Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
19.11.2017
Познакомить
учащихся со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик», с понятием «идея произведения»;
совершенствовать знания о жанре; совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развивать умения: слушать авторскую
сказку и работать с ее содержанием; характеризовать главного героя и оценивать его
поступки; читать по ролям; определять идею сказки; выборочно пересказывать сказку; выявлять авторское отношение к персонажам и изображаемым событиям; делать выводы по прочитанному тексту; развивать интерес к творчеству В.П. Катаева;
воспитывать любовь и интерес к сказкам
Цветик - семицветик.doc
Урок литературного чтения
в 4 классе
по теме В.П.Катаев «Цветик семицветик»
Учитель начальных классов: Еналдиева Л.Т. Технологическая карта
Тема
Цель:
Задачи
Формируемые УУД
В.П.Катаев. »Цветиксемицветик» .
Познакомить учащихся со сказкой В.П. Катаева «Цветиксемицветик», с понятием «идея произведения»;
Совершенствовать знания о жанре; совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про
себя;
Развивать умения: слушать авторскую сказку и работать с ее содержанием; характеризовать главного героя и оценивать его
поступки; читать по ролям; определять идею сказки; выборочно пересказывать сказку; выявлять авторское отношение к
персонажам и изображаемым событиям; делать выводы по прочитанному тексту;
Сочинять сказку по заданному началу; развивать интерес к творчеству В.П. Катаева; воспитывать любовь и интерес к сказкам
Определить сходство и различие между фантазией и мечтой.
Регулятивные:
самостоятельно формулировать учебные задачи урока; планировать свою деятельность на основе осознаваемых целей; выбирать
способы работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; выполнять и контролировать свои действия.
Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанной сказки и работать с
ним; определять признаки авторской сказки; характеризовать главного героя произведения и его поступки; находить в тексте
фактическую информацию, заданную в явном и неявном виде; отвечать на вопросы к тексту; определять идею произведения;
делать выводы.
Коммуникативные: объяснять значение понятий «авторская сказка» и «идея произведения»; читать по ролям.
Основные понятия:
автор, герой , читатель, фантазия ,мечта ,сюжет ,сказка.
Ресурсы:
основные
дополнительные
Проектор, презентация к уроку, учебник Литература 4 класс Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А. Болотова, задания для работы в
группах, иллюстрации к сказке, Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение
которых приведет к достижению
запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Приветствие
“Здравствуйте!”
I
Самоопределе ние
к деятельности
Цель.
Включение детей в
деятельность на
личностнозначимом
уровне.
Личностные
:
положительн
ое
отношение к
учению,
познавательн
ой
деятельност
и.
Учащиеся поочередно
касаются одноименных
пальцев рук своего
соседа, начиная с
больших пальцев и
говорят:
желаю
Развитие мотивации детей к учебной
деятельности.
Самооценка
(соприкасаются
большими
пальцами);
успеха
(указательным
и);
большого
(средними);
во всём
(безымянными)
;
и везде
(мизинцами);
Здравствуйте!
(прикосновение
всей ладонью)
II. Актуализация
знаний
Цель.
Повторение
изученного
материала,
Расшифруйте текст.
ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛД
КАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГ
ШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФ
ЦЙ
Что это за слова?
Повторяют пройденный материал.
Катаев. Сказка:
“Цветиксемицветик
Выражают своё мнение.
Закрепление
знаний о
фантазии.
Регулятивны
е
личностные
коммуникат
ивные Дети вместе с учителем ставят
учебную задачу.
Умение ставить
УЗ
Регулятивны
е
Познакомиться с
творчеством
В.П.Катаева, работать
над содержанием сказки
“Цветик – семицветик” и
сделать вывод, чему
учит сказка.
Дети смотрят портрет ,
слушают о творчестве В.
Катаева.
Умение слушать, правильно говорить.
Знакомство с
творчеством
Валентина
Катаева.
Познаватель
ные
необходимого для
«открытия нового
знания»
III. Постановка
учебной задачи
Цель.
Формулирование
темы урока.
IV. «Открытие»
учащимися новых
знаний
Цель.
Знакомство со
сказкой В.Катаева
»Цветик
семицветик»
Вы правы, это тема нашего
урока. Отталкиваясь от темы
урока, сформулируйте его
цель. Для этого дополните
предложение
. Ознакомление с творчеством
________ ,
работа над _______
сказки____умение делать __ ,
чему______.
1.Написал это
произведение В.Катаев.
(Слайд) Посмотрите на
экран. Перед вами портрет
известного писателя,
создававшего книги для детей
и взрослых В.П.Катаев.
Родился писатель в городе
Одессе в семье учителя
математики. Валентин очень
любил море, дружил с
рыбаками, портовыми
работниками и их детьми. В
школьные годы он начал
писать стихи. В годы Великой
Отечественной войны работал
военным корреспондентом,
рассказывал о мужестве
солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали
на занятой врагом территории
нашим разведчикам. Об этом
рассказывает его правдивая
повесть «Сын полка». Вы
прочтете ее, когда
подрастете. Произведение
«Цветиксемицветик.»
написано в 1940 году. Ему
уже 77 лет. В детстве я с
удовольствием прочитала эту
сказку и полюбила. Уверена,
что понравилась она и вашим
мамам и папам.
2. Вы дома прочитали
произведение «Цветик
семицветик»
Какие чувства у вас
возникли?
3. К какому жанру относится
это произведение? Докажите
4.Словарная работа. (слайд)
Значения каких слов не
поняли? (Черепки
обломок, осколок какого
нибудь битого глиняного,
изделия ; от горшка одни
Дети говорят о своих
чувствах.
Этосказка. Дети
приводят аргументы.
Высказывать своё мнение.
Умение
определить
жанр
произведения
Коммуникат
ивные остались черепки. одна
одинёшенька нет друзей
тяпа растяпарассеянный
человек)
5.Работа над содержанием.
Почему произведение
называется «Цветик
семицветик»?
Как у неё оказался «Цветик
семицветик»?
Каким волшебным
свойством он обладал?
Какие волшебные слова
помогают Жене?
6.На какие желания
потратила Женя лепестки?
(Работа в группе)
Была ли Женя счастлива,
потратив первые 6 лепестков?
Почему?
Какое желание было самое
важное? Почему? Как
вы оцениваете поступок
Жени?
Называют слова,
значения которых не
понятны. –
Развитие речи,
Умение
работать со
словарём,
развитие речи.
Регулятивны
е
Познаватель
ные
Дети говорят своё
мнение,
…
…Исполнял желания
Лети,летн лепесток…
(говорят хором стоя)
Каждая группа
рассказывает об одном
лепестке, вычитывая
строчки из учебника.
Нет, не счастлива.
Потому что она
потратила их на
несерьёзные свои
желания
Физминутка,
Умение
определить
признаки
волшебной
сказки.
Навыки
осознанного
чтения
Выборочное чтение.
Регулятивны
е V. Первичное
закрепление
Цель.
Закрепить знания
по пройденной теме.
VI.Самостоятельна
я работа с
самопроверкой по
эталону
Цель.
Проверить умения в
определении
важных желаний,
добрых поступков.
…
Ответы детей.
Восстанови порядок
Выражают своё мнение.
На доске иллюстрации к
сказке.
Дети располагают ил
люстрации по порядку.
Работа над содержанием сказки.
Знание
содержания
сказки.
Умение
пересказывать
Перепутались фрагменты
сказки. Расположите их по
порядку
Работа с пословицами.
(слайд)
Подумайте, пожалуйста,
какая из пословиц выражает
основную мысль сказки ?
Делу время, потехе час.
Жизнь дана на добрые
дела.
Дело мастера боится.
А что это значит? На какие
такие добрые? Какие дела
можно назвать добрыми?
Жизнь дана на добрые
дела.
Дети перечисляют свои
добрые дела
Объяснение значений пословиц.
Умение
работать с
пословицами
Коммуникат
ивные
Регулятивны
е
Познаватель
ные
Личностные
Регулятивны
е Скажите, пожалуйста, а
обязательно ли нужно иметь
волшебный цветок, чтобы
делать добрые дела
Нет, достаточно иметь
доброе сердце, чтобы
приходить на помощь
другим в трудную
минуту. И не ждать,
когда тебя об этом
попросят.
VII. Включение
новых знаний в
систему знаний и
повторение
Цель.
Включение нового
знания в систему
изученного
материала.
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей
В заключение урока я Вас
хочу попросить нарисовать на
другой стороне моего цветика
–семицветика свой цветик
семицветик и ответить на
вопрос: Если бы у вас остался
последний лепесток от
цветика семицветика, то он
какого цвета был бы? А
последнее желание загадали
бы, чтобы………..(напишите,
пожалуйста, свой вариант
ответа).
С какой сказкой мы
познакомились?
Зачем нам нужен был этот
урок?
За что можно похвалить
своих одноклассников?
Чтобы ты пожелал, если бы
у тебя был цветик –
семицветик?
Структура Раунд Робин
(Сингапурская система)
Записывают свои желания,
рассказывают друг другу, желающие
говорят вслух.
Развитие речи
Умение
работать в
группе.
Личностные
Коммуникат
ивые
Регулятивны
е
«Цветиксемицветик»
Самооценка Умение делать
выводы.
Доброте,милосердию…
Регулятивны
е
Коммуникат
ивные
Личностные Чтение стихотворения наизусть.
Навыки
выразительного
чтения
и всего класса.
“Жизнь дана на добрые дела”.
Эта добрая сказка Валентина
Катаева учит нас: когда
появляются желания, сначала
думай, нужно ли то, что ты
сейчас пожелал, не принесет
ли выполнение твоего
желания неприятность,
неудобство окружающим.
А главное, надо стараться
самому осуществлять свои
желания. И совсем
необязательно иметь лепестки
цветика – семицветика, чтобы
совершать разумные
поступки. Достаточно иметь
доброе сердце, чтобы
приходить на помощь другим
в трудную минуту и не ждать,
когда тебя об этом попросят.
Как вы думаете, мы
приносит
Добрым быть совсем
совсем не просто,
Не зависит доброта от
роста.
Доброта
людям радость
И взамен не требует
награды.
Доброта с годами не
стареет,
Доброта от холода
согреет.
Если доброта,
солнце, светит,
Радуются взрослые и
дети.
(слайд)
как раскрыли все секреты этой
сказки?
На следующем уроке
продолжим работу над этим
произведением.
Стр 6170, читать
IX. Д/з.
X.Оценка знаний.
Знания
содержания
сказки.
Регулятивны
е
Коммуникат
ивные
Личностные
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Технологическая карта по литературе В.П.Катаев "Цветик-семицветик"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.