Технологическая карта урока
Учебный предмет: окружающий мир
УМК: «Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 2 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2015 г.)
Тема: Все профессии важны.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок – игра.
Цель урока: расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей.
Задачи урока:
Образовательные: дать представление о многообразии профессий.
Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять);
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Основные термины и понятия: профессия.
Планируемые результаты:
Предметные: знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики.
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;
формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Учебно-методическое обеспечение:
· для учителя: иллюстрации с изображением людей разных профессий;
· для детей: словарь Ожегова, карточки «Узнай профессию» разного цвета; предметы, относящиеся к разным профессиям; рисунки с профессией, которую дети мечтают выбрать в будущем.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
I этап: организационный момент.
|
создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс |
Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и подарите каждому свою лучистую улыбку, так чтобы она озарила весь класс!! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. |
приветствие учителя; дают себе установку на хорошую работу на уроке. - Прозвенел звонок весёлый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! |
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» (Л) |
II этап: Самоактуализация к деятельности. актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля |
создание проблемной ситуации |
- Ребята, вы уже обратили внимание на то, что к нам сегодня пришли гости, давайте и им подарим наши улыбки-лучи! - А теперь предлагаю начать наш урок с разминки. Разгадав загадки, узнаете тему урока. 1.
Встанем мы, когда вы спите, 2. Кто на страже днем и ночью Ловит тех, кто грабить хочет? С пистолетом кто в руке, С верным псом на поводке? Кто нарушит план злодейский? Скажите..
Это поли………ий. И как лечиться, он всем говорит; Кто болен – он капли предложит принять, Тому, кто здоров,- разрешит погулять. 4. Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные? Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? 5.Он учит детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать. 6.
В
книжном море он бескрайнем 7. Я пускал рубанок в дело- Стружка весело летела. Я теперь доску пилю И свою пилу хвалю. 8.Встаем мы очень рано, ведь
наша забота – по утрам на работу. 9.Шью я куртки и штаны, Вы меня все знать должны: На машинке строчу лихо, Потому что я…
- Как назвать все эти слова одним? Всех поздравляю с праздником чудесным! Профессий праздник нынче здесь.. Есть множество профессий интересных… И всех, конечно, нам не счесть… |
слушают учителя; отгадывают загадки, определяют проблему
1. пекарь
2.полицейский
3.доктор
4.повар
5.учитель
6.библиотекарь
7. столяр.
8.водитель
9.портниха
Профессии. |
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (Л); - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций(Л); - строить сообщения в устной форме (П); - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (К). |
III этап: постановка цели урока
|
формулирование темы, цели и задачи урока |
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? - А какая профессия самая важная? - Итак, какая же тема нашего урока?
«На доске появляется запись: “Все профессии нужны, все профессии важны”. -Какие цели поставим перед собой? -Итак, сегодня на уроке мы должны поработать и решить: действительно ли все профессии важны и нужны. -А вы согласны с этим высказыванием?
|
о профессиях
(все профессии важны)
(узнаем о разнообразии профессий и их роли в жизни людей).
|
- принимать и сохранять учебную задачу (Р); - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (Р). |
IV этап: работа по теме урока |
получение и закрепление новых знаний по теме
Решение проблемы в процессе игровой деятельности. |
- Что такое профессия? Давайте посмотрим в словаре.
Поэтому очень важно сделать правильный выбор, чтобы профессия доставляла вам и окружающим пользу и радость. - А не рано ли вам думать об этом? Конечно, нет. В любой профессии нужны знания и навыки. Их вы получаете в школе. Поэтому сейчас ваша главная задача – хорошо учиться, чтобы потом стать хорошим специалистами, приносить людям пользу и обеспечивать свою семью.
Задание 1. Дидактическая игра «Узнай профессию» 1.Название профессии. - По классу развешены карточки с опорными словами разных профессий догадайтесь, назовите их. Карточки с опорными словами: Карточка 1. Небо, штурвал, самолет, аэропорт.
Карточка 2. Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.
Карточка 3. Книги, полки, выставка книг.
Карточка 4. Шлем, костюм, шланг.
Карточка 5. Кисти, краски, мольберт.
Карточка 6. Мел, указка, журнал, тетради.
|
(Это основное занятие человека, его трудовая деятельность). Дети находят определение в словаре Ожегова. Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность, которой он посвящает иногда всю свою жизнь.
Учитель учит детей грамоте, пишет на доске, в журнале. Его профессия очень важна. Не станет учителей, люди будут неграмотными. Летчик перевозит людей и грузы, помогает людям путешествовать, посещать разные страны, не тратя много времени на переезды. Разве можно представить нашу жизнь без самолетов и летчиков? Взлет и посадка – самые ответственные моменты полета. Ведь вблизи аэродрома в воздухе может находиться несколько бортов самолетов.
парикмахер, У этой волшебницы, Этой художницы, Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает Таинственной силой: К кому прикоснётся, Тот станет красивый
библиотекарь, Проводит индивидуальную беседу с читателями, оказывает им помощь в выборе книг, журналов.
Пожарный Потушу пожар любой, Быстро справлюсь я с бедой. За опасный этот труд Нас пожарными зовут
Художник Он
и фрукты, и природу
Все профессии нужны, все профессии важны. |
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р);
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия (Р).
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям (П);
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии (К). |
V этап: физминутка |
снятие напряжения |
Чтение стихотворения подготовленным учеником: Прекрасных профессий на свете не счесть. И каждой профессии слава и честь. Сегодня ты школьник, а завтра рабочий, Художник, ученый, моряк или зодчий. Для каждого нужное дело найдётся, Кто с детства всерьёз за работу берётся. Включается клип |
Слушают стихотворение |
|
VI этап: продолжение работы по теме урока
|
продолжить работу по теме урока
|
- Продолжим. Ребята, представители каких профессий пришли сегодня к нам в гости? - Сегодня здесь у нас: Библиотекарь, повар, врач И строгий представитель соблюдения Закона. У каждого своя специфика задач.. У каждого секрет профессии есть затаённый…
- И я передаю слово нашему шеф-повару – Ирине Николаевне. - Сейчас хотела бы пригласить Кристину Александровну – участкового уполномоченного отдела участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних. - Теперь давайте послушаем нашего школьного библиотекаря – Елену Васильевну. - Каждый из вас знает, что в здоровом теле – здоровый дух. Об этом нам напомнит Людмила Дмитриевна – в прошлом участковый врач и заместитель начальника Управления здравоохранения Пригородного района.
- А теперь вернемся к проблемному вопросу. Какая профессия самая важная?
Мясо, молоко, овощи ему предоставит фермер. Кто поможет доктору доехать до больницы? Кто насчитает врачу зарплату? Доктор любит читать книги. Кто их напишет?
– Что нужно для того, чтобы стать мастером своей профессии? - Знания каких наук нужны во всех профессиях? Уточните. – Повар должен знать математику, чтобы рассчитать норму расхода продуктов. - Электрик – физику, математику.
– Можно быть прекрасным, знающим врачом, водителем, грузчиком. Но человек в любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость.
|
Дети приводят доказательства
Швея. Профессия швеи – самая важная, так как эти люди стараются, чтобы все ходили в красивой одежде. Повар. Самая важная, так как эти люди готовят нам еду, пекут пироги. Плотник необходим везде. Он может работать на стройках городов, в строительных организациях сельского строительства, в строительно-ремонтных организациях, в ремонтных цехах заводов, на деревообрабатывающих комбинатах Почтальон. Профессия почтальона – самая важная, так как эти люди приносят нам газеты и журналы, бабушкам и дедушкам приносят пенсии. Учитель дает детям знания. Учит грамоте, воспитывает трудолюбие, аккуратность. Врач. Лечит людей от всех болезней.
Делают вывод: -Все профессии нужны, все профессии важны.
Знания. – Врач должен знать строение организма человека, химический состав лекарств, математику, чтобы рассчитать дозировку лекарств. – Повар должен знать математику, чтобы рассчитать норму расхода продуктов. - Электрик – физику, математику.
На доске: добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный
- Не выбрали слова эгоистичный, злой – они обозначают отрицательные качества человека.
- Ребята, а как вы думаете все ли виды профессий нам с вами известны? - Не выбрали слова эгоистичный, злой – они обозначают отрицательные качества человека. |
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р);
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии (К).
- строить сообщения в устной форме (П);
|
VII. Закрепление полученных знаний
|
Презентация - тест.
Проверка домашнего творческого задания. |
Игра «Продолжи фразу» Трактор
водит – ...
Вы любите мечтать? Давайте помечтаем о ваших будущих профессиях. Подумайте, кем бы хотели стать вы?
«Кем бы тебе хотелось быть?» - У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем мне заниматься? - Об этом задумался герой произведения Вл.Вл.Маяковского. - А вы мечтаете о том, кем вы будете, когда вырастете? - Я просила подготовить проект на тему «Профессии», расскажите он них.
|
Дети выбирают правильный вариант ответа.
Защита проектов
|
Уметь анализировать и делать выводы.
|
VIII. этап: рефлексия
|
осуществление итогового контроля по результату деятельности |
Организует рефлексию - Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться в полях и на заводах. В чём заключается ваш основной труд? -Верно, учёба - ваш главный труд. Школа-начало пути к любой профессии.
Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна.. Когда в небе падает звезда, люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У нас в классе есть звезды. Они лежат у вас на партах. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках: с одной стороны – будущую профессию, с другой – фамилию. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание и какие у вас будут стремления в жизни. Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесёт радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. |
осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Дети пишут на звездах кем они мечтают стать в будущем.
|
- формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» (Р).
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (Л); |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.