Технологическая карта урока
Предмет: музыка
Класс: 3
Тема урока: Концерт
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: знакомство с жанром инструментального концерта и выявление характерных черт жанра.
Прогнозируемые результаты:
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, определения путей достижения общей цели, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, учиться ориентироваться в изученном материале, пополнение словарного запаса обучающихся, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
предметные: формирование знания отличительных признаков жанра «концерт», углубление знаний о творчестве П.И.Чайковского.
Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, презентация, раздаточный материал, учебник по музыке 3 класс, краткий музыкальный словарь, аккордеон, инструменты детского шумового оркестра.
Технологическая карта урока
Предмет: музыка
Класс: 3
Тема урока: Концерт
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: знакомство с жанром инструментального концерта и выявление
характерных черт жанра.
Прогнозируемые результаты:
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных ситуациях;
метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные
действия; определять наиболее эффективные способы достижения
результата; освоение начальных форм познавательной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, классификации,
построения рассуждения, определения путей достижения общей цели,
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения, учиться ориентироваться в изученном материале, пополнение
словарного запаса обучающихся, умение излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
предметные: формирование знания отличительных признаков жанра
«концерт», углубление знаний о творчестве П.И.Чайковского.
Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, презентация, раздаточный
материал, учебник по музыке 3 класс, краткий музыкальный словарь,
аккордеон, инструменты детского шумового оркестра.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые
универсальные
учебные
действия
(УУД)
Мультимедий
ная
поддержка
1
Организацио
нный момент
Музыкальное приветствие:
Здравствуйте, ребята!
Ребята, обратите внимание на
материалы, которыми мы
будем сегодня пользоваться на
уроке. У каждого из вас на
Здравствуйте!
Коммуникатив
ные УУД:
умение
организовывать
и учебное
сотрудничество
Звучит
«Марш» из
балета
«Щелкунчик»
П. И.
Чайковскогос учителем и
сверстниками
Дети рассуждают,
высказывают своё
мнение по поводу
определения
«концерта» как
публичного
выступления.
Познавательны
е УУД: умение
систематизиров
ать
информацию и
выделять
главное
Слайд 1
(концертный
занавес)
парте есть словарь
характеристик эмоционально
образного содержания музыки
и учебник по музыке. Кроме
того, на уроке мы будем
пользоваться словарём
музыкальных терминов.
Сегодня на уроке музыки мы
побываем в концертном зале.
Знакомо ли вам слово
«концерт»? Что оно означает?
концертом
Действительно,
публичное
называют
музыкальных
исполнение
произведений,
эстрадных,
балетных номеров по заранее
составленной программе.
А как люди узнают, что
скоро будет организован
концерт?
Давайте взглянем на афишу.
Какое произведение прозвучит
сегодня в нашем концерте?
2.
Актуализаци
я знаний
3.
Постановка
проблемы и
объявление
темы урока
Они могут узнать о
нём из афиши.
Рассматривают
слайдафишу.
Озвучивают, какую
информацию несёт
это объявление.
Узнают портрет
композитора,
изображённого на
афише.
Слайд 2.
Афиша.
Приглашаем
на концерт! В
программе
Концерт №1
для
фортепиано с
оркестром
П.Чайковског
о
Слайд 2 Тема
урока:
Концерт
Ребята, обратите внимание:
«Концерт в концерте»? Слова
одинаковые, а значение этих
слов тоже одинаковое?
Предполагают, что
значение этого слова
может носить
двоякий характер.
Можете ли вы объяснить еще
одно
слова
«концерт»?
значение
Познавательны
е УУД: умение
систематизиров
ать
информацию и
выделять
главное.
Как вы думаете, о чём мы с
вами сегодня поговорим?
О концерте.
4.
Целеполага
ние.
Какие цели мы можем
поставить сегодня на уроке?
Узнать, что такое
концерт, выявить
особенности этого
Регулятивные
УУД: умение
формулироватьмузыкального жанра.
цель
Регулятивные
УУД: умение
составлять
план и
последовательн
ость действий
Коммуникатив
ные: умение
выслушивать и
оценивать
варианты,
предложенные
другими
учащимися
Познавательны
е УУД: умение
систематизиров
ать
информацию и
выделять
главное.
Коммуникатив
ные УУД:
оформлять
свои мысли в
устной форме и
делать
коллективные
выводы о
прослушанном
музыкальном
произведении.
Планируют
деятельность на
уроке с помощью
учителя.
Смотрят
видеофрагмент
Гордая,
величественная,
торжественная, и
т.п….
Может быть нашу
Родину?
Просмотр
видеофрагмен
та первой
части
Концерта № 1
П. И.
Чайковского
5.
Планирован
ие
Что мы можем сделать,
чтобы узнать, что такое
концерт? Планирует
деятельность на уроке
совместно с учащимися.
6. Беседа по
теме урока
1. Послушать Концерт № 1 П.
И. Чайковского;
2. Прочитать информацию о
концерте в учебнике;
3. Попробовать себя в
качестве исполнителей
4. Проверить, насколько
хорошо мы разобрались в том,
что такое концерт и его
отличительных особенностях.
Давайте же следовать
нашему плану. Посмотрим
видеофрагмент первой части
Концерта № 1 П. И.
Чайковского. Слушая музыку,
воспользуйтесь вашими
словарями эмоционально
образной характеристики
музыки и выберите
подходящие музыке слова.
Какими словами вы бы
охарактеризовали
прослушанное произведение?
Как вы думаете, что хотел
изобразить в этой музыке П. И.
Чайковский?
Конечно, этот концерт часто
называют «визитной карточкой
России». П. И. Чайковский
очень любил свою Родину. Он
говорил: «Я еще не встречал
человека, более меня
влюбленного в матушкуРусь!»
А ещё этот концерт являетсяпервым концертом,
написанным в России.
Кто исполнял это
произведение?
Как называют человека,
выступающего отдельно?
Давайте посмотрим
видеофрагмент ещё одного
концерта и попытаемся
увидеть какиенибудь
закономерности, связывающие
эти 2 произведения
Оркестр и пианист
Солист
А в этом произведении кто
нибудь солировал?
Смотрят
Какой можно сделать вывод
Проверим наше утверждение.
Одному ученику предлагаю
найти определение концерта в
словаре, а с остальными
обучающимися читаем текст
учебника на странице 94 (2
мин).
Предлагает озвучить
определение из словаря
Обсуждение текста учебника
Кто помимо солиста и
оркестра принимал участие в
исполнении концерта?
Что есть у каждого
дирижёра?
Да, здесь отдельно
на скрипке играл
мальчик
В концерте всегда
играют солист и
оркестр.
Читают текст
Обсуждают
Дирижёр
Партитура (ноты)
7. Работа с
текстом
Просмотр
видеофрагмен
та первой
части
Концерта № 1
Антонио
Вивальди
Слайд
«Концерт –
это крупное
виртуозное
произведение
для
солирующего
инструмента и
оркестра»
Слайд
Партитура
Познавательны
е УУД:
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа; умение
ориентироватьс
я на развороте
учебника.
Коммуникатив
ные УУД:
формирование
навыков
развернутого
речевого
высказывания
Регулятивные
УУД:
принимать и
сохранять
учебную
задачу,Слайд. Ноты
главной темы
1 части
концерта П.
И.
Чайковского
Проектор
выключается
работать по
предложенном
у плану.
Регулятивные
УУД:
принимать и
сохранять
учебную
задачу,
работать по
предложенном
у плану.
Коммуникатив
ные УУД:
умение строить
продуктивное
взаимодействие
со
сверстниками.
Регулятивные
УУД:
принимать и
сохранять
учебную
задачу,
работать по
предложенном
у плану.
Личностные
УДД: умение
проявлять
толерантность
по отношению
к культуре
других народов
и стран.
8.
Инсцениро
вание
исполнения
концерта
Попробуем себя в качестве
дирижёров (показывает схему
дирижирования на ¾)
Выбирает лучшего «дирижёра»
и «пианиста» из класса.
Под
дирижируют
музыку
Под музыку в
игровой форме
исполняют Концерт
№ 1 П. И.
Чайковского.
Остальные ребята
изображают
музыкантов оркестра
9. Вокально
хоровая
работа
Предлагает распеться на
примере 4 нот главной темы 1
части концерта П. И.
Чайковского
Распеваются
Предлагает пропеть мелодию
главной темы полностью
Поют
В третью часть концерта –
финал – П. И. Чайковский
включил украинскую песню
закличку «Веснянка».
Проводит беседу о былом
значении веснянок в жизни
людей
Разучивает «Веснянку» с
обучающимися
Давайте наше исполнение
приукрасим звучанием
детских шумовых
инструментов
Как вы думаете, что ещё
могли делать наши предки под
музыку?
Слушают
Поют с
опорой на ноты,
представленные в
учебнике
Поют и подыгрывают
себе на детских
инструментах
Танцевать, водить
хороводы
Поют и водят
хоровод у доски10. Беседа
по теме
урока
Слушая финальную третью
часть Концерта № 1 П. И.
Чайковского, также
воспользуемся словарём
эмоциональнообразной
характеристики музыки и
проанализируем её.
Какой можно сделать вывод?
Слушают а затем
дают краткую
характеристику
Композиторы могут
включать в свои
произведения
народные мелодии
Три
11.
Закрепление
пройденного
материала
Как вы думаете, сколько
частей входит в состав
концерта?
Задаёт вопросы по
пройденному материалу
Что такое концерт?
Каковы отличительные
особенности концерта?
Предлагает ещё раз себя
проверить и определить,
являются ли представленные
видеофрагменты концертом
или нет?
Отвечают
Смотрят и
определяют
Познавательны
е УУД:
овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа;
Личностные
УДД: умение
проявлять
толерантность
по отношению
к культуре
других народов
и стран.
Регулятивные
УУД: умение
контролировать
свою
деятельность,
делать выводы
в результате
совместной
работы класса.
Коммуникатив
ные УУД:
умение
выслушивать и
оценивать
варианты,
предложенные
другими
учащимися.
Звучит
фонограмма 3
части
Концерта № 1
П. И.
Чайковского
Видеофрагме
нты: Концерт
для флейты с
оркестром И.
С. Баха,
Симфония №
40 В. А.
Моцарта,
Симфония №
5 Л. В.
Бетховена,
Концерт для
арфы с
оркестром Г.
Ф. Генделя12.
Рефлексия
Что вам показалось самым
лёгким на уроке?
Самым трудным?
Все ли пункты нашего плана
мы выполнили?
Достигли ли мы
поставленных целей?
Отвечают на вопросы
По желанию нарисовать
афишу, приглашающую на
концерт или найти в
интернете 2ю часть концерта
№ 1 П. И. Чайковского,
послушать её и записать свои
впечатления в тетради.
Прощается с обучающимися
13.
Домашнее
задание
14.
Организацио
нный момент
Записывают
Прощаются с
учителем
Регулятивные
УУД: умение
контролировать
свою
деятельность,
делать выводы
о результатах
совместной
работы класса.
Коммуникатив
ные УУД:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли.
Регулятивные
УУД:
принимать и
сохранять
учебную
задачу,
работать по
предложенном
у плану.
Слайд с
домашним
заданием
Падеде из
балета
«Щелкунчик»
П. И.
Чайковского
Источники информации:
1. О. Ермакова. Краткий музыкальный словарь: Учебное пособие для
ДМШ – М.: Феникс, 2018.
2. Е.Критская. Учебник «Музыка. 3 класс», М.: Просвещение, 2016.
3. Э. Смирнова. Русская музыкальная литература: учебник для 67 классов
ДМШ. М.: Музыка. – 2001. – 141 с.