Технологическая карта изучения темы «Что вокруг нас может быть опасным»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему "Что может быть вокруг нас опасным" УМК "Школа России" позволяет подробное рассказать детям новый материал и четко разграничить все этапы урока. Тип урока:технология деятельностного метода. Материал можно использовать не только на уроке, но и во внеурочное время.
Иконка файла материала урок окр.мир..docx
Предмет: Окружающий мир УМК: Школа России Учебник,автор: Плешаков А.А. «Окружающий мир» Класс: 1 класс Учитель:  Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода) Тема Цели Планируемый результат Технологическая карта изучения темы «Что вокруг нас может быть опасным» Задачи. Образовательные: Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей. Соблюдать осторожность при обращении с ними. Повторить правила перехода улицы. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно­действенного  мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: ­ Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. ­  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать  последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с  поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и  учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. ­ Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. ­ Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с  помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: Знать номера телефонов экстренных служб. Знать правило перехода улицы. Уметь различать опасность. Уметь правильно реагировать на опасность.Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия  на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера  сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о  правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать  новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную  на уроке (Познавательные УУД). Безопасность, бытовые приборы, проезжая часть, светофор, экстренные службы. Окружающий мир, ОБЖ ­ Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1­го класса. Часть 1. Стр. 34­35 1. Предметы или изображения: газовая плита, электрическая плита, утюг, пылесос, телевизор, магнитофон,  кофемолка, люстра, чайник, миксер, ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки, спички. 2. Карточки с номерами телефонов: 01, 02, 03, 04. 3. Конверт с кружочками: 10 зеленых, 10 желтых, 10 красных (у каждого учащегося). 4. Варианты ответов правилами поведения при утечке газа и обрыва электропровода. Основные понятия Межпредметные связи  Ресурсы: ­ основные ­ дополнительные Организация пространства  Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группахТехнология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя   Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для нужно чего   выполнять эти правила.   Организует актуализацию требований к ученику со   стороны учебной деятельности.    (2   Мотивация   к I. учебной деятельности мин) Цели:    актуализировать ­ к требования ученику   со   стороны учебной деятельности; ­   создание   условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;  ­ установить тематические рамки; ­ уточнить тип урока и   наметить   шаги учебной деятельности.   Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов 1. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2.   –   Разгадайте   кроссворд. Слайд 2. (безопасность) 1) Водные   животные, которых тело покрыто   чешуей. (рыбы)     2) Животные, тело которых   покрыто шерстью. (звери) 3) Лишь погасло   солнце И стало темно, Как по небу кто­то Рассыпал (звезды)   зерно. Планируемые результаты УУД Предметные УУД Уметь   совместно договариваться   о правилах поведения и общения в школе и   следовать   им (Коммуникативны е УУД). Уметь   оформлять свои   мысли   в устной   форме (Коммуникативны е УУД). Уметь ориентироваться   в своей системе знаний:  отличать новое   от   уже известного с помощью   учителя (Познавательные УУД).Умение   слушать   и понимать речь других (Коммуникативны е УУД). 4)  Золотые, тихие Рощи и сады, Нивы урожайные, Спелые (осень)   плоды. 5) Он   может   хранить информацию, помогает   учиться, может   играть   с тобой. (компьютер) 6) Без крыльев летят, Без ног бегут,  Без   паруса   плывут. (облака) 7)  Состоит из раковин морских   животных. (известняк) 8) Очень   прочен,   его часто   используют   в строительстве. (гранит) 9) Здесь   много замечательных животных.   Их привозят   сюда   из разных стран. (зоопарк)   10) Дышит, растет, А   ходить   не   может. (растение)  11) Животное, телоПроговаривают   девиз урока. Проговаривают   тип урока   и   называют шаги учебной деятельности.   на Отмечают   индивидуальных перфокартах   лишние предметы II.   Актуализация   и фиксирование индивидуального затруднения   в пробном   действии (10  мин) Цели:    ­ организовать     условия   для Создаёт   возникновения у учеников   внутренней потребности   включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует   уточнение типа   урока  и  называние шагов учебной деятельности.     Организует актуализацию   умений находить лишний предмет, путем обобщения   предметов, используя связь целого и частей.   которых   покрыто перьями. (птицы) 12) Что   же   это   за девица:   не   швея, Не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (ель) ­ А что такое безопасность? ­ Хотите узнать? (Да) 3.  Слайд   3.  Девиз   урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».   чему   будет ­   Значит, посвящён   наш   урок? (Открытию нового знания) ­ Какие мы делаем шаги при открытии   нового   знания? («Что   я   не   знаю?»,   «Сам найду способ») 1.   ­   А   теперь   переходим   к следующему этапу . ­   Что   мы   будем   делать? (Повторять). 2. Слайд 4. ­ Найдите лишние предметы. ­ Отметьте лишний предмет в Уметь   объединять предметы в группы Уметь проговаривать последовательность действий   на   уроке (Регулятивные УУД). Уметь  преобразовыватьактуализацию умений   находить лишний   предмет, обобщать   предметы, используя связь целого и частей; ­организует выполнение учащимися   пробного учебного действия; ­ фиксирования учащимися индивидуального затруднения. организовать     Проговаривают,   что повторили. перфокартах. ­   Объедините   лишние предметы   в   две   группы. (посуда и бытовые приборы) Организует   обобщение актуализированных знаний.  3. – Что мы повторили? Предлагает   задание   для пробного действия.  Организует   выполнение учащимися   пробного учебного действия. Организует фронтальную проверку 4.Задание   для   пробного действия. Слайд 5. ­ Отгадайте загадку.  Стоит бычище, Проклеваны бочища. (дом) ­   Сегодня   мы   поговорим   о доме,   где   живет   каждый   из нас и самых обычных вещах в нашем доме.  Выполнение   пробного 5. действия ­ «Дом – машина для жилья» ­   так   назвал   дом   один архитектор. Почему? 6.Фиксация   ндивидуального затруднения. Выполняют   задание устно. информацию из  одной формы в  другую  (Познавательные  УУД). Уметь   оформлять свои   мысли   в устной   форме (Коммуникативно е УУД). Уметь проговаривать последовательность действий   на   уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий   на   уроке; высказывать   своё предположение (Регулятивные УУД).   УметьФиксируют индивидуальное затруднение   (Я   не знаю). Организует фиксирование индивидуального затруднения.  ­   У   нас   получились   разные варианты. ­   А   почему   (назвать   по имени)   вы   не   предлагаете свои   варианты?   (Мы   не знаем)   оформлять мысли в устной и письменной   форме (Коммуникативны е УУД).   III. Выявление места и причины затруднения  (2 мин) Цели:  ­ выявить место (шаг, операция) затруднения; ­   зафиксировать   во внешней речи причину затруднения.     Построение IV. проекта   выхода   из затруднения  (3 мин) Цели:  ­ постановку урока;  организовать цели   Под   руководством учителя   выявляют место затруднения. Проговаривают причину   затруднения с помощью учителя. Организует   выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней   речи   причины затруднения.   ­   В   каком   месте   возникло затруднение?  ­ возникло   Почему затруднение? (Не знаем, что может быть опасным).   Проговаривают следующий   учебной деятельности. С   помощью   учителя проговаривают   и ставят цель урока. шаг Организует   уточнение следующего шага учебной деятельности.   1.   –   Что   же   будем   делать? (Сами искать способ) Организует   постановку цели урока. 2.   ­   Какую   цель   ставим? (Узнать,   что   может   быть опасным в доме). 3.­   Что   вы   повторили   в     Уметь   оформлять свои   мысли   в устной   форме (Коммуникативны е УУД). Уметь ориентироваться   в своей системе знаний:  отличать новое   от   уже известного с помощью   учителя (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий   на   уроке; (Регулятивные УУД).   Уметь оформлять   свои мысли   в   устной форме;   слушать   иорганизовать ­ составление совместного   плана действий; ­ средства. определить     Составляют и проговаривают   план действий   с   помощью учителя. Организует   составление совместного плана действий.       Сами начале   урока?   (в   доме   нас окружает   посуда   и   бытовые приборы) 4.­   Наметим   наш   план действий: 1. попробуем выполнить   задание:   узнать, какие   предметы   могут представлять опасность. 2. свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание.   Сопоставим   Называют средства. Организует   определение средств. ­   Что   нам   поможет?   (свой опыт, учебник, учитель) Под   руководством учителя   выполняет составленный   план действий. Отвечают на вопросы учителя. Организует   реализацию построенного   проекта   в соответствии   с   планом. Организует   подводящий диалог. Физкультминутка 1. Работа с учебником. ­ Рассмотрите рисунки. 2. Подводящий диалог ­   Какие   опасности   могут   нести изображенные предметы? ­   Выделите   среди   них режущие и колкие предметы. ­   Какую   угрозу   они   могут представлять? ­   Что   нужно   делать   чтобы избежать   эти   опасности. в (хранить   предметы   Иметь представление   об экстренных службах   Реализация V. построенного проекта  (10 мин) Цели:  ­ реализовать   построенный   проект в   соответствии   с планом; ­ зафиксировать новое знание в речи и знаках;     речь понимать других (Коммуникативны е УУД). Уметь определять и формулировать цель   на   уроке   с помощью   учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий   на   уроке (Регулятивные УУД).     Уметь   добывать новые знания: находить ответы на вопросы,   используя учебник, свой жизненный   опыт   и информацию, полученную   уроке (Познавательные УУД). Уметь   оформлять свои   мысли   в наорганизовать и ­ устранение фиксирование преодоления затруднения; ­   уточнить   тему урока.   устной   форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативны е УУД). Уметь работать по  коллективно  составленному  плану  (Регулятивные  УУД). специальных   местах   и   не разбрасывать) ­ Назовите бытовые приборы. ­   При   помощи   чего   они работают? (электричества) ­ Что же будем делать, если заметим   неполадки   с электричеством:   задымился провод,   выскочила   искра? (скажу взрослым) ­   Верно.   Самому   нельзя чинить пробовать   электроприборы,   может ударить   током.   Когда уходишь   из   дома   нужно выключать   все   приборы. Почему?   (может   возникнуть пожар)  ­Рассмотрите   рисунки   и скажите,   только   ли   от электроприборов может быть пожар? (от газовой плиты и баловства со спичками). ­   Какую   опасность   может еще   представлять   газовая плита? (утечка газа) Почему газ может наполнить кухню? ­   Что   нужно   сделать   если почувствуешь   запах   газа   ? (сказать   взрослым,   открыть окно)Фиксируют   новое знание   в   речи   и знаках. Организует фиксирование   нового знания в речи и знаках.   с   в     Какие  Сопоставление 3. учебником. ­   Прочитайте   вывод   учебнике. 4. Фиксируем новое знание в речи и знаках). Слайд 6.  ­ опасности подстерегают нас дома? (газ) Кто   знает   телефон   газовой службы? (04) ­   Назовите   еще   опасности. (электричество) ­   К   чему   они   могут привести? (к пожару) ­   знаете   ли   вы   номер телефона,   по   которому нужно   звонить   во   время пожара? (01) ­   Все   эти   опасности   могут причинить   вред   здоровью. Куда   нам   обратиться?   (в скорую помощь) ­ По какому номеру? (03) Устранение затруднение.  Организует   уточнение темы урока. ­ Какая тема урока сегодня? (Безопасность). Под   руководством учителя формулируют   тему урока.Выполняют   задание по учебнику, закрывая   предметы кружочками   трех цветов   Организует   усвоение учениками нового способа   действий   с проговариванием   во внешней речи. Организует   выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Выполняют   задание самостоятельно   в группах     Первичное с VI. закрепление проговариванием во внешней речи  (8  мин) Цель: ­  организовать усвоение   учениками способа нового действий   с проговариванием   во внешней речи.     VII. Самостоятельная работа с самопроверкой   по эталону (7  мин) Цели: ­  выполнение учащимися самостоятельной работы   на   новое знание; организовать     Положите  Игра   «Зажигаем Работа по учебнику с. 34. Слайд   7. фонарики» У каждого ребенка конверт с кружочками: 10 зеленых,  10 желтых и 10 красных. ­ зеленые кружочки   на   те   предметы, которыми можно пользоваться   самому,   без взрослых. Желтые кружочки положите   на   предметы, которыми можно пользоваться   на   глазах   у взрослых. Красные кружочки положите   на   предметы, которыми   детям   вообще   не стоит пользоваться.       Работа в группах.   Расставьте   варианты ­ ответов в последовательности   ваших действий. 1       «Если почувствовал   запах   газа, нужно …» группа.  Позвонить от соседей в газовую службу.   зажигать  Нельзя огонь.  Открыть окно.   Уметь   различать бытовые   предметы по уровню опасности. Уметь обосновывать   свои мысли Уметь проговаривать последовательность действий   на   уроке (Регулятивные УУД). Уметь   оформлять свои   мысли   в устной и письменной   форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативны е УУД).     Уметь   обдумывать последовательность действий. Уметь проговаривать последовательность действий   на   уроке (Регулятивные УУД). Уметь   планировать своё   действие   в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).­ организовать самопроверку   по эталону, самооценку; ­ организовать выявление   места   и причины затруднений,   работу над ошибками. VIII.   Включение   в систему   знаний   и повторение. (7 мин) организовать ­ включение новое знание   в   систему знаний;      Нельзя   зажигать электроприборы. 2   группа.  «Если   заметили неполадки с электропроводом, нужно …» заметили  Если     задымление, позвонить в пожарную 01.  Сказать взрослым.  Нельзя самому чинить провод.  Не   трогать   провод мокрыми руками.  Слайд 8. Эталон для самопроверки . ­ У кого всё правильно? ­ У кого есть ошибки? ­ В чём причина?  ­ Сделайте вывод. Работа по учебнику. Стр.35 ­ Где еще мы должны с вами быть   очень   внимательны   и осторожны? ­   Рассмотрите   рисунок.   Что на   нем   видите?  (проезжая часть дороги) Выполняют самопроверку эталону.   по Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.   Выполняют   задание по учебнику, отвечают   на   вопросы учителя. Организует самопроверку эталону.   по Организует   выявление места   и   причины затруднений, работу над ошибками.   Задания пропедевтику изучения      последующих тем на     вносить Уметь необходимые коррективы в действие   после   его завершения на основе его оценки и учёта   характера сделанных   ошибок (Регулятивные УУД).   Уметь   различать виды светофоров    Уметь   планировать своё   действие   в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).организовать  учебного   ­ повторение содержания, необходимого обеспечения содержательной непрерывности.   для Составляют   сказку, объясняя   правила перехода улицы. Организует   задания,   в которых новое      знание связывается с ранее изученными Выполняют   задание самостоятельно. Организует   выполнение учащимися самостоятельной работы   Уметь   оформлять свои   мысли   в устной   и   форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативны е УУД). Уметь   добывать новые знания: находить ответы на вопросы,   используя учебник, свой жизненный   опыт   и информацию, полученную   уроке (Познавательные УУД). на     ­   Что   установлено   на перекрестке, чтобы движение было   безопасным? (светофор) ­   А   для   пешеходов   есть светофор? Покажите. ­   Чем   он   отличается?  (два цвета и человечки) ­   Как   муравьи   переходят улицу?  (по   пешеходному переходу) ­ Как обозначен пешеходный переход? (нарисована зебра) ­   А   что   установлено   на перекрестке?  (дорожный знак) ­   Что   означает   этот   знак? (пешеходный переход) ­   Составьте   сказку   о   том, как   муравьи   учились переходить улицу. ­   Рассмотрите   рисунок   в нижней   Что нарисовано? (светофор для транспорта, светофор для пешеходов   и   дорожный знак) ­ сигналы светофора и дорожный знак.   Раскрасьте части.     Уметь   обдумывать последовательность действийIX.   Рефлексия   учебной деятельности   на уроке  (3 мин) Цели: ­ зафиксировать новое   содержание урока; ­  рефлексию самооценку учениками собственной учебной деятельности. организовать и     Организует фиксирование   нового содержания. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, узнали, смогли.     что знают, Организует рефлексию. Делают самооценку в еженедельнике. Организует   самооценку учебной деятельности.   ­ Когда обычные вещи могут быть   опасными   для   нас? (Если   с   нами   неправильно обращаться) Слайд 9. ­   Еще   раз   назовите   номера телефонов экстренных служб. ­   С   какими   правилами перехода проезжей части вы познакомились? Слайд 10. ­ Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный,   красный, жёлтый. Умение структурировать знания; оценка   процесса   и результатов деятельности. Уметь проговаривать последовательность действий   на   уроке (Регулятивные УУД). Уметь   оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).             к Способность самооценке на основе   критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).