Технологическая карта урока математики в 8 классе.
Автор: Боровская Светлана Михайловна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ г. Мурманска СОШ №34
Учебник (УМК): Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др., Алгебра 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012
Тема урока: «Решение задач с помощью рациональных уравнений»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: интерактивная доска, задания для выполнения структуры «Релли Коуч», карточки «Билетик на выход», фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»»
Структуры КО, применяемые на уроке: «Релли Коуч», «Сималтиниус Релли Тэбл», «Билетик на выход».
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
уметь в процессе реальной ситуации использовать «универсальные таблицы» |
3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение решать основные типы задач на применение рациональных уравнений |
3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
|
Регулятивные |
самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном |
2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними |
|
Познавательные |
получают новые знания и первичные навыки и умения применять «универсальные таблицы» при решении задач на применение рациональных уравнений; осмысливают связи и отношения в объектах изучения |
3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
|
Коммуникативные |
умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные |
формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу, подготовка к уроку необходимых принадлежностей. Включить учащихся в учебную деятельность.
|
Приветствует учащихся, настраивает на продуктивную работу |
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание |
Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях. Коммуникативные ууд: управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и умений учащихся. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Провести работу по домашнему заданию, актуализировать знания о видах квадратных уравнений, способах их решений, о математической записи выражений, содержащих связи и отношения величин навыки составлении математической модели текстовой задачи. |
- Отвечает на вопросы учащихся, возникшие при выполнении домашнего задания. -Проводит выборочную проверку выполнения домашнего задания Напоминая о необходимости уметь безошибочно решать квадратные уравнения. - проводит «Математический диктант» с учащимися по математической записи выражений:
частное от деления квадрат суммы
Открывает слайд с верными ответами для взаимопроверки -Задает вопрос учащимся «как решают задачи с помощью уравнений?» -Задает вопрос «А какие уравнения мы научились решать на последних уроках?»
|
- Задают вопросы по домашнему заданию, фиксируют ответы учителя в тетрадях
-Отвечают письменно на вопросы «Математического диктанта», отдают тетради друг другу для взаимопроверки. Вспоминают алгоритм решения задач с помощью уравнений Отвечают на вопрос учителя |
Регулятивные ууд: - контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; -коррекция - внесение необходимых дополнений ; Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с вопросами и задачами.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Целеполагание и мотивация |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. определить содержательные рамки урока: построение и решение математических моделей текстовых задач, решаемых с помощью дробно- рациональных уравнения. |
- «С помощью каких уравнений мы сегодня будем решать задачи?» –« Как можно сформулировать тему урока?» -« А какие цели мы должны перед собой поставить?»
|
- Смотрят фрагмент. - Отвечают на вопросы по фрагменту- «раздражителю». -Потому что мы будем говорить о задачах, которые решаются с помощью уравнения. - Решение задач с помощью дробно- рациональных уравнений. - Называют общие и конкретные цели, как для урока, так и для себя.
|
Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Регулятивные: целеполагание.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения |
Цель этапа: сформировать способность к переводу текстов с русского языка на математический и обратно (построение математической модели), зафиксировать алгоритм перевода в речи и в виде эталонов.
|
Напоминает учащимся, что прежде чем приступать к решению задачи необходимо несколько раз внимательно прочитать условие задачи, понять какую величину обозначить за неизвестную. Предлагает рассмотреть пример. Задача №618. Из города в село, находящееся от него на расстоянии 120 км, выехали одновременно два автомобиля. Скорость одного была на 20 км/ч больше скорости другого, и поэтому он пришел к месту назначения на 1 ч раньше. Найдите скорость каждого автомобиля. Задает вопросы для решения: Составление математической модели: Какой процесс описывается в задаче? Какими величинами характеризуется этот процесс? Как связаны между собой эти величины? Сколько реальных процессов описывается в задаче? Значение каких величин известны? Значение каких величин сравниваются? Значение каких величин требуется найти? Обращает внимание учащихся, что любую из неизвестных величин можно обозначить за х. х км/ч скорость первого автомобиля; (х +20) км/ч – скорость второго автомобиля;
Заполняет с учениками таблицу:
Составляет с учащимися уравнение: Согласно условию,
Предлагает учащимся работать с составленной моделью. Обращает внимание на ответы и подводит учащихся к выводу,
что Напоминает, что надо получить ответ на вопрос задачи. После решения задачи ещё раз объясняет ход решения и интересуется у учащихся, понятно ли им данное решение. Также показывает «универсальность» таблицы для решения задач других типов
|
-Слушают.
-Читают задачу №618. Отвечают на вопросы учителя по составлению математической модели, выбирают неизвестную величину для «х», выражают связи остальных величин с «х», рисуют таблицу и заполняют ее. Составляют с учителем уравнение: Из корней уравнения выбирают подходящий по смыслу задачи, читают условие задачи, Отвечают на вопрос задачи. Слушают учителя и рассматривают другие возможности использования «универсальной» таблицы.
- |
Общеучебные универсальные действия: -моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Универсальные логические действия: - построение логической цепи рассуждений. Познавательные выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Цель этапа: тренировать способность к переводу текстов с русского языка на математический и обратно, организовать проговаривание изученного содержания во внешней речи; уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить ошибки на основе правильного применения правил, зафиксировать их в речи.
|
-Предлагает закрепить материал, решив задачу Задача . Два мастера, работая вместе, могут выполнить заказ за 6 ч. Если первый мастер будет работать 9 ч., а потом его сменит второй, то он закончит работу через 4 ч. За сколько времени может выполнить заказ каждый из мастеров, работая отдельно? Заполняем таблицу (читаем несколько раз задачу и вносим в таблицу все числа, которые есть в условии):
Это пока все данные, по которым совершенно невозможно решить задачу. Вспоминаем, что математики знают всё. А всё, что они не знают, можно обозначить через х, у. Так как работу обозначаем «единицей», остается производительность первого обозначить через х, а второго- через у. А третий столбик всегда получится из соотношения уже записанных величин.
Появляются новые данные в таблице:
Снова читаем условие и записываем, что : «Известно, что работая по очереди, они выполнят заказ». Где подобное встречается в задачах на движение? «Идя навстречу друг другу, пешеходы встретятся через…То есть, вместе они преодолеют весь путь». Вместе преодолеть путь и вместе выполнить работу- это по сути одно и то же! Путь = скорость*время. Работа = производительность*время. Теперь понятно первое уравнение: х*9+у*4=1. По аналогии вспоминаем, что скорости при движении навстречу складываются, т. е.: х+у=1/6. Решив систему уравнений, получим: х= 1/15; у= 1/10. Это значит, что время выполнения заказа первым мастером - 15 часов, а время второго мастера - 10 часов. Ответ: 10 ч, 15 ч.
|
- Самостоятельно пробуют заполнить таблицу. Проводят корректировку с помощью учителя. Составляют систему уравнений, решают ее и приходят к ответу задачи
|
Общеучебные универсальные действия: -моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Универсальные логические действия: - построение логической цепи рассуждений. Познавательные -выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; -синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; -выбор оснований и критериев для сравнения Регулятивные ууд: контроль в форме сличения способа действия и его
результата с эталоном; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Вопросы учащимся: - Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили? -Что нового узнали на уроке? Удалось ли решить поставленные задачи? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? - В чём испытывали трудности? - Где можем применить новые знания? (При решении задач). Оценивает работу учащихся.
Задает домашнее задание с комментированием: Прочитать п.26 из учебника, разобрать примеры. № 619; №625. |
-Отвечают на вопросы -Вспоминают и проговаривают вслух. -Записывают домашнее задание |
Познавательные ууд: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; Регулятивные ууд: - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные ууд: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоциональ- ного состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
|
Предлагает заполнить листочки с «Билетиками на выход 3-2-1» |
Рефлексия: заполняют «билетики на выход» |
Познавательные: рефлексия. |
Приложение1. Структура «Релли Коуч»
Реши уравнения:
1. 2х2 +6х-4=0 1. 6х2 -7х+1=0
2. 4х2 -100=0 2. 6х2 -225=0
3. 8х2 -х+1=0 3. 7х2 +2х+4=0
4. 2х2 +6х=0 4. 3х2 +9х=0
Приложение2 . «Билетик на выход 3-2-1»
3 самых важных момента для тебя на сегодняшнем уроке
1.________________________________________________
2. ________________________________________________
3. ________________________________________________
2 момента, на которые ты хотел бы уделить внимание дополнительно
1.__________________________________________________
2. _________________________________________________
1 главное чувство, которое ты испытываешь после этого урока
1._________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.