ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ в 9 классе
Тема и номер урока в теме |
Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 2 «Изучение фенотипов растений. Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой». |
Тип и вид урока |
Комбинированный; диалог, беседа, практикум |
Цель урока |
Создать условия для грамотного восприятия учебного материала; изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства. |
Задачи урока |
Образовательная: рассмотреть примеры фенотипической изменчивости, выявить свойства и её значение в эволюционном процессе; |
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь; |
|
Воспитательная: содействовать эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения, собственных убеждений воспитание гуманного отношения ко всему живому. |
|
Планируемые результаты (предметные) |
Дать определение понятиям: норма реакции, модификационная изменчивость; объяснить характерные особенности фенотипической изменчивости. |
Личностные |
Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни. |
Метапредметные (универсальные учебные действия)
|
Регулятивные- самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. |
Познавательные- структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. |
|
Коммуникативные- формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
|
Формы и методы обучения |
Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная/Методы: словесные( беседа, диалог), наглядные( работа с рисунками, схемами), дедуктивные ( анализ, применение знаний, обобщение), методы оценивания: самооценка учащимися своей деятельности, оценка товарища, оценка учителя. |
Понятия и термины |
Модификационная изменчивость, модификация, норма реакции, вариационный ряд, вариационная кривая. |
Источники информации |
Учебник: Биология. Москва.Просвещение.2018 с.76-79-Параграф 22; наборы биологических объектов- листья клёна; презентация; ресурсный материал к уроку (технологическая карта урока, бланки для отчета, инструкции, бланк для самооценки). |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока, цель |
Методический приём |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
I.Орг. момент. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок. |
Вводная беседа. |
СЛАЙД №1 Приветствие учителя. Краткая установка на ход проведения урока: наличие бланка самопроверки. СЛАЙД № 2 - Но сначала закрепим изученный материал. |
Приветствие - подготовка рабочего места;
|
Осуществляют самопроверку. |
Наблюдение, устные ответы.
|
II. Актуализация опорных знаний.
|
Фронтальный опрос. |
1.Какую тему вы изучали на предыдущих двух уроках? 2.А что такое, изменчивость? 3. Какие виды изменчивости различают? 4. В каких двух формах она проявляется? Молодцы! Следующий этап проверки дом.задания. СЛАЙД № 3 |
Называют: изменчивость. Генотипическую и фенотипическую; 1.Мутационная, 2. Комбинативная |
Знание биологических понятий. |
Устные ответы |
Индивидуальные задания в формате ОГЭ по карточкам |
ЗАДАНИЕ 1. Верны ли следующие суждения о мутационной изменчивости. А. Изменения возникают внезапно, в результате чего у организма появляются новые свойства. Б. Мутационная измечивость характеризуется направленностью, т.е. можно достоверно предсказать, какой именно будет ген изменён под действем среды. 1.Верно только А; 2. Верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны. СЛАЙД № 4 Верны ли следующие суждения о комбинативной изменчивости. А. В условиях случайного комбинирования генов при половом процессе взаимодействие различных неаллельных генов создаёт новые признаки; Б. Повышает жизнеспособность потомства. 1.Верно только А; 2. Верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны. СЛАЙД № 5 Взаимопроверка выполненной работы. |
Выполняют работу, выбирают правильное суждение –по 1 минуте на задание.
Учащиеся передают свой ответ товарищу по парте и сравнивают его с ответами на слайде. |
Знание биологических понятий.
Методы оценивания: самооценка учащимися своей деятельности. |
Письменный ответ
Заполнение бланка самопроверки. |
|
III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала |
Работа со схемой «Изменчивость» |
СЛАЙД №6 Используя данную схему,давайте определимся с темой урока? Верно. Фенотипическая изменчивость. Число и тему урока запишите в тетрадь.
А какова цель урока? Определив тему, сформулировав цель урока, какие можно поставить задачи для достижения поставленной цели?
СЛАЙД №7. А каковы пути решения поставленных задач?
|
Называют вид изменчивости, который ещё не изучен.
Изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства. 1. Дать определение определению фенотипическая изменчивость. 2. Найти отличия между фенотипической изменчивостью и генотипической. 3. Привести примеры фенотипической изменчивости. 4. Исследовать особенности фенотипической изменчивости.
|
Осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы.
Самостоятельно определять цель учебной деятельности,
Постановка задач. |
Устные ответы.
Устные ответы |
IV. Этап усвоения новых знаний |
Работа с учебником с.76- 77 |
Используя материал параграфа 22, выпишите новые биологические понятия и дайте им определение. Фенотипическая, или модификационная изменчивость- это способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в результате воздействия факторов среды. Норма реакции- пределы модификационной изменчивости какого – либо признака. Норма реакции Широкая Узкая Но никогда не выходит окраска шерсти за нормы Каковы отличия между фенотипической и генотипической изменчивостью.
СЛАЙД №8- даёт ответ на решение задачи 3. |
Выписывают в тетрадь следующие понятия: Модификационная изменчивость, норма реакции.
Используя таблицу в тетради называют отличия.
Используя рисунки и фотографии слайда рассказывают о примерах фенотипической изменчивости |
Работать с источником информации, находить главное.
Умение приводить примеры, используя источник информации. |
Определение понятий.
Устный ответ.
Устный ответ.
Устный ответ. |
V. Этап закрепления знаний |
Беседа.
Письменное упражнение
Ситуативная технология
Моя лаборатория.
|
Вспомните, какие признаки бывают у организмов? Обратим своё внимание на бланк самооценки. Найдите задание 2. СЛАЙД №9 схема. Занесите цифру, которая соответствует примеру из перечисленных признаков в свою колонку. СЛАЙД №10 ответ СЛАЙД №11 – Задание 3. Для выполнения вами следующей задачи необходимо с перемешанного списка предложенных характеристик выбрать те, которые соответствуют модификационной изменчивости, а какие - мутационной. Для этого есть цветные наклейки, которые размещаются против каждого признака. Наклеивайте звездочку соответствующего цвета против признака наследственной изменчивости, и против признака ненаследственной - звездочку другого цвета. СЛАЙД №12 - ответы Молодцы! Практически все справились с этой задачей. Распределение наклеек верно. Это говорит о качественном уровне подготовки к решению очередной задачи. СЛАЙД № 13 -А теперь пожмите руку своему сопернику, потому что сейчас он будет вашим союзником в решении общих вопросов, а именно в решении 4-ой задачи. Ребята, у вас на столе имеются инструкции выполнения лабораторных работ: №1.«Описание фенотипов растений» №2 «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной прямой» |
Качественные и количественные
На столе из перемешанного списка берут характеристику и выходят к доске наклеивают смайлик.
Работа с инструкцией ЛР
Выполнение ЛР по алгоритму |
Работать с источником информации, находить главное.
Устанавливать причинно- следственные связи.
Производить морфолого- биологический анализ |
Устный ответ
Ответ с использованием светового сигнала.
Заполнение бланка отчета. |
VI.Оценочно – рефлексивный этап |
Рефлексивная беседа |
Ваше время истекло. Выводы формулируйте коротко, точно .СЛАЙД №14 Можете ли вы с уверенностью сказать: « Я могу дать определение понятиям – модификационная (фенотипическая) изменчивость, норма реакции. Я знаю что у организмов бывают ……. и ……признаки. К качественным относятся следующие примеры:……, а количественным -… Я могу построить вариационную кривую, используя следующий алгоритм…. |
Анализ выполненной работы.
Личный результат. |
Умение делать выводы. |
Устный ответ, заполнение бланка отчета. |
VII. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. |
Беседа, инструктаж |
СЛАЙД № 15 Человеку, как и всем живым организмам, свойственна модификационная изменчивость, которая помогает ему приспосабливаться к окружающей среде. Подумайте и приведите примеры модификационной изменчивости человека, беря во внимание, что человек – бисоциальное существо. СЛАЙД №16 Занятия
закончено!
|
Поиск дополнительной литературы с использованием интернет- ресурсов. |
Умение готовить рефераты, презентацию (3-мин) |
|
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА
1.Бланк самооценки.
2.МОЯ ЛАБОРАТОРИЯ. Инструкция. №1.«Описание фенотипов растений». Инструкция №2. «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной прямой»
3.Раздаточный материал – набор листьев клёна. Живые объекты- герань.
4. Карточки – характеристики, смайлики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.