Технологическая карта
Предмет: музыка
УМК: Г. П. Сергеева Е. Д. Критская
Класс: 5
Тип урока: урок освоения новых знаний
Тема года (тема раздела) |
Музыка и живопись |
|||
Тема урока |
Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса. |
|||
Цель |
Цель урока для учащихся |
Педагогическая цель урока |
||
Осмысление полифонической музыки как форма выражения чувств и мыслей человека. |
Создать условия для формирования личностного осмысления полифонической музыки как форма выражения чувств и мыслей человека на примере Токкаты и фуги ре минор И.С.Баха. |
|||
Задачи |
Задачи урока для учащихся |
Педагогические задачи урока |
||
1. Развитие чувства стиля. 2. Продолжить знакомство с творчеством И.-С. Баха, полифонической музыкой. 3. Освоение понятий: полифония, гомофония, фуга. 4. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы. |
Воспитательные: сформировать личностное постижение искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Развивающие: развить у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания полифонической музыки И.С. Баха. Образовательные: дать определения: «полифония», «гомофония», «фуга».
|
|||
Планируемые результаты |
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. Метапредметные: регулятивные - развивать художественное восприятие, уметь оценивать произведения разных жанров; коммуникативные - учиться сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы учителя; познавательные - выявлять особенности развития музыкальных образов. Предметные: знать определения: полифония, гомофония, фуга. |
|
|
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика, задания для учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
Орг. момент |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой. С первых минут урока звучит «Аве, Мария» И.С.Баха. |
Настраиваются на урок.
|
|
Коммуникативные: взаимодействие с учителем, одноклассниками. Личностные: умение сосредотачиваться на уроке, включаться в рабочую деятельность. |
Целеполагание и актуализация знаний
|
Предлагает прослушать фрагменты произведений: «Шутка», «Весенняя песня», «Прелюдия до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира», «Токката и Фуга ре минор» И. С. Баха, не называя композитора. Задает вопросы:
- Кто автор произведения? - Звучала вокальная или инструментальная музыка? - Какие инструменты звучали? - В чем сходства и различия этих произведений?
Направляет обучающихся на самостоятельное определение целей и задач урока.
Главное отличие Токкаты и Фуги – полифонизм. По словам Баха – это беседа разных голосов.
Постановка проблемного вопроса: Почему Фуга считается вершиной полифонической музыки?
|
Слушают музыку, пытаются определить автора и анализировать.
Отвечают на вопросы, высказывают мнения. Формулирование обучащимися цели урока и задач с последующей записью в тетрадь. |
Предметные - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. |
Коммуникативные – развитие навыков сотрудничества (общее решение). Личностные - самоопределение, Регулятивные – целеполагание.
|
Изучение новой темы. |
Предлагает обучающимся обратиться к учебнику – стр. 132. Дает задание (работа с учебником): Выпишите новые слова и их определения.
Приводит в пример высказывание композитора: «Цель музыки – волновать сердца. – И.С.Бах» Задает вопросы ученикам: Как вы понимаете это высказывание?
Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органные произведения знают и любят слушатели всего мира. Среди них органная Токката и фуга ре минор. Предлагает послушать «Токкату и фугу ре минор» с последующими ответами на вопросы:
Какие чувства вызывает музыка? Как Вы думаете, популярна ли музыка Баха в наши дни?
|
Работают с учебником: выписывают новые определения в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают музыкальное произведение, анализируют.
Отвечают на вопросы учителя.
|
Общеучебные – поиск и выделение информации.
|
|
Первичное закрепления учебного материала
|
Предлагает обучащимся выполнить творческую работу в группах: Составить кроссворд из 5 слов с вопросами, затем обменяться кроссвордами и разгадать их.
После (при помощи критериев оценивания) предлагает ученикам провести взаимооценивание. |
Ученики делятся на группы по 4 человека (открывают учебники на стр. 132-134 и выбирают слова для кроссворда). Обмениваются между группами кроссвордами, разгадывают их.
Проводят взаимооценивание между группами. |
Предметные – умение работать с учебником, выделять информацию. |
Коммуникативные – определение функций участников; разрешение конфликтов в группе.
Регулятивные – осознание качества и уровня усвоения знаний. |
Вокально-хоровая работа |
Песня «Весенняя песня» И.С.Баха. Разучивает с обучающимися 1 куплет. Задает вопросы: Какие чувства вызывает у Вас эта музыка? Может ли звучать музыка Баха в наши дни и где её можно услышать?
|
Разучивают 1 куплет песни.
Отвечают на вопросы. |
|
|
Закрепление учебного материала |
Дает задание: Послушайте еще раз фугу И.С.Баха и сравните её с репродукцией М.К.Чюрлёниса «Фуга» в учебнике (стр.135). Что в них общего? Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке? Можно ли утверждать о том, что полифоническая музыка может быть «живописной» и наоборот (живопись может быть «полифонической»)? Предлагает обучающимся ответить на эти вопросы в качестве домашней работы. |
Записывают домашнее задание. |
|
|
Рефлексия |
Учитель раздает учащимся листы обратной связи и просит их заполнить. |
Заполняют листы, оценивают свою работу на уроке. |
|
Регулятивные - оценка степени успешности достижения результата деятельности на уроке. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.