ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«Эволюция человека в творчестве М.Горького»
№ |
Цели занятия |
|
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
|
Деятельность преподавателя |
Учебная деятельность студента (формируемые предметные и метапредметные компетенции) |
Цель – изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании творчества М.Горького средствами мотивного анализа произведений писателя. |
ПРИЁМЫ |
||||
1 |
систематизировать и обобщить знания обучающихся по отечественной литературе конца 19- нач 20 вв.; |
5. способствовать формированию метапредметных компетенций через приёмы: погружение в текст, решение проблемного вопроса, исследование, обсуждение темы выступления с сокурсниками, выявление диалогической природы словесного искусства, его общечеловеческого содержания; |
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА: Цель нашего занятия– изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании творчества М.Горького средствами мотивного анализа произведений писателя (монографический подход). |
решение проблемного вопроса исследование постановка проблемы, формулировка гипотезы |
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; умение выдвигать гипотезу,. |
1. Сформулируем основную проблему нашего литературного исследования: ГРАФОМАН или ПИСАТЕЛЬ. Существует ли у Горького авторская идейно-художественная концепция? 2. Теме человека посвятил ряд своих произведений М. Горький. Нам нужно соотнести повторяющиеся и меняющиеся элементов поэтики Горького, эволюцию основной темы творчества- ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА 3. В этих произведениях усложнение мотивов, их разветвление и обобщение в лейтмотивах, изменение функций слова отражают двойственность мира писателя. Мотивы, проходя сквозь цепь «случайностей», становятся сюжетными и композиционными стержнями повествования, что позволит нам освоить особенности поэтики М.Горького – писателя, по сути, одной темы. Поэтому поможет нам один из новых литературоведческих методов- мотивный анализ 4. Поможет нам избежать стереотипов в оценках М.Горького как писателя развитие теоретического и диалогического мышления читателя. |
|||||
Сформулируем гипотезу нашего исследования |
|||||
2 |
актуализировать знания основных закономерностей историко-литературного процесса и черты литературных направлений данного периода при текстуальном изучении программных произведений М.Горького
|
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО: 1.НЕОРОМАНТИЗМ (НИЦШИАНСТКИЕ МОТИВЫ) В ПРОЗЕ И ПОЭЗИИ ГОРЬКОГО -организация обсуждения подготовленных группами студентов вопросов семинара: 1.Общая характеристика творчества М. Горького: монографический подход 2.Рассказ «Макар Чудра»: ницшеанские мотивы 3. Рассказ «Старуха Изергиль»: композиция, идейные мотивы, художественные средства романтизма и неоромантизма 4.Поэма «Человек»: мотив величия и трагизма человека
Джованни Пико делла Мирандола РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА (1486 год) - Что сближает и что отличает позиции философа Возрождения и русского писателя и драматурга А.М.Горького в размышлениях о Человеке? - В чём отразился гуманизм мыслителей ? - Так, романтизм или неоромантизм? сравнительная таблица «Романтизм» и «Неоромантизм» (слайды)
- выполнение письменного задания по карточке «Ницшеанские мотивы в раннем творчестве Горького»
За несколько месяцев до создания рассказа "Старуха Изергиль" М. Горький писал: "Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего - страстным мучением". Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, мобилизующее слово |
определение основных подходов к решению проблемы: биографический,историко-литературный, аксиологический |
погружение в текст умении адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения |
|
Группа 1: 1.Какие две концепции жизни, два представления о ней раскрывает писатель в ранних романтических рассказах? 2.Почему романтический рассказ назван так просто и обыденно - "Старуха Изергиль"? 3.Какова роль легенд в рассказе? Какой общей идеей объединяются все три части рассказа? Почему они расположены именно в таком порядке: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о себе, легенда о Данко? 4.В чём художественный смысл рассказа "Старуха Изергиль"? 5.Какова роль пейзажа в начале рассказа "Макар Чудра"? В какой мир погружает читателя автор? 6.Во что верят герои рассказа? По каким правилам живут? 7.Чему противостоят герои Горького? 8.Как Лойко и Радда воспринимают свою любовь? Как относятся к возлюбенному (возлюбленной)? 9.Почему герои не могут быть счастливы в нашем, обычном понимании? Кто стал инициатором трагической развязки? Почему именно этот герой? Почему именно смерть оказывается единственным выходом? 10.Почему Горький в такой крайней форме трактует понятие "свобода"? Согласны ли вы с автором? Группа 2: 1.В чём особенность композиции рассказа "Старуха Изергиль"? 2.Почему рассказ начинается именно с пейзажа? Понаблюдайте, как Горький рисует образы неба и земли? В чём символическое значение вступительной части? Как она связана с последующими частями рассказа? Какую роль играет небо в жизни людей? 3.На кого делит всех людей старуха Изергиль? Кого сберегает в своей памяти? Почему? 4.Чем жила эта женщина, во имя чего? По каким принципам строила свою жизнь? 5.Прокомментируйте портрет Изергиль? Красота ушла, а что осталось взамен? 6.Почему не спится Изергиль? Какие поступки совершала в своей жизни Изергиль? "Я не была никогда рабой, ничьей", - говорит героиня. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ? 7.Как вы считаете, почему Изергиль видит в степи тень Ларры, но не видит искры от сердца Данко (их видит рассказчик)? Слово "тень" не раз упоминается в рассказе. Найдите эти эпизоды. Символом чего является "тень" в рассказе Горького? 8.В чём смысл жизни старухи Изергиль, изменился ли он в старости? 9.Каково происхождение Ларры? Сравните судьбу Ларры с судьбой его отца? Что общего и в чём различие? 10.Каков характер Ларры? В чём суть его конфликта с людьми? За что наказан Ларра? Как автор относится к герою? А какова позиция рассказчицы - старухи Изергиль? Олицетворением чего является Ларра? Группа 3: 1.Каково происхождение Данко? Что прославляет автор в Данко? Какая идея воплощена в образе этого героя? 2.Какую роль играет природа в рассказе о Данко? 3.Олицетворением чего является Данко? 4.В основу легенд о Ларре и Данко положены известные библейские сказания. Как известно, сопоставления и аналогии помогают глубже проникнуть в суть явлений. Сравните Легенду о Данко и библейскую легенду о Моисее, легенду о Ларре и библейскую легенду о Вечном Жиде. Что общего между горьковскими и библейскими героями? В чём их различие? 5.Оба героя гордые. В чём разница их гордости? 6.Вспомните историю Сокола. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают? 7.Вспомните историю Ужа. Определите внутреннюю суть этого героя. К чему он стремится? Какие качества его отличают? В чём мудрость Ужа? 8.В чём смысл противопоставления аллегорических образов Ужа и Сокола? Какие ценности утверждают эти герои? Какое место в этом мире занимают Уж и Сокол? Почему они стремятся навстречу друг другу: Уж - в небо, Сокол - на землю? 9.Какую истину знает Рагим и не смог познать каждый из героев песни? Группа 4: 1.В чём смысл жизни Человека? Каков его путь? 2.Есть ли конец пути? 3.Что отвергает Человек и почему? 4.Кто его спутник и почему? 5.Какие принципы жизни утверждает Горький в образе Человека? 6.Почему Горький отрицает положительные (???) общечеловеческие ценности: мечту, любовь, дружбу, надежду, веру, сострадание? 7.Чем Человек отличается от человека, людей? 8.Чем является смерть для Человека? 9.В каком стиле написаны данные произведения? Почему? ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Беседа по концепту человека Горького: • Каково это "Слово" Горького, на ваш взгляд? Что показалось вам близким, важным, а что вызвало вопросы, несогласие? • Оригинален ли взгляд Горького на человека? • Актуальна ли сегодня такая точка зрения? • Нравится ли вам его Человек? Может ли он стать идеалом для вас? • Как, по-вашему, соотносятся понятия "Закон - мораль - свобода" сегодня? Устраивает ли вас это |
|||||
3 |
в процессе мотивного анализа произведений автора развивать читательскую компетентность студентов |
5.МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ как условие комплексного литературоведческого анализа творчества писателя и повышения читательской культуры
|
Реализация нового типа литературоведческого анализа творчества писателя |
аргументировать свою точку зрения выявление диалогической природы словесного искусства его общечеловеческого содержания |
|
Суть М. а. состоит в том. что за единицу анализа берутся не традиционные термы — слова, предложения, — а мотивы, основным свойством которых является то, что они повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте, создавая его неповторимую поэтику |
Перечисление основных мотивов творчества Горького, определение лейтмотива. |
||||
4 |
-приёмами мотивного анализа литературных текстов М.Горького и составления интеллект-карты способствовать преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечить погружение в культурную эпоху, формировать системно-целостный взгляд на мир
|
|
ЗАДАНИЕ: составление интеллект-карты по мотивике творчества Горького |
Свойства интеллект - карт: Наглядность.(Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.) Привлекательность.(Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.) Запоминаемость.(Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.) Своевременность.(Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.) Творчество.(Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.) Возможность пересмотра.(Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.) |
умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы. умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать. |
6.Развитие горьковской концепции человека в пьесе «На дне».
|
Традиции русской литературы и новаторство в пьесе «На дне» Основные черты неоромантизма: воспевание мужества, подвигов и героики приключений в необычной, экзотической обстановке; необыкновенный герой, противостоящий обществу (иногда сверхчеловек); напряжённый сюжет, в основе которого часто таинственные или сверхъестественные события
|
адекватное понимание содержания прочитанного текста комментированное чтение, анализ эпизода, пересказ, составление характеристики, сопоставление героев и эпизодов
|
|||
НЕОРЕАЛИЗМ_ ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЯМИ Символические образы и мотивы. Характеристика позиций Луки, Бубнова, Сатина. (Кто из героев упрямо не верит чужим фантазиям и выражает по этому поводу недовольство? Кто, напротив, поощряет «мечтателей»?) Ролевая игра Что изменилось в философской концепции Горького о человеке? |
Ложь и правда: позиции персонажей с комментариями. Правда или сострадание? Выборочное чтение текста
Дискуссия. |
||||
|
ОБОБЩЕНИЕ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
V Всероссийский литературно-художественный конкурс «ЧИТАЯ ГОРЬКОГО СЕГОДНЯ…» ГОРЬКОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВЕЛИЧИЯ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕКА: « в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека» (поэма «Человек») |
Подтверждена ли гипотеза? Аргументы? Задание: СРС. 1.По интеллект–карте (по творчеству, по мотивам творчества, по произведению, по поэтике Горького); 2.сочинение – сформулировать самостоятельно. Объём – показатель уровня развитости студента как творческой личности.
|
Умение подбирать необходимые образные средства для комментария умение выделять причинно-следственные связи, делать вывод, обсуждение темы выступления с сокурсниками |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.