Технологическая карта к уроку русского языка по теме"Предложение: его назначение и признаки"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
22.06.2019
Данная разработка позволяет учителю, работающему в 1 классе по УМК "Гармония" повторить сведения о предложении, полученные в первом классе; познакомить с признаками предложения; ввести понятие интонации; упражнять в построении и оформлении предложений в устной и письменной речи; предупреждать ошибки в нарушении границ предложения.
Технологическая карта урока.docx
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе
Учитель 1 «б» класса МАОУ «Гимназия №87 г. Саратова Кочеткова С.Ю.
Урок
Тема: Предложение: его назначение и признаки.
Цели: изучение новых знаний о предложении, его назначениях и признаках;
формирование умения рассуждать, обобщать и делать выводы; развитие речи, памяти, орфографической зоркости,
обогащение словарного запаса учащихся;
воспитание активности, уверенности, стремления к взаимовыручке, навыков культуры общения, аккуратности;
осуществление профилактики утомляемости через выбор разнообразных форм работы, физкультминутки.
Задачи: повторить сведения о предложении, полученные в первом классе; познакомить с признаками предложения;
ввести понятие интонации; упражнять в построении и оформлении предложений в устной и письменной речи;
предупреждать ошибки в нарушении границ предложения.
Оборудование: учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 1 часть и тетрадь – задачник 1часть
для 2го класса.
Этапы урока
Ход урока
. Ι
Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать
информацию из схем, – Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Словарноорфографическая работа.
На доске записаны непонятные слова: зуикв,бкыву,соигл,соавл.
– Догадайтесь, что записано на доске.
Дети на основе звуковых ассоциаций могут назвать «настоящие» слова:
звуки, буквы, слоги, слова.
– Кто может угадать и назвать: по какому правилу можно восстановить эти
слова? (Берутся последовательно буквы: первая и последняя, вторая и
предпоследняя, третья от начала и конца.)
– Запишите эти слова в тетрадях, подчеркните опасные места (звуки, буквы,
слоги, слова).
_ Выполните задания:
А)в слове –звуки подчеркните буквы согласных звуков;
Б) в слове –буквы правильно назовите все буквы этого слова;
В) в слове –слоги укажите количество слогов и разделите на слоги;
Г) в слове –слова назовите опасное место;
_– Докажите, что здесь есть опасное место. (Гласный звук без ударения)
Дети произносят так, чтобы можно было услышать на месте
безударного гласного – [а]. Соответственно, есть и выбор букв о/а.
II. Формулиро
вание
проблемы,
планирование
Повторение назначения предложений: выражать мысль
( Выполнение первой части задания 179).
___Посмотрите на иллюстрацию учебника и назовите нарисованные предме
ты, их количество и действие.
иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в
виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирован
ие правила
(определения).
мысли или только называли то, что видите?
_
У: _Как вы считаете, перечисляя то, что нарисовано на картинке, вы выражали
Д: (Называли.)
У: Чем вы при этом пользовались?
Д: (Словами.)
У: Найдите под картинкой два слова, которые к ней относятся, прочитайте их
Д: (Тоже называют.)
У: Но с их помощью можно выразить мысль?
Д: (Можно, если добавить слова.)
У: Сколько слов и какие добавите?
Д: (Предложение.)
У: Запишите данное предложение графически.
и решите: они называют когото или выражают мысль?
Что теперь получилось?
Что вы помните и можете сказать об этом предложении, глядя на его
Достаточно ли этой информации для того, чтобы правильно составлять
графическую запись?
О чем же сегодня на уроке мы будем говорить?
предложения?
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и
понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
Как записать это составленное предложение? (Работа с памяткой №2)
Запишите составленное предложение.
У: Что увы записали?
Д: (Предложение.)
У: Что вы им выразили?
Д: (Мысль.)
У: Из чего состоит ваше предложение?
Д: (Из слов.)
У: Как пишутся слова в предложении?
Д: Определите группы слов в данном предложении.
( (Надписывается: н.к., н.п., н.д.)
У: Какое никого и ничто не называет?
Д: Какую «работу» оно выполняет? (Помогает другому слову названию
У: Вспомните: глядя на иллюстрацию, вы произносили разные слова, но пред
Что же нужно прежде сделать, чтобы из слов получилось предложение?
ложения почемуто не получались.
предмета.)
(Словами выразить мысль.) 1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности
У: Сделайте вывод этого этапа урока: отдельными словами мы можем
называть предметы, признаки, действия, указывать на чтото, но чтобы
выразить мысль, чувство, нам надо из слов построить предложение.
Физминутка
Уточнение признака предложения: выражает мысль, чувство.
Наблюдение за «работой» голоса и интонацией конца предложения в
устной речи, правила обозначения границ предложения при письме
Как вы считаете, вы умеете строить предложения?
Давайте откроем учебники на стр.89 и прочитаем вопрос, который вам
задают авторы учебника. 1 3
– А можете ли вы ответить на этот вопрос?
Какую же задачу мы ставим перед собой на этом уроке?
(Найти ответ на заданный вопрос)
О Но сначала проверьте себя: отыщете ли вы все предложения, построенные
писателем Н. Носовым?
(Открывается с. 47 тетрадизадачника, задание 180.)
Прежде всего, ещё не читая, пробегите глазами по отрывку, который
состоит из нескольких предложений, и догадайтесь, почему на полях
стоит знак ошибки.
(Найти предложения, узнать, где они начинаются и кончаются.)
А как это сделать?
(Нужно искать начало и конец мыслей.)
Помогайте себе так: читайте запись, вдумывайтесь в смысл, стараясь находить
конец одной мысли и начало следующей; карандашом в этом месте ставьте
(Выполняется первая часть задания 180.)
чёрточку.
Выразительное чтение вслух по одному предложению с установкой:
прочитайте данные предложения, наблюдая за «работой» голоса (в каких
предложениях он усиливается, так как им передаётся какоето чувство),
а вовторых, решать, какой знак в конце предложения должен стоять. (После чтения второго предложения обсуждается его «странность»:
предложение состоит из одного слова, выражает не мысль, а только
чувство необыкновенное удивление, даже испуг; в нём нужен
восклицательный знак.)
Теперь, когда все предложения найдены, думаю, вы готовы показать начало и
конец каждого так, как это делают в письменной речи. Как?
(Нужно обозначить начало и конец предложения)
Понаблюдайте за голосом в конце каждого: как он там чаще всего «себя
повышается или немного понижается? (Ктото из учащихся
выразительно читает отрывок, после чего делается ВЫВОД.)
ведёт»?
Итак, дополните вывод этого этапа урока нужными словами.
Чт(чтобы построить предложение в устной речи, мы включаем в работу
голос. Он помогает выразить мысль, передать чувство. Он то
усиливается, выделяя слова, то чуть ослабевает, то слегка
повышается, то немного понижается.)
Такой «работе» голоса учёные дали специальное название. Найдите это
научное слово в розовой рамке на странице 81 оно специально выделено.
Теперь самостоятельно шёпотом прочитайте и ответьте на вопросы.
(Понимание прочитанного проверяется по вопросам учителя.)
Хором прочитывается ответ на вопрос: как называется небольшое
понижение голоса в конце предложений? (Интонация конца
предложения или конца мысли.)
Физкультминутка для глаз
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Упражнение в построении предложения, оформлении его в устной
речи и при записи
Вы , не зная ничего об интонации, как только научились говорить, конечно,
пользовались ею в своей речи. И маленький Игорь, который изображён на
картинке (с. 81), наверняка, говорит с какойто интонацией. Он нашёл на
полу гвоздь, протягивает его маме и произносит одно слово. Найдите это слово над самой картинкой и прочитайте, стараясь представить себя на
месте малыша. Что выразите радость, удивление?
(Выслушивается одиндва варианта чтения и обсуждается, какое чувство
передано.)
Маленькому Игорю пока трудно правильно передать свою мысль.
Как вы думаете, какую мысль он имел в виду?
Постарайтесь выразить её полностью. Что построите?
(После предварительной беседы выполняются те части задания 182, которые
под картинкой)
Выявление связи слов и порядка их расположения как требований к
предложению
Вы с лёгкостью составили предложение и правильно показали голосом конец
мысли. А вот у нашего знакомого Тома, кажется, не всё получилось.
Как же мы запись Тома превратили в предложение что для этого сделали?
(Выполнение задания 183 устно)
( ((Изменили одно слово так, чтобы им можно было ответить на вопрос:
Вы открыли важное требование к построению предложения.
(Переставили слова.)
Только ли?
отдать кому? ... .)
Можете сказать его?
(Дети пытаются.)
Нам решил помочь художник. Он изобразил это требование с помощью
рисунка в задании
184 (стр. 82).
Как вы понимаете подсказку художника?
( Учитель уточняет: слова в предложении должны быть связаны между
собой и располагаться в таком порядке, чтобы лучше передавать мысль.)
IV. Обобщение и систематизация сведений ΙV. Итог урока. Мы с вами сегодня много наблюдали, по ходу наблюдений делали выводы, а
теперь всё постараемся обобщить. Поступим так. Не торопясь,
«жужжащим» чтением читаете по одному пункту в розовой рамке на
странице 83 (задание 185) и думаете: эта мысль о предложении была нам
(После каждой мысли останавливаемся и обсуждаем ваши решения).
раньше известна или мы открыли её на уроке?
П Перечитаем хором те сведения о предложении, которые вы открыли на
уроке.
(Перечитываются пункты 2 и 3.)
V. Домашнее
задание.
Подведение итогов урока. Домашнее задание
Напомню вопрос, на который мы искали ответ:
Как мы строим предложение? Попробуете ответить?
( (Выслушиваются свободные ответы.)
Дома выполнить упражнение 187.
(Обсуждение упражнения 187: чтение частей задания и уточнение после
довательности действий (прочитать всё, найти, где кончается каждая мысль и н
ачинается следующая; заметить эти места и ещё раз проверить, читая вслух;
определить количество предложений; потом приступить к списыванию по
предложениям, оформляя начало и конец каждого; выполнить дополнительное
задание под третьим квадратиком
Технологическая карта к уроку русского языка по теме"Предложение: его назначение и признаки"
Технологическая карта к уроку русского языка по теме"Предложение: его назначение и признаки"
Технологическая карта к уроку русского языка по теме"Предложение: его назначение и признаки"
Технологическая карта к уроку русского языка по теме"Предложение: его назначение и признаки"
Технологическая карта к уроку русского языка по теме"Предложение: его назначение и признаки"
Технологическая карта к уроку русского языка по теме"Предложение: его назначение и признаки"
Технологическая карта к уроку русского языка по теме"Предложение: его назначение и признаки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.