Технологическая карта "Основное уравнение молекулярно - кинетической теории" 10 классТема 	«Основное  уравнение молекулярно - кинетической теории». 
Номер урока (год/тема)	79/11
Тип урока:	комбинированный
Цель 	расширение представлений обучающихся о взаимосвязи микро- и макропараметров идеального газа посредством введения основного уравнения МКТ идеального газа.
Задачи 	Образовательные:
1. вспомнить основные положения МКТ;
2.используя демонстрационный и модельный эксперимент понять,  от чего зависит давление газа;
3.опираясь на результаты демонстрационного и модельного эксперимента, теорию размерностей физических величин вывести основное уравнение МКТ.  
Развивающие:
   
1.продолжить развитие познавательного интереса  обучающихся к предмету через постановку модельного и демонстрационного эксперимента;
2.высказывая свое мнение  и обсуждая данную проблему                              развивать у обучающихся умение говорить, анализировать,                              делать  выводы.
Воспитательные: 
1.в ходе урока содействовать  воспитанию у  обучающихся                             уверенности  в  познаваемости  окружающего мира;                                                                              
2.обсуждая вопросы и задачи, решая предложенную  проблемную ситуацию, воспитывать   коммуникативную культуру школьников.
            
        
        
        
                    
                
                    Технологическая карта урока  по физике в 10 классе по теме  «Основное уравнение
МКТ».
Тема 
«Основное  уравнение молекулярно  кинетической теории». 
Номер  
урока
79/11
(год/тема)
Тип урока:
комбинированный
Цель 
расширение   представлений   обучающихся   о   взаимосвязи   микро   и
макропараметров   идеального   газа   посредством   введения   основного
уравнения МКТ идеального газа.
Задачи 
Образовательные:
1. вспомнить основные положения МКТ;
2.используя демонстрационный и модельный эксперимент понять,  от чего
зависит давление газа;
3.опираясь на результаты демонстрационного и модельного эксперимента,
теорию   размерностей   физических   величин   вывести   основное   уравнение
МКТ.  
Развивающие:
   
1.продолжить развитие познавательного интереса  обучающихся к предмету
через постановку модельного и демонстрационного эксперимента;
2.высказывая   свое   мнение  
развивать   у   обучающихся   умение   говорить,
делать  выводы.
  и   обсуждая   данную   проблему
  анализировать,
Воспитательные: 
1.в   ходе   урока   содействовать  
уверенности  в  познаваемости  окружающего мира;
2.обсуждая вопросы и задачи, решая предложенную  проблемную ситуацию,
воспитывать   коммуникативную культуру школьников.
  воспитанию   у  
  обучающихся
Планируемый 
результат. 
Метапредметные 
результаты.                 
1.сформированность 
познавательных 
УУД
Личностные.  Формируются   ответственное   отношение   к   учению   и
коммуникативная   компетентность   в   общении   и  
  сотрудничестве   со
сверстниками в процессе образовательной деятельности. 
Познавательные.  Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят
логические   цепи   рассуждений.  Производят     анализ   и   преобразование
1информации.
Регулятивные.   Учатся   определять цель своей деятельности,  на основе
соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и
корректировать полученный результат.
Коммуникативные.   Формируются речевые умения:   учатся высказывать
суждения   с   использованием   физических   терминов   и   понятий,
формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться
знаниями.  
интересов, 
направленных на 
развитие представлений
о МКТ идеального газа;
2.умение   работать   с
источниками
информации,   включая
эксперимент;
3.умение
преобразовывать
информацию   из   одной
формы в другую.
Предметные
результаты.
1.правильное
понимание,   того   как
устроены газы и от чего
зависит давление газов.
2.Знать
основное
уравнение
молекулярно
кинетической теории.
3.применение   новых
знаний  
  новой
ситуации.
в
 
Основные   понятия
темы
Среднее   значение   квадрата   скорости   молекул,   давление,   температура,
концентрация, идеальный газ.
                         
                          Организация пространства
виды
 
Основные
учебной
деятельности
обучающихся.
1. Моделируют  
процесс и делают 
выводы.
2.Самостоятельно 
выводят  основное 
уравнение  МКТ.
3.Наблюдают  и  
объясняют 
демонстрационный 
эксперимент.
4. Отвечают на 
вопросы и решают 
Основные
технологии.
Основные
методы.
Формы работы.
Ресурсы.
Оборудование.
Индивидуальная,
общеклассная,
групповая.
1.словесные;
2.наглядные
;
3.практичес
кие.
Технология:
проблемного
и
обучения
 
сотрудничества. 
Изучение   нового
материала
на
основе
демонстрационно
го   и модельного
эксперимента.
 
 
Физическое
оборудование:
Два
штатива,
наклонный   желоб,
металлические
шарики   различного
диаметра,   кювета   с
песком,
металлическая
пластина,
подвешенная
на
 
2задачи. 
горизонтальный
стержень. 
Ресурсы:
мультимедийный
проектор,
презентация.
Структура и ход урока.
№ Этап урока
Задачи этапа
Деятельность 
учителя
Деятельность
ученика
УУД
Время 
                                Мотивационно – ориентировочный компонент
1.
Организационный 
этап
Психологическая 
подготовка к 
общению
Обеспечивает 
благоприятный 
настрой.
2.
Этап мотивации и 
актуализации 
(определение темы 
урока и совместной 
цели деятельности).
Обеспечить 
деятельность по 
актуализации 
знаний и 
определению  
целей урока.
Предлагает 
ответить на вопросы
«Блиц – опроса»,  
обсудить 
высказывание Р. 
Фейнмана и назвать 
тему урока, 
определить цель. 
Операционно – исполнительный компонент
3.
Изучение нового 
материала.
Способствовать 
деятельности 
обучающихся по 
самостоятельному
изучению 
материала.
Предлагает  
придумать и 
провести 
демонстрационный  
и модельный 
эксперимента для 
решения проблемы.
Совместно с 
учащимися, 
опираясь на теорию 
размерностей 
физических 
величин, выводит 
основное уравнение 
МКТ.
                                      Рефлексивно – оценочный компонент
4.
Контроль и 
самопроверка 
знаний.
Выявить качество 
усвоения 
материала.
Предлагает  решить 
задачи.
5.
Подведение итогов, 
рефлексия.
Формируется 
адекватная 
самооценка 
личности, своих 
«Пора делать 
выводы». 
Предлагает 
ответить на 
Настраиваются на 
работу.
Личност
ные 
1 мин.
Пытаются 
ответить. 
Определяют тему 
урока и цель. 
10 мин.
Личност
ные, 
познават
ельные, 
регуляти
вные
20 мин.
Изучение нового 
материала на 
основе 
демонстрационног
о  и модельного 
эксперимента. 
Личност
ные, 
познават
ельные, 
регуляти
вные
Решают. 
Отвечают. 
Обсуждают.
Отвечают.
10 мин.
3 мин.
Личност
ные, 
познават
ельные, 
регуляти
вные
Личност
ные, 
познават
ельные, 
36. 
Подача домашнего 
задания.
возможностей и 
способностей, 
достоинств и 
ограничений.
Закрепление 
изученного 
материала.
вопросы.
регуляти
вные
Запись на доске.
Записывают в 
дневник.
Личност
ные
1 мин.
 Содержание урока.
Здравствуйте дети, рада встречи с вами! Я приглашаю вас к совместной творческой работе
на уроке. Мне хочется,  чтобы между нами было взаимопонимание и открытость, поэтому
не надо бояться  ошибок и молчать. Будем общаться! 
Вспомним основные положения МКТ. 
«Блицопрос». Слайд№12
1. Назовите макропараметры идеального газа. (Давление, объем, температура, масса).
2. Какие микропараметры идеального газа вы знаете? (Масса молекулы, скорость 
молекулы, кинетическая энергия).
3. Что доказывает, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении. 
(Диффузия, броуновское движение)
4. Что общего и в чем различие между водой и водяным паром. (Молекулы одинаковы, 
скорость разная)
5.Какой газ можно назвать идеальным? Назовите три условия.  
(1. Молекулы – материальные точки; 2. Потенциальной энергией взаимодействия можно 
пренебречь; 3. Столкновения между молекулами являются абсолютно упругими).
 6.Почему газы легче сжать, чем жидкости? (У газов расстояние между молекулами 
больше, чем у жидкостей).
7. Что такое концентрация молекул? Как вычислить? Единицы измерения? (n=N/V; число 
частиц в единице объема; м3). 
8. От чего зависит скорость движения молекул? (От температуры).
9. Что такое давление? Единицы измерения? (p   давление; Па)
10. Вещество, которое не имеет формы и занимает весь предоставленный ему объем? (Газ).
О чем сегодня мы будем говорить? Выскажите свои  предположения. Обсуждают. Сегодня 
нам предстоит вывести основное уравнение МКТ, и выяснить от чего будет зависеть 
давление газа.
4Слайд№3.
«…вы думаете, я собираюсь объяснять так, чтобы вы все знали и понимали? Нет,
вы не сможете этого понять. Зачем же я хочу докучать вам, зачем вам сидеть и
слушать все это… Моя задача – убедить вас не отворачиваться от того чего вы не
понимаете». (Отрывок из книги Р. Фейнмана «КЭД – странная теория света и вещества»).
Изучение   многих   физических   явлений   начинается   с   их   упрощения,   выбора   модели.
Поэтому предлагаю выбрать вам модель и для нашего случая – изучения молекулярно
кинетических процессов. 
Учащиеся   предложат   принять   за   модель   молекулы   когонибудь   из   присутствующих
учеников. Тогда действуем по следующему плану. Слайд №4
1. Ставим вопрос. 
2. Даем на него ответ в виде гипотезы.
3. Делаем эксперимент с выбранной моделью – моделируем процесс.
4. Проверяем ответ на реальной физической установке.
5. Делаем вывод. 
Демонстрационная установка. На одном штативе закреплен наклонный желоб, на другом
(расположен напротив первого штатива) горизонтальный стержень с  подвешенной к нему
металлической   пластиной.   Внизу   второго   штатива   ставим   кювету   с   песком.   Один   из
учеников должен придумать и провести опыты с установкой.
1. Вопрос. От чего зависит давление газа? Слайд№5
2. Ученики отвечают.
Сделаем предположение, что давление газа зависит от массы молекулы.
3. Моделируем процесс.
Модель №1. Хаотичное движение молекул. Движение группы учеников по классу.
Модель №2. Давление молекул на стенки сосуда.  Другая группа учеников закончила свое
беспорядочное движение ударом ладоней о дверь класса, изображавшую стенку сосуда.
Дверь приоткрылась, что свидетельствовало о давлении на нее. 
Модель№3. Несколько учащихся с разной массой начали движение примерно с одинаковой
скоростью. По очереди они ударяли ладонями в дверь, дверь открывалась по   разному.
4. Проверяем ответ на реальной физической установке.
Ученик – экспериментатор опускает с одинаковой высоты шарики разной массы. Ударяясь
5о пластину, они  отклоняют ее на разные углы.  
5. Делаем вывод. 
Давление   идеального   газа   связано   с   тем,   что   молекулы   газа   беспорядочно   движутся,
сталкиваются друг с другом и со стенками сосуда. Учащиеся записывают вывод:  p зависит
от m0.
1. Вопрос. От чего еще зависит давление газа?
2. Ученики отвечают.
Сделаем предположение, что давление газа зависит от числа молекул в единице объема.
3. Моделируем процесс.
Модель   №4.   Группа   учеников   из   2   человек   и   группа   из   5   двигаются   с   одинаковой
скоростью и ударяют в дверь. Результирующее действие в первом случае было слабее, чем
во втором. 
4. Проверяем ответ на реальной физической установке.
Ученик   –  экспериментатор  опускает  с   одинаковой   высоты   сначала  один   шарик,  потом
несколько. В первом случае пластина отклонилась  слегка, а во втором  сильнее.
5. Делаем вывод. 
Учащиеся записывают вывод:  p зависит от n.
1. Вопрос.  Какие еще есть идеи?
2. Ученики отвечают.
Сделаем предположение, что давление газа зависит от  скорости движения молекул.
3. Моделируем процесс.
Модель   №5.   Два   ученика   одного   роста   и   примерно   одной   массы   двигаются   по
определенной траектории и ударяют в дверь. Первый ученик двигается медленно, а другой
быстро. Результирующее действие в первом случае было слабее, чем во втором. 
4. Проверяем ответ на реальной физической установке.
Ученик   –   экспериментатор   опускает   с   разной   высоты   шарик.   В   первом   случае,   когда
высота была маленькая,  пластина отклонилась  слегка, а во втором  сильнее.
5. Делаем вывод. 
Учащиеся записывают вывод:  p зависит от v.
6С точки зрения математики, запись может иметь вид  p = km0
anbvc
 , 
где  k   константа,  a,  b,  c  – показатели степени, т.к. на данный момент мы не знаем вид
строгой зависимости между исследуемыми величинами.
Сделаем анализ размерностей величин в уравнении.
[p] =Па=Н/м2 = кг*м/с2м2=кг1*м1*с2
[m0
a]= кгa
[nb]= м3в
[vc]= (м/с)с = мс * сс
Подставим все это в уравнение, получим: кг1*м1*с2= кгa * м3в *мс * сс
Сравним   показатели   степеней   в   обеих   частях   уравнения.   Вывод:     а=1,   в=1,   с=2.
Следовательно, уравнение примет вид p = km0nv2
 
Вспомним,   что   скорости   молекул   различны,   поэтому   взяли   среднее   значение   квадрата
скорости. Если предположить, что свои рассуждения мы проводили относительно одного
из   трех   возможных   направлений   движений   молекул   в   пространстве,   то  K=   1/3.
Окончательно имеем вид уравнения:  p  = 1/3m0nv2. Это и есть основное уравнение МКТ,
которое связывает макропараметры и микропараметры идеального газа. Мы его вывели,
опираясь на эксперимент, свои рассуждения и теорию размерностей физических величин.
А главным инструментом физических исследований стал язык математики. (Слайд№6)
Великий ученый Галилео Галилей писал: «Глубокая философия скрыта в великой книге –
Вселенной, всегда открытой нашему пытливому взору. Но прочесть эту книгу можно, лишь
научившись разбираться в ее языке, научившись читать буквы, из которых она состоит. А
написана   она   языком   математики   и   ее   буквы   –   это   треугольники,   круги   и   другие
геометрические фигуры, без знания которых люди не смогут понимать в ней ни одного
слова, и собьются с пути познания, словно в темном лабиринте». (Слайд№7)
Проверь себя! (Слайд№8)
Задачи.
1. При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость
теплового движения его молекул уменьшилась в 4 раза. Во сколько раз уменьшилось при
этом давление газа?  
2. При неизменной концентрации молекул идеального газа средняя квадратичная скорость
теплового движения его молекул увеличилась в 3 раза. Во сколько раз изменилось при этом
давление газа? 
3. При постоянном давлении концентрации молекул идеального газа увеличилась в 5 раз, а
масса   его   не   изменилась.   Во   сколько   раз   изменилась   при   этом   средняя   квадратичная
7скорость молекул газа? 
4.  Давление 100 кПа создается молекулами газа массой 3*1026 кг при концентрации 1025 м
3. Чему равна средняя квадратичная скорость движения молекул?
Подведем итог нашей работы на уроке. (Слайд№9)
Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».
Учащиеся. Пора делать выводы.
Я сам_____________________________________________________________
? Самым трудным  было___________________________________________
! Есть предложение__________________________
8