Технологическая карта по окружающему миру на тему "Родословное древо" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке говорится что такое семья и когда ее можно назвать дружной, учащиеся знакомятся с праздником семьи, вводится понятие родословное древо, узнают способы его составления и пробуют составить свое древо. В конце урока дается домашнее задание и зачитывается стихотворение о семье.
Иконка файла материала Технологическая карта Род древо моя.docx

Технологическая карта урока окружающего мира

Предмет: окружающий мир, УМК «Перспектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»

Класс: 3

Тема урока: «Родословное древо»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: сформировать представление о семье, родственных связях, о родословной; ввести правила составления родословного древа.

Планируемые результаты:

      предметные: знать 2 способа составления родословного древа, знать терминологию родства в применении к членам своей семьи, пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье;

      метапредметные: развивать умение делать выводы и обобщать,  различать способы составления родословного древа, составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений

      личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье, проявлять интерес к истории своей семьи формировать положительное отношение к учению, определять мотивы учебной деятельности.

Оборудование: учебник, презентация, лист с родословным древом.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала занятия

 

Прозвенел звонок,

начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

и работать не ленитесь.

Слушают учителя

Личностные -воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся.

 

2. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем начать урок, давайте вспомним, что изучали на прошлом занятии.

Ваня решал кроссворд «Родственники» и обнаружил задания, на которые не знал ответа. Он обратился за помощью к Ане, которая попыталась помочь Ване решить кроссворд, но не смогла.

- Ребята, помогите Ане и Ване решить этот кроссворд.

 

 

 

По вертикали:

1. Сестра мужа для его жены. (Золовка)

2. Жена сына для его матери. (Невестка)

3. Мама мужа для его жены. (Свекровь)

4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка)

По горизонтали:

5. Отец жены для её мужа. (Тесть)

6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты)

7. Мальчик для родной сестры. (Брат)

8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин)

Учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы кроссворда.

 

- Каким словом мы можем назвать всех этих людей? (семья)

Сегодня мы будем говорить о приятном, согревающем душу каждого. То, без чего не может прожить человек! О чём? (о семье)

слайд 2

КАРТОЧКА 1

Заполни пропуски.

Сестра отца –  _________________

Хранительница семейного очага –  _________

Наследник рода –  _______________________

Брат мамы –  _____________________

Ребенок родителей, но не сын –  ___________

Отец мамы –  ______________________

Сын брата –_____________________

Мама папы –  ______________________

Сестра мамы -  _______________________

Брат папы -  _________________________

Дочь брата -  ________________________

 

Вспоминать пройденный материал.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Оценивать свои знания.

Воспринимать речь учителя.

 

 

Познавательные:

- воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание узнать названия родственников по степени родства и свойства.

3. Погружение в проект.

 

На уроке нам надо будет ответить на вопросы:

1. Что такое семья?

2. Как вы понимаете слова родословная, родословное древо?

3. Зачем нам знать наших предков.

 

Прочитайте пословицу.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Что же такое семья? Слайд 5

Семья — группа родственников, живущих вместе.

Семья — группа родственников, дружная и сплочённая общими интересами.

Семья - самое близкое окружение человека. В любой семье важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.

КАРТОЧКА 2

Вставь подходящие по смыслу слова:

Члены семьи ……………. и …………….. друг друга, живут в ……… квартире, имеют ……… бюджет семьи, …………… проводят свободное время, соблюдают ………. своей семьи.

Слайд 7

Согласны ли вы с данными утверждениями?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира.

У каждого свой кошелек.

Каждый член семьи отдыхает, где хочет, когда хочет, с кем хочет.

У каждого члена семьи свои традиции.

Ребята, как вы считаете, иметь хорошую, крепкую семью, это важно для человека? Почему?

Слайд 8

- В 2008 году в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, 8 июля, в День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии, которые считаются образцом супружеской верности и идеалом семейного счастья. Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час. Символом праздника стала - ромашка, и это не случайно. Ведь ромашка самый чистый и нежный летний цветок.

 

Послушайте стихотворение:                                                             У меня есть дерево такое,                                                       Называется оно семьей…                                                                   На нем яблоки висят, оно – живое!                                                        И наполнено семейной добротой!                                               Яблочко внизу, левее, выше,                                                                 И у каждого судьба своя.                                                           Дедушки и бабушки на кроне,                                                             Папа, мамочка, сестренка брат и я!

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (семейное дерево, родословное дерево). Слайд 9

 

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Родословная - история семьи в нескольких поколениях.

Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки.

Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.

Участвуют в создании проблемной ситуации.

Воспринимать речь учителя.

Личностные:

Проявлять интерес к познанию мира; желание узнать названия родственников по степени  родства и свойства; понимание своей успешности при изучении темы.

 

Познавательные: 

- раскрывать значение понятий; 

— определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение;

- различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать своё мнение.

 

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

 

Коммуникативные:

- формулировать собственные высказывания;

- для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, анализировать свою деятельность.

 

 

 

4. Работа с учебником

 

На этом этапе вводятся понятия родословного древа – «восхождение к предкам» и «нисхождение к потомкам».

Давайте откроем учебник на стр. 28 – 29.

- Первый ряд читает первый абзац,

- второй ряд второй абзац,  

- третий ряд третий абзац.

На прочтение у вас есть минута.

Сейчас я проверю, как вы поняли прочтенное.

1. Что такое родословное древо и почему его так называют?

2. О каком способе составления родослов-ного древа узнали вы?

3. Чем ваш способ отличается от предыдущего? Слайд 12

Молодцы.

Читать учебник.

 

5. Физминутка

 

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре – ноги шире

Пять – руками помахать

Шесть за парты тихо сесть.

Выполнять двигательные упражнения

Личностные

- установка на здоровый образ жизни.

6. Подготовка к созданию проекта.

С чего же начать поиск своих корней и составление родословного древа? Прежде всего надо расспросить родных. Давайте рассмотрим самые важные вопросы о каждом предке, которые вы должны задать родственникам старшего поколения:

1) Как его имя, отчество, фамилия;

2) Где и когда он родился, жил, учился, работал;

3) Каковы были девичьи фамилии замужних женщин;

4) Какие есть устные семейные предания, старые документы, фотографии? 

Отвечают на вопросы учителя, слушают его.

 

7. Составление родословного древа

 

 

Давайте попробуем составить свое родословное древо.

Я дам вам листы, на которых дано древо. Заполните его своими данными.

Ваши родословные получились одинаковые, давайте подумаем, что в них нужно изменить, чтобы каждому, глядя на вашу работу, было понятно, чей род на ней запечатлен? (написать Ф.И.О. каждого)

Составлять схему родословного древа.

Познавательные:

обращаться к ранее полученным знаниям, совершенствовать их.

8. Итог урока

 

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги и вспомним. Слайд 14

- Что такое «родословное древо»?

- Сколько способов составления «родословного древа» мы изучили?

- В какие рамочки оформляют мужские и женские имена в родословном древе?

- Кто главные помощники в составлении семейного древа?

- С каким праздником мы сегодня познакомились?

- В каком году появился праздник «День семьи»?

- Что считается символом этого праздника? Почему?

Отвечать на вопросы.

 

Анализировать проделанную работу.

 

Делать выводы

Регулятивные

- выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

9. Домашнее задание

Слайд 15

Учебник стр. 28-31 читать.

Выполнить проект «Родословное дерево».

Записывают Д/З.

 

10. Рефлексия   

Чем интересен вам был урок?

Какие открытия сделали для себя?

За что вы можете похвалить себя?

Получилось ли у нас ответить на поставленные перед уроком задачи?

Кому понравился урок и у него все получилось – поаплодируйте себе.  Слайд 16

 

Семья – это важно!    Слайд 17

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Слайд 18

Молодцы. Спасибо вам за работу.

Осуществляют самооценку.

Регулятивные: анализировать собственную работу на уроке.