Технологическая карта по окружающему миру на тему "Родословное древо" (3 класс)
Оценка 5

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Родословное древо" (3 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
17.03.2018
Технологическая карта по окружающему миру на тему "Родословное древо" (3 класс)
На уроке говорится что такое семья и когда ее можно назвать дружной, учащиеся знакомятся с праздником семьи, вводится понятие родословное древо, узнают способы его составления и пробуют составить свое древо. В конце урока дается домашнее задание и зачитывается стихотворение о семье.
Технологическая карта Род древо моя.docx

Технологическая карта урока окружающего мира

Предмет: окружающий мир, УМК «Перспектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»

Класс: 3

Тема урока: «Родословное древо»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: сформировать представление о семье, родственных связях, о родословной; ввести правила составления родословного древа.

Планируемые результаты:

      предметные: знать 2 способа составления родословного древа, знать терминологию родства в применении к членам своей семьи, пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье;

      метапредметные: развивать умение делать выводы и обобщать,  различать способы составления родословного древа, составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений

      личностные: иметь представление о важности родственных связей в семье, проявлять интерес к истории своей семьи формировать положительное отношение к учению, определять мотивы учебной деятельности.

Оборудование: учебник, презентация, лист с родословным древом.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала занятия

 

Прозвенел звонок,

начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

и работать не ленитесь.

Слушают учителя

Личностные -воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся.

 

2. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем начать урок, давайте вспомним, что изучали на прошлом занятии.

Ваня решал кроссворд «Родственники» и обнаружил задания, на которые не знал ответа. Он обратился за помощью к Ане, которая попыталась помочь Ване решить кроссворд, но не смогла.

- Ребята, помогите Ане и Ване решить этот кроссворд.

 

 

 

По вертикали:

1. Сестра мужа для его жены. (Золовка)

2. Жена сына для его матери. (Невестка)

3. Мама мужа для его жены. (Свекровь)

4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка)

По горизонтали:

5. Отец жены для её мужа. (Тесть)

6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты)

7. Мальчик для родной сестры. (Брат)

8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин)

Учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы кроссворда.

 

- Каким словом мы можем назвать всех этих людей? (семья)

Сегодня мы будем говорить о приятном, согревающем душу каждого. То, без чего не может прожить человек! О чём? (о семье)

слайд 2

КАРТОЧКА 1

Заполни пропуски.

Сестра отца –  _________________

Хранительница семейного очага –  _________

Наследник рода –  _______________________

Брат мамы –  _____________________

Ребенок родителей, но не сын –  ___________

Отец мамы –  ______________________

Сын брата –_____________________

Мама папы –  ______________________

Сестра мамы -  _______________________

Брат папы -  _________________________

Дочь брата -  ________________________

 

Вспоминать пройденный материал.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Оценивать свои знания.

Воспринимать речь учителя.

 

 

Познавательные:

- воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание узнать названия родственников по степени родства и свойства.

3. Погружение в проект.

 

На уроке нам надо будет ответить на вопросы:

1. Что такое семья?

2. Как вы понимаете слова родословная, родословное древо?

3. Зачем нам знать наших предков.

 

Прочитайте пословицу.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Что же такое семья? Слайд 5

Семья — группа родственников, живущих вместе.

Семья — группа родственников, дружная и сплочённая общими интересами.

Семья - самое близкое окружение человека. В любой семье важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.

КАРТОЧКА 2

Вставь подходящие по смыслу слова:

Члены семьи ……………. и …………….. друг друга, живут в ……… квартире, имеют ……… бюджет семьи, …………… проводят свободное время, соблюдают ………. своей семьи.

Слайд 7

Согласны ли вы с данными утверждениями?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира.

У каждого свой кошелек.

Каждый член семьи отдыхает, где хочет, когда хочет, с кем хочет.

У каждого члена семьи свои традиции.

Ребята, как вы считаете, иметь хорошую, крепкую семью, это важно для человека? Почему?

Слайд 8

- В 2008 году в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, 8 июля, в День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии, которые считаются образцом супружеской верности и идеалом семейного счастья. Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час. Символом праздника стала - ромашка, и это не случайно. Ведь ромашка самый чистый и нежный летний цветок.

 

Послушайте стихотворение:                                                             У меня есть дерево такое,                                                       Называется оно семьей…                                                                   На нем яблоки висят, оно – живое!                                                        И наполнено семейной добротой!                                               Яблочко внизу, левее, выше,                                                                 И у каждого судьба своя.                                                           Дедушки и бабушки на кроне,                                                             Папа, мамочка, сестренка брат и я!

Как вы думаете, о чем это стихотворение? (семейное дерево, родословное дерево). Слайд 9

 

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Родословная - история семьи в нескольких поколениях.

Родословное, или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки.

Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.

Участвуют в создании проблемной ситуации.

Воспринимать речь учителя.

Личностные:

Проявлять интерес к познанию мира; желание узнать названия родственников по степени  родства и свойства; понимание своей успешности при изучении темы.

 

Познавательные: 

- раскрывать значение понятий; 

— определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение;

- различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать своё мнение.

 

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания.

 

Коммуникативные:

- формулировать собственные высказывания;

- для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, анализировать свою деятельность.

 

 

 

4. Работа с учебником

 

На этом этапе вводятся понятия родословного древа – «восхождение к предкам» и «нисхождение к потомкам».

Давайте откроем учебник на стр. 28 – 29.

- Первый ряд читает первый абзац,

- второй ряд второй абзац,  

- третий ряд третий абзац.

На прочтение у вас есть минута.

Сейчас я проверю, как вы поняли прочтенное.

1. Что такое родословное древо и почему его так называют?

2. О каком способе составления родослов-ного древа узнали вы?

3. Чем ваш способ отличается от предыдущего? Слайд 12

Молодцы.

Читать учебник.

 

5. Физминутка

 

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре – ноги шире

Пять – руками помахать

Шесть за парты тихо сесть.

Выполнять двигательные упражнения

Личностные

- установка на здоровый образ жизни.

6. Подготовка к созданию проекта.

С чего же начать поиск своих корней и составление родословного древа? Прежде всего надо расспросить родных. Давайте рассмотрим самые важные вопросы о каждом предке, которые вы должны задать родственникам старшего поколения:

1) Как его имя, отчество, фамилия;

2) Где и когда он родился, жил, учился, работал;

3) Каковы были девичьи фамилии замужних женщин;

4) Какие есть устные семейные предания, старые документы, фотографии? 

Отвечают на вопросы учителя, слушают его.

 

7. Составление родословного древа

 

 

Давайте попробуем составить свое родословное древо.

Я дам вам листы, на которых дано древо. Заполните его своими данными.

Ваши родословные получились одинаковые, давайте подумаем, что в них нужно изменить, чтобы каждому, глядя на вашу работу, было понятно, чей род на ней запечатлен? (написать Ф.И.О. каждого)

Составлять схему родословного древа.

Познавательные:

обращаться к ранее полученным знаниям, совершенствовать их.

8. Итог урока

 

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги и вспомним. Слайд 14

- Что такое «родословное древо»?

- Сколько способов составления «родословного древа» мы изучили?

- В какие рамочки оформляют мужские и женские имена в родословном древе?

- Кто главные помощники в составлении семейного древа?

- С каким праздником мы сегодня познакомились?

- В каком году появился праздник «День семьи»?

- Что считается символом этого праздника? Почему?

Отвечать на вопросы.

 

Анализировать проделанную работу.

 

Делать выводы

Регулятивные

- выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

9. Домашнее задание

Слайд 15

Учебник стр. 28-31 читать.

Выполнить проект «Родословное дерево».

Записывают Д/З.

 

10. Рефлексия   

Чем интересен вам был урок?

Какие открытия сделали для себя?

За что вы можете похвалить себя?

Получилось ли у нас ответить на поставленные перед уроком задачи?

Кому понравился урок и у него все получилось – поаплодируйте себе.  Слайд 16

 

Семья – это важно!    Слайд 17

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Слайд 18

Молодцы. Спасибо вам за работу.

Осуществляют самооценку.

Регулятивные: анализировать собственную работу на уроке.

 


 

Технологическая карта урока окружающего мира

Технологическая карта урока окружающего мира

Этапы урокаСодержание Деятельность учащихсяУУД 1

Этапы урокаСодержание Деятельность учащихсяУУД 1

Так друг друга называют родители мужа и жены

Так друг друга называют родители мужа и жены

Зачем нам знать наших предков.

Зачем нам знать наших предков.

Ребята, как вы считаете, иметь хорошую, крепкую семью, это важно для человека?

Ребята, как вы считаете, иметь хорошую, крепкую семью, это важно для человека?

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка

Что такое родословное древо и почему его так называют? 2

Что такое родословное древо и почему его так называют? 2

Давайте попробуем составить свое родословное древо

Давайте попробуем составить свое родословное древо

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018