Технологическая карта внеурочного занятия
ФИО учителя: Кассем Светлана Евгеньевна
Предмет, класс: изобразительное искусство, 5 класс
Тема: Гжельская роспись
Тип урока: урок закрепление изученного материала
Цель урока: создание благоприятных условий для получения теоретических знаний о гжельской росписи и формирования практических умений по выполнению ее основных элементов.
Задачи урока:
1. Образовательные: актуализировать знания обучающихся о гжельской росписи; знакомить с приемами выполнения основных элементов гжельской росписи, учить поэтапному выполнению цветочного мотива.
2. Развивающие: развивать навыки кистевой росписи цветочных мотивов, познавательную активность и художественный вкус.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные УУД:
· формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности;
· духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре;
· мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
Метаредметные УУД:
Познавательные УУД:
· выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
· сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
Коммуникативные УУД:
· понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;
· публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
Регулятивные УУД:
· осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия;
· владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Предметные УУД:
· различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
· иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
· уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов.
Оборудование и учебные пособия:
1) для учителя: проектор, ноутбук, презентация, иллюстративный материал, технологическая карта, фонограмма;
2) для обучающихся: заготовка вазы папье-маше для каждого ребенка, гуашь, кисти беличьи №1, №2, №3, палитра, баночка для воды.
Характеристика этапов урока
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
1 |
Организационный этап. |
- Здравствуйте, ребята. - Нравится ли вам бывать в музеях, посещать различные экскурсии и выставки? - Сегодня мы с вами посетим выставку изделий Гжельского фарфорового завода. |
Звучит музыка. Приветствие учащихся. Задает вопросы. |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. |
Фронтальная |
|
2 |
Актуализация знаний
|
- Давайте посмотрим на изделия гжельских мастеров.
- Подходите ближе и полюбуйтесь на эту сказочную красоту!
- А кто знает, где находится художественный центр, в котором создают гжельскую керамику? (находится недалеко от Москвы и объединяет три десятка близлежащих сёл).
- Как можно охарактеризовать изделия гжельских мастеров? Какие они? (нарядные, красивые, праздничные, веселые).
- Какой материал гжельские мастера используют для производства своих изделий? (используют глину).
- Какой цвет использовали мастера для росписи? (сине-голубой).
- Какие узоры рисуют гжельские мастера на своих изделиях? (гжельскую розу, сеточки, усики, травку).
- Ребята, а что еще кроме посуды изготавливают на гжельском заводе? (гжельские мастера очень любят изображать персонажей из русских сказок).
|
Предлагает посмотреть экспозицию гжельской керамики, оформленной в классе. Проводит беседу в форме диалога о гжельском промысле.
Предлагает дать характеристику изделиям гжельского промысла.
Обращает внимание детей на основные элементы гжельской росписи: гжельская роза, сеточки, бордюры, травка, усики. |
Рассматривают изделия гжельской керамики, выделяют основные цвета и элементы росписи, отвечают на вопросы.
Дают характеристику изделиям гжельского промысла.
Называют элементы гжельской росписи: гжельская роза, бордюры, сеточки, усики, травка.
|
Фронтальная |
Предметные УУД: различают изделия народных промыслов по материалу изготовления и технике декора.
Личностные УУД: духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре; формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности.
Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры. |
3 |
Мотивация. Постановка цели и задач урока.
|
- Ребята, посмотрите, какое-то письмо, наверное, для вас? -Давайте прочитаем, что здесь написано. «Дорогие ребята! Гжельскому фарфоровому заводу требуются юные мастера, которые помогут расписать вазы гжельскими узорами. Желающих попробовать свои силы просим приходить в художественный цех. С уважением, мастера Гжельского фарфорового завода»
-Итак, ребята, что нам предлагают выполнить гжельские мастера? (выполнить роспись на вазах). - А вы хотите почувствовать себя гжельскими мастерами и попробовать свои силы? Тогда идем в художественный цех. |
Привлекает внимание детей к письму.
Просит сформулировать цель внеурочного занятия. |
Читают письмо.
Формулируют цель внеурочного занятия.
|
Фронтальная |
Личностные УУД: мотивация к познанию и обучению.
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач. |
4 |
Работа с технологической картой
|
- А теперь рассмотрим технологическую карту и определим этапы выполнения росписи вазы
|
Предлагает рассмотреть образец творческой работы.
Знакомит обучающихся с технологической картой. |
Рассматривают образец вазы и технологическую карту по выполнению росписи.
|
Фронтальная
|
Предметные УУД: иметь представление о приемах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов. |
5 |
Физминутка |
ФИЗМИНУТКА Мы ногами топ-топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг-миг, Мы плечиками чик-чик-чик. Раз - сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Сели, встали, сели, встали, Руки кверху все подняли, Раз-два, раз-два, Продолжать урок пора! |
Показывает ритмические движения. |
Выполняют ритмические движения вместе с учителем. |
Фронтальная |
|
6 |
Выполнение практического задания |
Демонстрирует на практике выполнение каждого этапа росписи. |
Оказывает индивидуальную помощь. |
Самостоятельная творческая работа Обучающихся. |
Индивиду- альная |
Предметные УУД: уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов. |
7 |
Подведение итогов |
- Давайте полюбуемся на наши вазы. Какие они получились красивые!
- Как вы считаете, все ли из вас справились с выполнением задания? |
Предлагает выполнить оценку работ. |
Выполняют оценку своих работ по критериям: правильность, аккуратность, красота и яркость выполнения росписи. |
|
Коммуникативные УУД: публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта. |
7 |
Рефлексия |
- Ребята, вам понравилось наше занятие? - Где вы сегодня побывали и что увидели?
- Ребята, мы можем гордиться тем, что в нашей стране живут такие замечательные умельцы, которые своими руками с терпением и любовью создают такую чудесную посуду?
|
Задает вопросы обучающимся. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная |
Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев. |
8 |
Открытый финал |
-Мастера гжельского фарфорового завода дарят вам свою посуду, которую вы можете расписать дома вместе с мамами и папами! - На этом наше занятие подошло к концу!
|
Предлагает выполнить роспись кумганов дома в кругу семьи. Звучит музыка. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.