Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Оценка 4.9

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русская литература
5 кл
13.10.2017
Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Конспект урока по литературе " Кавказский пленник" Л.Н. Толстого - протест против национальной вражды" представляет собой технологическую карту , включающей в себя тему урока, тип и цели урока, технологию обучения, планируемые результаты(предметные, метапредметные, личностные, регулятивные) ( 5 класс. УМК Коровиной).
технологическая карта« Кавказский пленник» Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды..doc
Класс  5 Дата    ­____________ УМК: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2­х частях. – М.: Просвещение, 2015. Тема: « Кавказский пленник» Л.Н. Толстого­ протест против национальной вражды. Форма проведения урока: творческая мастерская. Тип урока:  урок общеметодологической направленности. Цель: 1)осмыслить содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; уметь выделить основные проблемы, поднятые автором в произведении; сюжет и идею; 2)   приобщить     детей   к   самостоятельной   исследовательской   и   творческой   деятельности;   развить   навыки   анализа   художественного   произведения, логического мышления; корректировать развитие связной речи и процессы памяти на основе беседы, сопоставления в синтезе и анализе; 3) воспитание чувства неприятия межнациональной вражды; умение работать в группе, уважать мнение товарища, развивать чувство  взаимопомощи, поддержки; формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь. Оборудование: компьютер, проектор, учебник, портрет писателя, презентация урока, высказывание Л.Н.Толстого "Война и вражда античеловечны" Используемые технологии: ­здоровьесберегающие технологии; ­проблемное обучение Планируемые результаты:  познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;  личностные УУД: самоопределение, нравственно­этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;  регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, толковый словарь, словарь литературоведческих терминов. Учебник: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник в 2­х частях. – М.: Просвещение, 2015. Этап урока Форма работы Содержание  Беседа  Организационн ый момент  (мотивация к  учебной  деятельности) Цель этапа:  включение  учащихся в  деятельность на  личностно­ значимом уровне Слово учителя.  ­Здравствуйте! Сегодняшний урок,  ребята, мне хотелось бы начать такими  словами: . Люди на свет Рождаются разными: Непохожими, своеобразными. Чтобы других Ты смог понимать, Нужно терпенье В себе воспитать. - Ребята, я надеюсь, что вы умеете дружить, уважительно относитесь друг к другу. Но, к сожалению, часто можно наблюдать ситуации, когда люди испытывают неприязнь к человеку другой национальности На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н Толстого « Кавказский пленник».Кавказская война,  Деятельность ученика УУД Настраиваются на  плодотворную работу Самостоятельно  формулируют  познавательную цель и  строят действия в  соответствии с ней нравственно­этическое  оценивание  усваиваемого  содержания (Л);  установление причинно­ следственных связей  (П);  построение  логической цепи  рассуждений,  выведение следствий  (П); самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности (П);  выполнение действий по алгоритму (П);   Овладение навыками  самоорганизации,  целеполагание,  рефлексия (Р); Деятельность  учителя Организует  учащихся к  уроку через  проблемную  беседу Проблемный  вопрос Целеполагание и  Постановка целей, задач урока. начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет.  Когда Л.Н.Толстой писал свой рассказ,  шёл 31 год войны. Вы знаете, что в 20  веке, к сожалению, война на Кавказе  возобновилась. Продолжают страдать все  народы, населяющие этот  регион России:  ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы,  осетины, кабардинцы и другие Почти  ежедневно мы слышим о терактах,  нападениях боевиков на мирные сёла, о  межнациональных стычках молодёжи в  различных регионах нашей страны. Из-за вражды людей разных национальностей случаются конфликты. -Как необходимо относиться к людям другой национальности? -Что мешает людям жить в мире и дружбе? Сегодня на уроке мы вновь обратимся к  рассказу Л.Н Толстого « Кавказский  пленник», вспомним сюжет произведения  и попытаемся определить идею  хорошо, с пониманием,  с уважением другая   вера,   зависть, политика, цвет кожи На Кавказе     чеченцы, грузины,  осетины, русские произведения  Вспомните, где происходят события  рассказа?    ­ Люди каких национальностей живут на  Кавказе? ­ Основываясь на высказывание, ответьте на вопросы: « «Кавказский пленник» написан Толстым для « Азбуки», которую выпустил в свет в 1872 году. Нужно сказать, что Л.Толстой был   не   только   гениальным   художником слова,   но   и   выдающимся   педагогом.   В 1859   году   он   открыл   в   своей   усадьбе Ясная   Поляна   школу   для   крестьянских детей. Тогда же писатель помог открыть еще   двадцать   три   начальные   школы   в деревнях губернии, окружавших Ясную Поляну.   «   Я   хочу   образования   для   народа»­ заявлял   он.   Став   учителем,   писатель увидел,   что   для   народных   школ   нужны хорошие учебники и пособия. « Азбука» Толстого включала много занимательных и   поучительных   материалов.   Он заботился о том, чтобы в его « Азбуке» все   было   красиво,   коротко,   просто   и   , главное, ясно.» Тульской     ­ Как вы думаете, почему свой рассказ  «Кавказский   пленник»   Л.Н.Толстой Все   люди,   независимо от   национальности   и вероисповедания, поместил в« Азбуку»? ­Чему   с   помощью   этого   произведения писатель   намеревался   научить   своих учеников? ­ Согласны ли вы с тем, что этот рассказ поучительный и занимательный? ­Ребята, как вы думаете, против чего  направлен рассказ Толстого « Кавказский  пленник»?     ­ Правильно. Рассказ Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник» ­протест против  национальной вражды (слайд 1) ­Ребята, вы знаете. что в свое время Л.Н.  Толстой служил на Кавказе. Послушайте   одну  историю, случившейся с ним  Кавказская война В середине 19 столетия на Кавказе шла  тяжёлая, кровопролитная война. Царь  Николай I послал свои войска завоевать  кавказские земли. Жившие там горские  народы оказали упорное сопротивление  царским войскам. На крутых горных  дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали  русских  солдат и офицеров в плен. ­В ту пору Л.Н.Толстой был на военной  службе в Кавказской армии, участвовал в  боевых действиях русских войск.  достойны   уважения, должны жить в мире Слушают объяснение  учителя, включаются в  обсуждение/ С достаточной  полнотой и точностью  выражают свои мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации.   Вступительно е слово учителя. Задает вопросы, актуализирую щие   знания учащихся Выдвигает  проблему. Коллективное выполнение  задания при  консультатив ной помощи  учителя для  создания  диалоговой  Организация  подготовки  учащихся к  объяснению  нового знания, выполнение  ими пробного  учебного  действия и  фиксация  индивидуальн ого  затруднения II Актуализация знаний Цель этапа:  повторение и  изученного  материала,  необходимого  для «открытия  нового знания»,  и выявление  затруднений в  индивидуальной  деятельности  каждого  учащегося. Поиск   и   выделение необходимой информации (П).     к Побуждение (Л). деятельности Выдвижение   гипотез   и их обоснование (К). самостоятельное выделение   формулирование познавательной   цели (П) и ситуации. Однажды, далеко отъехав от своего  отряда, он чуть не попал в плен. Выручил  писателя из беды его спутник и друг  чеченец Садо. Вот так это было. Незадолго до этого случая Садо  купил молодого коня, оказавшегося  хорошим скакуном. Друзья – Толстой и  Садо – по кавказскому обычаю  поменялись лошадьми. Садо подарил  Толстому своего коня, а тот отдал ему  своего крепкого иноходца. И вот, когда  друзей стали настигать чеченцы, толстой  легко мог уйти от них на резвом скакуне,  но ни за что на свете не согласился бы  бросить товарища в беде. У Садо было  ружьё, но оно оказалось незаряженным.  Однако Садо не растерялся. Он грозно  целился из ружья в приближавшихся  преследователей, кричал на них. А те  захотели взять Садо и Толстого в плен  живыми и потому не стреляли. Особенно  они были злы на своего соплеменника  Садо, дружившего с русским офицером.  Преследуемые чеченцами, Толстой и  Садо приблизились к крепости Грозный  настолько, что погоню увидел часовой и  поднял тревогу. Из крепости тотчас же  появились конные казаки; чеченцы,  гнавшиеся за Толстым и садо, повернули  обратно и умчались в горы. В память об  этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. . «Открытие  нового знания» Цель этапа:  обеспечение  восприятия,  осмысления и  первичного  закрепления  учебного  материала  учащимися. Эта сабля и по сей день хранится в музее  Толстого в Москве.( слайд 2) ­ Ребята, давайте вспомним  , что такое   сюжет? ( слайд 3) ­­Сюжет рассказа очень прост. Кто его  определит ?  ­Ребята, к какому жанру относится  рассказ  « Кавказский пленник»? ­ Что такое быль? Обратимся к словарю  Ожегова.( слайд 4) Случайно ли « Кавказский пленник»  назван Л.Н. Толстым былью? ­ Как вы оцениваете поступок Толстого,  не оставившего друга в беде? ­ Как вы думаете, важна ли для  настоящей  дружбы национальность  товарищей?  Сюжет­цепь событий,  происходящих в  произведении. Сюжет  состоит из отдельных  событий. В плен попадают два  офицера, один смог  убежать, другой не смог С достаточной  полнотой и точностью  выражают свои мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации.  Отвечают  быль ­ То, что было в  прошлом (устар.).  2. То, что было в  действительности,  осознанное и  произвольное  построение речевого  высказывания (П);   построение логической  цепи рассуждений,  доказательство (П);  выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой и точностью  (К) формулирование и  аргументация своего  мнения в коммуникации (К); IV.  Физминутка IV.Работа по  теме урока Деление на  пары,  объяснение  задания,  нацеливание  на результат Встаньте  дети,  встаньте  в  круг, Я  твой  друг  и  ты  мой  друг. Влево, вправо  повернитесь И  друг  другу  улыбнитесь. Руки  к  солнцу  протянули, Лучики  поймали  и  к  груди скорей   прижали. С  этим  лучиком  в  груди Ты  на  мир  ясней  гляди Вспомним некоторые эпизоды рассказа.  Чтобы наша работа была плодотворной ,  работать будем в паре У каждой пары по  одному вопросу. Этот вопрос  обсуждается всеми участниками группы.  После обдумывания и обсуждения один  представитель от каждой пары даёт ответ  на свой вопрос 1 группа. Жилин и Абдул­Мурат 2 группа Пересказ эпизода «Жилин и  горцы» (глава 3) 3 группа Дина и Жилин Выполняют упражнения Регулятивные Приглашает  учащихся  отдохнуть Предлагает  разделиться  на пары Делятся на пары,  обсуждают темы Коммуникативные Познавательные Регулятивные ( волевая  саморегуляция в  ситуации затруднения) VI.Включение в  систему знаний  и повторение Отчет групп,  пар Представители групп защищают свои  проекты  1 группа. Как относился к Жилину его  хозяин?( Слайд 4) 2 группа Пересказ эпизода «Жилин и  горцы» (глава 3) ( Слайд 5) Коммуникативные Познавательные Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации  затруднения) Защищают проект. Высказывают свое  мнение. Хозяин ­ добрый  человек, умеет ценить  смелость и мастерство  Жилина, но для него  Жилин – враг После того, как  пленных вернули из  побега, он не смеётся,  разговаривает с ними  враждебно, грозит  убить. Хозяин ждёт выкупа за  пленных, они денег  стоят « Слепил он раз куклу,  с носом, с руками, с  ногами и в татарской  рубахе, и поставил  куклу на крышу. … Подбежала Дина,  оглянулась, схватила  куклу и убежала. …Были у Абдула часы  русские, сломанные. … ­За что татары уважали Жилина? Вывод: Жилин на всякое руки был  мастер. ­Кто из татар с особой неприязнью  относился к пленникам? . ­Попытаемся сделать выводы из  рассмотренных эпизодов. . Жилин и Дина.   «Побег Жилина» из 6 главы. Пересказ  эпизода Взял, разобрал  ножичком, разложил;  опять сладил, отдал.  Идут часы. … Заболел раз татарин,  пришли к Жилину…  Выздоровел на его  счастье татарин.» Мулла .Старик не  всегда был таким. Он  убил своего сына,  перешедшего на  сторону русских, война  лишила его семьи.  Вражда вытравила в  нём всё человеческое Люди хотят жить в  дружбе, но им мешает  война. Деньги ­ зло. Они  делают делают людей  бесчеловечными Труд сближает людей  разной национальности Война и вражда  античеловечны ­Почему Дина помогала Жилину? .­Сделаем вывод. О чем это говорит? – Правильно. Толстой хочет сказать, что  вражда между народами бессмысленна,  что дружба людей – это норма  человеческого общения, и подтверждает  это примером дружбы Жилина и Дины      Вдруг на голову ему  глина посыпалась,  глянул кверху – шест  длинный в тот край ямы тыкается. …  Обрадовался Жилин,  схватил рукой, спустил; шест здоровый. … Ухватился за шест,  велел Дине держать и  полез. Раза два он  обрывался, ­ колодка  мешала. … Дина его  тянет ручонками за  рубаху изо всех сил,  сама смеётся.» Дина приносила  Жилину еду, т.к.  Жилин проявил к ней  доброту, сделал ей  куклу, потом вторую.  Он сделал игрушки для  всех детей  Это говорит о том, что  дети­чеченцы для него  не враги, он воюет со  взрослыми, которые на  него напали, а не с  детьми VII. Подведение  итогов беседа ­ Чему учит рассказ? Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?  Какие же проблемы поднимает Л. Н.  Толстой в рассказе? Задает  проблемный  вопрос,  подводящий  итог уроку - Как вы думаете, зачем Толстой написал этот рассказ? Какова же  главная идея этого произведения? ( слайд  6) Регулятивные – выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой и точностью  – формулирование и  аргументация своего  мнения, учет разных  мнений Отвечают на  поставленный вопрос. ­ Л. Н. Толстой  поднимает в рассказе  важные нравственные  проблемы: о  товарищеском долге,  доброте и  отзывчивости, о  верности, дружбе, о  храбрости и стойкости.  Он славит сильных  духом людей, готовых  преодолеть любые  препятствия. Толстой  повествует о силе  дружбы, которая  сближает людей разных  национальностей. Идея   –   это   главная мысль   произведения.  И автор   хотел   показать, что   и   всегда мужество   Научить побеждают. упорство ­Я думаю, мы сегодня с вами хорошо  поработали. Итогом нашего урока я  предлагаю разгадать кроссворд, разгадав  который , мы получим ключевое слово, к  которому призывает на автор рассказа  « Кавказский пленник» ( слайд 7) ­ Как вы думаете, почему до сих пор этот рассказ современен?  ­ Я думаю, мы будем помнить слова  Толстого о том, что от каждого из нас  зависит, будем ли мы жить в мире на  Кавказе. Мир зависит от доброты,  толерантности, уважения к традициям  людей другой национальности. VIII. Рефлексия  Цель этапа:  осознание уч­ся  своей учебной  Написать ответ на вопрос: Какие мысли вызвал у меня данный  рассказ?   людей   не   сдаваться даже   в   самых   трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей   цели.   Осуждает   вражду между народами.   Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей   Разгадывают кроссворд, определяют слово  ДОБРОТА Потому что вражда на  Кавказе до сих пор  продолжается, берут в  плен, межнациональные  конфликты Личностные – адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности,  самооценка  результатов  деятельности  своей и всего  класса. Для этого используется метод  незаконченных предложений:  Мне понравилось…  Я понял, что…  Я научился… Мне близка мысль… Я согласен с тем, что… Я думаю, что… VII. Домашнее  задание Проблемный  вопрос.  Письменно ответьте на вопрос  «Что мешает людям жить в мире на  Кавказе?» деятельности  – следование в  поведении моральным  нормам и  этическим требованиям регулятивные 1к о л 6 т 7 о 2 м 3 о 4 к 5 м а д о б р о т 7 а к л о е н а у а о з п и р л к о ь с т т о о с ы 1. Татары надевали её на ногу пленнику, чтобы он не убежал. 2. Дина приносила это Жилину в кувшине вместо воды. 3. Несколько повозок, всадников передвигались под охраной солдат и пушки из одной крепости в другую. 4. Так называли укрепленные населенные пункты, построенные для защиты от немирных горцев. 5. Ожерелье из бус, цветных камней и монет, которое носили на шее татарские женщины. 6. Так называли в те времена горцев Северного Кавказа , которые подчинялись законам мусульманской веры. 7. Так называется татарская деревня.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.

Технологическая карта "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого- протест против национальной вражды.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017