Технологическая карта занятия по теме "Эволюция образа человека в творчестве М.Горького"
Оценка 4.9

Технологическая карта занятия по теме "Эволюция образа человека в творчестве М.Горького"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
08.06.2020
Технологическая карта занятия по теме "Эволюция образа человека в творчестве М.Горького"
Цель занятия– изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании творчества М.Горького средствами мотивного анализа произведений писателя (монографический подход).
$R7Q3T0A.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«Эволюция человека в творчестве М.Горького»

Цели занятия

 

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

 

Деятельность преподавателя

Учебная деятельность студента (формируемые предметные и метапредметные компетенции)

Цель  –  изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании творчества М.Горького средствами мотивного анализа произведений писателя.

 

ПРИЁМЫ

 

1

систематизировать и обобщить знания обучающихся по отечественной литературе

конца 19- нач 20 вв.;        

5. способствовать формированию метапредметных компетенций через приёмы: погружение в текст, решение проблемного вопроса, исследование, обсуждение темы выступления с сокурсниками, выявление диалогической природы словесного искусства, его  общечеловеческого содержания;

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА:

Цель  нашего занятия–  изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании творчества М.Горького средствами мотивного анализа произведений писателя (монографический подход).

решение проблемного вопроса исследование

постановка проблемы, формулировка гипотезы

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной  деятельности,  навыками  разрешения  проблем;  способность  и  готовность  к  самостоятельному  поиску  методов решения  практических  задач, применению различных методов познания;

умение выдвигать гипотезу,.

1. Сформулируем основную проблему нашего литературного исследования: ГРАФОМАН или ПИСАТЕЛЬ. Существует ли у Горького авторская идейно-художественная концепция?

2. Теме человека посвятил ряд своих произведений М. Горький. Нам нужно соотнести повторяющиеся и меняющиеся элементов поэтики Горького, эволюцию основной темы творчества- ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА

3. В этих произведениях усложнение мотивов, их разветвление и обобщение в лейтмотивах, изменение функций слова отражают двойственность мира писателя. Мотивы, проходя сквозь цепь «случайностей», становятся сюжетными и композиционными стержнями повествования, что позволит нам  освоить особенности поэтики М.Горького – писателя, по сути, одной темы. Поэтому поможет нам один из новых литературоведческих методов- мотивный анализ

4. Поможет нам избежать стереотипов в оценках М.Горького как писателя развитие теоретического и диалогического мышления читателя.

Сформулируем гипотезу нашего исследования

2

актуализировать знания основных закономерностей историко-литературного процесса и  черты литературных направлений данного периода при текстуальном изучении программных произведений М.Горького

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО:

1.НЕОРОМАНТИЗМ (НИЦШИАНСТКИЕ МОТИВЫ) В ПРОЗЕ И ПОЭЗИИ ГОРЬКОГО

-организация обсуждения подготовленных группами студентов вопросов семинара:

1.Общая характеристика творчества М. Горького: монографический подход

2.Рассказ «Макар Чудра»: ницшеанские мотивы

3. Рассказ «Старуха Изергиль»: композиция, идейные мотивы, художественные средства романтизма и неоромантизма

4.Поэма «Человек»: мотив величия и трагизма человека

 

 

 

Джованни Пико делла Мирандола    РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА (1486 год)

- Что сближает и что отличает  позиции   философа Возрождения и русского писателя и драматурга А.М.Горького в размышлениях о Человеке? 

 - В чём отразился гуманизм    мыслителей ?

- Так, романтизм или неоромантизм? сравнительная таблица «Романтизм» и «Неоромантизм» (слайды)

 

- выполнение письменного задания по карточке «Ницшеанские мотивы в раннем творчестве Горького»

 

За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" М. Горький писал: "Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего - страстным мучением". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, мобилизующее слово

определение основных подходов к решению проблемы: биографический,историко-литературный,

аксиологический

погружение в текст

умении адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения

Группа 1:

1.Какие две концепции жизни, два представления о ней раскрывает писатель в ранних романтических рассказах?

2.Почему романтический рассказ назван так просто и обыденно - "Старуха Изергиль"?

3.Какова роль легенд в рассказе? Какой общей идеей объединяются все три части рассказа? Почему они расположены именно в таком порядке: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о себе, легенда о Данко?

4.В чём художественный смысл рассказа "Старуха Изергиль"?

5.Какова роль пейзажа в начале рассказа "Макар Чудра"? В какой мир погружает читателя автор?

6.Во что верят герои рассказа? По каким правилам живут?

7.Чему противостоят герои Горького?

8.Как Лойко и Радда воспринимают свою любовь? Как относятся к возлюбенному (возлюбленной)?

9.Почему герои не могут быть счастливы в нашем, обычном понимании? Кто стал инициатором трагической развязки? Почему именно этот герой? Почему именно смерть оказывается единственным выходом?

10.Почему Горький в такой крайней форме трактует понятие "свобода"? Согласны ли вы с автором?

Группа 2:

1.В чём особенность композиции рассказа "Старуха Изергиль"?

2.Почему рассказ начинается именно с пейзажа? Понаблюдайте, как Горький рисует образы неба и земли? В чём символическое значение вступительной части? Как она связана с последующими частями рассказа? Какую роль играет небо в жизни людей?

3.На кого делит всех людей старуха Изергиль? Кого сберегает в своей памяти? Почему?

4.Чем жила эта женщина, во имя чего? По каким принципам строила свою жизнь?

5.Прокомментируйте портрет Изергиль? Красота ушла, а что осталось взамен?

6.Почему не спится Изергиль? Какие поступки совершала в своей жизни Изергиль? "Я не была никогда рабой, ничьей", - говорит героиня. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ?

7.Как вы считаете, почему Изергиль видит в степи тень Ларры, но не видит искры от сердца Данко (их видит рассказчик)? Слово "тень" не раз упоминается в рассказе. Найдите эти эпизоды. Символом чего является "тень" в рассказе Горького?

8.В чём смысл жизни старухи Изергиль, изменился ли он в старости?

9.Каково происхождение Ларры? Сравните судьбу Ларры с судьбой его отца? Что общего и в чём различие?

10.Каков характер Ларры? В чём суть его конфликта с людьми? За что наказан Ларра? Как автор относится к герою? А какова позиция рассказчицы - старухи Изергиль? Олицетворением чего является Ларра?

Группа 3:

1.Каково происхождение Данко? Что прославляет автор в Данко? Какая идея воплощена в образе этого героя?

2.Какую роль играет природа в рассказе о Данко?

3.Олицетворением чего является Данко?

4.В основу легенд о Ларре и Данко положены известные библейские сказания. Как известно, сопоставления и аналогии помогают глубже проникнуть в суть явлений. Сравните Легенду о Данко и библейскую легенду о Моисее, легенду о Ларре и библейскую легенду о Вечном Жиде. Что общего между горьковскими и библейскими героями? В чём их различие?

5.Оба героя гордые. В чём разница их гордости?

6.Вспомните историю Сокола. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают?

7.Вспомните историю Ужа. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают? В чём мудрость Ужа?

8.В чём смысл противопоставления аллегорических образов Ужа и Сокола? Какие ценности утверждают эти герои? Какое место в этом мире занимают Уж и Сокол? Почему они стремятся навстречу друг другу: Уж - в небо, Сокол - на землю?

9.Какую истину знает Рагим и не смог познать каждый из героев песни?

Группа 4:

1.В чём смысл жизни Человека? Каков его путь?

2.Есть ли конец пути?

3.Что отвергает Человек и почему?

4.Кто его спутник и почему?

5.Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека?

6.Почему Горький отрицает положительные (???) общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание?

7.Чем Человек отличается от человека, людей?

8.Чем является смерть для Человека?

9.В каком стиле написаны данные произведения? Почему?

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

  • Виктор Макеев «Смерть Лойко и Радды»
  • Макеев «Ларра и толпа»
  • Ираклий Теидзе «Данко» (плакат 1941 г. «Родина-мать зовёт»)
  • Андрей Гончаров «Песнь о Соколе»
  • Ираклий Теидзе «Песнь о Соколе»

Беседа по концепту человека Горького:

•              Каково это "Слово" Горького, на ваш взгляд? Что показалось вам близким, важным, а что вызвало вопросы, несогласие?

•              Оригинален ли взгляд Горького на человека?

•              Актуальна ли сегодня такая точка зрения?

•              Нравится ли вам его Человек? Может ли он стать идеалом для вас?

•              Как, по-вашему, соотносятся понятия "Закон - мораль - свобода" сегодня? Устраивает ли вас это

3

в процессе мотивного анализа  произведений автора развивать читательскую компетентность студентов

5.МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ как условие комплексного литературоведческого анализа творчества писателя и повышения читательской культуры

 

 

 

Реализация нового типа литературоведческого анализа творчества писателя

аргументировать свою точку зрения выявление диалогической природы словесного искусства его  общечеловеческого содержания

Суть М. а. состоит в том. что за единицу анализа берутся не традиционные термы — слова, пред­ложения, — а мотивы, основным свойством которых является то, что они повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте, создавая его неповторимую поэтику

Перечисление основных мотивов творчества Горького, определение лейтмотива.

4

 -приёмами мотивного анализа литературных текстов М.Горького и составления интеллект-карты способствовать преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечить  погружение в культурную эпоху, формировать системно-целостный взгляд на мир

 

 

ЗАДАНИЕ: составление интеллект-карты по мотивике творчества Горького

 Свойства интеллект - карт:

Наглядность.(Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

Привлекательность.(Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

 Запоминаемость.(Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.)

Своевременность.(Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

 Творчество.(Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

Возможность пересмотра.(Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы. умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

6.Развитие горьковской концепции человека в пьесе «На дне».

 

Традиции русской литературы и новаторство в пьесе «На дне»

Основные черты неоромантизма: воспевание мужества, подвигов и героики приключений в необычной, экзотической обстановке; необыкновенный герой, противостоящий обществу (иногда сверхчеловек); напряжённый сюжет, в основе которого часто таинственные или сверхъестественные события

 

адекватное понимание содержания прочитанного текста

комментированное чтение, анализ эпизода, пересказ, составление характеристики, сопоставление героев и эпизодов

 

НЕОРЕАЛИЗМ_  ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Символические образы и мотивы.

Характеристика позиций Луки, Бубнова, Сатина.

 (Кто из героев упрямо не верит чужим фантазиям и выражает по этому поводу недовольство? Кто, напротив, поощряет «мечтателей»?)

Ролевая игра

Что изменилось в философской концепции Горького о человеке?

Ложь и правда: позиции персонажей с комментариями.

Правда или сострадание? Выборочное чтение текста

 

 

 

Дискуссия.

 

ОБОБЩЕНИЕ

ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

 

V Всероссийский литературно-художественный конкурс «ЧИТАЯ ГОРЬКОГО СЕГОДНЯ…»

ГОРЬКОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВЕЛИЧИЯ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕКА: « в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека» (поэма «Человек»)

 Подтверждена ли гипотеза?

Аргументы?

Задание: СРС.

1.По интеллект–карте (по творчеству, по мотивам творчества, по произведению, по поэтике Горького);

2.сочинение – сформулировать самостоятельно. Объём – показатель уровня развитости студента как творческой личности.

 

Умение подбирать необходимые образные средства для комментария умение выделять причинно-следственные связи, делать вывод, обсуждение темы выступления с сокурсниками

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО

М.Горького

М.Горького

Горького» За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха

Горького» За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха

ЗАДАНИЕ: составление интеллект-карты по мотивике творчества

ЗАДАНИЕ: составление интеллект-карты по мотивике творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020