§ 4. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ
Уроки 77 – 81. ОТНОШЕНИЯ
Цели деятельности учителя |
Главная дидактическая цель: ввести понятие отношения и процентного отношения двух чисел, двух величин; определить, что показывает отношение; создать условия для применения отношений чисел и величин, решения текстовых задач на отношения и проценты; способствовать развитию математической речи, навыков быстрого счета, активной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; понимание значимости темы для повседневной жизни и решения практических задач. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии; преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств; устанавливать причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знают, что называют отношением двух чисел, что показывает отношение двух чисел или величин; умеют переводить отношения в проценты, решают задачи на отношения и проценты. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; понимание значимости темы для повседневной жизни и решения практических задач. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии; преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств; устанавливать причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Основные понятия |
Отношение чисел, частное чисел, часть от числа, взаимно обратные числа |
Ресурсы |
Учебник. Мультимедийный проектор или интерактивная доска. Жохов В. И. Математические диктанты. 6 класс. URL: http://zhohov.info/docs/matematicheskie jlictanti_6kl.pdf Чесноков А. С., Пешков К. И. Дидактические материалы по математике: 6 класс: практикум. 6-е изд. М.: Академкнига/Учебник, 2014/160 с. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа |
У р о к 77. ОТНОШЕНИЯ
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности |
Актуализирует требования к ученику с позиции учебной деятельности |
Анализ контрольной работы: рассматриваются ошибки и недочеты учащихся, наиболее трудные задания решаются у доски |
Отвечают на вопросы учителя |
Умеют делить дроби, решать текстовые задачи на деление |
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает |
II. Актуализация знаний. Цели: – повторить основные понятия деления чисел; – совершенствовать устные вычислительные навыки учащихся |
Исправляет ответы школьников, указывает правильные ответы |
Устная работа: 1) В шестом классе из 24 учеников 50 % составляют мальчики. Сколько мальчиков в седьмом классе с тем же процентным соотношением мальчиков и девочек, если в нем учится 26 школьников? (13 мальчиков.) 2) Фермер посадил в своем хозяйстве 48 яблонь и 60 груш. Из посаженных яблонь в первый год зацвели 25 % деревьев. Сколько всего деревьев зацвело в первый год, если процент цветения груш такой же, как у яблонь. (27 деревьев.) 3) В компьютерном классе жесткий диск компьютера учителя имеет емкость 600 Гб, а жесткий диск компьютеров учащихся – 400 Гб, и из них заполнены информацией только 80 Гб. Сколько гигабайт свободной памяти на компьютере учителя, если соотношение занятой и свободной емкости такое же, как у компьютеров учащихся? (480 Гб.) |
Устно отвечают на вопросы. Решают задания по указанию учителя |
Знают, как найти процент от числа. Умеют анализировать условие задачи, устанавливать зависимость между величинами, правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
Личностные: понимание значения данной информации в собственной жизни. Познавательные: уметь анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
III. Изучение нового материала. Цели: – ввести понятие отношения и процентного отношения чисел; – способствовать развитию математической речи учащихся |
Организует работу с учебником, вводит понятие отношения и процентного отношения чисел. Контролирует ответы на вопросы, корректируя ответы учащихся при необходимости |
Работа с учебником: с. 117, п. 20. Совместное обсуждение: что называют отношением двух чисел, что показывает отношение двух чисел, как узнать, какую часть число а составляет от числа Ь. Для проверки усвоения материала учащиеся отвечают на вопросы на с. 118. Обратить внимание учащихся на то, какое число является делителем, а какое - делимым; находят отношения не только для чисел, но и для величин; если значения величин выражены разными единицами измерения, надо перейти к одной единице измерения |
Работают с учебником, конспектируют новый материал. Отвечают на вопросы |
Знают, что такое отношение, процентное отношение чисел |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
IV. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Цели: – реализовать освоение нового понятия; – закрепить новое знание в речи и знаках; – зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует работу по решению заданий учебника. Контролирует ход решения задачи учащимися, выбирает учащегося, который работает у доски |
Работа с учебником: с. 118, № 722 (1-я строка), 723 – 725 (письменно в тетрадях и с комментированием у доски); с. 121, № 744 (выражение чисел в процентах). № 723. – При работе с задачами очень важно внимательно прочитать условие. Что просят найти сначала? – Найдите, какую часть всей проволоки составляет первый кусок; второй кусок. Что будем находить в первом действии? (Длину всей проволоки.) 1) 9 + 14,4 = 23, 4 (м) – длина проволоки. – А вторым действием? 2) – составляет первый кусок от всей проволоки. 3) – составляет второй кусок от всей проволоки. – Какую часть длина первого куска составляет от длины второго куска? 4) – составляет длина первого куска от длины второго куска |
Выполняют задания письменно, в тетрадях и у доски |
Знают, что такое отношение, верно используют в речи термины: отношение чисел, отношение величин. Умеют анализировать задачу, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает. Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Что называют отношением двух чисел? – Что показывает отношение двух чисел? Рефлексия «Комплимент». Домашнее задание: п. 20, № 751, 759(a) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
У р о к 78. ОТНОШЕНИЯ
Тип урока: закрепление знаний и новых способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Создает благоприятный психологический настрой на работу, готовит к уроку необходимые принадлежности |
– Как вы понимаете слова М. Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? Устная проверка домашнего задания с объяснением действий и обоснованием правил |
Отвечают на вопрос. Проверяют домашнее задание |
Знают, что такое отношение. Умеют находить значение дробного выражения |
Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: – создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия; – организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; – выявить место (шаг, операцию) затруднения; – зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения |
Работа с учебником: с. 120, № 741 (устно). – Как по-другому называется частное двух чисел? (Отношение двух чисел.) – Что показывает отношение двух чисел? (Показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.) – Каким действием можно узнать, какую часть одно число составляет от другого? (Делением.) – Как выразить обыкновенную дробь в процентах? (100 % умножить на обыкновенную дробь.) – Как проценты перевести в обыкновенную дробь? (Разделить число процентов на 100.) – Как проценты записать в виде десятичной дроби? (Число процентов разделить на 100 и полученную обыкновенную дробь со знаменателем 100 перевести в десятичную дробь.) – Выразите число в процентах: 0,3; 2; |
Выполняют устные вычисления. Дают развернутые ответы на вопросы учителя.
Выражают числа в процентах |
Умеют выполнять арифметические действия с десятичными дробями и натуральными числами. Знают, что показывает отношение двух чисел, каким действием можно узнать, какую часть одно число составляет от другого. Умеют выражать числа в процентах |
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: уметь учитывать правило в планировании и контроле способа решения, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: понимание значимости темы для повседневной жизни и решения практических задач |
III. Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Цели: – реализовать освоение нового понятия; – закрепить новое знание в речи и знаках; – зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует закрепление нового знания в речи и знаках. Фиксирует преодоление возникшего затруднения |
На доске: Длина дороги 480 км. Дорожное управление заасфальтировало 160 км дороги. – Придумайте вопросы, которые можно задать к данным предложениям, чтобы получилась задача. Возможные вопросы: 1. Какая часть дороги заасфальтирована? 2. Какая часть дороги не заасфальтирована? 3. Во сколько раз вся дорога длиннее не заасфальтированной части? 4. Во сколько раз вся дорога длиннее заасфальтированной части? – Ответьте на вопросы задачи. 1) – такая часть дороги заасфальтирована. 2) 480 – 160 = 320 (км) – столько км дороги не заасфальтировано. – такая часть дороги не заасфальтирована. – Как по-другому найти часть не заасфальтированной дороги? ( часть дороги заасфальтирована. Всего 3 части. Значит, две части из трех не заасфальтированы.) 3) . В 1,5 раза вся дорога длиннее не заасфальтированной части. 4) . В 3 раза вся дорога длиннее заасфальтированной части. Работа с учебником: с. 118 – 119, №722(г, з), 732, 736. Каждую часть заданий на части и отношения озвучивать у доски для четкого понимания |
Читают запись на доске. Придумывают вопросы. Решают задачу. Работа с учебником |
Знают, что такое отношение, верно используют в речи термины: отношение чисел, отношение величин. Умеют анализировать задачу, определять количество и порядок действий, необходимых для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств, осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от условия. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает. Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? – Расскажите, чему вы научились. С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке? – Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: п. 20, № 752, 759(б) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
У р о к 79. ОТНОШЕНИЯ
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Создает условия для формирова- ния внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
– Исаак Ньютон считал: «В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми мелкими ошибками». А вы согласны с его словами? Устная проверка домашнего задания с объяснением действий и обоснованием правил |
Выражают свое мнение. Отвечают на вопрос. Проверяют домашнее задание |
Знают, что такое отношение. Умеют находить значение дробного выражения |
Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу |
II. Актуализация знаний. Цели: – повторить правила действий с обыкновенными дробями; – совершенствовать устные вычислительные навыки учащихся |
Исправляет ответы школьников, указывает правильные ответы |
Работа с учебником: с. 121, № 742 (б), 743(3-е и 4-е числа). – Найдите 150 % от чисел: 5; 1000; 20; 250. – Найдите процентное отношение: 3 к 4; 1 к 2; 8 к 25; 4 к 5. – Найдите: от 18; от 24; от 36; от 20. – 1 килограмм клубники в 2 раза дороже килограмма яблок. Что дороже: 10 кг яблок или 5 кг клубники? (Одинаково.) |
Выполняют устные вычисления. Отвечают на вопросы |
Умеют находить проценты от числа, дробь от числа, выполнять действия с обыкновенными дробями |
Познавательные: уметь анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу |
III. Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепить новое знание в речи и знаках |
Организует закрепление нового знания в речи и знаках |
– Найдите отношения: а) 15 кг к 20 т; б) 6 дм к 78 м; в) 45 с к 1 ч. – Давайте сверим ответы. Кто допустил ошибку? Какой вывод можно сделать? В ы в о д: Если значения двух величин выражены разными единицами измерения, то для нахождения отношения этих величин надо предварительно перейти к одной единице измерения. Работа с учебником: с. 119, № 727, 734, 733 (у доски с комментированием) |
Находят отношения величин. Проверяют решение. Выполняют задания на доске и в тетрадях. |
Умеют переводить одни единицы измерения в другие, использовать понятие отношения при решении задач |
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, создавать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Повторение. Цель: организовать повторение материала по теме «Дробные выражения» |
Организует повторение материала |
Работа с учебником: с. 121 – 122, № 747(г), 749 (в тетрадях с последующей проверкой) |
Выполняют задания в тетрадях самостоятельно |
Умеют находить значение дробного выражения, дробь от числа |
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? – Расскажите, чему вы научились. С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке? – Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: п. 20, № 754, 759(в) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
У р о к 80. ОТНОШЕНИЯ
Тип урока: применение знаний и умений.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Работа с учебником: с.121, № 746. (Если есть возможность, лучше вывести таблицы с числами на интерактивную доску или экран.) |
Выражают свое мнение. Отвечают на вопрос. Проверяют домашнее задание |
Знают, что такое отношение. Умеют находить значение дробного выражения |
Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального за- труднения в пробном учебном действии. Цели: – создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия; – организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения |
Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения |
Математический диктант «Отношения» с последующей проверкой. Запишите отношение: 1. Двадцати трех к восьми. 2. Нуля целых двух десятых к нулю целых трем десятым. Найдите значение отношения: 3. Пяти килограммов к двадцати пяти килограммам. 4. Нуля целых четырех десятых к одной целой двум десятым. 5. Какую часть число семь составляет от девяти? 6. Во сколько раз тринадцать больше шести? Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»): 7. Отношение двух чисел увеличится, если каждое из них удвоить. 8. Десять минут составляют одну десятую часть часа |
Выполняют задания математического диктанта. Выполняют работу над ошибками |
Умеют находить отношение чисел |
Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные: уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: уметь оказывать в сотрудничестве необходимую помощь |
III. Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепить новое знание в речи и знаках |
Организует закрепление нового знания в речи и знаках |
Работа с учебником: с. 119, № 730, 735, 739, 740, 750(2). № 739. Что показывает отношение: а) пути, пройденного автомашиной, ко времени ее движения; б) числа деталей, изготовленных станком-автоматом, ко времени его работы; в) стоимости купленных яблок к их массе; г) объема прямоугольного параллелепипеда к площади его основания? (О т в е т ы: а) скорость движения; б) производительность станка; в) цену товара; г) высоту параллелепипеда.) |
Выполняют задания. Делают записи в тетрадях |
Умеют использовать понятие отношения при решении задач. Приводят примеры использования отношений в практике |
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, создавать модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? – Расскажите, чему вы научились. С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке? – Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: п. 20, № 756, 758 (б), 759(г) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
У р о к 81. ОТНОШЕНИЯ
Тип урока: комбинированный.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
– Решите задачи: 1. Банк начисляет на вклад 6 % от вложенной суммы. Сколько рублей будет начислено через месяц на вклад в 30000 рублей? 2. Зарплата продавца составляла 12 000 рублей. К концу года она увеличилась на 17 %. Сколько продавец стал получать? |
Решают задачи письменно в тетрадях |
Знают, что такое проценты. Умеют решать задачи на проценты |
Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: понимание важности задач на проценты в практической жизни |
II. Решение задач. Цель: создать условия для закрепления знаний при решении задач |
Создает условия для закрепления знаний при решении задач |
Работа с учебником: с. 120, № 737, 738 (с комментированием у доски) |
Выполняют задания в тетрадях и у доски |
Умеют решать задачи на проценты и отношения |
Коммуникативные: уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
III. Самостоятельная работа. Цель: создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы |
Создает условия для выполнения учащимися самостоятельной работы |
Самостоятельная работа «Отношения». Вариант I: с. 15-16, № 168-171. Вариант II: с. 43, № 168-171. Вариант III: с. 71, № 168-171. Вариант IV: с. 99, № 168-171* |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу |
Умеют решать задачи на отношения и проценты |
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из математического текста, использовать знаково- символические средства |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Рефлексия «Ладошки». Домашнее задание: п. 20, № 755, 757 |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
У р о к и 82 – 85. ПРОПОРЦИИ
Цели деятельности учителя |
Главная дидактическая цель: ввести понятие пропорции, ее членов, научить составлять пропорции из отношений; создать условия для ознакомления с двумя способами проверки верной пропорции, основным свойством пропорции; отработать умения составлять новые пропорции из данной, решать уравнения, имеющие вид пропорций; способствовать развитию математической речи, активной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; понимание значимости темы для повседневной жизни и решения практических задач. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии; преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств; устанавливать причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знают, что такое отношение, верно используют в речи термины отношение чисел, отношение величин; умеют решать уравнения, используя основное свойство пропорции, составлять новые пропорции из данной, проверять, верна ли пропорция. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; понимание значимости темы для повседневной жизни и решения практических задач. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии; преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств; устанавливать причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Основные понятия |
Пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции |
Ресурсы |
Учебник. Выговская В. В. Сборник практических задач по математике. URL: 6 класс. М.: ВАКО, 2012. 64 с. Жохов В. И. Математические диктанты. 6 класс. URL: http://zhohov.info/docs/matematicheskie_dictanti_6kl.pdf |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа |
У р о к 82. ПРОПОРЦИИ
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Создает условия для формирова- ния внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Устная работа: – Чему равно отношение 20 к 4? 100 к 5? – Отношение какого числа к числу 7 равно 3? – Отношение какого числа к числу 8 равно 4? – Отношение числа 18 к числу х равно 3. Чему равно х? – Отношение числа 15 к числу у равно 5. Чему равно число у? |
Отвечают на вопросы |
|
Коммуникативные: уметь слушать и понимать других, выражать собственное мнение. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном . учебном действии; выявление места и причины затруднения. Цел и: – создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия; – организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; – выявить место (шаг, операцию) затруднения; – зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения |
– Решите задачи: 1) От куска проволоки длиной 15 м отрезали 6 м. Какую часть куска проволоки отрезали? Ответ запишите в виде: обыкновенной дроби; десятичной дроби; процентов. 2) В классе 25 учащихся, из них 10 учатся на четверки и пятерки. Какая часть учащихся учится на четверки и пятерки? Ответ запишите в виде: обыкновенной дроби; десятичной дроби; процентов. – Придумайте отношение, равное 3. Ответы учеников записываются на доске. – Если отношения равны, составим из них равенства. 9: 3 = 36: 12, 48: 16 = 27: 9, . – Как по-другому можно записать данные равенства? (В виде дроби.) – Как называется равенство двух отношений? (Затруднение учащихся.) |
Решают задачи письменно в тетрадях.
Придумывают отношения, равные 3 |
Знают, что такое отношение, верно используют в речи термины отношение чисел, отношение величин. Умеют анализировать задачу, выбирать и объяснять выбор действий, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные: уметь строить логические цепочки рассуждений, анализировать объекты с выделением существенных и несущественных свойств. Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
III. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели |
– Прочитайте тему урока в учебнике. («Пропорции».) – Какую цель вы поставите перед собой? (Узнать, что такое пропорции.) – Что нам поможет освоить эту тему и достичь цели, которую мы перед собой поставили? (Учебник.) |
Определяют цель урока, планируют учебные действия |
|
Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения учебной цели |
IV. Реализация построенного проекта. Цел и: – организовать построение и фиксацию нового знания; – зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует построение и фиксацию нового знания |
Работа с учебником: с. 123, п. 21. Обсуждение и выведение правила: что такое пропорция, как называются числа x и y, m и n в пропорции x: m = n: y; основное свойство пропорции на примере, записанном в учебнике. – Что такое пропорция? – Как определить крайние члены пропорции? – Как определить средние члены пропорции? – Сформулируйте основное свойство пропорции (прямое и обратное утверждения). Важно, чтобы ученики знали, как проверить, верна ли пропорция (см. Ресурсный материал к уроку, с. 206) |
Слушают учителя, работают с учебником, делают записи в тетрадях. Отвечают на вопросы |
Знают, что такое пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из текста, анализировать факты и явления. Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме |
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: закрепление нового знания в речи и знаках |
Организует закрепление нового знания в речи и знаках |
Работа с учебником: с. 125, № 760, 762(в, д, г), 761, 763(г, д) (с комментированием у доски). № 761. – Из каких отношений можно составить верную пропорцию? Сначала считаем, чему равны отношения. 0,6: 5 = 0,12 4,2: 7 = 0,6 : 6,25 = 0,75: 6,25 = 0,12 0,6:5 = : 6,25 |
Выполняют задания в тетрадях и у доски |
Знают, что такое пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции. Умеют решать уравнения, используя основное свойство пропорции |
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу |
VI. Повторение. Цель: организовать повторение материала по теме «Отношения» |
Организует повторение материала по теме «Отношения» |
Работа с учебником: с. 127, № 772, 774 (решение задач самостоятельно в тетрадях) |
Решают задачи самостоятельно в тетрадях |
Умеют решать задачи на отношения и проценты |
Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства. Регулятивные: уметь критически оценивать полученный ответ |
VII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? – Расскажите, чему вы научились. С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке? – Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: п. 21, № 760, 776, 781 (а) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Ресурсный материал
Алгоритмы проверки верности пропорции
1-й способ.
1) Найти произведение крайних членов пропорции.
2) Найти произведение средних членов пропорции.
3) Если произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов, то пропорция верна.
2-й способ.
1) Вычислить числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию.
2) Если отношения равны, пропорция верна. Если отношения не равны, то пропорция неверна.
У р о к 83. ПРОПОРЦИИ
Тип урока: закрепление знаний и новых способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: – актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; – создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Актуализирует требования к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
– Что такое пропорция? – Составьте пропорцию из чисел 1, 2, 4, 8. – Составьте пропорцию из чисел 3, 6, 9, 18. – Закончите составление пропорции: число 16 относится к 8, как число 12 относится к ... – Закончите составление пропорции: число 21 относится к 7, как число 15 относится к ... – Сформулируйте основное свойство пропорции. (Формулируют.) – В пропорции 4: 32 =1: 8 выделите крайние и средние члены. – Чему равно x в уравнении x: 3 = 7: 6? – Чему равно y в уравнении 8: y = 24: 5? |
Отвечают на вопросы, выполняют задания |
Знают, что такое пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Коммуникативные: уметь слушать и понимать других, выражать собственное мнение. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
II. Актуализация знаний. Цели: – создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия; – организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения |
Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения |
На доске записана пропорция: 4: 3 = 12: 9 – Составьте из чисел данной пропорции другие пропорции и проверьте, верны ли они. 9: 3 = 12: 4, 4: 12 = 3: 9, 9: 12 = 3: 4 |
Составляют пропорции в тетрадях |
Знают и умеют проверять, верна ли пропорция. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные: уметь строить логические цепочки рас- суждений. Регулятивные: уметь оценивать правильность полученного ответа |
III. Закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
Работа с учебником: с. 125, № 762 (а, б, е), 763(а, б, в, е), 764, 765 (с комментированием у доски). № 765. 4: 0,2=180: 9, 0,2: 4 = 9: 180, 180: 4 = 9: 0,2 |
Выполняют задания у доски и в тетрадях |
Знают и умеют проверять, верна ли пропорция. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из текстов разного вида. Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
- Подведем итоги урока. Проверим, как вы усвоили тему. Математический диктант «Пропорции» (см. Ресурсный материал к уроку) Домашнее задание: п. 21, № 760, 777 (а, в), 781 (б) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
Знают и умеют проверять, верна ли пропорция. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Ресурсный материал
Математический диктант «Пропорции»
Запишите пропорцию:
1. Число восемнадцать так относится к четырем, как двадцать семь относится к шести.
2. Отношение трех к пяти равно отношению двух к семи.
3. Запишите средние члены пропорции 1,5: 2 = 4,5: 6
4. Запишите крайние члены пропорции .
5. Определите, верна ли пропорция в задании № 3 .
6. Определите, верна ли пропорция в задании № 4.
Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
7. Корень уравнения число два.
8. Из любых четырех натуральных чисел можно составить пропорцию.
У р о к 84. ПРОПОРЦИИ
Тип урока: формирование и применение знаний, умений, навыков
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: – актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; – создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Актуализирует требования к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
1. Что называется пропорцией? Основное свойство пропорции. Привести свои примеры. 2. Составьте, если можно, пропорции из четырех данных чисел: а) 16; 12; 3; 4; б) 0,7; 0,3; 2; 1; в) 0,15; 0,25; 0,03; 0,05. 3. Проверьте (двумя способами), верно ли равенство: а) 49: 14 = 14: 4; б) 2,5: 0,4 = 3,5: 0,56; в) 0,002: 0,005 = 0,1: 0,25.
|
Отвечают на вопросы, выполняют задания |
Знают, что такое пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Коммуникативные: уметь слушать и понимать других, выражать собственное мнение. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
II. Актуализация знаний. Цели: – создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия; – организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения |
Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения |
1. Пропорция 20: 16 = 5: 4 верна, так как 20 · 4 = 16 · 5 = 80. Поменяем местами в этой пропорции средние члены. Получим новую пропорцию: 20: 5 = 16: 4. Она тоже верна, так как при такой перестановке произведение крайних и произведение средних членов не изменилось. Эти произведения не изменяются, если в пропорции 20: 5 = 16: 4 поменять местами крайние члены: 4: 5 = 16: 20. 2. Сделать вывод: если в верной пропорции поменять местами средние члены или крайние члены, то получившиеся новые пропорции тоже верны. 3. В пропорции можно менять местами правую и левую части, то есть 16: 4 = 20: 5. Любая пропорция может быть записана восемью различными способами. 4. Записать восемью различными способами пропорцию: 10: 5 = 6: 3. 5. Используя основное свойство пропорции, можно найти ее неизвестный член, если все остальные члены известны. Пример 1. Найдите х, если х: 4 = 15: 5. Правило. Неизвестный крайний член пропорции равен произведению средних членов, деленному на известный крайний член пропорции. Пример 2. Решим уравнение 16 : х = 12 : 6. Правило. Неизвестный средний член пропорции равен произведению крайних членов, деленному на известный средний член пропорции. 6. Работа по учебнику. Разобрать решение примеров 1 и 2 на странице 124 учебника |
Составляют пропорции в тетрадях |
Знают и умеют проверять, верна ли пропорция. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные: уметь строить логические цепочки рас- суждений. Регулятивные: уметь оценивать правильность полученного ответа |
III. Закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
1. Решить № 764 (а; б) самостоятельно. 2. Решить № 763 (а; б; в; д) на доске и в тетрадях. 3. Решить № 763 (з) (объясняет учитель). 4. Решить задачу на повторение № 775 самостоятельно. |
Выполняют задания у доски и в тетрадях |
Знают и умеют проверять, верна ли пропорция. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из текстов разного вида. Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? – Расскажите, чему вы научились. С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке? – Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: п. 21, № 777 (б, г), 778 |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
Знают и умеют проверять, верна ли пропорция. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
У р о к 85. ПРОПОРЦИИ
Тип урока: обобщение и закрепление знаний и новых способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: – актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; – создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Актуализирует требования к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
1. Сформулировать основное свойство пропорции. Привести свои примеры. 2. Как найти неизвестный член пропорции? Найдите неизвестный член пропорции х: а) х: в = с: d; б) а: х = с: d.
|
Отвечают на вопросы, выполняют задания |
Знают, что такое пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Коммуникативные: уметь слушать и понимать других, выражать собственное мнение. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
II. Актуализация знаний. Цели: – создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия; – организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения |
Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения |
3. Решить устно № 797, № 798, № 799.
|
Составляют пропорции, отвечают на вопросы |
Знают и умеют проверять, верна ли пропорция. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные: уметь строить логические цепочки рас- суждений. Регулятивные: уметь оценивать правильность полученного ответа |
III. Закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи |
1. Решить № 803 (а; б) на доске и в тетрадях. 2. Верна ли пропорция 11,2: 3,2 = 15,75: 4,5? Двое учащихся на доске решают разными способами, остальные – в тетрадях, потом проверяется решение. 3. Составьте из чисел 16; 6; 8 и 12 верную пропорцию (самостоятельно). 4. Решите уравнение (на доске и в тетрадях):
|
Выполняют задания у доски и в тетрадях |
Знают и умеют проверять, верна ли пропорция. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из текстов разного вида. Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает |
IV. Самостоятельная работа Цель: организовать самопроверку умения применять новое знание в типовых условиях |
Организует самопроверку умения применять новое знание в типовых условиях |
Вариант I. 1. Верна ли пропорция 8154: 302 = 664,2: 24,6? 2. Составьте из чисел 2,4; 4,2; 7,2 и 12,6 верную пропорцию. 3. Решите уравнение:
Вариант II. 1. Верна ли пропорция 15466: 407 = 1185,6: 31,2? 2. Составьте из чисел 1,5; 4,9; 2,1 и 3,5 верную пропорцию. 3. Решите уравнение:
|
Выполняют задание в тетрадях.
Осуществляют проверку решения |
Умеют находить делители, кратные натуральных чисел, выполнять деление с остатком |
Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства. Регулятивные: уметь критически оценивать полученный ответ |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Подведем итог работы на уроке. Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? – Расскажите, чему вы научились. С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке? – Оцените свою деятельность на уроке. Домашнее задание: п. 21, № 779, 780 |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
Знают и умеют проверять, верна ли пропорция. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Уроки 86 – 88. ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
Цели деятельности учителя |
Главная дидактическая цель: ввести понятие прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин; определить, какой зависимостью является данная величина; создать условия для применения прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин, решения задач методом составления пропорции; способствовать развитию математической речи, навыков быстрого счета, активной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; понимание значимости темы для повседневной жизни и решения практических задач. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии; преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств; устанавливать причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знают, что называют прямо пропорциональной и обратно пропорциональной величинами; умеют приводить примеры прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин и решать задачи методом составления пропорции. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; понимание значимости темы для повседневной жизни и решения практических задач. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии; преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств; устанавливать причинно-следственные связи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Основные понятия |
Прямая и обратная пропорциональные зависимости |
Ресурсы |
Учебник. Мультимедийный проектор или интерактивная доска. Жохов В. И. Математические диктанты. 6 класс. URL: http://zhohov.info/docs/matematicheskie jlictanti_6kl.pdf Чесноков А. С., Пешков К. И. Дидактические материалы по математике: 6 класс: практикум. 6-е изд. М.: Академкнига/Учебник, 2014/160 с. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа |
У р о к 86. ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности |
Актуализирует требования к ученику с позиции учебной деятельности |
Что называется пропорцией? Сформулировать основное свойство пропорции. Привести свои примеры.
|
Отвечают на вопросы учителя |
|
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает |
II. Актуализация знаний. Цели: – повторить понятие пропорция; – совершенствовать устные вычислительные навыки учащихся |
Исправляет ответы школьников, указывает правильные ответы |
1. Как называются числа х и у в пропорции х: а = в: у? 2. Как называются числа m и n в пропорции а: m = n: в? 3. Решите уравнения: а) 21: х = 36: 12; б) х: 30 = 54: 40; в)
|
Устно отвечают на вопросы. Решают задания по указанию учителя |
Знают, что такое пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Личностные: понимание значения данной информации в собственной жизни. Познавательные: уметь анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
III. Изучение нового материала. Цели: – ввести понятие отношения и процентного отношения чисел; – способствовать развитию математической речи учащихся |
Организует работу с учебником, вводит понятие отношения и процентного отношения чисел. Контролирует ответы на вопросы, корректируя ответы учащихся при необходимости |
1. Рассмотреть решение задачи: За каждый час велосипедист проезжает 12 км. Какой путь он проедет за 1ч, за 2ч, за 3ч, за 4ч? Решение. t = 1 ч, то S = 12 км; t = 2 ч, то S = 24 км; t = 3 ч, то S = 36 км; t = 4 ч, то S = 48 км. Мы видим, что при увеличении одной величины (времени) в 2, 3, 4 раза значение другой величины тоже увеличивается в 2, 3, 4 раза. Такие величины называют прямо пропорциональными величинами. 2. Разобрать решение задачи по учебнику пункта 22 на странице 128 (об изготовлении деталей станком с числовым программным управлением). 3. Определение прямо пропорциональных величин. 4. Если две величины прямо пропорциональны, то отношения соответствующих значений этих величин равны. 5. Задачи на прямо пропорциональные величины можно решать с помощью пропорции. Задача. За 1,6 ч мальчик прошел 6,4 км. Сколько километров пройдет мальчик за 2,8 ч при той же скорости? Решение.
Зависимость между временем и пройденным расстоянием при постоянной скорости прямо пропорциональная, так как с увеличением времени пройденный путь увеличится во столько же раз. Запишем пропорцию:
Ответ: 11,2 км. 6. Разобрать решение задачи 1 по учебнику на страницах 12–129. |
Работают с учебником, конспектируют новый материал. Отвечают на вопросы |
Знают, что такое прямо и обратно пропорциональ-ные величины |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
IV. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Цели: – реализовать освоение нового понятия; – закрепить новое знание в речи и знаках; – зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует работу по решению заданий учебника. Контролирует ход решения задачи учащимися, выбирает учащегося, который работает у доски |
1. Решить устно № 782 (а; б; г). 2. Решить письменно задачу № 783 на доске и в тетрадях. Решение.
Ответ: 19,5 г. 3. Решить задачу № 784 самостоятельно. Решение.
Ответ: 1,7 кг. 4. Найти неизвестный член пропорции (с комментированием на месте). 1) у: 7,2 = 75: 30 2) 0,01: у = 3,5: 7. 5. Решить задачу самостоятельно: Со 125 гусей получают 4 кг пуха. Сколько пуха можно получить с 875 гусей? Решение. I способ.
Ответ: 28 кг. II способ. 1) 875: 125 = 7 (раз) гусей больше. 2) 4 · 7 = 28 (кг) пуха можно получить. Ответ: 28 кг. |
Выполняют задания письменно, в тетрадях и у доски |
Знают, что такое прямо и обратно пропорциональ-ные величины, верно используют в речи термины: прямо и обратно пропорциональ-ные величины. Умеют анализировать задачу, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает. Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Что называют прямо пропорциональными величинами? Рефлексия «Комплимент». Домашнее задание: п. 22, № 811, 812, 819 (а) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
У р о к 87. ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
Тип урока: освоение и закрепление новых знаний и способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности |
Актуализирует требования к ученику с позиции учебной деятельности |
– Какие величины называют прямо пропорциональными? |
Отвечают на вопросы учителя |
|
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает |
II. Актуализация знаний. Цели: – повторить понятие пропорция; – совершенствовать устные вычислительные навыки учащихся |
Исправляет ответы школьников, указывает правильные ответы |
1. Можно ли считать прямо пропорциональными величины: а) время движения и путь, пройденный теплоходом, идущим со скоростью 18 км/ч; б) объем бензина и его массу; в) количество метров материи и ее стоимость при одной и той же цене; г) приведите пример прямо пропорциональных величин. 2. Решить задачи, составив пропорцию: а) Четыре гнома посадили для Белоснежки 8 кустов роз. Сколько кустов роз посадят за то же время три гнома? Ответ: 6 кустов. б) Велосипедист за 3 ч проезжает 75 км. За сколько времени проедет велосипедист 125 км с той же скоростью? Ответ: 5 ч. |
Устно отвечают на вопросы. Решают задания по указанию учителя |
Знают, что такое пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Личностные: понимание значения данной информации в собственной жизни. Познавательные: уметь анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
III. Изучение нового материала. Цели: – ввести понятие отношения и процентного отношения чисел; – способствовать развитию математической речи учащихся |
Организует работу с учебником, вводит понятие отношения и процентного отношения чисел. Контролирует ответы на вопросы, корректируя ответы учащихся при необходимости |
1. Разобрать по учебнику решение задачи на с. 128 (2-я часть): Пусть путь из города А в город В поезд со скоростью 40 км/ч проходит за 12 ч… 2. Ввести понятие обратно пропорциональных величин. Привести свои примеры. 3. Если величины обратно пропорциональны, то отношение значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины. Это свойство обратно пропорциональных величин используется при решении задач. 4. Разобрать решение задачи 2 на с. 129 учебника. 5. Решить задачу (объясняет учитель): Два каменщика могут сложить стену за 15 дней. За сколько дней могут сложить эту стену 5 каменщиков при той же производительности труда? Решение.
Ответ: 6 дней. |
Работают с учебником, конспектируют новый материал. Отвечают на вопросы |
Знают, что такое прямо и обратно пропорциональ-ные величины |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
IV. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Цели: – реализовать освоение нового понятия; – закрепить новое знание в речи и знаках; – зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует работу по решению заданий учебника. Контролирует ход решения задачи учащимися, выбирает учащегося, который работает у доски |
1. Решить № 782 (д; е) устно. 2. Не всякие две величины являются прямо пропорциональными или обратно пропорциональными. Например, рост ребенка увеличивается при увеличении его возраста, но эти величины не являются пропорциональными, так как при удвоении возраста рост ребенка не удваивается. 3. Решить № 782 (ж; з; в) устно. 4. Решить задачу № 786 на доске и в тетрадях. Решение.
Зависимость между количеством машин и их грузоподъемностью обратно пропорциональная. .
Ответ: 40 машин. 5. Решить задачу № 785 с комментированием. Решение.
. Ответ: 150 мин. 6. Решить задачи самостоятельно (с помощью пропорции). а) Мотоциклист проехал 3 ч со скоростью 60 км/ч. За сколько часов он проедет то же расстояние со скоростью 45 км/ч? Ответ: 4 ч. б) Три ученика пропололи грядку за 4 часа. За сколько часов выполнят работу два ученика? Ответ: 6 ч. 7. Упростите выражение и найдите его значение при а = 1,6. |
Выполняют задания письменно, в тетрадях и у доски |
Знают, что такое прямо и обратно пропорциональ-ные величины, верно используют в речи термины: прямо и обратно пропорциональ-ные величины. Умеют анализировать задачу, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает. Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
V. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Что называют прямо пропорциональными величинами? – Что называют обратно пропорциональными величинами? Домашнее задание: п. 22, № 813, 814, 819 (б) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
У р о к 88. ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности |
Актуализирует требования к ученику с позиции учебной деятельности |
– Какие величины называют прямо пропорциональными? – Какие величины называют обратно пропорциональными? |
Отвечают на вопросы учителя |
|
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает |
II. Актуализация знаний. Цели: – повторить понятие пропорция; – совершенствовать устные вычислительные навыки учащихся |
Исправляет ответы школьников, указывает правильные ответы |
1. Укажите верную пропорцию: а) 2: 3 = 5: 10; б) 5: 10 = 8: 4; в) 2: 3 = 10: 15; г) 3: 5 = 10: 12; д) 16: 6 = 8: 3. 2. Найдите неизвестный член пропорции: а) 18: х = 6: 0,1; б) у: 2,5 = 40 : 0,2.
|
Устно отвечают на вопросы. Решают задания по указанию учителя |
Знают, что такое пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции. Верно используют в речи термины пропорция, основное свойство пропорции |
Личностные: понимание значения данной информации в собственной жизни. Познавательные: уметь анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
III. Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Цели: – реализовать освоение нового понятия; – закрепить новое знание в речи и знаках; – зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует работу по решению заданий учебника. Контролирует ход решения задачи учащимися, выбирает учащегося, который работает у доски |
1. Решить задачу № 787 на доске и в тетрадях. Решение.
. Ответ: 85% всхожести. 2. Решить задачу № 788. Решение.
Ответ: 60 лип посадили. 3. Решить задачу № 789 с комментированием на месте. Решение.
40% составляют девочки, 60% – мальчики. Ответ: 40%, 60%. 4. Решить задачу № 790 на доске и в тетрадях. Решение.
Ответ: 1127 т. 5. Решить задачу № 793 с комментированием. Решение.
Ответ: 31,5 т. 6. Решить задачу № 794 самостоятельно. Решение.
Ответ: 390 г. |
Выполняют задания письменно, в тетрадях и у доски |
Знают, что такое прямо и обратно пропорциональ-ные величины, верно используют в речи термины: прямо и обратно пропорциональ-ные величины. Умеют анализировать задачу, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает. Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Что называют прямо пропорциональными величинами? – Что называют обратно пропорциональными величинами? Домашнее задание: п. 22, № 815, 816, 817 |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Урок 89. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6 ПО ТЕМЕ «ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ»
Тип урока: контроль знаний, умений и навыков по теме «Отношения и пропорции».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Ознакомление с текстом контрольной работы
III. Самостоятельная работа учащихся
IV. Домашнее задание: № 818
У р о к 90. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ
Тип урока: анализ ошибок и обобщение знаний и способов действий.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
универсальные учебные действия (УУД) |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности |
Актуализирует требования к ученику с позиции учебной деятельности |
Анализ контрольной работы: рассматриваются ошибки и недочеты учащихся, наиболее трудные задания решаются у доски |
Отвечают на вопросы учителя |
Умеют делить дроби, решать текстовые задачи на деление |
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает |
II. Актуализация знаний. Цели: – повторить основные понятия отношения и пропорции прямо и обратно пропорциональных величин; – совершенствовать устные вычислительные навыки учащихся |
Исправляет ответы школьников, указывает правильные ответы |
Устная работа: – Что называют отношением двух чисел? – Что показывает отношение двух чисел? – Что называется пропорцией? Основное свойство пропорции. Привести свои примеры. – Что называют прямо пропорциональными величинами? Приведите пример прямо пропорциональных величин – Что называют обратно пропорциональными величинами? Приведите пример прямо пропорциональных величин. |
Устно отвечают на вопросы. Решают задания по указанию учителя |
Знают, как найти процент от числа. Умеют анализировать условие задачи, устанавливать зависимость между величинами, правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи |
Личностные: понимание значения данной информации в собственной жизни. Познавательные: уметь анализировать и сравнивать факты и явления, устанавливать аналогии. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
III. Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Цели: – реализовать освоение нового понятия; – закрепить новое знание в речи и знаках; – зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует работу по решению заданий учебника. Контролирует ход решения задачи учащимися, выбирает учащегося, который работает у доски |
1. Решить задачу 1. Для отопления здания заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6 т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5 т? Решение.
Ответ: на 216 дней. 2. Решить задачу 2. На участке дороги бетонные плиты длиной 6 м заменили новыми длиной 8 м. Сколько нужно новых плит для замены 240 старых? Решение.
Ответ: 180 плит. |
Выполняют задания письменно, в тетрадях и у доски |
Знают, что такое отношение, что такое пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции, что такое прямо и обратно пропорциональ-ные величины; верно, используют в речи термины: отношение чисел, отношение величин, пропорция, прямая и обратная пропорциональ-ные зависимости. Умеют применять их при решении задач |
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с использованием существенных и несущественных свойств. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чего не знает. Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
IV. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности |
– Что называют отношением двух чисел? – Что показывает отношение двух чисел? – Что называется пропорцией? Основное свойство пропорции. Привести свои примеры. – Что называют прямо пропорциональными величинами? Приведите пример прямо пропорциональных величин – Что называют обратно пропорциональными величинами? Приведите пример прямо пропорциональных величин. Домашнее задание: п. 20 – 22, № 803(а, б), 808 (a) |
Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание |
|
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.