Технологическая карта урока "Вирусы – неклеточная форма жизни "

  • docx
  • 30.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вирусы – неклеточная форма жизни.docx

Практическая работа: разработка технологической карты урока

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Борисенкова Марина Геннадьевна

Место работы

МАОУ « СОШ совхоза им. Ленина»

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

34 урока ( 16 урок по теме)

Тема урока

Вирусы – неклеточная форма жизни

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):                                                                   урок освоения новых знаний и умений

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции.

Метапредметные

   Базовые логические действия:

 - воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения. использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения.

   Базовые исследовательские действия:

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения.

    Работа с информацией:

 - выявлять недостаточность и избыточность информации; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

   Общение:

-владеть различными способами общения и взаимодействия; понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения

  Самоорганизация:

 - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  Самоконтроль:

 - давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям

Предметные: развивать логическое мышление; овладеть основными биологическими понятиями; научить использовать данные понятия при выполнении учебных задач.

Ключевые слова : Вирус. Бактериофаг. ДНК. РНК. Капсид. Ретровирусы. ВИЧ. СПИД. Эндоцитоз, экзоцитоз.

Краткое описание

Урок по предмету  « Биология»  для  10 класса по теме   «Вирусы – неклеточная форма жизни» урок освоения новых знаний и умений

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые  мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Здравствуйте ребята, садитесь. Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть сегодня из урока много нового и интересного.

Эпиграф: Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения. Значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Определите правильность суждения о вирусах заполнение таблицы  первой колонки «до изучения темы» (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)

Суждения (вопросы)

До изучения темы

После изучения темы

1. Вирусы – это одноклеточные организмы

 

 

2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»

 

 

3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков

 

 

4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты

 

 

5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧинфицированного ребёнка

 

 

6. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий

 

 

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Проводит подводящий диалог:                                                                                                                                                                                                             Вирусы это «существа или вещества»? Как вы думаете?  Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств  против СПИДа?  Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?  Что для этого нужно знать, чтобы противостоять вирусам?  Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов. Какие знания о вирусах вам  необходимы, чтобы эту важную миссию? Какую цель ставите  перед собой на уроке?

Цель: изучить состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

1.Посмотреть видеофрагмент Вирусы история открытия. Изучения и строения вирусов

2.Смысловое чтение  текста, поиск в группах ответа на вопросы

Задание для 1 группы. "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка"

Ответьте на вопрос: Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?

Задание для 2 группы. «Вирусы - самозваные диктаторы и двигатели эволюции»

Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.

Задание для 3 группы. "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".                                                                                                    Определите: Какие организмы могут поражаться вирусами?

Какие заболевания они вызывают?

Пути передачи вирусов?

Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний.

Отчёты по заданиям. После завершения работы группы готовятся к выступлению. Заслушивается выступающие от каждой группы. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу,   и записывают в тетрадь.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило)

1.Работа с терминами (запись в тетрадь)                                                                                                                                                                            2.Предлагаю вам отправиться в виртуальную лабораторию в качестве ученых-вирусологов и изучить вирусы.                                                                              1) группа ученых будет изучать «Строение вирусов».                                                                                                                                                                                                                  2 )группа вирусологов изучит «Бактериофаги»                                                                                                                                                                                  3) группа вирусологов изучит «Механизм проникновения вирусов в клетку».                                                                                                                                               4) группа изучает «Вирусные болезни человека и их профилактика» + один ученик подготовил сообщение по теме СПИД

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Предлагаю выполнить самостоятельно лабораторную работу в информационных листах. Заполните таблицу

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВИРУСОВ

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Специфические черты





Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Гипотезы происхождения вирусов ( Вирусы – потомки бактерий – результат их регрессивной эволюции, Вирусы – заблудившиеся клеточные органоиды (рибосомы, фрагменты хромосом) Занесены из космоса с космической пылью)                                                                                  Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему (вакцинация, химиотерапия, интерферон-  защитный белок)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

ОГЭ  -   Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте . ВИРУСЫ

Вирусы - ---------- (А) формы жизни, проявляющие некоторые признаки живых организмов только внутри других клеток. Вирус состоит из генетического материала и -------(Б). Генетический материал образован ------(В): ДНК или РНК. ДНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку встраивают свою ДНК в собственный генетический материал клетки. РНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку сначала преобразуют информацию своей РНК в ДНК, путём -------(Г), а затем она встраивается в генетический материал клетки.                                                                                                                                                                                                                                Перечень терминов: 1) белок   2) нуклеиновая кислота3) клеточная мембрана4) белковый капсид5) обратная транскрипция6) трансляция7) одноклеточный8) неклеточный                                                                                                                                                                                                        Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

А

Б

В

Г

ЕГЭ - 1. Какие признаки характерны для вирусов? Ответ

1)Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках.
2) Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки: они на порядок меньше клеток и гораздо проще построению.
3) Вирусы содержат либо ДНК, либо РНК, но не обе молекулы одновременно.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

 «Научное объяснение явлений»     Вирус табачной мозаики Вирус табачной мозаики - возбудитель мозаичной болезни, поражающей растения. Инфекция среди растений распространяется при повреждении покровов листьев необработанным садовым инвентарем, а также через огородных вредителей, которые питаются соками растений. У заболевших растений наблюдается рисунок из размытых желтых пятен, неровности и бугорки на поверхности листа, а сами они отстают в росте и развитии, уменьшают отдачу урожая в несколько раз, а при сильном поражении погибают.                                                                                                                                                                                              Через какой недезинфицированный садовый инвентарь человек может передавать растению возбудителя табачной мозаики?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный вопрос? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? 

Ответы учащихся:

  -  Вирусы микроскопичны

  -  Вирусы – неклеточные формы жизни

  - Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е.  мутируют

    - Могут долгое  время  находится в скрытой форме.

Написать синквейн на тему «Вирус»

1. Тема

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Краткая фраза, отражающая суть темы

5. Ключевое слово темы

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Дополните предложения:  

 Я понял (а)… Я узнал (а)… Я разобрался (ась)… Я похвалил (а ) бы себя …   Было интересно …  Было трудно…

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Параграф учебного пособия, ответить на вопросы после параграфа.                                                                                                                    Выбрать одно из заданий:         А) написать памятки о профилактике одного из  вирусных заболеваний; доклады « Вирусные заболевания», «Есть ли будущее у вирусов?»   Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы,  тоже назвали вирусом?            В) подготовить сообщение о китайском короновирусе COVID-19

 


 

Скачано с www.znanio.ru