знать об основе слова? Почему?

- Сформулируйте лексическое значение слова – основа.

 

Один из учащихся диктует, все остальные записывают.

 

 

 

 

 

 

- Необходимо знать все о составе слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Корень- это…

- Приставка – это…

- Суффикс – это…

-Окончание – это….

 

 

 

 

Слушают историческую справку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассказывают правило.

 

 

- Выполняют задание на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет.

- У них разное лексическое значение.

- Пригорюнился.

Подбирают синонимы.

Подбирают антонимы к слову.

 

- Рис.

Дают характеристику звуков.

- Речь.

 

 

 

Рассказывают правило.

 

- Для образования новых слов.

 

На доске с помощью карточек формируют новые слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Для связи слов в словосочетаниях.

 

В словосочетаниях, записанных на доске, ребята исправляют ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают правило.

Учащиеся на доске выделяют суффикс.

 

 

 

 

 

 

- Нет.

-Да. Это часть слова, которая входит в состав слова.

 

Один из подготовленных учащихся читает лексическое значение слова из толкового словаря.

IV. Определение темы урока

Цель этапа: актуализировать знания о способах образования слова, о значении основы слова

 Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные:  развитие самостоятельности

- Тема нашего урока – основа слова.

 Каким будет сегодняшний урок?

 

 

- Урок новых знаний.

 

 

 

 

V. Постановка учебной задачи

Цель этапа: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений.

 Личностные:

проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

 

Предметные:

использование приобретённых терминов

- Какие цели поставим?

Ставят цели на урок.

VI. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Построение проекта выхода из затруднения через постановку целей учебной деятельности. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение нового способа действий

            Познавательные: формирование понятия, навык грамотного письма

Регулятивные: работа по плану, контроль и оценка

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками при работе в паре

- Выходим на станции «Основа» и идем на поиски новых знаний. Люди каждый день утром делают зарядку, чтобы день прожить легко и с хорошим настроением. Давайте мы тоже сделаем зарядку, чтобы наш поход прошел на отлично.

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3.)

 

 

 

 

 

 

 

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях, рефлексия достижения цели урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем;

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности;

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности;

- Тело мы с вами размяли, а как же наши кисти.

Минутка чистописания.

о   е   о   е

-Какие буквы будем записывать?

- Что между ними общего?

 

- Почему букву е можно назвать особенной?

- Пропишите гласные красиво и аккуратно.

 

- Какой этап урока идет после минутки чистописания?

- В орфографическом словаре найдите слово, которое начинается на одну из букв нашего чистописания и обозначает один раз, как-то раз или когда-то раньше. Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните гласные, написание которых нужно запомнить.

Слайд 8.
 


- Прочитайте слова.

Слайд 9.
 


- Что изменилось?

- Что входит в основу слова?

- Что не входит в основу слова?

- Сформулируйте правило, что такое основа. (Запомните 1 часть)

- В окончании слова, в суффиксе или приставке заключено ли  лексическое значение?

- В корне заключено ли  лексическое значение?

-  Посмотрите внимательно на доску. А в основе заключено лексическое значение? (Запомните 2 часть).

- Как находить и выделять основу? (Запомните 3 часть).

- А теперь соедините три запомнившиеся части вместе. Что получилось?

 

- Откройте страницу учебника 95 и проверьте, правильно ли вы сформулировали правило?

- Молодцы, вы самостоятельно сформулировали правило. Вы уже знаете, как найти основу слова. Давайте наши знания применим на практике. Прочитайте задание к упражнению 179. Проговорите алгоритм действий над данным упражнением.

- Как будем разбирать слово по составу.

К доске идут 2 учащихся. 1 - записывает формы слова, 2 – однокоренные слова.

Информация для любознательных.

Учитель демонстрирует словообразовательный словарь.

Слайд 10.                                                             

 

 

 

- О,е.

- Они гласные. Они являются соединительными гласными в сложных словах.

- Она дает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной и после ь и ъ знаков.

Записывают гласные.

- Словарная работа.

 

- Однажды.

 

 

Прописывают слово – однажды. Ставят ударение, подчеркивают гласные, написание которых нужно запомнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Появилась основа слова.

- Приставка, корень, суффикс.

- Окончание.

- Часть слова без окончания называется основой.

 

- Нет.

 

-Да.

 

-Да. В основе заключено   лексическое значение

 

 

- Чтобы выделить основу, нужно отделить окончание.

- Часть слова без окончания называется основой. В основе заключено   лексическое значение. Чтобы выделить основу, нужно отделить окончание.

-Да.

 

 

- Прочитать текст. Найти слова с корнем ящер-. Записать слова группами: 1-однокоренные слова, 2-формы одного и того же слова. Выделить в словах все значимые части.

 

 

 

 

- Окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Записывают в тетрадь слова в два столбика.

IIX. Защита проекта

Цель этапа: актуализация знаний, анализ работы, самооценка.

 

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, работать в группах.

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Предметные:

Умение выполнять устно и письменно задания.

Разграничивать орфограммы, звуки и буквы родного языка.

Объединять в группы слова по признаку.

- В течение двух н недель вы готовили проект. Вы подбирали однокоренные слова и формы слова. Выделяли все значимые части. Искали эти слова во фразеологизмах, в УНТ. Все ли вы части слова обозначили?

- Какую не выделили?

-Объединитесь в группы и доделайте свою работу.

 

 

 

 

- Нет.

-Основу.

Объединяются в группы, выполняют работу и защищают проект.

IX. Рефлексия

Цель этапа: Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности;

делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какие цели ставили?

- Достигли их?

- Ребята, если вы все поняли и можете объяснить другому поднимите - солнышко.

Если вы все поняли, но затрудняетесь объяснить другому поднимите – солнышко и тучку.

Если пока затрудняетесь сделать разбор слова по составу – тучку.

- Об основе.

Проговаривают цели.

-Да.

 

X. Домашнее задание.

Цель этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

принимать учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

 

- Белые карточки на ваших столах, это ваша домашняя работа.

 

 Если вы хотите получить высокую оценку за домашнюю работы, то выделяете в словах все части, которые мы знаем. А если вам достаточно невысокой отметки, то выделите в словах только основу.

Я надеюсь, что вы у меня трудяги и выполните задание на отлично.

Оглашает оценки.

- Спасибо за урок.

 

Записывают домашнее задание в дневник.