Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русская литература
5 кл
13.10.2017
Конспект урока по литературе " Кавказский пленник" Л.Н. Толстого - протест против национальной вражды" представляет собой технологическую карту , включающей в себя тему урока, тип и цели урока, технологию обучения, планируемые результаты(предметные, метапредметные, личностные, регулятивные) ( 5 класс. УМК Коровиной).
технологическая карта« Кавказский пленник» Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды..doc
Класс 5
Дата ____________
УМК: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2х частях. – М.: Просвещение, 2015.
Тема: « Кавказский пленник» Л.Н. Толстого протест против национальной вражды.
Форма проведения урока: творческая мастерская.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель: 1)осмыслить содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; уметь выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении;
сюжет и идею;
2) приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развить навыки анализа художественного произведения,
логического мышления; корректировать развитие связной речи и процессы памяти на основе беседы, сопоставления в синтезе и анализе;
3) воспитание чувства неприятия межнациональной вражды; умение работать в группе, уважать мнение товарища, развивать чувство
взаимопомощи, поддержки; формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, портрет писателя, презентация урока, высказывание
Л.Н.Толстого "Война и вражда античеловечны"
Используемые технологии:
здоровьесберегающие технологии;
проблемное обучение
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственноэтическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что
еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения,
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, толковый словарь, словарь литературоведческих терминов.
Учебник: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2х частях. – М.: Просвещение, 2015.
Этап урока
Форма работы Содержание
Беседа
Организационн
ый момент
(мотивация к
учебной
деятельности)
Цель этапа:
включение
учащихся в
деятельность на
личностно
значимом уровне
Слово учителя.
Здравствуйте! Сегодняшний урок,
ребята, мне хотелось бы начать такими
словами: .
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
- Ребята, я надеюсь, что вы
умеете дружить, уважительно
относитесь друг к другу. Но, к
сожалению, часто можно
наблюдать ситуации, когда люди
испытывают неприязнь к
человеку другой национальности
На прошлом уроке мы с вами
познакомились с рассказом Л.Н
Толстого « Кавказский
пленник».Кавказская война,
Деятельность ученика
УУД
Настраиваются на
плодотворную работу
Самостоятельно
формулируют
познавательную цель и
строят действия в
соответствии с ней
нравственноэтическое
оценивание
усваиваемого
содержания (Л);
установление причинно
следственных связей
(П); построение
логической цепи
рассуждений,
выведение следствий
(П); самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности (П);
выполнение действий по
алгоритму (П);
Овладение навыками
самоорганизации,
целеполагание,
рефлексия (Р);
Деятельность
учителя
Организует
учащихся к
уроку через
проблемную
беседу Проблемный
вопрос
Целеполагание и
Постановка целей,
задач урока.
начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет.
Когда Л.Н.Толстой писал свой рассказ,
шёл 31 год войны. Вы знаете, что в 20
веке, к сожалению, война на Кавказе
возобновилась. Продолжают страдать все
народы, населяющие этот регион России:
ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы,
осетины, кабардинцы и другие Почти
ежедневно мы слышим о терактах,
нападениях боевиков на мирные сёла, о
межнациональных стычках молодёжи в
различных регионах нашей страны.
Из-за вражды людей разных
национальностей случаются
конфликты.
-Как необходимо относиться к
людям другой национальности?
-Что мешает людям жить в мире
и дружбе?
Сегодня на уроке мы вновь обратимся к
рассказу Л.Н Толстого « Кавказский
пленник», вспомним сюжет произведения
и попытаемся определить идею
хорошо, с пониманием,
с уважением
другая вера, зависть,
политика,
цвет кожи
На Кавказе
чеченцы, грузины,
осетины, русские произведения
Вспомните, где происходят события
рассказа?
Люди каких национальностей живут на
Кавказе?
Основываясь на высказывание, ответьте
на вопросы:
« «Кавказский пленник» написан Толстым
для « Азбуки», которую выпустил в свет в
1872 году. Нужно сказать, что Л.Толстой
был не только гениальным художником
слова, но и выдающимся педагогом. В
1859 году он открыл в своей усадьбе
Ясная Поляна школу для крестьянских
детей. Тогда же писатель помог открыть
еще двадцать три начальные школы в
деревнях
губернии,
окружавших Ясную Поляну.
« Я хочу образования для народа»
заявлял он. Став учителем, писатель
увидел, что для народных школ нужны
хорошие учебники и пособия. « Азбука»
Толстого включала много занимательных
и поучительных материалов.
Он
заботился о том, чтобы в его « Азбуке»
все было красиво, коротко, просто и ,
главное, ясно.»
Тульской
Как вы думаете, почему свой рассказ
«Кавказский пленник» Л.Н.Толстой
Все люди, независимо
от национальности и
вероисповедания, поместил в« Азбуку»?
Чему с помощью этого произведения
писатель намеревался научить своих
учеников?
Согласны ли вы с тем, что этот рассказ
поучительный и занимательный?
Ребята, как вы думаете, против чего
направлен рассказ Толстого « Кавказский
пленник»?
Правильно. Рассказ Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник» протест против
национальной вражды (слайд 1)
Ребята, вы знаете. что в свое время Л.Н.
Толстой служил на Кавказе. Послушайте
одну историю, случившейся с ним
Кавказская война
В середине 19 столетия на Кавказе шла
тяжёлая, кровопролитная война. Царь
Николай I послал свои войска завоевать
кавказские земли. Жившие там горские
народы оказали упорное сопротивление
царским войскам. На крутых горных
дорогах, в лесах и ущельях, на переправах
рек горцы устраивали засады, брали
русских солдат и офицеров в плен.
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной
службе в Кавказской армии, участвовал в
боевых действиях русских войск.
достойны уважения,
должны жить в мире
Слушают объяснение
учителя, включаются в
обсуждение/
С достаточной
полнотой и точностью
выражают свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Вступительно
е
слово
учителя.
Задает
вопросы,
актуализирую
щие
знания
учащихся
Выдвигает
проблему.
Коллективное
выполнение
задания при
консультатив
ной помощи
учителя для
создания
диалоговой
Организация
подготовки
учащихся к
объяснению
нового знания,
выполнение
ими пробного
учебного
действия и
фиксация
индивидуальн
ого
затруднения
II
Актуализация
знаний
Цель этапа:
повторение и
изученного
материала,
необходимого
для «открытия
нового знания»,
и выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого
учащегося.
Поиск и выделение
необходимой
информации (П).
к
Побуждение
(Л).
деятельности
Выдвижение гипотез и
их обоснование (К).
самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной цели
(П)
и ситуации.
Однажды, далеко отъехав от своего
отряда, он чуть не попал в плен. Выручил
писателя из беды его спутник и друг
чеченец Садо. Вот так это было.
Незадолго до этого случая Садо
купил молодого коня, оказавшегося
хорошим скакуном. Друзья – Толстой и
Садо – по кавказскому обычаю
поменялись лошадьми. Садо подарил
Толстому своего коня, а тот отдал ему
своего крепкого иноходца. И вот, когда
друзей стали настигать чеченцы, толстой
легко мог уйти от них на резвом скакуне,
но ни за что на свете не согласился бы
бросить товарища в беде. У Садо было
ружьё, но оно оказалось незаряженным.
Однако Садо не растерялся. Он грозно
целился из ружья в приближавшихся
преследователей, кричал на них. А те
захотели взять Садо и Толстого в плен
живыми и потому не стреляли. Особенно
они были злы на своего соплеменника
Садо, дружившего с русским офицером.
Преследуемые чеченцами, Толстой и
Садо приблизились к крепости Грозный
настолько, что погоню увидел часовой и
поднял тревогу. Из крепости тотчас же
появились конные казаки; чеченцы,
гнавшиеся за Толстым и садо, повернули
обратно и умчались в горы. В память об
этом случае Садо подарил Толстому свою
саблю. . «Открытие
нового знания»
Цель этапа:
обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
закрепления
учебного
материала
учащимися.
Эта сабля и по сей день хранится в музее
Толстого в Москве.( слайд 2)
Ребята, давайте вспомним , что такое
сюжет? ( слайд 3)
Сюжет рассказа очень прост. Кто его
определит ?
Ребята, к какому жанру относится
рассказ
« Кавказский пленник»?
Что такое быль? Обратимся к словарю
Ожегова.( слайд 4)
Случайно ли « Кавказский пленник»
назван Л.Н. Толстым былью?
Как вы оцениваете поступок Толстого,
не оставившего друга в беде?
Как вы думаете, важна ли для
настоящей дружбы национальность
товарищей?
Сюжетцепь событий,
происходящих в
произведении. Сюжет
состоит из отдельных
событий.
В плен попадают два
офицера, один смог
убежать, другой не смог
С достаточной
полнотой и точностью
выражают свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Отвечают
быль То, что было в
прошлом (устар.).
2. То, что было в
действительности,
осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания (П);
построение логической
цепи рассуждений,
доказательство (П);
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К) формулирование и
аргументация своего
мнения в коммуникации
(К); IV. Физминутка
IV.Работа по
теме урока
Деление на
пары,
объяснение
задания,
нацеливание
на результат
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей
прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди
Вспомним некоторые эпизоды рассказа.
Чтобы наша работа была плодотворной ,
работать будем в паре У каждой пары по
одному вопросу. Этот вопрос
обсуждается всеми участниками группы.
После обдумывания и обсуждения один
представитель от каждой пары даёт ответ
на свой вопрос
1 группа. Жилин и АбдулМурат
2 группа Пересказ эпизода «Жилин и
горцы» (глава 3)
3 группа Дина и Жилин
Выполняют упражнения Регулятивные
Приглашает
учащихся
отдохнуть
Предлагает
разделиться
на пары
Делятся на пары,
обсуждают темы
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
( волевая
саморегуляция в
ситуации затруднения) VI.Включение в
систему знаний
и повторение
Отчет групп,
пар
Представители групп защищают свои
проекты
1 группа. Как относился к Жилину его
хозяин?( Слайд 4)
2 группа Пересказ эпизода «Жилин и
горцы» (глава 3) ( Слайд 5)
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
(волевая саморегуляция
в ситуации
затруднения)
Защищают проект.
Высказывают свое
мнение.
Хозяин добрый
человек, умеет ценить
смелость и мастерство
Жилина, но для него
Жилин – враг
После того, как
пленных вернули из
побега, он не смеётся,
разговаривает с ними
враждебно, грозит
убить.
Хозяин ждёт выкупа за
пленных, они денег
стоят
« Слепил он раз куклу,
с носом, с руками, с
ногами и в татарской
рубахе, и поставил
куклу на крышу. …
Подбежала Дина,
оглянулась, схватила
куклу и убежала.
…Были у Абдула часы
русские, сломанные. … За что татары уважали Жилина?
Вывод: Жилин на всякое руки был
мастер.
Кто из татар с особой неприязнью
относился к пленникам?
.
Попытаемся сделать выводы из
рассмотренных эпизодов.
.
Жилин и Дина.
«Побег Жилина» из 6 главы. Пересказ
эпизода
Взял, разобрал
ножичком, разложил;
опять сладил, отдал.
Идут часы.
… Заболел раз татарин,
пришли к Жилину…
Выздоровел на его
счастье татарин.»
Мулла .Старик не
всегда был таким. Он
убил своего сына,
перешедшего на
сторону русских, война
лишила его семьи.
Вражда вытравила в
нём всё человеческое
Люди хотят жить в
дружбе, но им мешает
война.
Деньги зло. Они
делают делают людей
бесчеловечными
Труд сближает людей
разной национальности
Война и вражда
античеловечны Почему Дина помогала Жилину?
.Сделаем вывод. О чем это говорит?
– Правильно. Толстой хочет сказать, что
вражда между народами бессмысленна,
что дружба людей – это норма
человеческого общения, и подтверждает
это примером дружбы Жилина и Дины
Вдруг на голову ему
глина посыпалась,
глянул кверху – шест
длинный в тот край ямы
тыкается. …
Обрадовался Жилин,
схватил рукой, спустил;
шест здоровый. …
Ухватился за шест,
велел Дине держать и
полез. Раза два он
обрывался, колодка
мешала. … Дина его
тянет ручонками за
рубаху изо всех сил,
сама смеётся.»
Дина приносила
Жилину еду, т.к.
Жилин проявил к ней
доброту, сделал ей
куклу, потом вторую.
Он сделал игрушки для
всех детей
Это говорит о том, что
детичеченцы для него
не враги, он воюет со
взрослыми, которые на
него напали, а не с
детьми VII. Подведение
итогов
беседа
Чему учит рассказ? Какие нравственные
качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
Какие же проблемы поднимает Л. Н.
Толстой в рассказе?
Задает
проблемный
вопрос,
подводящий
итог уроку
- Как вы думаете, зачем Толстой
написал этот рассказ? Какова же
главная идея этого произведения? ( слайд
6)
Регулятивные
– выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
– формулирование и
аргументация своего
мнения, учет разных
мнений
Отвечают на
поставленный вопрос.
Л. Н. Толстой
поднимает в рассказе
важные нравственные
проблемы: о
товарищеском долге,
доброте и
отзывчивости, о
верности, дружбе, о
храбрости и стойкости.
Он славит сильных
духом людей, готовых
преодолеть любые
препятствия. Толстой
повествует о силе
дружбы, которая
сближает людей разных
национальностей.
Идея – это главная
мысль произведения. И
автор хотел показать,
что
и
всегда
мужество
Научить
побеждают.
упорство Я думаю, мы сегодня с вами хорошо
поработали. Итогом нашего урока я
предлагаю разгадать кроссворд, разгадав
который , мы получим ключевое слово, к
которому призывает на автор рассказа
« Кавказский пленник»
( слайд 7)
Как вы думаете, почему до сих пор этот
рассказ современен?
Я думаю, мы будем помнить слова
Толстого о том, что от каждого из нас
зависит, будем ли мы жить в мире на
Кавказе. Мир зависит от доброты,
толерантности, уважения к традициям
людей другой национальности.
VIII. Рефлексия
Цель этапа:
осознание учся
своей учебной
Написать ответ на вопрос:
Какие мысли вызвал у меня данный
рассказ?
людей не сдаваться
даже в самых трудных
обстоятельствах,
упорно
добиваться
своей цели. Осуждает
вражду
между
народами.
Осуждает
предательство.
Показывает, что война –
это
бессмысленная
вражда людей
Разгадывают кроссворд,
определяют слово
ДОБРОТА
Потому что вражда на
Кавказе до сих пор
продолжается, берут в
плен, межнациональные
конфликты
Личностные
– адекватное понимание
причин успеха /
неуспеха в учебной деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
класса.
Для этого используется метод
незаконченных предложений:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…
Мне близка мысль…
Я согласен с тем, что…
Я думаю, что…
VII. Домашнее
задание
Проблемный
вопрос.
Письменно ответьте на вопрос
«Что мешает людям жить в мире на
Кавказе?»
деятельности
– следование в
поведении моральным
нормам и
этическим требованиям
регулятивные 1к
о
л
6
т
7
о
2
м
3
о
4
к
5
м
а
д
о
б
р
о
т
7
а
к
л
о
е
н
а
у
а
о
з
п
и
р
л
к
о
ь
с
т
т
о
о
с
ы
1. Татары надевали её на ногу пленнику, чтобы он не убежал.
2. Дина приносила это Жилину в кувшине вместо воды. 3. Несколько повозок, всадников передвигались под охраной солдат и пушки из одной крепости в другую.
4. Так называли укрепленные населенные пункты, построенные для защиты от немирных горцев.
5. Ожерелье из бус, цветных камней и монет, которое носили на шее татарские женщины.
6. Так называли в те времена горцев Северного Кавказа , которые подчинялись законам мусульманской веры.
7. Так называется татарская деревня.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.