Технологическая карта занятия по экологии
ФИО воспитателя: Горская Елена Григорьевна
Образовательные области: Познавательное развитие
Тема занятия: Как ты проявляешь любовь к животным? «Уход за аквариумными рыбками»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: Расширение представлений об аквариумных рыбках.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Учить детей чистить аквариум; закреплять умение ставить перед собой цель и доводить начатое дело до конца.
- Представлять последовательность трудового процесса с помощью моделей.
- Устанавливать связь между потребностями рыбок как живых организмов и определенными условиями среды, созданием этих условий.
Развивающие:
- Развивать умения детей доказывать, делать выводы.
- Закреплять знания об аквариумных рыбках, среде их обитания.
- Активизировать словарь.
Воспитательные:
- Воспитывать желание заботиться о рыбках, создавать для них благоприятные условия.
- Проявлять любовь к животным.
Дополнительные задачи: Словарная работа
Словарная работа: рыбки, аквариум, отстояться, пересаживать водоросли, ракушки.
Планируемый результат занятия: рассматривание рыбок и наблюдение за ними; кормление рыбок, уход за ними, составление моделей, помощь воспитателю при чистке аквариума.
Материалы и оборудование: тряпочки, таз, ведро, шланг, передники, банка, модели.
потребностей, модели трудового процесса.
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно – мотивационный этап |
Организовать и мотивировать детей, создать положительный эмоциональный настрой Создание у детей интереса к предстоящей деятельности |
Ребята, давайте встанем в круг. Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать мяч. Мы будем его передавать друг другу Затем предлагаю поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т. п. Ребята, сегодня мы с вами превратимся в исследователей и отправимся изучать окружающий мир |
Словесный метод Групповая форма |
Дети встают в круг
Дети передают мяч по кругу и говорят друг другу комплименты – приятные, ласковые слова, которые хотелось бы сказать этому человеку). (Добрый день, Даша. Добрый день, Саша и т. д.
Дети меняются местами, как предложила воспитатель Внимательно слушают педагога и наблюдают за происходящим
|
Мотивация детей на предстоящую деятельности
|
2. |
Основной этап |
|||||
2.1. |
Этап постановки проблемы |
Формировать положительное отношение к животным |
В: Мы сегодня с вами будем чистить аквариум и менять в нём воду. Появляется Винни- Пух. В руках он держит банку, накрытую салфеткой. В-П: Здравствуйте, ребята. В: Винни-Пух, что ты принес? В-П: Это рыбки. Я хочу вам их подарить. В: Спасибо, мы как раз сегодня моем аквариум. В-П: Зачем его мыть? Он и так чистый! В: Дети, объясните Винни-Пуху, зачем мыть аквариум. В-П: Можно я останусь посмотреть, как вы меняете воду? Я тоже хочу научиться. |
Проблемная ситуация
Словесный метод (вопросы)
|
Дети надевают фартуки, готовят необходимые инструменты.
Дети здороваются
Проявляют интерес
Дети объясняют, что стенки аквариума стали зелеными, на них появился налет, на дне и на водорослях - осадок от корма, вода уже застоялась и т.д. Рыбы в такой воде плохо себя чувствуют. |
Мотивация детей на предстоящую деятельность
|
2.2. |
Этап ознакомления с материалом |
Развивать познавательные интересы
|
В: Можно, Винни-Пух. Что мы будем делать, чтобы рыбкам хорошо жилось? - Что нужно рыбкам для жизни? - Выберите модели потребностей рыб. - Теперь я вам покажу модели, которые вам помогут сделать все по порядку. Воспитатель рассказывает последовательность трудовых действий при чистке аквариума. |
Словесный метод
Групповая форма
|
Ответы детей
Дети выставляют модели потребностей Рыб.
|
Проявляют любопытство, заинтересованность
Заинтересованность детей |
2.3. |
Этап практического решения проблемы |
Развивать познавательные интересы
|
- Что мы сделаем сначала? В-П: Сейчас я их сам поймаю руками. В: Нет, Винни-Пух, этого делать нельзя. Пока мы будем мыть и чистить аквариум, рыбок мы пересадим в банку с чистой водой специальным сачком. Я предлагаю Ване и Ире взять сачок и пересадить рыбок в банку. В-П: Я налью воду из-под крана в банку и туда пересадим рыбок. В: Винни-Пух, ты понял, как и куда пересаживают рыбок? В-П: Да. В: Чтобы ты не забыл, вот картинка (показ моделей). В-П: Теперь можно вылить воду. В: Ребята, как вы думаете, что теперь надо сделать? Если дети неправильно объясняют воспитатель говорит: «Сейчас надо вынуть водоросли и ракушки». В: Чтобы Винни-Пух не забыл, что делать дальше, поставим картинку. В-П: Теперь-то надо вылить воду. В: Да, сейчас я вылью воду. Это делается так. Воспитатель с помощью шланга выливает воду в ведро. Воспитатель дает задание ребенку найти Винни- Пуху картинку, чтобы он не забыл эти действия. Ребенок ставит модель. В: А сейчас необходимо вымыть аквариум, водоросли, камушки, ракушки. Воспитатель помогает детям разделиться на три группы: Воспитатель показывает каждой группе, как надо выполнять задания. В: Молодцы, ребята! Все стало чистым, вы справились с заданием. В-П: Теперь можно запускать рыбок. В: Дети, как вы думаете, можно запускать рыбок? В: Почему? В: Конечно, в пустом аквариуме рыбки жить не могут. В: Сейчас нужно сделать все в обратном порядке (показывает модели) В: Давайте сначала немного отдохнём. Физминутка «А над морем — мы с тобою!» Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! Мы теперь плывѐм по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай и дельфинов догоняй. В: Теперь мы можем дальше проявлять нашу заботу и любовь к животным. Продолжаем нашу работу. В: Что мы сейчас будем делать? В-П: Сейчас я туда налью воды. Вот ведро, вылью ведро и все готово. В: Нет, Винни-Пух, воду надо лить тонкой струйкой. Как вы думаете, ребята, почему? В: Да, если лить сильной струей, то весь песок поднимется, вода станет мутной. Посмотрите. Воспитатель льет сильной струей воду в заранее подготовленный сосуд с песком. В: Вот что получится, если вылить воду так, как хочет Винни-Пух. Воспитатель наливает воду в аквариум. В: Чтобы Винни-Пух не забыл, поставим картинку (модель). В-П: Наконец-то! Запускаем рыбок. В: Нет, Винни-Пух. Рыбок в аквариум после его чистки, после того как мы налили туда чистую воду, запускают через несколько дней. Ребята, как вы думаете, почему? |
Словесный метод (вопросы, подсказки, похвала) Групповая форма
Практический метод Групповая форма
|
Пересадим рыбок.
Нет, нужна отстоявшаяся вода. Ребенок пересаживает рыбок в банку сачком.
Дети высказывают предположения.
Дети вынимают, складывают в таз с водой
Дети помогают, поддерживают шланг, ведро
Ребенок ставит модель.
Дети делятся на три группы: первая моет водоросли; вторая - стенки и дно аквариума; третья - ракушки и камешки.
В пустом аквариуме рыбки жить не могут
Дети говорят, что нужно.
Дети машут руками, словно крыльями.
Дети делают плавательные движения руками.
Сначала надо положить песок, камешки, ракушки, водоросли. Дети с помощью воспитателя заполняют аквариум.
Ответы детей
Дети внимательно смотрят.
Дети высказывают предположения |
Проявляют эмоциональную реакцию, умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями, сверстниками.
Делятся впечатлениями
Снятие утомляемости, восстановление физических сил.
|
3. |
Заключительный этап |
Формирование элементарных навыков самоконтроля и самооценки |
В-П: Хорошо, я приду через несколько дней и посмотрю, как вы сажаете рыбок. В: Винни-Пух, чтобы ты не забыл, как ухаживать за рыбками, мы покажем тебе картинки. Подведение итогов. -Ребята, что мы сегодня с вами делали? - Скажите, что вы сегодня узнали нового? - Что вам больше понравилось? - Что было сложнее всего делать? |
Рефлексия Словесный метод Беседа Групповая форма
|
Приходи, Винни-Пух.
Дети выставляют модели последовательности трудовых действий при уходе за рыбками.
Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями
|
Проявляют эмоциональную реакцию, уметь делиться своими впечатлениями с воспитателями, сверстниками |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.