Технологическая карта урока в 3 классе "Состав слова"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока в 3 классе "Состав слова"

Оценка 4.9
docx
05.02.2020
Технологическая карта урока в 3 классе "Состав слова"
3 класс Состав слова.docx

Технологическая карта

Предмет: Русский язык.

ФИО учителя: Алейникова Галина Владимировна

Класс: 3

Дата проведения: 09.10.2017г.

Базовый УМК: «ШКОЛА РОССИИ»,Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч 1/В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.-6-е изд.-М.: Просвещение, 2016, Русский язык  Рабочая тетрадь.3 класс. В.П.Канакина  Учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 1. 5-е издание. Москва. Издательство «Просвещение», 2017

Тема урока: Состав слова

Цели:

 формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;

развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

• осуществлять межпредметные связи;

• воспитывать аккуратность в записях, дружеские отношения в коллективе.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие (физкульт.минутка, смена видов деятельности),личностно-ориентированные (индивидуальная работа), проблемное обучение, игровые.

Средства обучения (оборудование): презентация Power Point к уроку по заданной теме, колонки, ноутбук, проектор, учебник В.П.Канакина,. Русский язык 3 класс, 1 ч., сигнальные карточки для рефлексии, раздаточный материал.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить и выделять приставку, суффикс, окончание, основу, корень слова.

 

 

 

 

 

 

I.Организационный момент.

Цели этапа: проверка готовности учащихся; организация внимания, внутренняя готовность на личностно значимом уровне к выполнению учебной деятельности 

Личностные:

умение организовывать свое рабочее место, умение сосредоточить внимание.

 

Учитель приветствует учащихся и гостей.

- Прозвенел уже звонок.

  Начинается урок.

  Желаю каждому трудиться,

 Чтоб новым знанием обогатиться.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Ученик:

Раз, два.

Класс:

Три, четыре.

Ученик:

Три, четыре.

Класс:

Раз, два.

Ученик:

Быть должны у нас в порядке…

Класс:

Книжки, ручки и тетрадки!

Ученик:

Каждой вещи – своё место.

А девиз у нас какой?!

Класс:

Всё, что нужно – под рукой!

 

II.Проверка домашней работы.

Цели этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН

                     выяснить степень усвоения заданного на дом материала; ликвидировать обнаруженные недочеты.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, работать в группах.

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность

 

Учитель:  С чего начинаем урок?

 

- Что было задано на дом?

Учитель: Обменяйтесь с одноклассником (соседом по парте тетрадью, проверти правильность выполнения домашней работы).

- Кто выполнил без ошибок поднимите солнышко, кто допустил ошибки –тучку. Тем, у кого возникли сложности – на перемене объясню, как выполнить работу над ошибками.

- С проверки дом. задания.

 

- Выполнить задание в карточке.

 

Учащиеся обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку.

Поднимают карточки.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цели этапа: Актуализировать знания о способах образования слова.

- определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о способах образования новых слов;

- образовывать и писать новые слова с помощью морфем;

- выделять части слова графически;

-- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

 Личностные: развитие самостоятельности

 

- Прочитайте орфографически дату и форму работы. Запишите себе в тетрадь.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в струну «Словообразование». Когда человек посещает другие страны, ему для комфорта необходимо знать язык этой страны. А нам для комфортного посещения страны «Словообразования», какие знания пригодятся?

- В наше путешествие мы отправляемся на поезде.

Слайд 1.
 

 


- Вот локомотив, он тянет за собой сцепленные вагоны. Сцепленные между собой вагоны, называют-состав.

- Если состав поезда состоит из вагонов, то из чего же состоит слолво?

Слайд 2.                           

Историческая справка.

27 сентября 1825 года была открыта первая общественная дорога на северо-востоке Англии Стоктон-Дарлингтон. Первый поезд на ней провел паровоз Lokomotion, чье имя в последствии стало нарицательным.Вскоре не только паровоз, но и другие самоходные рельсовые повозки стали называть локомотивами.

Слайд 3.                                        

- 1 станция «Корень». Как в слове мы находим корень?

- У вас на столе есть желтые карточки. Прочитайте слова и по алгоритму, который мы сейчас с вами вспомнили, выделите корень в словах.

Горевать, гора, пригорюнился.

Рис, рисунок, рисовый.

Речушка, речка, речь.

Фронтальная проверка проводится учителем.

-Какие корни выделили?

- Все ли слова 1 группы будут однокоренными.

-Почему?

- Какое слово будет лишним?

- Подберите к нему синоним.

- Подберите к нему антоним.

- Найдите лишнее слово во 2 группе.

- Дайте характеристику звуком.

- Найдите лишнее слово в 3 группе.

- Молодцы, поехали дальше.

Слайд 4.                       

- 2 станция «Приставка».

- Как мы находим в слове приставки?

- Для чего служит приставка?

- Образуйте новые слова с помощью приставок и корня –беж-.

 


-бежать

при-

у-

на-

пере-

за-

от-

о-

пред-

- Молодцы! Двигаемся дальше.

Слайд 5. 


- 3 станция «Окончание».

- Для чего служит окончание?

- Наш гость Буратино этого не знал и допустил ошибки в написании существительных, исправьте их.

 

Подули в октября, сердитые ветру.

- Молодцы. Поехали дальше.

Слайд 6.                       

- 4 станция «Суффикс».

-  Как в слове мы находим суффикс?

- Используя данный алгоритм, выделите в словах суффикс.

Зернышко, городок, гнездышко, дождик, красноватый.

Слайд 7.                                        

- Следующая станция «Основа слова».

- Мы говорили с вами на эту тему?

- Как вы думаете, нужно ли нам знать об основе слова? Почему?

- Сформулируйте лексическое значение слова – основа.

 

Один из учащихся диктует, все остальные записывают.

 

 

 

 

 

 

- Необходимо знать все о составе слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Корень- это…

- Приставка – это…

- Суффикс – это…

-Окончание – это….

 

 

 

 

Слушают историческую справку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассказывают правило.

 

 

- Выполняют задание на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет.

- У них разное лексическое значение.

- Пригорюнился.

Подбирают синонимы.

Подбирают антонимы к слову.

 

- Рис.

Дают характеристику звуков.

- Речь.

 

 

 

Рассказывают правило.

 

- Для образования новых слов.

 

На доске с помощью карточек формируют новые слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Для связи слов в словосочетаниях.

 

В словосочетаниях, записанных на доске, ребята исправляют ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают правило.

Учащиеся на доске выделяют суффикс.

 

 

 

 

 

 

- Нет.

-Да. Это часть слова, которая входит в состав слова.

 

Один из подготовленных учащихся читает лексическое значение слова из толкового словаря.

IV. Определение темы урока

Цель этапа: актуализировать знания о способах образования слова, о значении основы слова

 Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные:  развитие самостоятельности

- Тема нашего урока – основа слова.

 Каким будет сегодняшний урок?

 

 

- Урок новых знаний.

 

 

 

 

V. Постановка учебной задачи

Цель этапа: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений.

 Личностные:

проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

 

Предметные:

использование приобретённых терминов

- Какие цели поставим?

Ставят цели на урок.

VI. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: Построение проекта выхода из затруднения через постановку целей учебной деятельности. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение нового способа действий

            Познавательные: формирование понятия, навык грамотного письма

Регулятивные: работа по плану, контроль и оценка

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками при работе в паре

- Выходим на станции «Основа» и идем на поиски новых знаний. Люди каждый день утром делают зарядку, чтобы день прожить легко и с хорошим настроением. Давайте мы тоже сделаем зарядку, чтобы наш поход прошел на отлично.

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3.)

 

 

 

 

 

 

 

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях, рефлексия достижения цели урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем;

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности;

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности;

- Тело мы с вами размяли, а как же наши кисти.

Минутка чистописания.

о   е   о   е

-Какие буквы будем записывать?

- Что между ними общего?

 

- Почему букву е можно назвать особенной?

- Пропишите гласные красиво и аккуратно.

 

- Какой этап урока идет после минутки чистописания?

- В орфографическом словаре найдите слово, которое начинается на одну из букв нашего чистописания и обозначает один раз, как-то раз или когда-то раньше. Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните гласные, написание которых нужно запомнить.

Слайд 8.
 


- Прочитайте слова.

Слайд 9.
 


- Что изменилось?

- Что входит в основу слова?

- Что не входит в основу слова?

- Сформулируйте правило, что такое основа. (Запомните 1 часть)

- В окончании слова, в суффиксе или приставке заключено ли  лексическое значение?

- В корне заключено ли  лексическое значение?

-  Посмотрите внимательно на доску. А в основе заключено лексическое значение? (Запомните 2 часть).

- Как находить и выделять основу? (Запомните 3 часть).

- А теперь соедините три запомнившиеся части вместе. Что получилось?

 

- Откройте страницу учебника 95 и проверьте, правильно ли вы сформулировали правило?

- Молодцы, вы самостоятельно сформулировали правило. Вы уже знаете, как найти основу слова. Давайте наши знания применим на практике. Прочитайте задание к упражнению 179. Проговорите алгоритм действий над данным упражнением.

- Как будем разбирать слово по составу.

К доске идут 2 учащихся. 1 - записывает формы слова, 2 – однокоренные слова.

Информация для любознательных.

Учитель демонстрирует словообразовательный словарь.

Слайд 10.                                                             

 

 

 

- О,е.

- Они гласные. Они являются соединительными гласными в сложных словах.

- Она дает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной и после ь и ъ знаков.

Записывают гласные.

- Словарная работа.

 

- Однажды.

 

 

Прописывают слово – однажды. Ставят ударение, подчеркивают гласные, написание которых нужно запомнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Появилась основа слова.

- Приставка, корень, суффикс.

- Окончание.

- Часть слова без окончания называется основой.

 

- Нет.

 

-Да.

 

-Да. В основе заключено   лексическое значение

 

 

- Чтобы выделить основу, нужно отделить окончание.

- Часть слова без окончания называется основой. В основе заключено   лексическое значение. Чтобы выделить основу, нужно отделить окончание.

-Да.

 

 

- Прочитать текст. Найти слова с корнем ящер-. Записать слова группами: 1-однокоренные слова, 2-формы одного и того же слова. Выделить в словах все значимые части.

 

 

 

 

- Окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Записывают в тетрадь слова в два столбика.

IIX. Защита проекта

Цель этапа: актуализация знаний, анализ работы, самооценка.

 

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, работать в группах.

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Предметные:

Умение выполнять устно и письменно задания.

Разграничивать орфограммы, звуки и буквы родного языка.

Объединять в группы слова по признаку.

- В течение двух н недель вы готовили проект. Вы подбирали однокоренные слова и формы слова. Выделяли все значимые части. Искали эти слова во фразеологизмах, в УНТ. Все ли вы части слова обозначили?

- Какую не выделили?

-Объединитесь в группы и доделайте свою работу.

 

 

 

 

- Нет.

-Основу.

Объединяются в группы, выполняют работу и защищают проект.

IX. Рефлексия

Цель этапа: Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности;

делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какие цели ставили?

- Достигли их?

- Ребята, если вы все поняли и можете объяснить другому поднимите - солнышко.

Если вы все поняли, но затрудняетесь объяснить другому поднимите – солнышко и тучку.

Если пока затрудняетесь сделать разбор слова по составу – тучку.

- Об основе.

Проговаривают цели.

-Да.

 

X. Домашнее задание.

Цель этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

принимать учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

 

- Белые карточки на ваших столах, это ваша домашняя работа.

 

 Если вы хотите получить высокую оценку за домашнюю работы, то выделяете в словах все части, которые мы знаем. А если вам достаточно невысокой отметки, то выделите в словах только основу.

Я надеюсь, что вы у меня трудяги и выполните задание на отлично.

Оглашает оценки.

- Спасибо за урок.

 

Записывают домашнее задание в дневник.

 


 

Технологическая карта Предмет:

Технологическая карта Предмет:

I .Организационный момент. Цели этапа: проверка готовности учащихся; организация внимания, внутренняя готовность на личностно значимом уровне к выполнению учебной деятельности

I .Организационный момент. Цели этапа: проверка готовности учащихся; организация внимания, внутренняя готовность на личностно значимом уровне к выполнению учебной деятельности

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, работать в группах

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, работать в группах

Вот локомотив, он тянет за собой сцепленные вагоны

Вот локомотив, он тянет за собой сцепленные вагоны

Все ли слова 1 группы будут однокоренными

Все ли слова 1 группы будут однокоренными

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

V . Постановка учебной задачи

V . Постановка учебной задачи

Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните гласные, написание которых нужно запомнить

Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните гласные, написание которых нужно запомнить

Посмотрите внимательно на доску

Посмотрите внимательно на доску

IIX . Защита проекта Цель этапа: актуализация знаний, анализ работы, самооценка

IIX . Защита проекта Цель этапа: актуализация знаний, анализ работы, самооценка

Если вы хотите получить высокую оценку за домашнюю работы, то выделяете в словах все части, которые мы знаем

Если вы хотите получить высокую оценку за домашнюю работы, то выделяете в словах все части, которые мы знаем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020