Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
17.12.2018
Цели урока:
Образовательная:
ввести понятие силы упругости;
опытным путём получить закон Гука;
ввести формулу закона Гука.
Развивающая:
систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии “сила”, “сила тяжести”;
развивать внимание и любознательность путём выполнения опытов при объяснении нового материала;
формировать умения объяснять окружающие явления, происходящие в природе.
Воспитательная:
вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала;
развивать правильную речь, используя физические термины;
достичь высокой активности и организации класса.
карта.docx
Предмет
Тема учебного занятия
Цель
Задачи
Технологическая карта урока.
Учебная дисциплина: физика.
Дата
Класс 7
физика.
Сила упругости. Закон Гука.
выяснить природу силы упругости, сформулировать закон Гука.
Образовательная: выяснить природу силы упругости;
способствовать формированию понятий деформации, рассмотреть виды деформаций, встречающихся в природе и
в технике,
сформулировать закон Гука,
обеспечить усвоение и закрепление нового материала.
Развивающая: продолжить формирование положительных мотивов учения,
развивать самостоятельность при наблюдении эксперимента,
научить применять полученные знания на практике.
развивать умение выделять главное, существенное, сопоставлять виды деформаций между собой на основе моделей,
делать выводы, развивать познавательный интерес. формировать умения самостоятельно сравнивать, обобщать,
абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты наблюдений.
2.
Тип и форма учебного
занятия
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, продолжить формирование
представлений о связи природы и духовности мира человека, учить находить и воспринимать прекрасное в природе
и трудовой деятельности, готовить к сознательному выбору профессии воспитывать познавательный интерес к
изучаемому предмету, любознательность, активность.
Урок изучения новых знаний.
Традиционные – вводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.
Инновационные – исследовательский метод, экспериментальная работа.
Формы работы
Ф фронтальная, И индивидуальная, Ггрупповая
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Предметные
Коммуникативные:
формирование умений работать в парах, группе
с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды,
убеждения;
Самоопределение:
рефлексивная
учебной деятельности
самооценка
Факт:
Возникновение
деформации тела.
силы при
Смыслообразование:
Понятия:
1 на
образовательной
основе
мотивация
деятельности
демонстраций;
самостоятельность
в
приобретении новых знаний и
практических умений
Нравственноэтическое
оценивание:
ценностных
формирование
отношений друг к другу,
учителю, авторам открытий,
результатам обучения.
выслушивать
развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и
способности
собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
воспитание
культуры
сдержанности,
взаимоотношений в процессе восприятия
ответов других учеников на вопросы учителя и
в процессе беседы.
Познавательные:
понимание различий между фактами и
гипотезами для их объяснения, овладение
универсальными учебными действиями на
примерах
экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез;
формирование умения выделять главное,
находить закономерность;
умение осуществлять анализ с выделением
существенных и несущественных признаков,
устанавливать причинноследственные связи;
развитие внимания в ходе проведения
эксперимента и при устном ответе
одноклассника.
Регулятивные:
овладение навыками самостоятельного
приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей,
планирования,
самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих
деформация,
сила упругости.
Эмпирический закон:
Закон Гука
причину
Умения:
графически изображать силу
упругости, показывать точку
приложения и направление ее
действия;
объяснять
возникновения силы упругости;
приводить примеры видов
деформации, встречающихся в
быту;
умения
экспериментальные
(умение
планировать
эксперимент по исследованию
зависимости силы упругости от
величины деформации, измерять
силу с помощью динамометра,
строить таблицы и графики);
умения работать с учебником
(излагать содержание закона
Гука по соответствующему
плану);
умение решать задачи
основе
на
понятия силы
упражнения
использования
упругости, закона Гука.
2 Технологии обучения
или
элементы
технологий
Средства обучения,
дидактическое
обеспечение урока
действий.
технологии коллективной мыслительной деятельности; активные методы обучения; проблемное обучение;
1. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/В.В.Белага 4е изд., М.Просвещение 2016 .
2. Методические рекомендации к тематическому и поурочному планированию. Авт. Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова,
Е.В. Шаронина .
3. Сборник задач по физике для 79 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. 17е
изд. М.: Просвещение, 2004. 224.Интернет ресурсы.
5. Организационная структура урока
Этапы урока
6. Деятельность преподавателя
4.
8.
I.
Организационны
й момент 1мин.
13. II. Актуализация
знаний
14. 5 мин.
9. Подготовка класса для проведения урока. Приветствие учащихся.
10.
15. Готовит учащихся к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие
опорные знания и умения учащихся по теме урока.
16.
17.
18. 1. Что такое сила?
2. Какой буквой обозначают силу?
что значит выражение: сила векторная величина?
4. Какая сила действует на все тела находящиеся вблизи Земли
5 Как ведёт себя тело под действием силы тяжести?
Работа в паре: обменяйтесь тетрадями и проверим выполнение домашней задачи.
Решение на доске.
7. Деятельность
учащихся
11. Приветствие
преподавателя.
12.
Включаются в деловой ритм
урока, готовятся к активной
учебнопознавательной
деятельности на основе
опорных знаний.
19.
20. Отвечают на вопросы
1.мера взаимодействия тел;
2.F.
3.Имеет направление
4.Сила тяжести
5.Падает на поверхность
Земли.
Учся проверяют решение
задачи.
Комментируют
решение.
3 III.
проблемы урока
Постановка
21. (мотивация и
целеполагание)
Под действием силы тяжести падают на Землю капли дождя, оторвавшиеся
от веток листья, книга лежит на столе. Падает стрела, выпущенная из лука мяч,
подброшенный вверх, снежинки. Но когда тот, же снег лежит на крыше, его по
прежнему притягивает Земля, однако он не проваливается сквозь крышу, а остается в
покое.
22. А почему же он тогда покоятся? Наверное, на них действует ещё какаято
сила, которая мешает движению?
23. Сегодня мы попытаемся выяснить что это за сила ,из за чего возникает ,куда
направлена от чего зависит?
24.
Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:
На середину горизонтально расположенной доски поставим гирю.
Под действием силы тяжести гиря начнёт двигаться вниз и прогнёт доску, т.е. доска
деформируется. При этом возникает сила, с которой опора (доска) действует на
тело расположенное на ней.
Вывод: на гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует
другая сила. Сколько сил действуют на тело? ( две). В результате действия двух сил
тело покоится. Что происходит с силами? ( они компенсируют друг друга)Значит
сила, которая противодействует силе тяжести направлена куда? ( вверх). Она и
уравновесила силу тяжести.
(Кто может сделать рисунок на доске? Как вы думаете, что это за сила?)
Правильно. Это одна часть темы нашего урока. А другую вы назовете когда я прочту
вам стихотворение Михалкова « Азбука».
С. Михалков, «Азбука».
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутилась на полу,
25. Пытаются найти ответ
на проблемный вопрос.
Участвуют
в
эвристической беседе.
Сила упругости
4 Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.
Какое явление описывает поэт в своем стихотворение? (деформацию)
Вот теперь мы можем записать тему урока:
Деформация. Сила упругости. Закон Гука.
Как вы думаете, какова же цель нашего урока?
( выяснить природу силы упругости, сформулировать закон Гука, рассмотреть виды
деформаций)
26. IV.Изучение
нового
материала
Сегодня на уроке мы будем оперировать такими терминами как: деформация,
прямопрапорциональная зависимость, линейная функция.
Отвечают на вопросы, делают
записи в тетради.
Перед вами лежат кусочки пластилина. Деформируйте их одним движением.
Посмотрите на слайд. Какой вид деформации соответствует вашему.
Откройте учебник стр.59. Найдите описание вашего вида деформации.
Запишите в тетрадях : виды деформации: перечислите их.
А теперь возьмите металлическую пластину. Попытайтесь ее согнуть. Что произойдет
после прекращения действия силы?
Так когда же возникает сила упругости? Что она стремится сделать с телом.
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. В розовых конвертах лежат задания.
Откройте их. Вы видите текст с пропущенными словами. Это определение силы
упругости. С помощью учебника стр.58 впишите эти слова. Прочтите, что у вас
получилось.
Сила упругости – сила, возникающая в теле в результате его деформации и
Пластина выпрямится
При деформации.
Вернуть ему первоначальную
форму.
Сила упругости – сила,
возникающая в теле в
результате его деформации и
стремящаяся вернуть тело в
первоначальное положение.
5 стремящаяся вернуть тело в первоначальное положение.
Обозначается Fупр , измеряется в Н, величина векторная
Вернемся к рисунку на доске. Что же за сила уравновешивает силу тяжести?
Сила упругости всегда направлена противоположно той силе, которая ее вызвала.
Рис.
Остается ответить на вопрос: Какова природа силы упругости. Как она возникает?
Причиной возникновения сил упругости является взаимодействие молекул тела. На
малых расстояниях молекулы отталкиваются, а на больших – притягиваются. В
недеформированном теле молекулы находятся как раз на таком расстоянии, при котором
силы притяжения, либо силы отталкивания уравновешиваются. Когда мы растягиваем или
сжимаем тело, расстояния между молекулами изменяются, поэтому начинают
преобладать либо силы притяжения, либо силы отталкивания. В результате и
возникает сила упругости, которая всегда направлена так, чтобы уменьшить величину
деформации тела.
Как вы думаете, на примере нашего тела мы можем наблюдать деформации?
Всем видам деформации подвержено и человеческое тело, при деформации и здесь
возникает сила упругости. Мы с вами сейчас будем выполнять упражнения, а вы
должны определить, каким видам деформации подвергается ваше тело.
Физкультминутка
Продолжение изучения
нового материала
1.Встали, потянулись.
2.Наклонились вправо, влево, вперёд, назад.
3.. Повернули голову, кисти рук, плечи, туловище.
Выясним, отчего зависит сила упругости.
Проведём эксперимент: Для этого объединимся в группы.
1.
Измерить длину нерастянутой пружины l0.
Сила упругости
взаимодействие молекул тела.
На малых расстояниях
молекулы отталкиваются, а на
больших – притягиваются
1.Деформация растяжения и
сжатия.
2.Деформация изгиба.
3.Деформация кручения.
Делают вывод о том, что сила
упругости пропорциональна
удлинению пружины
6 2.
3.
4.
5.
6.
7.
Подвесить к пружине один груз, отметить силу 1 Н на оси.
Измерить длину растянутой пружины l.
Найти разность Δl = l l0, отметить на оси.
Подвесить к пружине второй груз, отметить силу 2 Н на оси.
Измерить длину растянутой пружины l.
Найти разность Δl = l l0, отметить на оси
Вывод: чем больше сила, тем больше удлиняется пружина.
При увеличении массы груза увеличивается удлинение
l, пружина еще сильнее
деформировалось и увеличивается сила упругости .
А можно ли считать, что сила тяжести равна силе упругости по модулю?( можно)
Если эти измерения проводить очень точно , то можно заметить, что растяжение
пружины прямопрапорционально силе упругости.
Эту зависимость установил физик Роберт Гук.
Родился 18 июля 1635 г. в местечке Фрешуотер на английском острове Уайт в семье
настоятеля местной церкви. В истории физики он известен как первый, кто установил
связь силы упругости и деформации. На слайде его портрет ( стр. 60).
Вывод: Сила упругости зависит от коэффициента жёсткости и от удлинения.
Сила упругости равна произведению жесткости тела на удлинение
Fупр = к .
l (закон Гука) сила упругости возникающая при растяжении (или
Одна пружинка удлинилась
больше чем другая
7 сжатии) тела прямо пропорционалена его удлинению
Посмотрите на свой пластилин. Он вернул свою форму? А металлическая пластина?
На стр. 61 есть объяснение этого явления. Кто может прочесть? Какая деформация
называется упругой, а какая пластической?
Так к какой же деформации можно отнести пластину ? А пластилин?
Поэтому нужно отметить, что закон Гука справедлив только для упругой деформации.
Запишите в тетради ЗАКОН ГУКА: сила упругости возникающая при растяжении
(или сжатии) тела прямо пропорционалена его удлинению. Fупр = к .
l
Запишем обозначения: К – жесткость (
);
l ( х) – удлинение, смещение ( м )
Давайте рассмотрим несколько веществ. К каким видам деформации( упругим или
пластичным) они относятся
Слайд
Рассмотрим в учебнике рисунок на стр.61. График какой функции на нем
представлен? ( линейной). Сколько нужно точек, чтобы построить график линейной
функции? ( две)
Можем ли мы по измерениям которые получили в эксперименте построить график
зависимости силы упругости от удлинения пружины? ( можем)
Я предлагаю вам работая в паре построить график. В том же розовом конверте вы
найдете заготовку для работы.
ПОСТРОЕНИЕ
Это прямая линия, проходящая через начало координат, график прямой
8 пропорциональности, сила упругости зависит от удлинения.
Первичное
закрепление
27.
Закон Гука хорошо выполняется только при малых деформациях. При больших
деформациях изменение длины перестаёт быть прямо пропорциональным
приложенной силе, а при очень больших деформациях тело разрушается.
Выявляет качество и уровень овладения знаниями, предлагает учащимся ответить на
вопросы
подведем итоги:
Отвечают на вопросы.
1.
2.
Какие виды деформаций мы изучили?
Перечислить особенности действия силы упругости:
когда возникает? (возникает при упругих деформациях)
куда направлена? (направлена противоположно направлению
смещения)
к чему приложена? (к деформируемому телу)
при каких деформациях выполняется закон Гука? (при упругих
деформациях).
28. Рефлексия
29. Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Поняли и научились
применять деятельностный подход в обучении. Освоили методику применения
Осмысливают
свою
деятельность на уроке,
9 30.
31.
информационных технологий. Получили возможность установить зависимость
силы упругости пружины от ее удлинения в интерактивной модели
проводят самооценку своей
деятельности. Отвечают на
вопросы:
Понравился ли тебе урок?
моменты урока
наиболее
Какие
считаешь
интересными?
Какие трудности испытывал
на уроке?
35.
VII. Итоги урока
37.
Домашнее задание
36. А какая самая очаровательная деформация на лице человека? Покажите?
Улыбка
Выставление оценок
38.
Наш урок подходит к концу, поэтому открываем свои дневники и записываем домашнее задание на следующий урок.
Д/з: § 22,23. Задача на выбор, заполнить таблицу.
«Злые» дела силы упругости
«Добрые» дела силы упругости
и
на
32. Замечания
предложения
будущее?
33.
34.
На этом наш урок окончен (ребята встают). До свидания.
10 Самоанализ урока
Урок предназначен для изучения нового материала. Этот урок является продолжением изучения темы: «Силы вокруг нас». Он поможет изучить
силу упругости, её виды, установить зависимость силы упругости от деформации.
Обучающиеся 7 класса любознательные, активные с различными интересами и разным потенциалом. При планировании урока, я учитывала их
индивидуальные способности .
В результате изучения темы учащиеся должны знать: закон Гука, уметь решать задачи, используя закон Гука, выполнять демонстрации,
лабораторные работы. Результатом урока должны стать новые знания, обогащение жизненного опыта, способность к самостоятельной
исследовательской деятельности.
Обучающиеся успешно отвечали на поставленные вопросы, смело проводили опыты, подтверждающие зависимость силы упругости от деформации.
На уроке ощущалась атмосфера слаженной рабочей обстановки, интерес к теме. Считаю, цель, которая была поставлена – достигнута.
11
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука." (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.