Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
16.02.2017
Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция» составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В ней содержится дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации; задачи, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. В карте подробно расписаны все этапы урока - усвоения нового материала: самоопределение в деятельности, учебно-познавательная деятельность, интеллектуально-преобразовательная деятельность, рефлексивная деятельность.
технологическая карта урока.docx
Технологическая карта модели урока по теме: «Род неизменяемых существительных».
6 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
помочь осознать ценность совместной деятельности;
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
метапредметных результатов:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной
полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными
по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
предметных результатов:
знакомство с неизменяемыми существительными.
формирование умения определять род неизменяемых существительных.
повторение пунктуации при обращении, постановки тире между подлежащим и сказуемым. Метод обучения: частичнопоисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Этапы
1.Самоопреде
ление в
деятельности.
Деятельность учителя
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с
вами отправимся в лингвистическую
экспедицию. Что означает слово
«лингвистическая»? (Языковедческая)
Цель ее – научиться определять род
неизменяемых существительных. Что же
такое неизменяемые существительные?
Вспомнить это вам поможет небольшой
эпизод из жизни не очень грамотных
провинциалов.
Учитель:
заметили ли вы ошибки в речи этих
собеседников?
(Существительные: пальто, кашне, какао,
кофе не изменяются)
Верно. Это и есть неизменяемые
существительные – те, которые не
изменяются по падежам и числам. Но они,
как и все существительные, имеют
категорию рода. Как его определить? Это
мы и должны будем научиться делать к
концу нашей экспедиции.
Деятельность обучающихся
(Ученики разыгрывают сценку)
Сценка:
1) Здрасьте! Проходите!
2) Здрасьте.
1) Ой, да у вас новое пальто!
2) Да нет, меня еще в прошлом
месяце этим пальтом наградили
за хорошую работу.
1) А я вас не видел еще в этом
пальте. Я себе тоже обновку
прикупил. Кашне называется.
2) Я такуюкашну в городе у
племянника видела.
1) Вы чего пить будете: какау или
УУД
Личностные: самоопределение школьника,
основанное на желании осваивать учебный
материал, на осознании потребности его изучения и
постановки личностно значимой цели
деятельности.
Регулятивные:целеполагание.
Познавательные: извлечение информации,
постановка проблемы.
Коммуникативные: учебное сотрудничество,
постановка вопроса, умение слушать и слышать.
кофею?
2) Мне какава налейте.
Кроссворд.
1) Подземная железная дорога.
( Метро)
2) Автодорожная магистраль.
(Шоссе)
3) Место стоянки и ремонта
локомотивов и вагонов. (Депо) Сначала вам нужно будет приобрести
билеты. Валюта – это ваши знания. Кто
отгадывает слово, неизменяемое
существительное, тот получает билет.
4) Порода малорослых лошадей.
(Пони)
5) Настольная игра. (Домино)
6) Персонаж одноименной
трагедии Шекспира. (Отелло)
7) Помещение в театре, кино для
пребывания зрителей перед
началом представления. (Фойе)
8) Музыкальное произведение для
одного голоса, инструмента.
(Соло)
9) Вид городского автотранспорта.
(Такси)
10) Аркан с петлей для ловли
животных. (Лассо)
Учитель:
Теперь мы можем отправиться в путь.
Путешествие наше будет необычное, в том
смысле, что мы в мгновение ока можем
перенестись из одной точки на карте мира
в другую. Поехали1
(На доске маршрут экспедиции.Каждый
пункт обозначен фотографией с видом
данной местности.)
Батуми Капри
Миссисипи Монако
Дели Онтарио
Замбези
2. Экспедиция.
1) Первая остановка на нашем пути –
Батуми.
Батуми – чудесный, солнечный город. Он
2. Учебно-
познавательна
я
деятельность
+
интеллектуаль
но-
преобразовате
льная
деятельность.
Ученик зачитывает географическую
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование, решение
проблемы, построение логической цепи
рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез поражает своей красотой. Оцените это место,
запишите свои впечатления в тетрадь. Но для
этого вам необходимо определить, к какому
роду относится это существительное. Как это
сделать? Я вам подскажу. В данном случае
род можно определить по опорному слову.
«Город» существительное мужского рода,
значит, «Батуми» тоже мужского рода.
2)Следующая остановка – Дели.
Какого рода это существительное? Как вы это
определили?
- В Индии великолепная природа,
множество разнообразных
животных. Я приглашаю вас
посетить зоопарк, в котором
собраны звери и птицы из разных
уголков мира.
все эти существительные мужского рода.
Но они могут употребляться и в женском
роде, если речь идет о самке.
Пошлите сообщения своим друзьям,
опишите увиденных животных.
(Например:«Розовый фламинго спокойно
дремлет в тени»,)
3) Остановка Капри.
Определите род этого
существительного.
Капри – это курорт. Здесь можно
отдохнуть, попробовать разные вкусные
блюда. Давйте зайдем в кафе и закажем
чтонибудь. Чтобы оплатить заказ, нужно
лишь определить род этих
справку:
Батуми – город в Грузии, порт на
Черном море. Население 122 тыс.
городкурорт.
(учся делают запись, несколько
предложений зачитываются
вслух.Например: «Солнечный
Батуми (м.р.) поразил меня».)
Справка: Дели – город, столица Индии.
Население 10, 6 млн.
( На доске фотографии животных,
надписи закрыты.Названия
животных угадываются учениками,
надписи открываются)
и их обоснование.
Коммуникативные:инициативноесотрудничествов
поиске и выборе информации.
+
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуировать знания,
выбор наиболее эффективных способов решения
задач, умение осознанно и произвольно строить
речевое высказывание, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: контроль, оценка и коррекция
действий партнера.
Какаду
Колибри
Кенгуру
Окапи
Зебу
Шимпанзе
Фламинго
Киви
Справка: Капри – остров в Тирренском
море, в составе Италии. Площадь 10,4
км. Курорт.
(М.р. Капри – это остров.)
На доске записаны названия блюд и
напитков – меню. Учся подходят к
доске и записывают род
существительных) существительных.
Кофе – м.р.
Какао – ср. р.
Ситро – ср. р.
Рагу – ср. р.
Хачапури – ср. р.
Желе – ср. р.
Крембрюлле – ср. р.
4) Онтарио.
.
Запишите предложение с этим словом,
определите род неизменяемого
существительного, объясните постановку
тире.
Подберите прилагательные к
слову «Онтарио», не забывая, что
оно среднего рода.
Справка: Онтарио – озеро
площадью 19,5 км, глубиной до
236 м.
( Учся записывает предложение на
доске, объясняет постановку тире:
«Онтарио – это очень чистое озеро»
«Онтарио» ср. род. Тире ставится,
т.к. подлежащее и сказуемое
выражены существительными.)
5) Остановка Миссисипи.
Справка: Миссисипи – река в США,
одна из крупнейших в мире. Длина 3950
км.
Определите род этого существительного.
(жен.род)
На берегах этой реки растут самые
разнообразные растения. Вот только
некоторые из них. Распределите их по
родам
Справка: Миссисипи – река в
США, одна из крупнейших в мире.
Длина 3950 км.
( На доске фотографии растений.
Учся записывают их названия,
распределяя на группы) См.
приложение №3.
Муж. Род
Жен.род Сред. Род 6) Остановка Замбези.
На этой реке построено несколько ГЭС.
«ГЭС» это тоже неизменяемое
сложносокращенное существительное.
Чтобы определить его род, нужно сначала
расшифровать его и посмотреть, какого
рода опорное слово.
ГЭС – гидроэлектростанция. «Станция»
женского рода, значит, «ГЭС» тоже
жен.рода.
На берегах этой реки живут несколько
африканских племен, которые уже
затронула цивилизация, но они еще
малообразованны и часто делают ошибки,
употребляя в речи неизменяемые
существительные. Испрвьте эти ошибки.
кофе какао
кольраби
алоэ
киви
Справка: Замбези – река в Южной
Африке. Длина 1660 км. Впадает в
Индийский океан. На ней
находится один из крупнейших
водопадов Виктория. Его высота
120 м., ширина 1800 м.
(На доске записаны предложения,
учся исправляют ошибки и в
испрвленном виде записывают
предложения в тетрадь)
А) Я в городе видел подземный
(подземное) метро.
Б) Меня до дома подвезла
(подвезло) такси.
В) Недалеко прокладывают новую 7) Монако. МонтеКарло.
(новое) шоссе.
Г) У меня брат поступил в русское
(русский) МГУ.
Д) Хочу посмотреть веселое
(веселый) КВН.
Справка:Монако – княжество,
государство в южной Европе.
Одно из самых маленьких в мире.
Площадь 1, 95 км.кв. Население
31, 7 тыс.
МонтеКарло город в Монако. В
нем расположено знаменитое
казино.
3)Рефлексивн
ая
деятельность.
Играть в казино мы не будем, но вот
посмотреть на этот памятник
архитектуры полезно. Зайдем и
пообщаемся с посетителями. Сюда
съезжаются люди из разных стран, важно
уметь правильно обращаться к ним,
особенно к женщинам. Есть неизменяемые
существительные, обозначающие лиц
женского пола, замужних и незамужних, и
они, естественно, будут относиться к
женскому роду.
Англичане Французы
Немцы
Леди мадемуазель
фрейлен
фрау
Мисс мадам фрау Регулятивные: контроль, коррекция и осознание
того, что усвоено, и того, что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: самоопределение,
смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли.
Миссис
запишите предложение с обращением,
используя данные существительные.
Итак, наша экспедиция подошла к концу.
Теперь вы должны написать отчет о
проделанной работе.
( Учся записывают по 1му
предложению, зачитывают
несколько, объясняют знаки при
обращении.
Например: « Мисс, вы сегодня
чудесно выглядите!»)
В теории вы оказались сильны, а теперь
проверим ваши знания на практике.
( На каждой парте лежат
«Маршрутные листы», уч-ся
заполняют их на месте
пропусков. 1-2 зачитываются
( Каждому ученику еще в начале
урока была дана карточка с
неизменяемым
существительным, теперь
пришло время определить род
этого слова.Каждый ученик вы
ходит к доске и наклеивает
свою карточку взависимости от
того, к какому роду
принадлежит данное
существительное)
Выставление оценок.
Инструктаж домашнего задания.
Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция»
Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция»
Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция»
Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция»
Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция»
Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция»
Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция»
Технологическая карта к уроку «Лингвистическая экспедиция»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.