Технологическая карта внеурочного занятия «Права ребёнка»
Оценка 4.9

Технологическая карта внеурочного занятия «Права ребёнка»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
26.05.2020
Технологическая карта внеурочного занятия  «Права ребёнка»
урок направлен на формирование правовой грамотности обучающихся. В контексте урока используются современные педагогические технологии.
ТКУ внеурочного занятия.docx

Технологическая карта внеурочного занятия

«Права ребёнка»

 

Ф.И.О:    Миронова Елена Вячеславовна

 Место работы:    МБОУ «Григорьевская СОШ»  Гусь-Хрустального района

Должность:  учитель  истории и обществознания

Предмет:  внеурочная деятельность

Класс:  5

Тема: «Права ребёнка»

 

УМК: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе /Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.: ил., карт.

 

Цель занятия: Создать условия для формирования представлений обучающихся о правах ребёнка

Задачи:

1. Изучение учащимися международных документов (на примере «Конвенции о Правах ребёнка»), регламентирующих права ребенка.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

 

 

 

Предполагаемые результаты:

Личностные: 1.  Учащиеся понимают, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека, и что они уже сейчас являются гражданами своей страны.                                                          

 2. Учащиеся  понимают, что они имеют особые права в силу своего возраста, и эти права изложены в Конвенции о правах ребёнка.

3. Учащиеся знают, в какие органы следует обратиться, чтобы защитить свои права.

 Метапредметные:  1.  Учащиеся могут сравнивать, обобщать факты и понятия, самостоятельно работать с различными источниками.                                                                                                                                                                       2. Учащиеся умеют работать в парах, в группе, с наглядным материалом при формулировке понятий.                              

 3. Учащиеся могут самостоятельно искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках.                                                                                                                                                                                       4. Учащиеся умеют формулировать и высказывать собственную точку зрения и собственное отношение к явлениям со­временной жизни.                                                                                                                                                             Предметные  1. Учащиеся умеют работать с различными источниками  информации,  знают понятия: гражданин,  права человека, Конституция, права ребёнка, Конвенция о правах ребёнка

2. Учащиеся могут определять главные права и обязанности гражданина,  могут назвать основные права ребёнка и документы, в которых права ребёнка зафиксированы.

Тип занятия: урок "открытия нового знания"

 Формы работы:  групповая, индивидуальная, работа в парах,  работа  с  дополнительной литературой,  тестирование, защита-минипроекта, выполнение коллажа, игра

Оборудование:   Компьютер, интерактивная доска,   презентации, текст  «Конвенции о правах ребёнка», раздаточный материал, оценочные листы

 

 

                                                                                   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление цель: усвоение учащимися нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторение

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

Вариативное домашнее задание

Учитель приветствует обучающихся и задаёт тон работе:

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке обществознания присутствует много гостей.   Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны. Всем успехов и хорошей работы на уроке.

Обращаю ваше внимание на присутствие на нашем уроке оценочного листа, в котором вы, как всегда, будете отмечать и оценивать свою активность на уроке. Я буду вам немного помогать и напоминать, когда это следует сделать.

Итак,  сначала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

 Проведём небольшой блиц-опрос, предусматривающий краткий ответ.

1.Кого  называют гражданином?

2.Какими правами обладает гражданин РФ? 

3.Какими из перечисленных прав вы можете сейчас пользоваться?

 Почему не всеми?

4.С какого возраста можно пользоваться своими правами в полном объёме?

5.Но как известно нет прав без обязанностей. Какие обязанности есть у граждан России, то есть у нас с вами?

6.Скажите, а все ли обязанности вы сейчас должны выполнять?

 

Оцените, пожалуйста, свою работу в оценочном листе.

 

Учитель проводит игру  «Полет на воздушном шаре».
Цель: сформировать понимание того, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.

Условия игры:
Учитель делит класс на группы и зачитывает ребятам

следующий текст: «Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).

Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:

• Право на образование.
• Право на жилище.

• Свобода слова.                                              

• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на свободу передвижения.

• Право на охрану здоровья.
• Право  избирать и быть избранным
• Право на социальное обеспечение

• Право на доступ к информации

Определите, с какими мешками вы растанетесь в первую очередь.

 

Учитель задает вопрос:    

Легко ли вам было справиться с заданием? Что происходило между вами, когда вы решали, какие права можно убрать, а какие нужно оставить?

Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?

Оцените, пожалуйста, свою работу в оценочном листе.

 

Учитель проводит физкультминутку, показывая движения

 1.  Право на труд.

Не кочегары мы не плотники

И сожалений горьких нет, как нет

А, мы монтажники - высотники !

И с высоты вам шлём привет

2. Право на отдых. 

Я на солнышке сижу,

Я на солнышко гляжу...

Все сижу и сижу-у и на солнышко гляжу.

3. Право на  образование

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе учат в школе учат в школе

4. Право избирать и быть избранным.

 Выбери меня

 Выбери меня,

 Птица счастья завтрашнего дня.

 

Учитель задаёт вопрос: Назовите какие права человека мы повторили, выполняя упражнения физкультминутки?

А сейчас мы с вами перейдём к новой теме . Прослушайте в исполнении ваших одноклассников небольшое стихотворение.

 

 

Учитель задает вопросы:

 1.Как вы думаете,  прослушав это стихотворение, какова тема нашего сегодняшнего урока?

2. Что мы хотели бы узнать по этой теме?

3. Какова наша главная цель?

  

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, Севера, Юга, из богатой  страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины, они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли дети и взрослые. Другие приехали из стран, где людей преследуют за их взгляды и религию.

Всех собравшихся объединяло одно  желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды.  Поэтому 20 ноября 1989 года, они подписали очень важный документ, где привели список прав, которые защищают положение всех детей, живущих на Земле -  Конвенцию о правах ребенка. Конвенция была принята не каким-то одним государством, а Организацией Объединенных наций. Это всемирная международная организация. Это означает, что все подписавшие конвенцию страны должны уважать ее нормы и защищать права детей.

15 сентября 1990 года  Конвенция была признана  нашим государством.

Запишите даты в тетрадь

Запишем термин «конвенция» в словарь.

Конвенция – это международный документ, обязательный для стран его подписавших

Что же это за документ, Конвенция о правах ребёнка, и кого она называет ребёнком?  У вас на столах есть текст Конвенции, найдите, пожалуйста, ответ на этот вопрос.

 

 

 

Оцените, пожалуйста, свою работу в оценочном листе.

 

Учитель задаёт вопрос: Ребенок тоже человек, почему возникла необходимость разработать международные документы по правам ребенка?

 

 

 

 

 

 

 

Продолжим работать индивидуально.    Каждый в своей тетради должен написать известные  права ребёнка.

 

А сейчас давайте познакомимся с результатами мини-проекта, подготовленного вашей одноклассницей «Права детей глазами детей». Вы помните, что в классе проводился социологический опрос, и вы отвечали на 3 вопроса. Что из этого получилось, мы увидим сейчас.

 

Формируется затруднение. Как мы убедились, далеко не все из вас знают права ребёнка. Почему получились такие результаты в исследовании? И что же мы с вами будем делать?  Как можно  восполнить существующий в наших знаниях пробел?

 

 Работа в группах с текстом «Конвенции о правах ребёнка» (извлечения)

Статья 1.Ребенком является каждое человеческое  существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 7. С момента рождения ребенок имеет право на имя и гражданство.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на свободное общение с обоими родителями.

Статья 12. Право свободно выражать свои взгляды и мысли.

Статья 13. Право искать, получать и передавать информацию.

Статья 14. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 19. Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации

Статья 24. Право на пользование услугам системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья  

Статья 27. Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка.

Статья 28. Право на образование.

Статья 29.Право на отдых и досуг

Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15 - летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

2) Заполнение таблицы. (у каждой группы своя категория прав)

 

 

А сейчас давайте посмотрим мультфильм и обсудим его в группах. Какие новые права ребёнка вы узнали из мультфильма?

 

 

 

 

К сожалению, так бывает, что права ребёнка нарушаются. Как вы думаете, куда следует обратиться в данном случае?

Учитель называет органы по защите прав детей.

      До 14 лет можно обращаться в отдел по охране и защите прав детства управления образования администрации  Гусь-Хрустального района

      С 14 лет можно обращаться в суд

      Обратиться к Уполномоченному по правам ребёнка по Владимирской области, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка

(см. Приложение)

Предлагаю вам проверить, насколько прочно вы усвоили знания на уроке и выполнить небольшой тест. Каждый работает индивидуально. Учитель организует проверку теста по эталону. Выставляются оценки.

1. Ребенком, согласно  Конвенции  о правах ребенка, считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет

б) с момента рождения до 10 лет

в) с момента рождения до 16 лет

2.Когда   ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

 а) 20 ноября 1989 года

 б) 20 ноября 1990 года

 в)  20 ноября 1991 года

3. Когда Россия  приняла  Конвенцию о правах ребенка?
а) В 1990 году
б) В 1994 году
в) В 1993 году

4. Ребенок обладает правами:
а) по достижению совершеннолетия
б) с момента рождения
в) с 14 лет

5. Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране

б) если они родились в законном браке

 в) равного социального положения

г) равного имущественного положения

д) независимо от различных обстоятельств

 6. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а) родители

б) родственники

в) никто

г) сверстники ребенка

7. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:

а) безоговорочно

б) не имеет

в) если это не наносит вреда другим людям

8. Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах  государства

б) не имеет права

в) если это необходимо в интересах ребенка

 9.Ребенок может учиться:

а) в школе, которую он выбрал

б) в школе, куда его направили местные органы власти

в) в школе, которая соответствует его умственным способностям

 10. Ребенок, живущий с родителями в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:

а) только пока живет с родителями

б) всегда и при любых обстоятельствах

в) пока живы родители. 

Эталон для проверки теста:

1-а    2-а       3-а    4-б   5-д   6-в   7-в   8-в  9-а   10-б

 

 

 

Работа над коллажем «Права ребёнка».

Ребята, нам нужно доработать 2 часть коллажа, начатого на прошлом занятии. Верхняя часть плаката – осуществление ребёнком своих прав, 2 часть плаката – нарушение прав ребёнка. Представить свой коллаж.

 

·         Что понравилось на уроке?

·         Что было наиболее трудным?

·         Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке,  в дальнейшей  жизни? Где?

·         Выразите своё ощущение от урока смайликом.

 

Домашнее задание: На выбор.

1.Нарисовать плакат, посвященный защите прав детей

2. Написать сочинение- рассуждение «Какие я имею права как ребёнок»

3.Сделать подборку материалов о нарушении прав детей (в Интернете, прессе)

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся настраиваются на работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся дают ответы на вопросы:

1.Гражданин – это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

2.  Права гражданина РФ: право участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным, равный доступ к государственным должностям, право участвовать в работе судов, обращаться с жалобами в государственные органы. Это политические права,  которыми гражданин может пользоваться с 18 лет.

Обязанности: соблюдать Конституцию, защищать Отечество, платить налоги, беречь памятники истории, охранять природу.

 

Обучающиеся заполняют оценочный лист

 

Обучающиеся работают в  парах и решают, какие права можно было бы оставить. По окончании самостоятельной работы   учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся делают вывод:   Все права важны, у других людей тоже есть права, которые нам необходимо соблюдать.

 

 

 

 

 

Обучающиеся заполняют оценочный лист

 

Обучающиеся повторяют движения, а затем называют, каким правам человека была посвящена физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся называют право на труд, право на отдых, право на образование, право избирать и быть избранным.

Обучающиеся читают стихотворение

1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.

2.      На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

3.      Сохранить своё здоровье – 
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться – 
Каждый вправе полечиться.

4.      Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

5.      Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

 Обучающиеся отвечают:

Тема урока – права ребёнка

Хотели бы узнать, какие права есть у ребёнка, как их можно защитить, если они будут кем-то нарушены.

Цель – изучить основные права ребёнка и механизм их защиты.

Обучающиеся записывают даты в тетрадь, термин «конвенция» в словарь

 

 

 

Обучающиеся индивидуально работают с текстом Конвенции и находят ответ. «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.»

Обучающиеся заполняют оценочный лист

Ученики дают ответ:

Причины:

1) у ребенка меньше возможности защитить самого себя;

2) ребенок отличается физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

 

 

Обучающиеся работают индивидуально, записывая права ребёнка.

 

 Защита мини-проекта «Права детей глазами детей»

 

 

 

Обучающиеся отмечают, что им не хватает пока знаний по данной теме.

 

 

Обучающиеся предлагают поработать с текстом Конвенции и узнать больше прав ребёнка.

 

Обучающиеся работают в группах  (по 4 человека) с текстом  Конвенции, заполняют таблицы

Группа прав ребенка

право «заботьтесь обо мне»

(права, которые дают доступ к определенным благам и услугам).

 

Право на пользование услугам системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья ст.24

- Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка ст.27

- Право на образование ст.28

- Право на отдых и досуг ст.29

 

право «не издевайтесь надо мной»

(права быть защищенными от определенных негативных действий).

 

- Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации ст.19

- право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием для получения образования ст.32

 

право «я имею собственное мнение» (права на самовыражение).

- право выражать свои взгляды по все вопросам, касающимся ребенка ст.12

- право искать, получать и передавать информацию ст.13

право на свободу ассоциаций и мирных собраний ст.14

 

По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

 

Обучающиеся смотрят сюжет, выписывают права ребёнка и затем озвучивают их.

Право на жизнь (6), право не разлучаться с родителями (9), право на имя (7), свободно выражать свои взгляды (12), право на собственное мнение (13), защита от всех форм насилия (9,34), право на неприкосновенность личности и свободу (), право на медпомощь (24), право на образование (28), право на отдых и досуг(29)

 

Обучающиеся называют такие органы как опека, суд, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся индивидуально работают над тестом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют выполнение по эталону. Выставляют себе оценки в оценочный лист.

 

 

 

Работа в группах над коллажем. Обучающиеся представляют свой коллаж.

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность, высказывают своё отношение, переживание, предложения. Выступление спикеров групп (оценочные листы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта внеурочного занятия «Права ребёнка»

Технологическая карта внеурочного занятия «Права ребёнка»

Учащиеся могут самостоятельно искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках

Учащиеся могут самостоятельно искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках

Физкультминутка

Физкультминутка

Физкультминутка

Физкультминутка

Физкультминутка

Физкультминутка

Актуализация знаний

Актуализация знаний

Открытие нового знания

Открытие нового знания

Первичное закрепление цель : усвоение учащимися нового материала

Первичное закрепление цель : усвоение учащимися нового материала

Первичное закрепление цель : усвоение учащимися нового материала

Первичное закрепление цель : усвоение учащимися нового материала

Первичное закрепление цель : усвоение учащимися нового материала

Первичное закрепление цель : усвоение учащимися нового материала

Первичное закрепление цель : усвоение учащимися нового материала

Первичное закрепление цель : усвоение учащимися нового материала

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Мотивация

Мотивация

Технологическая карта внеурочного занятия «Права ребёнка»

Технологическая карта внеурочного занятия  «Права ребёнка»

Технологическая карта внеурочного занятия «Права ребёнка»

Технологическая карта внеурочного занятия  «Права ребёнка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020