Технологическая карта урока окружающего мира
Предмет: окружающий мир, УМК «Перспектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»
Класс: 3
Тема урока: «Родословное древо»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: сформировать представление о семье, родственных связях, о родословной; ввести правила составления родословного древа.
Планируемые результаты:
предметные: знать 2 способа составления родословного древа, знать терминологию родства в применении к членам своей семьи, пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье;
метапредметные: развивать умение делать выводы и обобщать, различать способы составления родословного древа, составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений
личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье, проявлять интерес к истории своей семьи формировать положительное отношение к учению, определять мотивы учебной деятельности.
Оборудование: учебник, презентация, лист с родословным древом.
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организация начала занятия
|
Прозвенел звонок, начинается урок. Очень тихо вы садитесь и работать не ленитесь. |
Слушают учителя |
Личностные -воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся.
|
2. Актуализация опорных знаний. |
Прежде чем начать урок, давайте вспомним, что изучали на прошлом занятии. Ваня решал кроссворд «Родственники» и обнаружил задания, на которые не знал ответа. Он обратился за помощью к Ане, которая попыталась помочь Ване решить кроссворд, но не смогла. - Ребята, помогите Ане и Ване решить этот кроссворд.
По вертикали: 1. Сестра мужа для его жены. (Золовка) 2. Жена сына для его матери. (Невестка) 3. Мама мужа для его жены. (Свекровь) 4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка) По горизонтали: 5. Отец жены для её мужа. (Тесть) 6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты) 7. Мальчик для родной сестры. (Брат) 8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин) Учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы кроссворда.
- Каким словом мы можем назвать всех этих людей? (семья) Сегодня мы будем говорить о приятном, согревающем душу каждого. То, без чего не может прожить человек! О чём? (о семье) слайд 2 КАРТОЧКА 1 Заполни пропуски. Сестра отца – _________________ Хранительница семейного очага – _________ Наследник рода – _______________________ Брат мамы – _____________________ Ребенок родителей, но не сын – ___________ Отец мамы – ______________________ Сын брата –_____________________ Мама папы – ______________________ Сестра мамы - _______________________ Брат папы - _________________________ Дочь брата - ________________________
|
Вспоминать пройденный материал. Отвечать на вопросы учителя. Участвовать в беседе. Оценивать свои знания. Воспринимать речь учителя.
|
Познавательные: - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. Личностные: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание узнать названия родственников по степени родства и свойства. |
3. Погружение в проект.
|
На уроке нам надо будет ответить на вопросы: 1. Что такое семья? 2. Как вы понимаете слова родословная, родословное древо? 3. Зачем нам знать наших предков.
Прочитайте пословицу. Дерево держится корнями, а человек семьёй. Что же такое семья? Слайд 5 Семья — группа родственников, живущих вместе. Семья — группа родственников, дружная и сплочённая общими интересами. Семья - самое близкое окружение человека. В любой семье важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции. КАРТОЧКА 2 Вставь подходящие по смыслу слова: Члены семьи ……………. и …………….. друг друга, живут в ……… квартире, имеют ……… бюджет семьи, …………… проводят свободное время, соблюдают ………. своей семьи. Слайд 7 Согласны ли вы с данными утверждениями? Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает, где хочет, когда хочет, с кем хочет. У каждого члена семьи свои традиции. Ребята, как вы считаете, иметь хорошую, крепкую семью, это важно для человека? Почему? Слайд 8 - В 2008 году в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, 8 июля, в День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии, которые считаются образцом супружеской верности и идеалом семейного счастья. Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час. Символом праздника стала - ромашка, и это не случайно. Ведь ромашка самый чистый и нежный летний цветок.
Послушайте стихотворение: У меня есть дерево такое, Называется оно семьей… На нем яблоки висят, оно – живое! И наполнено семейной добротой! Яблочко внизу, левее, выше, И у каждого судьба своя. Дедушки и бабушки на кроне, Папа, мамочка, сестренка брат и я! Как вы думаете, о чем это стихотворение? (семейное дерево, родословное дерево). Слайд 9
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Родословная - история семьи в нескольких поколениях. Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки. Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее. |
Участвуют в создании проблемной ситуации. Воспринимать речь учителя. |
Личностные: Проявлять интерес к познанию мира; желание узнать названия родственников по степени родства и свойства; понимание своей успешности при изучении темы.
Познавательные: - раскрывать значение понятий; — определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение; - различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать своё мнение.
Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные: - формулировать собственные высказывания; - для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, анализировать свою деятельность.
|
4. Работа с учебником
|
На этом этапе вводятся понятия родословного древа – «восхождение к предкам» и «нисхождение к потомкам». Давайте откроем учебник на стр. 28 – 29. - Первый ряд читает первый абзац, - второй ряд второй абзац, - третий ряд третий абзац. На прочтение у вас есть минута. Сейчас я проверю, как вы поняли прочтенное. 1. Что такое родословное древо и почему его так называют? 2. О каком способе составления родослов-ного древа узнали вы? 3. Чем ваш способ отличается от предыдущего? Слайд 12 Молодцы. |
Читать учебник. |
|
5. Физминутка
|
Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка На четыре – ноги шире Пять – руками помахать Шесть за парты тихо сесть. |
Выполнять двигательные упражнения |
Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
6. Подготовка к созданию проекта. |
С чего же начать поиск своих корней и составление родословного древа? Прежде всего надо расспросить родных. Давайте рассмотрим самые важные вопросы о каждом предке, которые вы должны задать родственникам старшего поколения: 1) Как его имя, отчество, фамилия; 2) Где и когда он родился, жил, учился, работал; 3) Каковы были девичьи фамилии замужних женщин; 4) Какие есть устные семейные предания, старые документы, фотографии? |
Отвечают на вопросы учителя, слушают его. |
|
7. Составление родословного древа
|
Давайте попробуем составить свое родословное древо. Я дам вам листы, на которых дано древо. Заполните его своими данными. Ваши родословные получились одинаковые, давайте подумаем, что в них нужно изменить, чтобы каждому, глядя на вашу работу, было понятно, чей род на ней запечатлен? (написать Ф.И.О. каждого) |
Составлять схему родословного древа. |
Познавательные: обращаться к ранее полученным знаниям, совершенствовать их. |
8. Итог урока
|
Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги и вспомним. Слайд 14 - Что такое «родословное древо»? - Сколько способов составления «родословного древа» мы изучили? - В какие рамочки оформляют мужские и женские имена в родословном древе? - Кто главные помощники в составлении семейного древа? - С каким праздником мы сегодня познакомились? - В каком году появился праздник «День семьи»? - Что считается символом этого праздника? Почему? |
Отвечать на вопросы.
Анализировать проделанную работу.
Делать выводы |
Регулятивные - выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного. |
9. Домашнее задание |
Слайд 15 Учебник стр. 28-31 читать. Выполнить проект «Родословное дерево». |
Записывают Д/З. |
|
10. Рефлексия |
Чем интересен вам был урок? Какие открытия сделали для себя? За что вы можете похвалить себя? Получилось ли у нас ответить на поставленные перед уроком задачи? Кому понравился урок и у него все получилось – поаплодируйте себе. Слайд 16
Семья – это важно! Слайд 17 Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Слайд 18 Молодцы. Спасибо вам за работу. |
Осуществляют самооценку. |
Регулятивные: анализировать собственную работу на уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.